Организационная информация |
Название команды | «Радостный» |
Авторы образовательного мероприятия | Новрузова Светлана Николаевна |
Группа, количество человек | 3 |
Продолжительность мероприятия | 45 мин |
Методическая информация |
Тема мероприятия | Русская трапеза (урок окружающего мира в 3 классе по СУ «Начальная школа XXI века») |
Характеристика группы | 3 класс, 24-26 человек |
Цели мероприятия | Формирование обществоведческих знаний, развитие исторического мышления, понимания динамики, изменчивости социальных событий и явлений |
Задачи мероприятия | познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни, историей возникновения этих блюд; учить работать в группах; развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь; воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского народа. |
Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия | Вспомнить, как питались в старину крестьяне, что означало слово «трапеза». Узнают названия и рецепты некоторых блюд, в том числе дошедших до наших дней, зависимость рациона от особенностей трудовой деятельности крестьян и времени года. Дети работают с текстом учебника, обсуждают пословицы, используют полученные знания в ходе выполнения творческого задания. |
Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Особенности национальной русской кухни |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия | Компьютер, проектор, листы А3, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши, фломастеры, поднос, раздаточный материал |
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия |
Этап мероприятия | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - Заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Познавательная - Коммуникативная - Социальная |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие/знакомство/ инициация | 2 | Гости | Авторский | Цель: введение в занятие и разбиение на группы. Материалы: поднос и вырезанные картинки каравая с солонкой (3 варианта) Технология проведения. Дети вспоминают традиции встречи гостей и, произнеся слова «Хлеб да соль» берут картинку с изображением каравая. Варианты проведения метода: можно использовать костюмы и элемент театрализации, музыкальное сопровождение | Давайте вспомним, что раньше на Руси было принято, войдя в горницу, сказать: «Хлеб да соль». И в ответ услышим: «Хлеб кушать милости просим». Возьмите с подноса каравай хлеба с солонкой и присаживайтесь за соответствующий стол. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; позитивные навыки общения. |
Целеполагание или погружение в тему | 5 | Горшочек каши | Авторский | Цель: определить задачи урока. Материалы: карандаши, ручки, картинки с изображением горшочка каши. Технология проведения. Дети в группах пишут, что им хотелось бы узнать по теме урока «Русская трапеза» и размещают на «столе» (на доске). Варианты проведения метода: есть дети, которые хотят высказать своё мнение, отличное от мнения группы. Для них можно подготовить индивидуальные горшочки. | «Каша – мать наша», - говорили в народе. Каша подавалась на всех мероприятиях. Например, подготовка к свадьбе была нелёгкой, хлопотной, поэтому говорили «Заварили кашу». А если свадьба не удавалась, осуждали: «С ним каши не сваришь». И наш урок требует от нас постановки задач. «Заварите кашу»: напишите на горшочках, что бы вы хотели сегодня узнать о русской трапезе. | Регулятивные – целеполагание. Личностные – установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов. Коммуникативные – умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Познавательные – самостоятельное формулирование познавательной цели. |
Формирование ожиданий/образовательных эффектов | 3 | Мухи | Авторский | Цель: выявить опасения учащихся, скорректировать работу. Материалы: карандаши, ручки, вырезанные изображения мух по 2-3 на группу Технология проведения. Дети в группах пишут факторы, которые могут им помешать выполнить поставленные задачи, и прикрепляют на доску вокруг горшочков. | Но сделать нашу кашу невкусной, помешать нам могут назойливые мухи, которые всегда слетаются на вкусненькое. Давайте подумает и запишем, что нам может помешать выполнить сформулированные задачи. | Личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Коммуникативные - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные – прогнозирование результата. Познавательные – выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Интерактивна я лекция | 10 | Меню | Авторский | Цель: знакомство с новым материалом через самостоятельный поиск учащимися информации о блюдах русской кухни. Материалы: учебник, заранее заготовленная форма меню, которую нужно заполнить. Предварительная подготовка: в зависимости от варианта проведения подготовка листов меню в печатном или электронном виде. Технология проведения. Учащиеся знакомятся с текстом учебника, работают со словарями в поисках значения неизвестных слов и заполняют меню кафе «Русская трапеза» (каждая группа заполняет свою страницу: первые блюда (холодные и горячие); вторые блюда; напитки, десерт). Затем проверяется с помощью презентации и вносятся коррективы и дополнения. Варианты проведения: если позволяет материально-техническая база, можно использовать ноутбуки для поиска дополнительной информации. Кроме того, страничка может быть в электронном виде. Она заполняется группой и распечатывается. В результате такой работы получаем меню. | Я предлагаю вам открыть кафе «Русская трапеза». В любом кафе, ресторане вы получаете меню. Что это такое? (1. Листок с перечнем блюд в столовых, ресторанах. 2. Набор блюд и порядок их подачи во время приема пищи, обусловленный традициями и различный у разных народов). Мы поработаем над составлением листов меню нашего кафе, которые вы должны заполнить в ходе работы с текстом учебника. (см. приложение 1) А сейчас проверьте себя и внесите исправления и дополнения в ходе моего рассказа (см. Презентацию и приложение 2) | Познавательные – смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез. Регулятивные – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Личностные – установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения мотивов, жизненных интересов. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра. |
