8 класс Русская литература и история

Категория: Литература

1. Беседа о прочитанных за лето книгах. Обмен читательским опытом.

2. Знакомство с учебником для 8 класса (Разделы, писатели). Обзор Хронологической прямой (разд. мат-л) и соотнесение с разделами учебника. Вспоминаем основные литературные направления и их отличительные особенности.

3. Работа с эпиграфом урока: «Времена не выбирают, В них живут и умирают…» А. Кушнер.

Связана ли литература и история? -------  обсуждаем проблемный вопрос и переходим к комментированию афоризмов. (Афоризм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.)

- «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький

- «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А С. Пушкин

------------------  Формулируем тему урока: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.

4. Составление тезисного плана статьи учебника «Русская литература и история».

- Работа с учебником: чтение статьи до слов «...всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками…».

Подготовка первой части тезисного плана:

Вопрос

Пункт плана

Тезис

Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?

Человек и история

 

Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими

Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах

 

В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?

Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.

 

Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?

Причины интереса русских писателей к отечественной истории

 

 

- Работа с учебником: чтение статьи со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи.

Подготовка второй части тезисного плана:

Вопрос

Пункт плана

Тезис

Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?

Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России

 

Что такое историзм русской классической литературы?

Историзм русской классической литературы

 

Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?

Интерес русских писателей к проблемам  всемирной  истории

 

Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории

Связь творчества русских писателей с историческим процессом

 

 

5. Домашнее задание: записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?

6. Выявление уровня литературного развития учащихся. Класс делится на 2 группы.

Задание: Соотнесите авторов с названиями произведений и историческими событиями, описанными в них:

 

Авторы

Названия произведений

Исторические события

1. И. А. Крылов

1. «Русские женщины»

1. Троянская война

2. Н. А. Некрасов

2. «Рассказ танкиста»

2. Отечественная война 1812 г.

3. JI. Н. Толстой

3. «Волк на псарне»

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

4. А. Т. Твардовский

4. «Илиада»

4. Война с горцами в XIX в.

5. Гомер

5. «Кавказский пленник»

5. Ссылка декабристов в Сибирь

Авторы

Названия произведений

Исторические  события

1. Д. С. Самойлов

1. «Тарас Бульба»

1. Северная война 1700— 1721 гг.

2. А. С. Пушкин

2. «Сороковые»

2. Отечественная война 1812 г.

3. Н. В. Гоголь

3. «Василий Шибанов»

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

4. М. Ю. Лермонтов

4. «Полтава»

4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского

5. А. К. Толстой

5. «Бородино»

5. Борьба украинского народа против завоевателей в конце XVI—начале XVII в.

Ответы:

 

Группа 1:

1. 32; 2. 15; 3. 54; 4. 23; 5. 41.

Группа 2:

1. 23; 2. 41; 3. 15; 4. 52; 5. 34.

 

 

7. Домашнее задание: повторить! записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?

Просмотр содержимого документа
«8 класс Русская литература и история»

Урок литературы в 8 классе Н.Г. Покровская

Урок литературы в 8 классе

Н.Г. Покровская

«Времена   не   выбирают ,  В   них   живут   и   умирают…»   А. Кушнер Связана ли литература и история?

«Времена   не   выбирают , В   них   живут   и   умирают…» А. Кушнер

Связана ли литература и история?

Комментируем афоризмы писателей Афоризм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Комментируем афоризмы писателей

Афоризм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»  М. Горький

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»  А С. Пушкин

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А С. Пушкин

Русская литература и история Сформулируем тему урока Интерес русских писателей к историче­скому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Русская литература и история

Сформулируем тему урока

Интерес русских писателей

к историче­скому прошлому своего народа.

Историзм творчества классиков русской литературы.

Тезисный план (1 часть) Вопрос Пункт плана Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей? Тезис Человек и история Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.? Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв. Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа? Причины интереса русских писателей к отечественной истории

Тезисный план (1 часть)

Вопрос

Пункт плана

Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?

Тезис

Человек и история

Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими

Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах

В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?

Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.

Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?

Причины интереса русских писателей к отечественной истории

Тезисный план (2 часть) Вопрос Пункт плана Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева? Тезис Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России Что такое историзм русской классической литературы ? Историзм русской классической литературы Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории? Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории Связь творчества русских писателей с историческим процессом

Тезисный план (2 часть)

Вопрос

Пункт плана

Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?

Тезис

Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России

Что такое историзм русской классической литературы ?

Историзм русской классической литературы

Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?

Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории

Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории

Связь творчества русских писателей с историческим процессом

Соотнесите авторов с названиями произведений  и историческими событиями, описанными в них: Группа 2 Группа 1 Авторы Авторы Названия произведений Названия произведений 1. Д. С. Самойлов 1. И. А. Крылов 1. «Тарас Бульба» 1. «Русские женщины» Исторические события 2. А. С. Пушкин 2. Н. А. Некрасов Исторические события 2. «Рассказ танкиста» 2. «Сороковые» 3. Н. В. Гоголь 1. Северная война 1700— 1721 гг. 1. Троянская война 3. JI. Н. Толстой 2. Отечественная война 1812 г. 2. Отечественная война 1812 г. 4. М. Ю. Лермонтов 3. «Василий Шибанов» 3. «Волк на псарне» 4. А. Т. Твардовский 4. «Илиада» 4. «Полтава» 3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. 5. Гомер 5. А. К. Толстой 3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. 4. Война с горцами в XIX в. 5. «Кавказский пленник» 4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского 5. «Бородино» 5. Ссылка декабристов в Сибирь 5. Борьба украинского народа против завоевателей в конце XVI—начале XVII в.  Группа 1: 1. 32; 2. 15; 3. 54; 4. 23; 5. 41. Группа 2: 1. 23; 2. 41; 3. 15; 4. 52; 5. 34.

Соотнесите авторов с названиями произведений и историческими событиями, описанными в них:

Группа 2

Группа 1

Авторы

Авторы

Названия произведений

Названия произведений

1. Д. С. Самойлов

1. И. А. Крылов

1. «Тарас Бульба»

1. «Русские женщины»

Исторические события

2. А. С. Пушкин

2. Н. А. Некрасов

Исторические события

2. «Рассказ танкиста»

2. «Сороковые»

3. Н. В. Гоголь

1. Северная война 1700— 1721 гг.

1. Троянская война

3. JI. Н. Толстой

2. Отечественная война 1812 г.

2. Отечественная война 1812 г.

4. М. Ю. Лермонтов

3. «Василий Шибанов»

3. «Волк на псарне»

4. А. Т. Твардовский

4. «Илиада»

4. «Полтава»

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

5. Гомер

5. А. К. Толстой

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

4. Война с горцами в XIX в.

5. «Кавказский пленник»

4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского

5. «Бородино»

5. Ссылка декабристов в Сибирь

5. Борьба украинского народа против завоевателей в конце XVI—начале XVII в.

Группа 1: 1. 32; 2. 15; 3. 54; 4. 23; 5. 41.

Группа 2: 1. 23; 2. 41; 3. 15; 4. 52; 5. 34.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Записать тезисы в таблицу с планом. 2. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Записать тезисы в таблицу с планом.

2. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений):

Почему каждый культурный человек должен знать

историю своего народа и своей страны?

Спасибо за внимание! Удачного всем дня 

Спасибо за внимание!

Удачного всем дня 


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас