СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские поэты первой половина XIX века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: - изучить понятия «романтизм как литературное направление», «русская        классическая литература»;

            - начать знакомство с поэтами «пушкинской плеяды» и поэтами «золотого века»;

            - познакомить учащихся со стихотворениями поэтов I половины 19 века;

            - дать толкование литературоведческих терминов;

            - развивать познавательный интерес;

            - прививать любовь к урокам литературы и к поэзии 19 века.

Оборудование: 1. Презентация.

                           2. Выступления учащихся.

                           3. Распечатанные стихотворения.

Просмотр содержимого документа
«Русские поэты первой половина XIX века»

Литература

9 класс

ФИО учителя ____________________________________Дата_____________________

Тема. В.Ч. 2. Русские поэты первой половина XIX века

Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве…

В.Г.Белинский

Цели: - изучить понятия «романтизм как литературное направление», «русская классическая литература»;

- начать знакомство с поэтами «пушкинской плеяды» и поэтами «золотого века»;

- познакомить учащихся со стихотворениями поэтов I половины 19 века;

- дать толкование литературоведческих терминов;

- развивать познавательный интерес;

- прививать любовь к урокам литературы и к поэзии 19 века.

Оборудование: 1. Презентация.

2. Выступления учащихся.

3. Распечатанные стихотворения.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

(Слайд 1)

  1. Изучение нового материала.

1.Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь.

2.Вступительное слово учителя.

- Русская литература начала 19 века продолжала развиваться в общеевропейском культурном контексте. Уже на исходе предыдущей эпохи были созданы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, оды М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. Произведения, свидетельствовавшие, что русская мысль находит свои художественные формы для общеевропейских тенденций. Теперь, в I половине 19 века, русская литература могла бы о себе сказать словами А.С.Пушкина: « Я чувствую, что мои духовные силы достигли совершенной зрелости, я могу творить».

Именно в это время появляется плеяда замечательных поэтов.

(Слайд 2)

- В начале 19 века в русской поэзии продолжают творить и классицисты, и сентименталисты, а к концу 10-х началу 20-х годов складывается русский романтизм.

3. – Что такое романтизм?

(Гиперссылка в словаре литературоведческих терминов.)

А) Работа со словарём.

Б) Работа с учебником 9 класса под ред. Т.Ф.Курдюмовой.

Статья «Романтизм», стр.123.

(Слайд 3)

В) Работа со статьёй «Поэзия 19 века», стр.118 – 119.

- Что вы можете сказать о зачинателях русского романтизма – В.А.Жуковском и К.Н.Батюшкове.

III. Конференция. Выступления учащихся.

(Выступления рассчитаны на 5 – 7 минут, учащиеся в это время записывают основные тезисы в тетради.)

(Слайд 4)

  1. Биография Василия Андреевича Жуковского.

- В.А.Жуковский родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии (с.Мышенское). Отец его, Бунин, - помещик, мать – турчанка по происхождению, получившая при крещении имя Елизаветы Турчаниновой. В.А. усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, живший в их доме. Это сделано было, п.ч. родители не были венчаны.

В.А, вначале получил домашнее образование, затем обучался в частном пансионе, а потом поступил в Главное народное училище, из которого вскоре был исключён. Учился В.А. частным образом у В.Юшковой, где получил хорошее образование, уделяя большое внимание литературе. С 1797 г. по 1800г. учится в Благородном пансионе при Московском университете. В пансионе он пишет свои первые произведения.

В 1798 г. напечатали его первое стихотворение «Майское утро».

С 1807 по 1811 г.г. В.А. возглавляет журнал «Вестник Европы». В это время он живее в Москве, много пишет и публикуется, в эти годы к Ж. приходит широкая известность. Огромный вклад в русскую литературу Ж. внёс своими переводами. Благодаря великолепному знанию иностранных языков поэт подарил читателям переводы баллад Шиллера, Гёте, Скотта.

(В.А.Жуковский «Лесной царь» (перевод Гёте) – запись на СЛАЙДЕ 4)

В.А.Жуковский участвовал в Бородинском сражении в резервном полку, был учителем наследника престола Александра II. Для знакомства с новыми педагогическими системами ездил за границу – в Германию, Францию.

Ж. много хлопотал перед царём за литератора, художника крепостного Т.Г.Шевченко: добился освобождения его от крепостного права. После смерти А.С.Пушкина заботился о его семье.

Вся эта общественная деятельность Ж. становится причиной конфликта с императорским двором, в результате чего В.А. в 1841г. выходит в отставку и уезжает в Германию.

