СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская трапеза (урок окружающего мира в 3 классе по СУ «Начальная школа XXI века»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивное образовательное мероприятие, построенное по технологии АМО. 

 

Цели мероприятия

 

Формирование обществоведческих знаний, развитие исторического мышления, понимания динамики, изменчивости социальных событий и явлений

Задачи мероприятия

 

  • познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни, историей возникновения этих блюд;
  • учить работать в группах;
  • развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь;
  • воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Русская трапеза (урок окружающего мира в 3 классе по СУ «Начальная школа XXI века»)»

Интерактивное образовательное мероприятие, построенное по технологии АМО.



Организационная информация

Название команды


«Радостный»

Авторы образовательного мероприятия

Новрузова Светлана Николаевна

Группа, количество человек

3

Продолжительность мероприятия

45 мин

Методическая информация

Тема мероприятия


Русская трапеза (урок окружающего мира в 3 классе по СУ «Начальная школа XXI века»)

Характеристика группы

3 класс, 24-26 человек

Цели мероприятия


Формирование обществоведческих знаний, развитие исторического мышления, понимания динамики, изменчивости социальных событий и явлений

Задачи мероприятия


  • познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни, историей возникновения этих блюд;

  • учить работать в группах;

  • развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь;

  • воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского народа.

Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия

Вспомнить, как питались в старину крестьяне, что означало слово «трапеза». Узнают названия и рецепты некоторых блюд, в том числе дошедших до наших дней, зависимость рациона от особенностей трудовой деятельности крестьян и времени года. Дети работают с текстом учебника, обсуждают пословицы, используют полученные знания в ходе выполнения творческого задания.

Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Особенности национальной русской кухни

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

Компьютер, проектор, листы А3, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши, фломастеры, поднос, раздаточный материал

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Этап мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- Заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие/знакомство/

инициация






2

Гости

Авторский

Цель: введение в занятие и разбиение на группы.

Материалы: поднос и вырезанные картинки каравая с солонкой (3 варианта)

Технология проведения.

Дети вспоминают традиции встречи гостей и, произнеся слова «Хлеб да соль» берут картинку с изображением каравая. Варианты проведения метода: можно использовать костюмы и элемент театрализации, музыкальное сопровождение

Давайте вспомним, что раньше на Руси было принято, войдя в горницу, сказать: «Хлеб да соль». И в ответ услышим: «Хлеб кушать милости просим». Возьмите с подноса каравай хлеба с солонкой и присаживайтесь за соответствующий стол.


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества;

позитивные навыки общения.

Целеполагание или погружение в тему




5






Горшочек каши

Авторский

Цель: определить задачи урока.

Материалы: карандаши, ручки, картинки с изображением горшочка каши.

Технология проведения.

Дети в группах пишут, что им хотелось бы узнать по теме урока «Русская трапеза» и размещают на «столе» (на доске).

Варианты проведения метода: есть дети, которые хотят высказать своё мнение, отличное от мнения группы. Для них можно подготовить индивидуальные горшочки.

«Каша – мать наша», - говорили в народе. Каша подавалась на всех мероприятиях. Например, подготовка к свадьбе была нелёгкой, хлопотной, поэтому говорили «Заварили кашу». А если свадьба не удавалась, осуждали: «С ним каши не сваришь». И наш урок требует от нас постановки задач. «Заварите кашу»: напишите на горшочках, что бы вы хотели сегодня узнать о русской трапезе.

Регулятивные – целеполагание.

Личностные – установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов.

Коммуникативные – умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Познавательные – самостоятельное формулирование познавательной цели.

Формирование ожиданий/образовательных эффектов

3

Мухи

Авторский

Цель: выявить опасения учащихся, скорректировать работу.

Материалы: карандаши, ручки, вырезанные изображения мух по 2-3 на группу

Технология проведения.

Дети в группах пишут факторы, которые могут им помешать выполнить поставленные задачи, и прикрепляют на доску вокруг горшочков.

Но сделать нашу кашу невкусной, помешать нам могут назойливые мухи, которые всегда слетаются на вкусненькое. Давайте подумает и запишем, что нам может помешать выполнить сформулированные задачи.

Личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Коммуникативные - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Регулятивные – прогнозирование результата.

Познавательные – выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция

10

Меню

Авторский

Цель: знакомство с новым материалом через самостоятельный поиск учащимися информации о блюдах русской кухни.

Материалы: учебник, заранее заготовленная форма меню, которую нужно заполнить.

Предварительная подготовка: в зависимости от варианта проведения подготовка листов меню в печатном или электронном виде.

Технология проведения.

Учащиеся знакомятся с текстом учебника, работают со словарями в поисках значения неизвестных слов и заполняют меню кафе «Русская трапеза» (каждая группа заполняет свою страницу: первые блюда (холодные и горячие); вторые блюда; напитки, десерт). Затем проверяется с помощью презентации и вносятся коррективы и дополнения.

Варианты проведения: если позволяет материально-техническая база, можно использовать ноутбуки для поиска дополнительной информации. Кроме того, страничка может быть в электронном виде. Она заполняется группой и распечатывается. В результате такой работы получаем меню.

Я предлагаю вам открыть кафе «Русская трапеза». В любом кафе, ресторане вы получаете меню. Что это такое?

(1. Листок с перечнем блюд в столовых, ресторанах.

