СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская православная Церковь в XV-начале XVI в

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именно в тот период русской истории закладывались духовные и политические основания государственности Московской Руси. Поэтому то время отмечено весьма острой полемикой по многим религиозным и политическим вопросам. Именно на эти темы мы сегодня поговорим на нашем уроке.

Православная церковь поддерживала объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства.

Она поддерживала Александра Невского в его мирных отношениях с Ордой, выступала против княжеских усобиц, оказала поддержку князьям в Куликовской битве и противостоянии с ханом Ахма̀том.

Великие князья, в борьбе за объединение Руси, поддерживали церковь, предоставляли ей земельные владения и льготы, делали в монастыри и церкви богатые вклады.

Просмотр содержимого документа
«Русская православная Церковь в XV-начале XVI в»

 Помните, кто поддерживал Александра Невского, кто вдохновлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву, кто поддерживал князя московского во время княжеских усобиц? Русская православная Церковь в XV-начале XVI в План Монастыри. Нестяжатели и иосифляне. 2. Ереси во второй половине XV-первой половине XVI века. 3. Теория «Москва – третий Рим» монаха Филофея.

Помните, кто поддерживал Александра Невского, кто вдохновлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву, кто поддерживал князя московского во время княжеских усобиц?

Русская православная Церковь в XV-начале XVI в

План

  • Монастыри. Нестяжатели и иосифляне.

2. Ереси во второй половине XV-первой половине XVI века.

3. Теория «Москва – третий Рим» монаха Филофея.

Церковь и государство Церковь поддерживала Создание единого государства Укрепление княжеской власти Объединение земель вокруг Москвы

Церковь и государство

Церковь поддерживала

Создание единого государства

Укрепление княжеской власти

Объединение земель вокруг Москвы

Церковь и власть Православная церковь: 1) Поддерживала Невского в отношениях с Ордой; 2) Выступала против усобиц ; 3) Поддержала князей в Куликовской битве ; 4) Поддержала борьбу с Ахматом .

Церковь и власть

Православная церковь:

1) Поддерживала Невского в отношениях с Ордой;

2) Выступала против усобиц ;

3) Поддержала князей в Куликовской битве ;

4) Поддержала борьбу с Ахматом .

Церковь и власть Великие князья жаловали церкви Налоговые льготы Богатые денежные вклады Земельные владения

Церковь и власть

Великие князья жаловали церкви

Налоговые льготы

Богатые денежные вклады

Земельные владения

Отделение московской епархии В 1439 году была подписана Флорентийская уния . Это был акт о соединении ветвей христианства.

Отделение московской епархии

В 1439 году была подписана Флорентийская уния .

Это был акт о соединении ветвей христианства.

Отделение московской епархии В 1453 году пал Константинополь Выборы митрополита стали делом русской церкви Перестала зависеть от Византии, провозгласила автокефалию Авторитет церкви возрос

Отделение московской епархии

В 1453 году пал Константинополь

Выборы митрополита стали делом русской церкви

Перестала зависеть от Византии, провозгласила автокефалию

Авторитет церкви возрос

Церковь и великий князь Церковь оставалась: Религиозной силой; 2) Землевладельцем; 3) Средоточием культурных ценностей.

Церковь и великий князь

Церковь оставалась:

  • Религиозной силой;

2) Землевладельцем;

3) Средоточием культурных ценностей.

Церковь и великий князь Церковь была против  католичества и мусульманства . Это было на руку великокняжеской власти. Церковь и государство нуждались друг в друге.

Церковь и великий князь

Церковь была против католичества и мусульманства .

Это было на руку великокняжеской власти.

Церковь и государство нуждались друг в друге.

Ересь стригольников Ересь жидовствующих Что такое ересь? Как в Западной Европе боролись с ересями?

Ересь стригольников

Ересь жидовствующих

Что такое ересь? Как в Западной Европе боролись с ересями?

Ереси Вторая половина 15 – первая 16 века – время появления на Руси еретических учений. Ереси – отступление от церковного учения и церковных догм.

Ереси

Вторая половина 15 – первая 16 века – время появления на Руси еретических учений.

Ереси – отступление от церковного учения и церковных догм.

Ереси Центром распространения ереси был Новгород . Важный торговый центр Руси был ближе всего к Западу. Вольнодумство быстро достигало города.

Ереси

Центром распространения ереси был Новгород .

Важный торговый центр Руси был ближе всего к Западу.

Вольнодумство быстро достигало города.

Ереси Против церковного землевладения Неприятие поклонения иконам Отрицание загробной жизни Учение «стригольников» Неприятие молитв святым Против взяточничества священников Против угнетения одних людей другими

Ереси

Против церковного землевладения

Неприятие поклонения иконам

Отрицание загробной жизни

Учение «стригольников»

Неприятие молитв святым

Против взяточничества священников

Против угнетения одних людей другими

Ереси Ересь « жидовствующих » появилась во второй половине 15 века. Ее приверженцы использовали иудейское учение , отсюда и название.

