СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские композиторы-классики. Михаил Иванович Глинка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русские композиторы-классики. Михаил Иванович Глинка

Просмотр содержимого документа
«Русские композиторы-классики. Михаил Иванович Глинка»

3 класс 2 четверть 7 урок

Урок 1. «Русские композиторы-классики. Михаил Иванович Глинка»

Цель: Знакомство с понятиями «классическая музыка», «романс» на примере творчества М.И. Глинки.

Задачи:

Воспитательные:

1. Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Михаила Ивановича Глинки;

2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников через знакомство с произведениями М.И. Глинки;

3. Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки.

Образовательные:

1. Формирование знаний о жизни и творчестве основоположника русской классической музыки М.И.Глинки;

2. Формирование умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к к произведениям М.И.Глинки;

Развивающие:

1. Развитие ассоциативного мышления школьников;

2. Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность.

Планируемые результаты:

Формирование Универсальных учебных действий:

Личностные результаты:

Ученик научится:

1. проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки М.И. Глинки;

2. проявлять личностное отношение при восприятии музыки Михаила Ивановича Глинки;

3. проявлять интерес к творчеству Михаила Ивановича Глинки;

4. получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Ученик научится:

1. овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

1. сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

2. продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

3. слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

1. определять и формулировать тему и цель урока;

2. определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки композитора Михаила Ивановича Глинки;

3. в процессе рефлексии проводить самооценку.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные, групповые;

Ход урока.

  1. Организационный момент. Муз.приветствие.

2. Актуализация знаний.

- Классика, классический. Мы часто слышим эти слова. А знаете ли вы, что они обозначают? Иногда ребята заблуждаются, считая что классический - это обычный, рядовой. Как раз наоборот!


Слово «классический» пришло к нам из латинского языка. Оно имеет значение «совершенный, образцовый, первоклассный, эталонный».


Вы уже поняли: слово это обозначает лучшее из всего, что создали люди. Классические произведения искусства – это те, на которые мы равняемся, слушая новую музыку или рассматривая новую картину. Классическая музыка, живопись, литература, архитектура остались с нами, сохранились, пережили века потому, что они являются шедеврами. Кроме того, классические произведения искусства не устаревают потому, что они рассказывают нам о самом важном в жизни людей, в какие бы времена они не жили.


В истории даже есть эпоха, названная эпохой классицизма. Назвали её так не только благодаря удивительным произведениям искусства, появившимся в это время, но и вследствие стремления авторов (композиторов, художников, скульпторов, архитекторов, писателей и поэтов, драматургов) создавать новые творения, равняясь на лучшие образцы прошлого.


3. Основное часть урока


Вы слышали, как поёт в небесной высоте жаворонок? Его пение, звонкое, трепетное и очень мелодичное, когда-то вдохновило великого русского композитора М.И. Глинку на создание одноименного романса. Послушайте его. Как называется голос, исполняющий этот романс? Подумайте, мог ли голос, более низкий по высоте исполнить эту мелодию? Поразмышляйте, соответствует ли музыка романса картинам природы, представленными в видеосюжете.

Романс – это жанр вокальной музыки, в котором выражаются чувства и настроения человека, его отношение к природе, к Родине, к другим людям и к самому себе. Как правило, романсы пишут для голоса в сопровождении инструмента (например, фортепиано или гитары).


В тонкой лирике романсов Михаила Ивановича Глинки раскрывается исполненный красоты мир чувств.


Послушайте романс «Жаворонок» М.И. Глинки и определите лад, в котором он написан, чувства и настроение композитора.


Известно, что М.И. Глинка проводил долгие часы в специальной комнате своего дома, где жили птицы. Наслаждаясь их пением, Михаил Иванович вслушивался в их трели, рулады и коленца, учился у птиц красоте мелодий. Никто из домашних не смел тревожить композитора за этим занятием: все знали, как это важно для Глинки. «Птичья» комната до сих пор сохранилась в имении М.И. Глинки в селе Новоспасском под Смоленском. Сейчас это музей. Послушайте романс «Жаворонок» ещё раз, проследите за тем, как фортепиано подражает трелям маленькой птички.


Романс «Жаворонок» входит в вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Это название композитор дал по причине предполагаемого отъезда за границу. В романсе «Жаворонок» Глинка как будто прощается с родиной, оставляя в памяти картины родной природы и воспоминания счастливого детства.


Демонстрируется видео: Хор «Славься», М.И. Глинка.

Как вы думаете, при каких обстоятельствах может исполняться это произведение? К какому жанру вы можете его отнести?

Прозвучал хор «Славься», который завершает оперу «Иван Сусанин» великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Опера – род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе музыки, слова и сценического действия.


Эту патриотическую песню некоторое время считали неофициальным гимном России. Характер звучания музыки вызывает в нас радость, волнение и чувство гордости за нашу страну.


Рассмотрите нотную запись мелодии хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Какие длительности Глинка использует? Как вы думаете, почему? Вы правы. Михаил Иванович использует половинные и четверти, чтобы подчеркнуть торжественность и величавость мелодии. Исполните мелодию, опираясь на нотную строчку и стараясь передать её характер.


Михаил Иванович Глинка любил музыку и считал её своей душой. Но с особым трепетом и уважением композитор относился к русской народной музыке.


Основным образом оркестровых произведений М.И. Глинки является зарисовка народной жизни. Композитор экспериментировал с формой сочинения и никогда не повторялся. Одно из самых знаменитых симфонических сочинений Михаила Ивановича - «Камаринская», написана в форме двойных вариаций.

Вариации - это музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких её изменяющихся повторений.


Послушайте первую тему «Камаринской» и определите характер мелодии. Подумайте, в каком жанре она написана? Тембры каких инструментов вы услышали?


Первая тема – русская народная свадебная песня «Из-за гор, гор, высоких». Мелодия напевна, лирична и задумчива. Она написана в форме вариаций – с изменениями - сначала деревянными духовыми, потом виолончелями и в третий раз, всем оркестром, подражая звучанию хора.


Давайте послушаем и вторую тему. Каков её характер? Какую картину нам передаёт музыка? Попробуйте представить и изобразить, на каком народном музыкальном инструменте можно было бы сыграть её?


Вторая тема – По характеру эта плясовая мелодия быстрая, стремительная, веселая. Мы как будто попадаем на праздник, где под звучание балалаек царит всеобщее веселье. Вариации затрагивают не тему, а только подголоски, это придаёт музыке затейливость и разнообразие.


Замысел этого гениального «русского скерцо» - так называл «Камаринскую» сам композитор - прост. Глинка уловил нечто родственное в двух, казалось бы, несхожих русских народных песнях. Одна – протяжная свадебная «Из-за гор, гор высоких», другая – плясовая «Камаринская». Изначальный контраст протяжной и плясовой, типичных для русского фольклора, можно рассматривать как художественное обобщение двух сторон русского характера, говоря словами Пушкина – «то разгулье удалое, то сердечная тоска».


Итог.

Михаил Иванович Глинка заложил основы национального музыкального стиля. На творчество Глинки стали равняться другие композиторы. Ведь он создал удивительные, прекрасные музыкальные произведения. О такой музыке говорят, что она классическая, то есть образцовая, совершенная, превосходная.

Михаил Иванович Глинка создал лучшие образцы музыки на все времена, начал классический период в истории русской музыки.

Рефлексия. Что нового узнали?

- Что больше всего запомнилось? Какое произведение Глинки вам хочется еще раз послушать?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!