Русские художники 18 века
Подготовка к ЕГЭ
Содержание
Введение
Глава 1. А.Антропов
Глава 2. И.Аргунов
Глава 3. И.Никитин
Глава 4. А.Матвеев
Глава 5. Ф.Рокотов
Содержание
Глава 6. Д.Левицкий
Глава 7. В.Боровиковский
Введение
Среди множества русских и иностранных художников, творивших в России, выдающимися мастерами портрета в 18 веке можно смело назвать А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова
Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского .
Антропов Алексей Петрович (1716-1795)
В творчестве А.П. Антропова еще заметна связь с иконописью. Лицо мастер пишет слитными мазками, а одежду, аксессуары, фон – свободно и широко. Художник не «лебезит» перед благородными героями своих картин. Он рисует их такими, какими они есть на самом деле, какими бы чертами, положительными или отрицательными, они не обладали (портреты М.А. Румянцевой, А.К. Воронцовой, Петра ІІІ).
Антропов Алексей Петрович
Пётр III 1762 г.
Антропов сумел передать в этой картине несоответствие между пышностью дворцовой обстановки и запечатленным на ее фоне человеком. Маленькая головка, узенькие плечики и несоразмерно длинные ноги усиливают это впечатление. Глядя на портрет, невольно веришь рассказам жены Петра III, будущей императрицы Екатерины II. В «записках» она сообщает, что супруг обожал детскую игру в солдатики. Кстати, Петр III изображен в военном мундире, с фельдмаршальским жезлом, а в глубине картины представлена батальная сцена .
Графиня М.А.Румянцева 1764 г
Мария Андреевна Румянцева - мать известного полководца Румянцева-Задунайского. По слухам, он был рожден от Петра Великого. Статс-дама, гофмейстерина..
Петр был очень привязан к Марии Андреевне, и даже ревновал ее, что не было характерно для императора. Однажды даже собственноручно наказал ее, пригрозив, что выдаст замуж за того, кто будет держать девушку "в ежовых рукавицах".
Мария родила троих дочерей и одного сына, названного в честь императора Петром. Петр был и крестным отцом будущего полководца .
.
Екатерина II, Великая, в профиль
Екатерина представлена здесь уже в зрелом возрасте, в профиль. Императрица изображена в гордом сознании своего достоинства и величия. У нее строгое лицо, поджатые в скупой полуулыбке губы, чуть подрумяненные щеки.
В напудренную прическу императрицы вплетены нити жемчуга, в ушах бриллиантовые серьги. На груди императрицы орден, на плечи накинута императорская мантия, подбитая горностаем..
Портрет Елизаветы Петровны (1755)
Иностранцы времен Елизаветы описывали Россию как пустынную территорию, не имеющую ничего интересного, ценного. Однако. они не знали, что при Елизавете русские уже полностью обеспечивали армию и флот отечественным вооружением. Промышленников, фабрикантов и кустарей-самоучек правительство всячески поддерживало. На далекой Печоре в правление Елизаветы наладили первую перегонку нефти, а нефть уже экспортировали в Европу. Елизавета поддерживала выращивание подмосковными крестьянами лимонов, апельсинов, винограда...Избалованная модница, Елизавета требовала, чтобы вологодские кружева были не хуже брюссельских, чтобы дамские туфли были изящнее варшавских....
Аргунов Иван Петрович (1729-1802)
Аргунов сидит за рабочим столом, на котором хаотично разбросаны инструменты: карандаши, циркуль. В руке художник также держит перо или карандаш. Все это создает впечатление обычности и достоверности изображенного на картине. Кажется, что человек на минуту оторвался от своих дел, чтобы позировать для портрета. Аргунов сидит вполоборота, что придает картине некоторую динамику. Она не выглядит застывшей, статичной, плоской. На голове мужчины парик, ношение которого было обязательно в то время не только в торжественных случаях, но и в повседневной жизни. Взгляд Аргунова, теплый, доброжелательный и немного заинтересованный, устремлен прямо на вас.
