СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Восстановление сказочного текста на основе картинного плана.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Восстановление сказочного текста на основе картинного плана.»

Литературное чтение ___.09.2020

Тема: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Восстановление сказочного текста на основе картинного плана.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Ю. Мориц «Сказка по лесу идет».

  • Ответьте, что называют сказкой? (Занимательный рассказ, вымысел, фантазия, иногда с участием волшебных сил.)

  • Назовите части сказочного повествования. (Присказка. Зачин. Концовка. Повторы)

  • Кто такой сказитель? (Человек, который сказывает, рассказывает сказки.)

  • Кто такие собиратели? (Это люди, которые записывают, обрабатывают, пересказывают сказки, внося какие-то изменения, дополнения.)

  • Почему сказки называют народной? (Сочинил народ.)

  1. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы продолжим изучать раздел нашего учебника “Сказки”. На этом уроке вы будете учиться читать русскую народную сказку “Петушок и бобовое зёрнышко”. Попробуете себя в роли сказителя и постигнете ещё одну народную мудрость, заключённую в этой сказке.

Артикуляционная гимнастика.

Жу- жу- жу, жу-жу-жу-

Как то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи-

Мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-

Я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа-

Еж уходит от ужа.

Работа над новой темой.

Сели прямо! Ножки вместе!

Ручки полочкой на стол!

Начинаем разговор!

  • В начале урока я уже говорила, что вы сегодня познакомитесь с ещё одной русской народной сказкой “Петушок и бобовое зёрнышко”.

  • Я и прочитаю вам сказку, а вы внимательно её послушайте.

  • Обмен впечатлениями.

  • Понравилась ли вам сказка? Кто больше всего? Почему?

  • Кто из вас может перечислить главных героев сказки?

  • Повторное чтение сказки.

  • Словарная работа.

  • Прежде чем ещё раз прочитаем сказку, прошу вас обратить внимание на эти слова:

косу, со всех ног, проскочило. (надпись на доске)

  • Как вы понимаете значение этих слов? (Дети читают и объясняют эти слова.)

  • Ребята, слово коса имеет несколько значений.

1) Сельскохозяйственное орудие труда.

2) Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.

3) Сплетённые длинные пряди волос.

Физминутка.

  • Работа над частями сказки.

  • Сейчас вам предстоит определить и прочитать части сказочного повествования.

1) Найдите и прочитайте зачин сказки.

(Жили- были…

…. Словно мёртвый лежит.)

  • Проследим, как развивались дальше события.

  • К кому вначале побежала курочка? Прочитайте. (К хозяюшке.)

  • К кому послала хозяюшка? Коровушка? Хозяин?

  • Какой повтор встречается в этой сказке? (Подавился петушок бобовым зёрнышком…)

  • Кто определит и прочитает концовку сказки. (Кузнец дал хозяину новую косу…)

  • Молодцы, все части вы верно назвали.

  • Переверните лист на страницу и в рамочке прочитайте пословицы.

  • Используя их, объясните, каков урок сказки? Чему они нас учат? (Не торопиться, не спешить, дружбе, взаимовыручке, сочувствию, доброте, верности и т.д.)

  • Работа над выразительностью речи.

  • Зачин, ребята, читается спокойным, размеренным голосом, чётко, внятно. Соблюдайте паузы перед знаками препинания.

  • С каким чувством надо читать слова курочки? (Тревоги, беспокойства.)

  • Как обращается курочка, прося помощи? (Требовательно или уважительно.)

  • Какие слова показывают, что курочка торопится помочь петушку? (Бросилась, бежит, со всех ног бросилась.)

  • Как показать при чтении, что курочка торопится? (Читать просьбу в ускоренном темпе.)

  • Обучение пересказу.

  • Сейчас будем учиться пересказу. Поможет нам в этом ваш верный друг – учебник.

  • Прочитаем опорные слова, которые лежат у вас на парте

Бобовое зёрнышко.

Петушок. Курочка.

Хозяюшка, маслице.

Коровушка, молочко.

Хозяин, трава.

Кузнец, коса.

Кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.

Курочка. Петушок. Бобовое зёрнышко.

  • Используя рисунки учебника и опорные слова, попробуем пересказать сказку.


(Пересказы учеников.)


  1. Рефлексия. Итог урока.

  • Вот и подошёл к концу наш урок.

  • С какой сказкой вы познакомились на уроке?

  • Почему народ назвал сказку “Петушок и бобовое зёрнышко”?

  • Счастливый конец у сказки или нет?

  • Чему учит сказка? (Не торопиться, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.)


Домашнее задание. Подготовить пересказ.










Бобовое зёрнышко.

Петушок. Курочка.

Хозяюшка, маслице.

Коровушка, молочко.

Хозяин, трава.

Кузнец, коса.

Кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.

Курочка. Петушок. Бобовое зёрнышко.



Бобовое зёрнышко.

Петушок. Курочка.

Хозяюшка, маслице.

Коровушка, молочко.

Хозяин, трава.

Кузнец, коса.

Кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.

Курочка. Петушок. Бобовое зёрнышко.



Бобовое зёрнышко.

Петушок. Курочка.

Хозяюшка, маслице.

Коровушка, молочко.

Хозяин, трава.

Кузнец, коса.

Кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.

Курочка. Петушок. Бобовое зёрнышко.



Бобовое зёрнышко.

Петушок. Курочка.

Хозяюшка, маслице.

Коровушка, молочко.

Хозяин, трава.

Кузнец, коса.

Кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.

Курочка. Петушок. Бобовое зёрнышко.



Бобовое зёрнышко.

Петушок. Курочка.

Хозяюшка, маслице.

Коровушка, молочко.

Хозяин, трава.

Кузнец, коса.

Кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.

Курочка. Петушок. Бобовое зёрнышко.



Бобовое зёрнышко.

Петушок. Курочка.

Хозяюшка, маслице.

Коровушка, молочко.

Хозяин, трава.

Кузнец, коса.

Кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.

Курочка. Петушок. Бобовое зёрнышко.



Бобовое зёрнышко.

Петушок. Курочка.

Хозяюшка, маслице.

Коровушка, молочко.

Хозяин, трава.

Кузнец, коса.

Кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.

Курочка. Петушок. Бобовое зёрнышко.



Бобовое зёрнышко.

Петушок. Курочка.

Хозяюшка, маслице.

Коровушка, молочко.

Хозяин, трава.

Кузнец, коса.

Кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.

Курочка. Петушок. Бобовое зёрнышко.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!