Последние годы своей жизни Ж. болел, он почти ослеп, но продолжал заниматься литературным творчеством. Умер В.А.Жуковский в Баден – Бадене (Германия) 24 апреля 1852 года, а похоронен в Петербурге.

(Слайд 5)

  1. Константин Николаевич Батюшков – поэт, прозаик.

К.Н.Батюшков родился 29 мая 1787 года в Вологде. Родители Б. – дворяне. К.Н. получил домашнее образование, а с 1797г. учился в пансионах Петербурга, уделяя особое внимание изучению иностранных языков. Изучает философию, иностранную литературу, посещает литературное общество.

С 1802г. Б. служит в министерстве народного просвещения. В 1807г. отправляется в Прусский поход, где был ранен. Участвовал в войне со Швецией, вместе с ополченцами был в Финляндии. Выйдя в отставку, живёт в имении в Новгородской губернии, переодически приезжая в столицы. На протяжении всего этого времени Б. занимается литературной деятельностью.

Ранняя лирика Б. проникнута настроением радости, в ней присутствует тема любви, дружбы, счастья. Эти стихотворения являются своеобразным гимном молодости.

Позже художественный мир Б. становится конфликтным, как бы разделённым на два противоположных мира. Б. начинает писать об исчезнувшей красоте. В его лирике появляется образ «чёрного человека», символически раскрывающий читателям психологическую двойственность личности.

(К.Н.Батюшков «Мой гений» - запись на СЛАЙДЕ 5.)

К.Н.Б. публикуется в журнале «Вестник Европы», затем публикует сборник «Опыты в стихах и прозе», получает положительные отзывы критиков и читателей.

В 1819г. появляются первые признаки душевной болезни, которые выливаются в манию преследования. Б. лечится, но безуспешно.

Умирает К.Н.Батюшков 19 июля 1855 года в Вологде от тифа.

IV. Работа с учебником, стр.118.

(Слайд 6)

- Какие жанры были ведущими в творчестве этих поэтов?

(Слайд 7)

- Что вы можете сказать о великом баснописце Иване Андреевиче Крылове?

1.Чтение и обсуждение статьи учебника на стр. 119.

2. И.А.Крылов «Ворона и лисица». ( Басня в записи на СЛАЙДЕ 7.)

V. Самостоятельная работа по учебнику.

Конспект стать «Звёзды плеяды». (стр.120)

(Слайд 8)

VI. Конференция (продолжение). Выступления учащихся.

  1. Антон Антонович Дельвиг.

(1798 – 1831)

(Слайд 9)

Семья Дельвигов была из старого обедневшего рода баронов. В 1811г. Д. был привезён в Петербург для поступления в Царскосельский лицей. На вступительном экзамене А.А. познакомился с А.С.Пушкиным, знакомство переросло в тесную дружбу. В лицее он особое внимание уделяет изучению литературы, начинает писать стихи.

(А.А.Дельвиг «19 октября 1824 года» - запись на СЛАЙДЕ 9.)

Д. посещает литературно – политические кружки, общается с будущими декабристами, печатается в альманахе «Полярная звезда». А.А. не разделяет идеи революционности и впоследствии осудит восстание 14 декабря 1825 года.

В 1825г. Д. издаёт альманах «Северные цветы», где печатаются А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, И.А.Крылов, П.А.Вяземский, Е.А.Баратынский.

В 1830г. вместе с А.С.Пушкиным и П.А.Вяземским Д. создаёт «Литературную газету», в которой анонимно печатаются декабристы. А.А.Дельвиг начинает печататься как литературный критик. Правительство начинает гонения на Д., считая его неблагонадёжным.

Здоровье его серьёзно подорвано. Ситуацию осложняет и положение опального поэта. В котором Д. оказался. И 14 января 1831г. А.А.Дельвиг умирает в Петербурге.

  1. Пётр Андреевич Вяземский.

(1792 – 1878)

(Слайд 10)

В Москве 23 июля 1792 года в семье очень знатных и богатых князей Вяземских родился сын – Пётр. Мальчик получил прекрасное домашнее образование. Затем обучался в иезуитском пансионе Петербурга. Учёбу частным образом он вновь продолжит в Москве, беря уроки у профессора Московского университета.

В 1807г. умирает отец П.А.В., все заботы о семье берёт на себя родственник Н.М.Карамзин (известный историк России). В это время В. Активно занимается литературным творчеством, пишет в духе сентиментализма. П.А. является приверженцем реформ в России, ограничивая самодержавие. За свои идеи он был уволен со службы в Варшаве и девять лет считался неблагонадёжным.