Проработка содержания темы обучающимися | 10 | Накроем на стол | Заимствованный Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие/ Н.Ф Виноградова – М., Вентана-Граф, 2013 | Цель: закрепить знания, полученные на уроке и применить их при выполнении творческого задания. Материалы: лист А3, карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы. Технология проведения. Дети выполняют коллаж по темам «обед зимой», «обед летом», «царский пир». | Сейчас вам предстоит накрыть стол в нашем кафе в соответствии с требованиями пришедших к нам гостей. Для одних вам нужно подготовить обед в крестьянской семье летом, для других – обед в крестьянской семье зимой, для третьих – царский пир. Для этого у вас есть необходимые материалы: стол (лист А3), карандаши, фломастеры, цветная бумага, которые помогут вам изготовить посуду и наполнить её. По окончании работы нужно представить вашу работу. | Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информацию. Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные – синтез как составление целого из частей; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Разминка | 8 | Бояре | Заимствованный (народная игра, но изменённая) | Цель: профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса; отчитаться о проделанной в группе работе. Технология проведения. Группы детей в форме изменённой игры «Бояре» по очереди отчитываются в проделанной работе. | Играющие встают тремя группами, которые выстраиваются друг против друга. Две группы идут вперед со словами: - Бояре, а мы к вам пришли! И возвращаются на прежнее место: - Дорогие, а мы к вам пришли! Группа, первой представляющая работу, повторяет этот маневр со словами: - Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли? Начинается диалог: - Бояре, хлеб да соль. Дорогие, хлеб да соль. - Бояре, хлеб кушать милости просим. Дорогие, хлеб кушать милости просим. Мы приглашаем вас за стол … (тема, по которой отчитываются) | Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные – формирование идентичности личности. Регулятивные – осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные – умение структурировать знания. |
Подведение итогов | 5 | Хлеб да соль | Авторский | Цель: подвести итоги работы и выяснить, что удалось выполнить из поставленных задач, а что не получилось, почему. Материалы: картинки каравая с солонкой, ручки, фломастеры. Технология проведения. Дети записывают каждый сам, на каравае: какие задачи, поставленные группой в начале урока, были решены; на солонке: что не удалось. Пометить каравай на доске. Если были невыполненные задачи, найти на доске и поместить рядом с солонкой муху, которая помешала это сделать. | Сейчас возьмите караваи и напишите задачи, которые вы смогли решить на уроке, на каравае, вкусном, душистом, свежем, который мы только что испекли на уроке. Если какая-то задача с вашей точки зрения осталась невыполненной, запишите её на солонке, т.к. соль в большом количестве горькая на вкус. Прикрепите ваши каравай на доску и, если что-то вы написали на солонке, найдите муху, которая помешала вам решить поставленную задачу, и прикрепите рядом с караваем. | Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению. Личностные –самооценка. |
Домашнее задание (если предполагается) | 2 | Книга рецептов | Авторский | Цель: закрепить знания, полученные на уроке и применить их при выполнении творческого задания. Технология проведения. Дети дома вместе с родителями готовят страничку в книгу рецептов «Русская трапеза». Варианты: можно сделать странички в различных компьютерных программах и затем объединить в один «сборник». | Дома расскажите о том, что вы узнали сегодня на уроке и спросите у родителей, родных рецепты блюд русской кухни, которые сохранились в вашей семье, и оформите в виде страницы А4. | Познавательные – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные – волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Личностные – формирование идентичности личности. |
Аналитическая информация |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для выполнения целей и задач образовательного мероприятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания мероприятия); | В процессе групповой работы становится очевидно, что тема урока задевает учащихся за живое: вызывает эмоции, активизирует память и воображение, побуждает к творческой деятельности. Данный урок с использованием технологии АМО позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий, обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, и, с другой стороны, научиться применять полученные знания. |
Анализ возможностей реализации принципов современного образования через ОМ, построенное по технологии АМО (компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, принципов здоровьесбережения и духовно-нравственного развития). | Применение активных методов обучения позволило реализовать учащимся свои творческие способности; разные виды деятельности в группе единомышленников способствовали свободному самовыражению мнений каждого участника, а связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечили эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений о важнейших духовных ценностях, как «доброта и милосердие» Применение технологии АМО в образовательном процессе позволяют: - стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения; - согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся; - обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств; - воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу. |
Анализ и оценка модератором мероприятия построенного на основе технологии АМО - какие новые основные и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО. | |
Методическая ценность мероприятия | Запланированные цель и задачи урока выполнены и данное мероприятие может быть использовано в практике учителей с необходимыми корректировками. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. |
Дополнительная информация |
Указание приложений к мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Проект урока разработан с использованием технологии АМО. Авторская презентация к уроку создана в программе Microsoft Power Point. Приложение содержит образцы раздаточного материала (страницы меню), текст интерактивной лекции и презентацию. |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие/ Н.Ф Виноградова – М., Вентана-Граф, 2013 |
Примечания авторов
| |