Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "Гуси - лебеди" 2 класс УМК "Школа России"»
Сказка
«Гуси-лебеди»
Литературное чтение
2 класс
Составитель презентации: Шведова Оксана Андреевна,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №5 г.Улан-Удэ»
Проверка домашнего задания
«Каша из топора»
Научитесь читать красиво,
без ошибок.
Утка моя, селезнюха моя,
Не летай за реку,
Не клюй песку, не тупи носку!
1 урок
Селезень – самец утки.
Словарная работа
причитывать -
причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь
Словарная работа
кликать -
громко звать
Словарная работа
кудель -
пучок льна, приготовленный из пряжи
Словарная работа
веретено -
приспособление для получения нити из шерсти
Словарная работа
устьице -
отверстие в печи
Работа по учебнику с. 48-53
Чтение сказки
«Гуси-лебеди» цепочкой
Вопросы к 1 части:
- Кто действующие лица сказки?
- Куда ушли отец и мать?
- Что они наказали доченьке?
- Послушала дочь родителей?
- Куда ушла девочка?
- Что случилось с братцем?
То, что дала девочка мышке
к
а
ш
к
а
Жанр произведения
«Гуси-лебеди»
к
к
к
а
з
с
а
а
ш
к
а
Персонаж, который сначала встретился девочке
к
к
а
с
з
а
к
ч
к
п
а
е
а
ш
к
а
Персонаж, который помог девочке в избушке Бабы-яги
к
к
к
а
а
с
з
а
е
ч
п
к
а
а
м
к
ш
ы
ш
к
а
То, что предложила
поесть речка
к
к
к
а
с
з
а
е
ч
к
п
а
а
а
м
к
ш
ш
ы
к
ь
к
л
е
с
и
а
Место, где оказался украденный братец девочки
з
к
к
а
с
а
к
а
а
п
к
ч
е
ш
к
ы
м
а
ш
с
к
ь
е
и
л
к
а
б
у
ш
з
а
к
и
То, что родители обещали купить девочке
к
к
а
с
з
а
к
а
е
ч
к
а
п
ш
а
м
к
ш
ы
п
е
и
с
к
к
л
л
ь
а
б
а
а
з
ш
у
и
к
т
о
ч
е
к
Персонаж,
который встретился девочке после печки
к
к
к
а
с
з
а
а
а
п
к
ч
е
п
а
м
к
ш
ы
ш
к
с
л
ь
к
л
е
и
и
а
з
а
а
к
ш
у
б
н
б
л
о
я
я
т
о
ч
е
к
То, что предложила
поесть печка
к
к
а
с
з
а
к
а
а
п
к
ч
е
ы
ш
к
ш
а
м
п
е
л
к
л
к
ь
с
и
ш
з
а
б
у
а
а
к
и
б
л
т
н
я
я
о
о
п
о
р
о
ж
и
к
ч
е
к
Персонаж,
который встретился девочке после яблони
к
к
а
з
а
к
с
а
а
п
к
ч
е
а
м
к
ш
ы
ш
п
к
к
л
ь
е
с
и
л
а
и
к
ш
з
б
а
у
а
я
н
т
б
о
я
л
и
п
о
ж
о
р
к
о
а
р
к
ч
е
ч
е
к
Вопросы ко 2 части:
- Что обнаружила девочка, когда вернулась?
- Кого заметила девочка вдалеке?
- Кто унес братца?
Вопросы к 3 части:
- К кому сначала обратилась девочка за помощью?
- Помогли ли ей?
- Почему?
- К кому она еще обратилась за помощью? Помогли ей? Почему?
Вопросы к 4 части:
- Куда пришла девочка?
- Что хотела сделать Баба-Яга?
- Какой совет дала девочке мышка?
Вопросы к 5 части:
- Кто отправился в погоню за сестрой и братцем?
- Кто выручал девочку?
- Почему в этот раз молочная река, яблонька и печка помогли девочке?
- Чем закончилась сказка?
Прочитайте скороговорку.
У гусыни усов ищи не ищи –
не сыщешь.
2 урок
Составление плана
1. Гуси-лебеди унесли братца.
2. Девочка бросилась догонять гусей.
3. … .
4. … .
5. … .
6. … .
7. … .
8. Возвращение домой.
Встреча с печкой.
На пути – яблонька.
Молочная речка, куда гуси-лебеди полетели?
В избушке Бабы-яги.
Мышка помогает девочке.
Признаки сказки:
1) зачин;
2) волшебные предметы;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
Прочитай подчёркнутые слова.
Это устойчивые выражения.
Когда в сказках пишут «чистое поле» , то хотят подчеркнуть простор и красоту русской земли. Нам представляется огромное поле пшеницы или ржи, залитое ярким солнечным светом. В таком месте чувствуешь себя свободным и полным сил.
«Кисельные берега» означают изобилие. Благодаря волшебству кисельных берегов ты не испытываешь чувство голода.
Можно ли содержание сказки соотнести с пословицей:
«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» ?
Пословица «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» подходит сказке «Гуси-лебеди». Безусловно, это выдуманная история, но она показывает читателям, как важно слушаться родителей и ответственно выполнять поручения, иначе может случиться беда.