Аргунов Иван Петрович. Автопортрет
Портрет молодой графини Шереметевой (1789
Как сверкающий метеор промелькнула в русской истории судьба Прасковьи Жемчуговой, крепостной графов Шереметевых и замечательной певицы. Художник много писал актрису Жемчугову, но особенно хорош портрет, написанный в 1789 году, когда Паша была в самом расцвете своей красоты. Аргунов изобразил молодую женщину в роскошном платье с портретом Шереметева на груди. Взгляд больших черных глаз умный и проницательный. Красивые, подвижные брови. Слегка поджатые уголки губ подчеркивают упорный характер
)
Портрет крестьянки в нарядном костюме.(1784)
Портрет написан в 1785 году, в нем художник хотел показать, что и обыкновенные крестьяне могли стать волею художника предметом искусства. Перед нами статная, с лицом куда более прекрасным, чем у многих полнотелых, важных матрон, которые глядят на нас с портретов мастеров 18-го века. Эта молодая женщина показана автором так, словно бы именно она олицетворяет идеал русской женщины. Чувствуется, что художник хотел ее приукрасить: нарядил в лучшее платье, высокий кокошник выглядит короной. И все же, несмотря на условности, Аргунов вводит зрителя в неведомый тогда для многих мир простых людей.
Портрет балерины Т.В.Шлыковой-Гранатовой (1789)
Балерина Татьяна Вавсильевна Шлыкова родилась в семье крепостных графов Шереметевых. В 1803 году Гранатова получила вольную, но продолжала жить в имении графов Шереметевых. Татьяна была близкой подругой жены графа Николая Шереметева - Прасковьи (Ковалевой-Жемчуговой). Когда Прасковья вскоре после родов сына умерла, а затем умер и сам Николай Петрович, Татьяна Гранатова-Шлыкова вырастила их сына Дмитрия, а потом помогала растить и внука, Сергея.
Портрет Екатерины II (1762)
Екатерина изображена на фоне драпировки, в роскошном белом платье из переливающегося атласа. Накидка, подбитая горностаем, живописными складками легла у ног императрицы.Рука указывает на атрибуты царской власти, лежащие на столике в стиле барокко.
Картина написана в светлых голубых и бежевых тонах.
Портрет графа П.Б.Шереметева (1760)
Никитин Иван Максимович (ок.1690-1741)
Это канцлер, сподвижник Петра I. В образе Головкина ясно выражено представление о человеке той эпохи. Благодаря его уму, расчетливости, ловкости, Головкин сумел в продолжении своей деятельности заключить 72 трактата с правительствами разных стран. Исполненная величественной сдержанности поза и парадное облачение — коричневый камзол с золотым позументом, Андреевский орден и польский орден Белого орла, роскошный парик — придают портрету особую торжественность .
Портрет Головкина. Никитин И.М.
Портрет напольного гетмана. Никитин И.М.
Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Хотя на гетмане парадная одежда, богато расшитая позументами, чувствуется, что ему привычнее обстановка походов, нежели аудиенций. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем.
Петр I на смертном одре
Матвеев Андрей Матвеевич (1702-1739)
Матвеев А.М. Учился в Голландии и Фландрии, занимал видное место в искусстве 30-х годов. Он не только пишет портреты, но и пытается осваивать непопулярное тогда в русской живописи изображение сюжетов в картине.
Матвеев А.М. Автопортрет с женой
Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
Выходец из крепостных в имении князей Репниных, он рано стал известен крупнейшему меценату, основателю Московского университета графу Шувалову. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760 году в Петербургскую Академию художеств. Ранние портреты художника нельзя было назвать удачными, он много уделял внимания внешним аксессуарам, одежде. Позднее его портреты все более приобретают черты камерности, душевности.
Портрет поэта Майкова (1765 )
В то время Майков был уже известным, вокруг него группировались представители московских художественных кругов. Однако, Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия. Веселый, краснощекий Майков, кажется, пронизывает взором зрителя, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел блестящим, подернутым влагой глазом, смакуя свое острословие.
Портрет Александры Петровны Струйской (1772г. )
Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.
Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой (1780 )
На первый взгляд, лицо Новосильцевой сдержанно, холодно и надменно. Но стоит преодолеть этот холодок отчужденности и присмотреться к лицу женщины внимательнее — сразу же начинаешь чувствовать, как богат и содержателен ее внутренний мир, сколько в ней подлинного благородства!
Портрет В.Н.Суровцевой
На портрете Варвара Николаевна Суровцева, урожденная Пашкова. Она не красавица, но привлекает своей одухотворенностью и тонкой задушевностью образа. Художник дает зрителю представление, что духовная красота полна высокого достоинства и глубины чувств .