2. Набор блюд и порядок их подачи во время приема пищи, обусловленный традициями и различный у разных народов).

Мы поработаем над составлением листов меню нашего кафе, которые вы должны заполнить в ходе работы с текстом учебника. (см. приложение 1)


А сейчас проверьте себя и внесите исправления и дополнения в ходе моего рассказа (см. Презентацию и приложение 2)


Познавательные – смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез.

Регулятивные – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Личностные – установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения мотивов, жизненных интересов.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра.

Проработка содержания темы обучающимися

10







Накроем на стол

Заимствованный Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие/ Н.Ф Виноградова – М., Вентана-Граф, 2013

Цель: закрепить знания, полученные на уроке и применить их при выполнении творческого задания.

Материалы: лист А3, карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.

Технология проведения.

Дети выполняют коллаж по темам «обед зимой», «обед летом», «царский пир».

Сейчас вам предстоит накрыть стол в нашем кафе в соответствии с требованиями пришедших к нам гостей. Для одних вам нужно подготовить обед в крестьянской семье летом, для других – обед в крестьянской семье зимой, для третьих – царский пир. Для этого у вас есть необходимые материалы: стол (лист А3), карандаши, фломастеры, цветная бумага, которые помогут вам изготовить посуду и наполнить её. По окончании работы нужно представить вашу работу.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информацию.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные – синтез как составление целого из частей; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

8

Бояре

Заимствованный (народная игра, но изменённая)

Цель: профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса; отчитаться о проделанной в группе работе.

Технология проведения.

Группы детей в форме изменённой игры «Бояре» по очереди отчитываются в проделанной работе.


Играющие встают тремя группами, которые выстраиваются друг против друга.
Две группы идут вперед со словами:
- Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращаются на прежнее место:
- Дорогие, а мы к вам пришли!
Группа, первой представляющая работу, повторяет этот маневр со словами:
- Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
- Бояре, хлеб да соль. Дорогие, хлеб да соль.

- Бояре, хлеб кушать милости просим. Дорогие, хлеб кушать милости просим. Мы приглашаем вас за стол … (тема, по которой отчитываются)

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные – формирование идентичности личности.

Регулятивные – осознание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные – умение структурировать знания.


Подведение итогов

5






Хлеб да соль

Авторский

Цель: подвести итоги работы и выяснить, что удалось выполнить из поставленных задач, а что не получилось, почему.

Материалы: картинки каравая с солонкой, ручки, фломастеры.

Технология проведения.

Дети записывают каждый сам, на каравае: какие задачи, поставленные группой в начале урока, были решены; на солонке: что не удалось. Пометить каравай на доске. Если были невыполненные задачи, найти на доске и поместить рядом с солонкой муху, которая помешала это сделать.

Сейчас возьмите караваи и напишите задачи, которые вы смогли решить на уроке, на каравае, вкусном, душистом, свежем, который мы только что испекли на уроке. Если какая-то задача с вашей точки зрения осталась невыполненной, запишите её на солонке, т.к. соль в большом количестве горькая на вкус. Прикрепите ваши каравай на доску и, если что-то вы написали на солонке, найдите муху, которая помешала вам решить поставленную задачу, и прикрепите рядом с караваем.

Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению. Личностные –самооценка.


Домашнее задание (если предполагается)

2



Книга рецептов




Авторский



Цель: закрепить знания, полученные на уроке и применить их при выполнении творческого задания.

Технология проведения.

Дети дома вместе с родителями готовят страничку в книгу рецептов «Русская трапеза».

Варианты: можно сделать странички в различных компьютерных программах и затем объединить в один «сборник».

Дома расскажите о том, что вы узнали сегодня на уроке и спросите у родителей, родных рецепты блюд русской кухни, которые сохранились в вашей семье, и оформите в виде страницы А4.

Познавательные – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные – волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные – формирование идентичности личности.

Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для выполнения целей и задач образовательного мероприятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания мероприятия);


В процессе групповой работы становится очевидно, что тема урока задевает учащихся за живое:  вызывает эмоции, активизирует память и воображение, побуждает к творческой деятельности. Данный урок с использованием технологии АМО позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий,  обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, и, с другой стороны, научиться применять полученные знания. 

Анализ возможностей реализации принципов современного образования через ОМ, построенное по технологии АМО (компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, принципов здоровьесбережения и духовно-нравственного развития).


Применение активных методов обучения позволило реализовать учащимся свои творческие способности; разные виды деятельности в группе единомышленников способствовали свободному самовыражению мнений каждого участника, а связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечили эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений о важнейших духовных ценностях, как «доброта и милосердие»

Применение технологии  АМО в образовательном процессе позволяют: 

 - стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения; 

 - согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;

 - обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств; 

 - воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.



Анализ и оценка модератором мероприятия построенного на основе технологии АМО - какие новые основные и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО.



Методическая ценность мероприятия


Запланированные цель и  задачи урока выполнены и данное мероприятие может быть использовано в практике учителей с необходимыми корректировками.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Дополнительная информация

Указание приложений к мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.


Проект урока разработан с использованием технологии АМО. Авторская презентация к уроку создана в программе Microsoft Power Point. Приложение содержит образцы раздаточного материала (страницы меню), текст интерактивной лекции и презентацию.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).


Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие/ Н.Ф Виноградова – М., Вентана-Граф, 2013

Примечания авторов







1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!