В. активно работает как литератор, общается с декабристами. В это время он пишет в духе романтизма, ведя поиск идеала справедливой жизни на земле. В его лирике большое место занимает гражданская тематика. Темы социальной несправедливости, свободы и прав человека как гражданина звучат в его лирике.

(П.А.Вяземский «Послание Жуковскому» - запись стихотворения на СЛАЙДЕ 10.)

В его стихах звучат романтические мотивы полной свободы личности, освобождения от ненужных цепей, сковывающих человека. Душа романтического героя В. Полна предчувствиями, разум ищет смысла, и вера помогает выжить.

С 70-х годов В. Живёт за границей. Одиночество угнетает П.А. Умирает П.А.Вяземский в Баден –Бадене 22 ноября 1878 года, похоронен в Петербурге.

3. Евгений Абрамович Баратынский.

(1800 – 1844)

(Слайд 11)

Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 года в Тамбовской губернии. Обучался в Пажеском корпусе Петербурга с 1812 года. После учёбы в 1819г. поступает в лейб-гвардию, писать стихи начинает в ранней юности. Публиковаться начал в 20-х годах.

Поэзия Б. была меланхоличной и полностью обращённой к внутреннему миру человека. Поэтому Б., вначале симпатизировавший декабристам, расходится с ними во взглядах. Декабристы считали, что литература должна агитировать, призывать к борьбе.

Лирический герой Б. не борец, он человек, страдающий от давления окружающих.

(Е.А.Баратынский «Стансы» - запись стихотворения на СЛАЙДЕ 11.)

В лирике Б. присутствуют мотивы печали и грусти, показана сложность человеческих отношений. Стихотворения Е.А. глубоко психологичны, они очень музыкальны: на стихи Б. начинают писать музыку, многие его произведения стали романсами.

Б. в своих стихотворениях передаёт ощущения боли и страдания, вызванные неизменными стремлениями общества, в которых живёт человек. Тема поэта у Б. связана с противостоянием толпе, пытающейся подавить всё индивидуальное, личное в творчестве и человеке. Но поэзию Б. нельзя назвать пессимистичной. В его лирике звучат темы веры в счастье, прекрасное будущее, надежды на восстановление утраченной гармонии.

Е.Баратынского можно назвать тонким психологом в поэзии и гуманистом, несущим гармонию и прекрасное в этот мир.

4. Николай Михайлович Языков.

(1803 – 1847)

(Слайд 12)

Родился Николай Михайлович в богатой помещичьей семье в Симбирской губернии. Состояние, оставленное отцом, позволило ему получить хорошее образование Ии вести независимый образ жизни. Учился Я. В Петербурге в Горном кадетском корпусе, затем в Институте инженеров путей сообщения. Ни одно заведение не закончил, в 1822г. уехал в Дерпт, где поступил в университет на философский факультет. Ещё до Дерпта Я. Почувствовал своё призвание поэта. Н.М. широко развернул границы поэтического словоупотребления и расшатал устойчивость стилей гражданской и элегической поэзии. Поэт в совершенстве владеет строфой и синтаксическим периодом и совершает в русской поэзии переход от строфически упорядоченной речи к свободно льющемуся стиху.

Человек в лирике Я. Представал сам собой, каков он есть по своей природе, без чинов и званий, отличий и титулов, в целом единстве его чувств и мыслей. Ему были доступны и переживания любви, природы, искусства, и высокие гражданские чувства.

(Н.М.Языков «Элегия» - стихотворение звучит в записи, СЛАЙД 12.)

Элегия Языкова включает разнообразные мотивы – гражданские, личные; разнообразные интонации – грустную, ироническую, торжественную.

Незадолго до смерти Языкова в свет вышли его два сборника – «56 стихотворений Н.Языкова» (1844)и «Новые стихотворения» (1845). Ими был подведён итог творческой деятельности Н.М.Языкова.

VII. Вывод.

Слово учителя.

(Слайд 13)

- Поэзия I половины 19 века представлена также двумя светилами: дневным –А.С.Пушкиным, которого критики нарекли «солнцем русской поэзии», и ночным – М.Ю.Лермонтовым – «высокой думы властелином». Но о них речь пойдёт на следующих уроках, их творчество мы будем изучать подробно.

VIII. Домашнее задание:

  1. Стр. 118 – 122 (статья «Поэзия 19 века») – развёрнутый план.

  2. Стр. 124 – 127 (индивидуальное задание) – пересказ.

IX. Итоги урока.


Материал для учителя.

1.Литературоведческий словарь.

