Помните, кто поддерживал Александра Невского, кто вдохновлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву, кто поддерживал князя московского во время княжеских усобиц?
Русская православная Церковь в XV-начале XVI в
План
- Монастыри. Нестяжатели и иосифляне.
2. Ереси во второй половине XV-первой половине XVI века.
3. Теория «Москва – третий Рим» монаха Филофея.
Церковь и государство
Церковь поддерживала
Создание единого государства
Укрепление княжеской власти
Объединение земель вокруг Москвы
Церковь и власть
Православная церковь:
1) Поддерживала Невского в отношениях с Ордой;
2) Выступала против усобиц ;
3) Поддержала князей в Куликовской битве ;
4) Поддержала борьбу с Ахматом .
Церковь и власть
Великие князья жаловали церкви
Налоговые льготы
Богатые денежные вклады
Земельные владения
Отделение московской епархии
В 1439 году была подписана Флорентийская уния .
Это был акт о соединении ветвей христианства.
Отделение московской епархии
В 1453 году пал Константинополь
Выборы митрополита стали делом русской церкви
Перестала зависеть от Византии, провозгласила автокефалию
Авторитет церкви возрос
Церковь и великий князь
Церковь оставалась:
2) Землевладельцем;
3) Средоточием культурных ценностей.
Церковь и великий князь
Церковь была против католичества и мусульманства .
Это было на руку великокняжеской власти.
Церковь и государство нуждались друг в друге.
Ересь стригольников
Ересь жидовствующих
Что такое ересь? Как в Западной Европе боролись с ересями?
Ереси
Вторая половина 15 – первая 16 века – время появления на Руси еретических учений.
Ереси – отступление от церковного учения и церковных догм.
Ереси
Центром распространения ереси был Новгород .
Важный торговый центр Руси был ближе всего к Западу.
Вольнодумство быстро достигало города.
Ереси
Против церковного землевладения
Неприятие поклонения иконам
Отрицание загробной жизни
Учение «стригольников»
Неприятие молитв святым
Против взяточничества священников
Против угнетения одних людей другими
Ереси
Ересь « жидовствующих » появилась во второй половине 15 века.
Ее приверженцы использовали иудейское учение , отсюда и название.
Ереси
Отвергали поклонение святым
Отрицали божественное происхождение Христа
«Жидовствующие»
Отвергали почитание икон
Критиковали монашество
Соловецкий монастырь
Основатели: монахи Зосима и Герман
Год: 1436
Волоколамский монастырь
Основатель:
Год: 1479
Иосиф Волоцкий
Троице-Сергиев монастырь
Основатель:
Сергий Радонежский
Год: 14 век
Монастыри
Были ростовщиками
Получали богатые подношения
Брали деньги за свою деятельность
Монастыри
Владели землей
Торговали
Занимались благотворительностью
Нестяжатели и иосифляне
Нил Сорский – старец одного из заволжских монастырей на р. Сорке, около Белоозера)
Иосиф Волоцкий – настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря
На церковном соборе (1503г.) – спор о церковных богатствах
Церковные учения
«Нестяжатели» проповедовали уход от мира .
Отказ церкви от богатств и земель.
Их вдохновителем был Нил Сорский .
Церковные учения
«Иосифляне» – последователи Иосифа Волоцкого .
Доказывали, что монастыри нуждаются в землях .
Что только так возможно распространять идеи христианства.
Церковные учения и власть
«Иосифляне» признали главенство князя.
Передали ему решение церковных дел.
Обязали бороться с ересью.
Церковные учения и власть
Князь поддержал «иосифлян».
С ересью и «нестяжетелями» было покончено .
Представители этих учений были сосланы либо казнены .
«Москва – Третий Рим»
Церковники пришли к выводу о главенствующей роли России в православном мире.
О ее преемственности Византии .
Теория получила название « Москва – Третий Рим ».
«Москва – Третий Рим»
В 1490 году митрополит Зосима приравнял Ивана lll к императору Константинополя .
Москву – к Константинополю .
Москва – Третий Рим
Разрушение Рима вандалами
Вступление Мехмеда II в Константинополь
«Да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конецъ и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческимъ книгамъ, то есть Ромеиское царство: два убо Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти. да вѣсть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския вѣры снидошася въ твое едино царство: единъ ты во всей поднебесной христианом царь якоже выше писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство инѣмъ не останется, по великому Богослову.»
Итог
1) Русская Православная Церковь вышла из подчинения Византии;
2) Внутри церкви появились разногласия;
3) Церковь попала в зависимость от великих князей.
Итог
При поддержке церкви проходило:
1) Объединение земель вокруг Москвы;
2) Укрепление великокняжеской власти;
3) Создание Российского государства.