Ереси

Ересь « жидовствующих » появилась во второй половине 15 века.

Ее приверженцы использовали иудейское учение , отсюда и название.

Ереси Отвергали поклонение святым Отрицали божественное происхождение Христа «Жидовствующие» Отвергали почитание икон Критиковали монашество

Ереси

Отвергали поклонение святым

Отрицали божественное происхождение Христа

«Жидовствующие»

Отвергали почитание икон

Критиковали монашество

Соловецкий монастырь Основатели: монахи Зосима и Герман Год: 1436

Соловецкий монастырь

Основатели: монахи Зосима и Герман

Год: 1436

Волоколамский монастырь Основатель: Год: 1479 Иосиф Волоцкий

Волоколамский монастырь

Основатель:

Год: 1479

Иосиф Волоцкий

Троице-Сергиев монастырь Основатель: Сергий Радонежский Год: 14 век

Троице-Сергиев монастырь

Основатель:

Сергий Радонежский

Год: 14 век

Монастыри Были ростовщиками Получали богатые подношения Брали деньги за свою деятельность Монастыри Владели землей Торговали Занимались благотворительностью

Монастыри

Были ростовщиками

Получали богатые подношения

Брали деньги за свою деятельность

Монастыри

Владели землей

Торговали

Занимались благотворительностью

Нестяжатели и иосифляне Нил Сорский – старец одного из заволжских монастырей на р. Сорке, около Белоозера) Иосиф Волоцкий – настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря На церковном соборе (1503г.) – спор о церковных богатствах

Нестяжатели и иосифляне

Нил Сорский – старец одного из заволжских монастырей на р. Сорке, около Белоозера)

Иосиф Волоцкий – настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря

На церковном соборе (1503г.) – спор о церковных богатствах

Церковные учения «Нестяжатели» проповедовали уход от мира . Отказ церкви от богатств и земель. Их вдохновителем был Нил Сорский .

Церковные учения

«Нестяжатели» проповедовали уход от мира .

Отказ церкви от богатств и земель.

Их вдохновителем был Нил Сорский .

Церковные учения «Иосифляне» – последователи Иосифа Волоцкого . Доказывали, что монастыри нуждаются в землях . Что только так возможно распространять идеи христианства.

Церковные учения

«Иосифляне» – последователи Иосифа Волоцкого .

Доказывали, что монастыри нуждаются в землях .

Что только так возможно распространять идеи христианства.

Церковные учения и власть «Иосифляне» признали главенство князя. Передали ему решение церковных дел. Обязали бороться с ересью.

Церковные учения и власть

«Иосифляне» признали главенство князя.

Передали ему решение церковных дел.

Обязали бороться с ересью.

Церковные учения и власть Князь поддержал «иосифлян». С ересью и «нестяжетелями» было покончено . Представители этих учений были сосланы либо казнены .

Церковные учения и власть

Князь поддержал «иосифлян».

С ересью и «нестяжетелями» было покончено .

Представители этих учений были сосланы либо казнены .

«Москва – Третий Рим» Церковники пришли к выводу о главенствующей роли России в православном мире.  О ее преемственности Византии .  Теория получила название « Москва – Третий Рим ».

«Москва – Третий Рим»

Церковники пришли к выводу о главенствующей роли России в православном мире.

О ее преемственности Византии .

Теория получила название « Москва – Третий Рим ».

«Москва – Третий Рим» В 1490 году митрополит Зосима приравнял Ивана lll к императору Константинополя . Москву – к Константинополю .

«Москва – Третий Рим»

В 1490 году митрополит Зосима приравнял Ивана lll к императору Константинополя .

Москву – к Константинополю .

Москва – Третий Рим Разрушение Рима вандалами Вступление Мехмеда II в Константинополь «Да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конецъ и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческимъ книгамъ, то есть Ромеиское царство: два убо Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти.  да вѣсть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския вѣры снидошася въ твое едино царство: единъ ты во всей поднебесной христианом царь  якоже выше писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство инѣмъ не останется, по великому Богослову.»

Москва – Третий Рим

Разрушение Рима вандалами

Вступление Мехмеда II в Константинополь

«Да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конецъ и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческимъ книгамъ, то есть Ромеиское царство: два убо Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти. да вѣсть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския вѣры снидошася въ твое едино царство: единъ ты во всей поднебесной христианом царь якоже выше писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство инѣмъ не останется, по великому Богослову.»

Итог 1) Русская Православная Церковь вышла из подчинения Византии; 2) Внутри церкви появились разногласия; 3) Церковь попала в зависимость от великих князей.

Итог

1) Русская Православная Церковь вышла из подчинения Византии;

2) Внутри церкви появились разногласия;

3) Церковь попала в зависимость от великих князей.

Итог При поддержке церкви проходило: 1) Объединение земель вокруг Москвы; 2) Укрепление великокняжеской власти; 3) Создание Российского государства.

Итог

При поддержке церкви проходило:

1) Объединение земель вокруг Москвы;

2) Укрепление великокняжеской власти;

3) Создание Российского государства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!