СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский алфавит

Нажмите, чтобы узнать подробности

-формировать представления об алфавите, как группе букв, расположенной в установленном порядке;

-совершенствовать умение запоминать название и последовательность букв русского алфавита;

-формировать умение пользоваться алфавитом;

-воспитывать  целеустремлённость, трудолюбие.

Просмотр содержимого документа
«Русский алфавит»

Технологическая карта учебного занятия

Учитель

Осипова Анастасия Николаевна

Школа

МБОУ СОШ № 45 г. Новосибирска

Класс

Тема урока

Русский алфавит

Цель урока

Задачи урока

-формировать представления об алфавите, как группе букв, расположенной в установленном порядке;

-совершенствовать умение запоминать название и последовательность букв русского алфавита;

-формировать умение пользоваться алфавитом;

-воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Планируемые результаты:

Личностные

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

-формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы;

Логические:

- построение рассуждений по обозначенной проблеме;

- постановка и решение проблем;

- самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-формировать умение работать в паре и группе;

-формировать умение слушать и понимать других.

Предметные


- запоминать название и последовательность букв русского алфавита;

- учиться располагать слова в алфавитном порядке;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

Межпредметные связи

окружающий мир, математика, литературное чтение.

Оборудование:

персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал.































Ход занятия:

Этап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания, выполнение которых приведет к достижению поставленных целей

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

- Сегодня в гости к нам пришел необычный гость. Это солнышко!

-Как вы думаете, почему оно нас решило навестить?

- Конечно. Оно нам хочет подарить свое тепло, чтобы у нас в классе было светло и уютно. А вы знаете, что солнышко пришло к нам с подарками? За каждый верный ответ и правильно выполненное задание, оно будет дарить вам частичку себя, маленькое солнышко.


Я на уроке, я радуюсь этому.

Внимание мое растет,


Память моя крепка,


Я буду стараться, я молодец.


- Для работы на уроке нам понадобится понятная речь, поэтому подготовим наш ротик.


Речевая разминка:

  1. Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение.

  2. Губы в трубочку, губы в ниточку.

  3. Язычком помоем зубки.

  4. Язычком сделаем укольчики щечкам.





- Потому что у нас уже скоро весна. Наступил весенний месяц.










(пальчики сделать в замочки и поднять вверх)

(поднести ладошки к голове и сделать замочек)

(погладить себя по голове)






Выполнение упражнений

















Упражнение приветствие













Артикуляционные упражнения

Актуализация знаний, постановка проблемы

- А зачем нам нужна речь? Для чего мы выполняем упражнения?

- А мы разговариваем с помощью чего?

- Из чего состоят слова?

- Что такое буква?

- Что такое звук?

- Как отличить гласные звуки от согласных?


- Что делать, если я забыла, как пишется буква, как она выглядит? Где я могу ее найти?

- Чтобы друг друга понимать. Чтобы речь была четкая, понятная.

- Слов

- Букв / звуков

- Видим, читаем

- Слышим, говорим

- Гласные звуки мы произносим свободно, можем пропеть, а согласные нет.

- В алфавите / в азбуке

Работа с опорной схемой на доске


Речь

Предложение

Слово

Слог

Буква/звук






Формулирование темы и цели урока

- Чем мы пополним сегодня копилку наших знаний, вы узнаете, когда отгадаете загадку. (чтение загадки)


-Нам нужно составить план нашего занятия (вывешивание на доске):

1. узнаем…

2. выясним…

3. выясним…

- День за днем. Шаг за шагом вы узнавали буквы, учились читать и теперь все буквы вам знакомы.

Но буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.


- Что такое азбука, алфавит?


АЛФАВИТ




…что такое алфавит

…для чего нужен алфавит

…выучим алфавит


Прослушивают сообщение






- Буквы, расположенные в определенном порядке

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется все…

Размещение опорного плана на доске





Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите бысто-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.

Применение нового знания

- Перед вами русский алфавит, который мы изучили.

Буквы строго стали в ряд, будто по линейке,

Каждый знает свое место, и уйти не смеет.

Все они стоят красиво, по порядку, посмотри.

Ну а вы теперь сумейте повторить все 33!

-Давайте все хором прочитаем весь алфавит.

- А теперь попробуем спеть алфавит.

- Какие молодцы!

-Назовите первую букву, последнюю.

-Какая буква стоит перед буквой м, д, т.

-После буквы ж, р, ц?

-Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р, л и н?

-Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?


- А теперь проведем игру «Вставь пропущенные буквы»


- У кого не было допущено ни одной ошибки. Вы получаете солнышки.


- Итак, с первым пунктом нашего плана мы справились.

- Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.

- Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Иногда в жизни нужно видеть списки предметов, фамилий и т.д. по порядку, чтобы было легче найти. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту.

- Потренируемся в составлении списков в алфавитном порядке. Игра «Помоги»




- Итак, для чего нам нужен алфавит? Где мы его можем применить?




- Теперь мы переходим к последнему пункту нашего плана: запомнить алфавит. Для этого выполним творческую работу: «Соедини буквы в алфавитном порядке»

- За работу все получают подарок от нашего солнышка.











Учащиеся стоят стоя, на массажных ковриках (методика Базарного)






-А. -Я.

-Л. -Г. -С.

-З. -С. -Ч.

-Х. -П. -М.


-В. -Ж. -Т.



Работа в парах. По раздаткам.


























Работа по рядам. По раздаткам.





Ответы детей





Дети соединяют линиями точки по алфавитному порядку и получают изображение животного.



Чтение алфавита все вместе.

Пение алфавита под видео-сопровождение.









Работа по листочкам, на которых напечатан алфавит.














а б _ г д е _ ж з и й _ _ м н о _ р с _ у _ х ц ч _ щ ъ _ ь э _ я

На партах лежат листочки с алфавитом, некоторые буквы пропущены. Их нужно вставить.

























Учащиеся получают конверт со словами, которые необходимо расположить в алфавитном порядке:

1 ряд – фамилии (Маршак С. Я., Осеева В.А., Паустовский К. Г., Рубцов Н. М., Суриков И. З.)

2 ряд – предметы (Пенал, Ручка, Строгалка, Тетрадь, Учебник)

3 ряд – словарные слова (Альбом, Барабан, Ворона, Город, Девочка)


И ндивидуальная карточка


Оценка деятельности, рефлексия

- Сегодня на уроке у нас была необычная гостья, наше солнышко. Оно не только наблюдало за вашей работой, но и делилось своими знаниями и умениями.

- Какие же солнечные знания вы получили? Что вы узнали?

- Какие солнечные умения вам передало солнышко?






- Узнали, что такое алфавит.

- Где и для чего нам нужен алфавит.


Итог урока

- Посчитайте свои солнышки. И давайте устроим солнечное настроение, солнечный дождик.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!


Подсчитывают жетончики и подбрасывают их вверх.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!