Портрет императрицы Екатерины II (1780)
Екатерина II - владычица империи и женщина в расцвете лет. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным на нем девизом "Начатое совершает ". Эти регалии, колонна, торжественно красные портьеры указывают на особое положение и статус модели.
Левицкий Дмитрий Георгиевич (1735-1822)
Дальнейшее развитие интимного портрета было связано с именем Д.Г. Левицкого. Первоначальное образование он получил у отца, гравера Киево-Печорской лавры. Учился портретной живописи у художника Антропова. Левицкий владел всеми формами портрета — от парадного до камерного
.
Портрет Хованской и Хрущевой (1773 )
Девушки — «смолянки» изображены в образе пастушка и пастушки, которые играют грациозную пастораль. Художник восхищен очарованием и юностью девушек. С большим мастерством художник передает упругий блестящий атлас, тонкие кружева, ажурные декорации.
Портрет Нелидовой (1773)
«Смолянка» Екатерина Нелидова запечатлена в своей лучшей роли — служанки Сербины из оперы Перголези »Служанка — госпожа», в которой рассказывается, как ловкая горничная сумела добиться сердечного расположения своего господина, а затем и брака с ним.
Портрет Прокофия Демидова ( 1773 )
Оригинал, богач, меценат, способный ученый (биолог и зоолог), создатель уникального гербария, автор труда о пчелах. Но, в первую очередь, он был большой чудак. О московских чудачествах Демидова ходили легенды
Портрет Урсулы Мнишек (1783)
Эта дама — племянница польского короля Станислава Понятовского, Игрою света и тени на лице, волосах, груди и шее, переливами шелковых тканей художник добивается впечатления праздности, нарядной пышности.
Портрет М. А. Дьяковой-Львовой (1778)
Девушка была влюблена в архитектора, близкого друга Левицкого, но ее родители не соглашались, чтобы их дочь вышла замуж за «ремесленника». Тогда они тайно обвенчались. Именно в тот период ее запечатлел художник в первом портрете. В течение трех лет она жила под родительским кровом, надеясь, что отец и мать сменят гнев на милость. В конце концов ее настойчивость победила.
Портрет императрицы Екатерины II-законодательницы
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)
Владимир Лукич Боровиковский завершает плеяду крупнейших художников — портретистов 18-го века. Старший сын украинского мелкопоместного дворянина, добывал средства на существование вместе с отцом — иконописью и первые уроки получил у него. Впервые он обратил на себя внимание в Кременчуге, где выполнял в соборе росписи к приезду царицы ЕкатериныII. Это дало ему возможность отправиться учиться в Петербург, где он брал уроки у Левицкого.
Екатерина II в Царском парке. 1794 г.
Императрица изображена не в блеске царских регалий, как у большинства художников XVIII века, и не мудрой законодательницей, как в знаменитой картине Левицкого, а "казанской помещицей"( как она любила себя называть), совершающей утреннюю прогулку по своей усадьбе - Царскосельскому парку. Ей 65 лет, из-за ревматизма она опирается на посох
Портрет Гаврилы Романовича Державина
Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами. Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта .
Портрет Е.Н. Арсеньевой (1796 )
На портрет изображена Екатерина Николаевна Арсеньева, дочь генерал-майора Н.Д.Арсеньева. Это очень радостный портрет. В уютном уголке сада, на фоне зелени парка, изображена веселая юная девушка с яблоком в руке.
Портрет М.И. Лопухиной 1797 г.
Перед нами самый поэтический, самый одухотворенный образ среди женских портретов Боровиковского. Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая, изображена в возрасте 23 лет. На фоне пейзажа — колосьев, березок и васильков, символизирующих сельскую простоту, легким певучим силуэтом рисуется нежная фигура юной женщины в простом белом платье с локонами, небрежно ниспадающими на плечи.
Портрет Павла I в белом далматике. 1800г.
В 1799 году в Зимнем дворце император Павел I возложил на себя корону великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. Павел на картине в торжественном одеянии, в котором он желал себя видеть на парадном портрете.
Портрет князя Куракина. 1802 г.
Всемогущий князь, Александр Борисович Куракин, любимец Павла I изображен в парадной одежде, в горделивой позе, торжественной обстановке. Фаворит любил пышность. Недаром его прозвали "бриллиантовым князем".
Пока всё!
До встречи…….