Литературные направления:

  1. Классицизм – художественный метод, зародившийся в европейских странах в 17 веке. К. восстанавливал гуманистическую веру в гармонию природы.

  2. Романтизм – художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни.

  3. Сентиментализм – чувство, чувствительность – художественное течение второй половины 18 века.

Литературные жанры:

1. Драма – один из родов художественной литературы, произведения которого предназначаются для постановки на сцене.

2. Лирика – (от греч. Lyricos – поющийся под звуки лиры) – один из 3 видов художественной литературы. Предметом изображения в лирике является духовная жизнь человека, мир его идей и чувств.

3. Эпос – героические эпопеи и песни патриотического содержания с исторической основой.

Литературные виды:

Басня – это краткий рассказ, чаще всего стихотворный, в котором имеется иносказательный смысл.

Гимн – торжественная песнь в честь богов, героев, победителей, в честь какого-нибудь события.

Песня – музыкально – поэтический вид искусства. Следует различать фольклорную П. и П.как жанр письменной поэзии.

Послание – произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу.

Поэма – большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.

Элегия – одна из форм лирики. Преобладают мотивы личных переживаний: одиночество, тоска отвергнутой любви -, философских размышлений, грустных раздумий.


Тексты стихотворений.


Баратынский Евгений Абрамович

Стансы

Дало две доли провиденье

На выбор мудрости людской:

Или надежду и волненье,

Иль безнадежность и покой.


Верь тот надежде обольщающей,

Кто бодр душою, бодр умом,

Лишь по молве разновещающей

С судьбой насмешливой знаком.


Надейтесь, юноши кипящие!

Летите, крылья вам даны;

Для вас и замыслы блестящие,

И сердца пламенные сны!


Но вы, судьбину испытавшие,

Тщету утех, печали власть,

Вы, знанья бытия приявшие

Себе на тягостную часть!


Гоните прочь их рой прельстительный:

Так! доживайте жизнь в тиши

И берегите хлад спасительный

Своей бездейственной души.


Своим бесчувствием блаженные,

Как трупы мертвых из гробов,

Волхва словами пробужденные,

Встают со скрежетом зубов,-


Так вы, согрев в душе желания,

Безумно вдавшись в их обман,

Проснётесь только для страдания,

Для боли тяжкой прежних ран.



Крылов Иван Андреевич

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть быша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Вяземский Петр Андреевич

Послание к Жуковскому

Итак, мой друг, увидимся мы вновь

В Москве, всегда священной нам и милой!

В ней знали мы и дружбу и любовь,

И счастье в ней дни наши золотило.

Из детства, друг, для нас была она

Святилищем драгих воспоминаний;

Протекших бед, веселий, слёз, желаний

Здесь повесть нам везде оживлена.

Здесь красится дней наших старина,

Дней юности, и ясных и веселых,

Мелькнувших нам едва – и отлетелых.

Но что теперь твой встретит мрачный взгляд

В столице сей и мира и отрад?-

Ряды могил, развалин обгорелых –

И цепь полей пустых, осиротелых –

Следы врагов, злодейства гнусных чад!

Наук, забав и роскоши столица,

Издревле край любви и красоты

Есть ныне край страданий, нищеты.


Батюшков Константин Николаевич

Мой гений

О, память сердца! ты сильней

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью своей

Меня в стране пленяешь дальной.

Я помню голос милых слов,

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые

Небрежно вьющихся власов.

Моей пастушки несравненной

Я помню весь наряд простой,

И образ милой, незабвенной

Повсюду странствует со мной.

Хранитель гений мой – любовью

В утеху дан разлуке он:

Засну ль? приникнет к изголовью

И усладит печальный сон.


Дельвиг Антон Антонович

19 октября 1824

Семь лет пролетело, но, дружба,

Ты та же у старых друзей:

Всё любишь лицейские песни,

Всё сердцу твердишь про Лицей.


Останься ж век нашей хозяйкой

И долго в сей день собирай

Друзей, не стареющих сердцем,

И им старину вспоминай.


Наш милый начальник! ты с нами,

Ты любишь и нас, и Лицей,

Мы пьём за твое все здоровье,

А ты пей за нас, за друзей.


Языков Н.М.

Элегия

Свободы гордой вдохновенье!

Тебя не слушает народ:

Оно молчит, святое мщенье,

И на царя не восстаем.


Пред адской силой самовластья,

Покорны вечному ярму,

Сердца не чувствуют несчастья

И ум не верует уму.


Я видел рабскую Россию:

Перед святыней алтаря,

Гремя цепьми, склонивши выю,

Она молилась за царя.



5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!