СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская скульптура первой половины XIX века

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская скульптура первой половины XIX века»

Русская скульптура первой половины 19 века

Русская скульптура

первой половины 19 века

  Начало 19 века в России связано с ростом национального и патриотического самосознания. Война с Наполеоном стимулировала всплеск гражданских чувств населения. В искусстве это выразилось в новом и модном стиле Ампир, который во многом был схож с классицизмом и отличался большей пышностью и декоративностью.

  Начало 19 века в России связано с ростом национального и патриотического самосознания. Война с Наполеоном стимулировала всплеск гражданских чувств населения. В искусстве это выразилось в новом и модном стиле Ампир, который во многом был схож с классицизмом и отличался большей пышностью и декоративностью.

  Пластические фигуры, украшающие здание Адмиралтейства, были созданы лучшими представителями русской скульптуры Теребневым, Щедриным, Пименовым и Демут-Малиновским. Многочисленные нимфы, герои и гении, украшающие все фасады здания, фронтоны и фризы - не только украшают, но и вносят глубокий символический смысл, полнее раскрывая замысел архитектора.

  Пластические фигуры, украшающие здание Адмиралтейства, были созданы лучшими представителями русской скульптуры Теребневым, Щедриным, Пименовым и Демут-Малиновским. Многочисленные нимфы, герои и гении, украшающие все фасады здания, фронтоны и фризы - не только украшают, но и вносят глубокий символический смысл, полнее раскрывая замысел архитектора.

Лучшие образцы декора украшают здание Биржи и ростральные колонны стрелки Васильевского острова. В создании скульптур принимали участие французские мастера Камберлен и Тибо, однако выполнены они русскими мастерами, взявшими за основу лишь модели французов.

Лучшие образцы декора украшают здание Биржи и ростральные колонны стрелки Васильевского острова. В создании скульптур принимали участие французские мастера Камберлен и Тибо, однако выполнены они русскими мастерами, взявшими за основу лишь модели французов.

Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754-1835)   Скульптор-монументалист И.П. Мартос занимал ведущее положение в русской скульптуре начала XIX в.

Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754-1835)

Скульптор-монументалист И.П. Мартос занимал ведущее положение в русской скульптуре начала XIX в.

И.П. Мартос. «Надгробие Е.С. Куракиной» (1792). Благовещенская усыпальница Александро-Невской лавры Он работал в самых разных жанрах: портреты, декоративные статуи и рельефы, надгробия. Благодаря Мартосу жанр надгробий достиг в России больших успехов. К числу его шедевров относятся надгробия Собакиной, Куракиной, Гагариной и др

И.П. Мартос. «Надгробие Е.С. Куракиной» (1792). Благовещенская усыпальница Александро-Невской лавры

Он работал в самых разных жанрах: портреты, декоративные статуи и рельефы, надгробия. Благодаря Мартосу жанр надгробий достиг в России больших успехов. К числу его шедевров относятся надгробия Собакиной, Куракиной, Гагариной и др

И.П. Мартос «Минин и Пожарский» (1818). Красная площадь, Москва Но подлинную славу он обрёл после создания памятника Минину и Пожарскому в 1818 г. Создание на памятнике двух фигур очень усложняло задачу скульптора, но Мартос блестяще справился с ней.

И.П. Мартос «Минин и Пожарский» (1818). Красная площадь, Москва

Но подлинную славу он обрёл после создания памятника Минину и Пожарскому в 1818 г. Создание на памятнике двух фигур очень усложняло задачу скульптора, но Мартос блестяще справился с ней.

  • Этот памятник посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 г., окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Является первым крупным скульптурным памятником в Москве. Героика событий XVI в. перекликалась с событиями Отечественной войны 1812 г. Замысел создания памятника возник ещё в начале века, но реализовался только после войны. Средства собирались по подписке. Минин вскинутой рукой призывает народ на борьбу с польскими интервентами, другой рукой передаёт меч Пожарскому, чтобы тот возглавил ополчение. Одет Минин в хитон с добавлением русского узора, что напоминает рубаху крестьянина, на ногах порты. Широкий шаг и выдающийся вперёд торс придают фигуре Минина уверенность и силу. Пожарский, опираясь на щит с изображением Спаса, приподнимается с ложа и принимает меч из руки Минина. Эта поза говорит о том, что князь ещё не оправился от ран, но готов последовать за призывом нижегородского старосты. Меч – центральное связующее звено в композиции, которая олицетворяет единство народа. Высота скульптурной группы около 4,6 м. Пьедестал украшен барельефами с двух сторон и надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россiя. ЛІЪТА 1818».
Феодо́сий Федорович Щедри́н (1751-1825)   Работал в стиле  классицизма . Он создал скульптуры для Самсоновской террасы Петергофского сада, фигуры для Биржи, Адмиралтейства (совместно с И. И. Теребенёвым), в том числе «Кариатиды».

Феодо́сий Федорович Щедри́н (1751-1825)

Работал в стиле  классицизма . Он создал скульптуры для Самсоновской террасы Петергофского сада, фигуры для Биржи, Адмиралтейства (совместно с И. И. Теребенёвым), в том числе «Кариатиды».

Ф.Ф. Щедрин. Фонтан «Сирены» в Большом каскаде Петергофа (1805) Ф.Ф. Щедрин. Кариатиды в Адмиралтействе (1812-1813)

Ф.Ф. Щедрин. Фонтан «Сирены» в Большом каскаде Петергофа (1805)

Ф.Ф. Щедрин. Кариатиды в Адмиралтействе (1812-1813)

Ф. Ф. Щедрин. «Диана» (1795). Государственный Русский музей (Петербург) Он украшал Казанский собор, выполнил огромный горельеф «Христос, ведомый к месту распятия» (1807).  Занимался также и скульптурой малых форм: выполнил ряд бюстов и отдельных скульптур: «Спящий Эндимион» (бронза, 1779), «Фавн с Вакханкой», «Диана», «Венера» (1792), «Нарцисс», бюст А. Н. Нартова (мрамор, 1811).

Ф. Ф. Щедрин. «Диана» (1795). Государственный Русский музей (Петербург)

Он украшал Казанский собор, выполнил огромный горельеф «Христос, ведомый к месту распятия» (1807). Занимался также и скульптурой малых форм: выполнил ряд бюстов и отдельных скульптур: «Спящий Эндимион» (бронза, 1779), «Фавн с Вакханкой», «Диана», «Венера» (1792), «Нарцисс», бюст А. Н. Нартова (мрамор, 1811).

Иван Иванович Теребенёв (1780-1815)   Русский скульптор и график. Самой ранней его скульптурной работой является барельеф «Полтавская баталия» для памятника Петру Первому перед Михайловским замком. А позже он создал парящие аллегории Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» на арке Адмиралтейства.

Иван Иванович Теребенёв (1780-1815)

  • Русский скульптор и график. Самой ранней его скульптурной работой является барельеф «Полтавская баталия» для памятника Петру Первому перед Михайловским замком. А позже он создал парящие аллегории Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» на арке Адмиралтейства.
И.И. Теребенёв. Гений Славы, трубящий победу на арке Адмиралтейства

И.И. Теребенёв. Гений Славы, трубящий победу на арке Адмиралтейства

Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Архитектор А.Д. Захаров. Скульптор И.И. Теребенев

Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Архитектор А.Д. Захаров. Скульптор И.И. Теребенев

И.И. Теребенёв. Горельеф на фронтоне Адмиралтейства

И.И. Теребенёв. Горельеф на фронтоне Адмиралтейства

Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846)   Его монументальные скульптуры образуют ансамблевое единство со знаменитыми сооружениями Петербурга: Казанским собором, аркой Главного штаба, Нарвскими воротами. Скульптор работал и в области надгробной пластики. Рельеф с надгробия М. Козловского

Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846)

Его монументальные скульптуры образуют ансамблевое единство со знаменитыми сооружениями Петербурга: Казанским собором, аркой Главного штаба, Нарвскими воротами. Скульптор работал и в области надгробной пластики.

Рельеф с надгробия М. Козловского

Кабинет «Фонарик»   Кабинет «Фонарик» (архитектор А. Воронихин) интересен и своей планировкой, и интерьером. Он перестроен архитектором из предполагавшейся библиотеки: убрана наружная стена, которую заменяют на полукруглый эркер – «фонарик», выступающий в Собственный садик. Эркер образован ионической колоннадой белого искусственного мрамора с застекленным пространством между колоннами. Широкая арка эркера поддерживается двумя кариатидами, выполненными В. Демут-Малиновским. Зеленоватая окраска стен перекликается с цветом летней зелени за окнами. Потоки света льются через окна-стены «Фонарика», создавая светотеневые контрасты между освещенной и затененной частями кабинета.  «Фонарик» был любимым рабочим кабинетом Марии Федоровны, здесь совмещались библиотека и картинная галерея.

Кабинет «Фонарик»

Кабинет «Фонарик» (архитектор А. Воронихин) интересен и своей планировкой, и интерьером. Он перестроен архитектором из предполагавшейся библиотеки: убрана наружная стена, которую заменяют на полукруглый эркер – «фонарик», выступающий в Собственный садик. Эркер образован ионической колоннадой белого искусственного мрамора с застекленным пространством между колоннами. Широкая арка эркера поддерживается двумя кариатидами, выполненными В. Демут-Малиновским. Зеленоватая окраска стен перекликается с цветом летней зелени за окнами. Потоки света льются через окна-стены «Фонарика», создавая светотеневые контрасты между освещенной и затененной частями кабинета. «Фонарик» был любимым рабочим кабинетом Марии Федоровны, здесь совмещались библиотека и картинная галерея.

В. Демут-Малиновский «Похищение Прозерпины» Для здания Горного института скульптор Демут-Малиновский создал группу «Похищение Прозерпины Плутоном» на сюжет античной мифологии. Прозерпина сопротивляется Плутону, который уносит её в подземное царство. Вторую скульптурную группу «Геркулес и Антей» выполнил С. С. Пименов.

В. Демут-Малиновский «Похищение Прозерпины»

Для здания Горного института скульптор Демут-Малиновский создал группу «Похищение Прозерпины Плутоном» на сюжет античной мифологии. Прозерпина сопротивляется Плутону, который уносит её в подземное царство. Вторую скульптурную группу «Геркулес и Антей» выполнил С. С. Пименов.

С.С.Пименов «Геркулес и Антей» (1811). Горный институт, главный фасад

С.С.Пименов «Геркулес и Антей» (1811). Горный институт, главный фасад

Арка Главного штаба С 1812 по 1814 гг. Демут-Малиновский совместно с С.С. Пименовым и Ф.Ф. Щедриным работал над оформлением здания Главного Адмиралтейства.  Совместно с С.С. Пименовым Демут-Малиновский работал над украшением многих памятников архитектуры: Елагина дворца, Михайловского дворца, арки Главного штаба.

Арка Главного штаба

С 1812 по 1814 гг. Демут-Малиновский совместно с С.С. Пименовым и Ф.Ф. Щедриным работал над оформлением здания Главного Адмиралтейства. Совместно с С.С. Пименовым Демут-Малиновский работал над украшением многих памятников архитектуры: Елагина дворца, Михайловского дворца, арки Главного штаба.

Здание Императорской публичной библиотеки После арки Главного штаба Демут-Малиновский начал оформление здания Императорской публичной библиотеки, построенной в 1820-х гг. В настоящее время это Российская национальная библиотека. На главном фасаде здания, обращенного к площади, между колоннами в нишах были поставлены статуи ученых, философов и поэтов древности, изваянные С.С. Пименовым, В.И. Демут-Малиновским, С.И. Гальбергом, Н.А. Токаревым и М.Г. Крыловым. На аттике возвышается фигура Минервы, символизирующая мудрость.

Здание Императорской публичной библиотеки

После арки Главного штаба Демут-Малиновский начал оформление здания Императорской публичной библиотеки, построенной в 1820-х гг. В настоящее время это Российская национальная библиотека. На главном фасаде здания, обращенного к площади, между колоннами в нишах были поставлены статуи ученых, философов и поэтов древности, изваянные С.С. Пименовым, В.И. Демут-Малиновским, С.И. Гальбергом, Н.А. Токаревым и М.Г. Крыловым. На аттике возвышается фигура Минервы, символизирующая мудрость.

В. Демут-Малиновский. Памятник Барклаю-де-Толли (Тарту, 1849) В. Демут-Малиновский принимал участие в оформлении Нарвских триумфальных ворот.  Работал над созданием лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и здания Академии художеств.  В. Демут-Малиновский – автор памятников Екатерине II, Ивану Сусанину, фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли в Тарту, бюста А.В. Суворова. Бюст полководца в военном мундире установлен на красный гранитный постамент, внизу – скульптуры забытых трофеев. Для оформления главного фасада центрального корпуса Петербургского скотопригонного двора (бойни) им были изготовлены бронзовые быки. Они и сейчас украшают въезд на территорию ленинградского мясокомбината.  Демут-Малиновский создал чугунные скульптуры рыцарей и русских витязей для украшения фасада павильона Белая башня в Александровском парке Царского Села, а также 43 медные статуи для Готической капеллы в Петергофе.

В. Демут-Малиновский. Памятник Барклаю-де-Толли (Тарту, 1849)

В. Демут-Малиновский принимал участие в оформлении Нарвских триумфальных ворот. Работал над созданием лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и здания Академии художеств. В. Демут-Малиновский – автор памятников Екатерине II, Ивану Сусанину, фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли в Тарту, бюста А.В. Суворова.

Бюст полководца в военном мундире установлен на красный гранитный постамент, внизу – скульптуры забытых трофеев.

Для оформления главного фасада центрального корпуса Петербургского скотопригонного двора (бойни) им были изготовлены бронзовые быки. Они и сейчас украшают въезд на территорию ленинградского мясокомбината. Демут-Малиновский создал чугунные скульптуры рыцарей и русских витязей для украшения фасада павильона Белая башня в Александровском парке Царского Села, а также 43 медные статуи для Готической капеллы в Петергофе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!