Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. - Сегодня в гости к нам пришел необычный гость. Это солнышко! -Как вы думаете, почему оно нас решило навестить? - Конечно. Оно нам хочет подарить свое тепло, чтобы у нас в классе было светло и уютно. А вы знаете, что солнышко пришло к нам с подарками? За каждый верный ответ и правильно выполненное задание, оно будет дарить вам частичку себя, маленькое солнышко. Я на уроке, я радуюсь этому. Внимание мое растет, Память моя крепка, Я буду стараться, я молодец. - Для работы на уроке нам понадобится понятная речь, поэтому подготовим наш ротик. Речевая разминка: Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение. Губы в трубочку, губы в ниточку. Язычком помоем зубки. Язычком сделаем укольчики щечкам. | - Потому что у нас уже скоро весна. Наступил весенний месяц. (пальчики сделать в замочки и поднять вверх) (поднести ладошки к голове и сделать замочек) (погладить себя по голове) Выполнение упражнений | Упражнение приветствие Артикуляционные упражнения |
Актуализация знаний, постановка проблемы | - А зачем нам нужна речь? Для чего мы выполняем упражнения? - А мы разговариваем с помощью чего? - Из чего состоят слова? - Что такое буква? - Что такое звук? - Как отличить гласные звуки от согласных? - Что делать, если я забыла, как пишется буква, как она выглядит? Где я могу ее найти? | - Чтобы друг друга понимать. Чтобы речь была четкая, понятная. - Слов - Букв / звуков - Видим, читаем - Слышим, говорим - Гласные звуки мы произносим свободно, можем пропеть, а согласные нет. - В алфавите / в азбуке | Работа с опорной схемой на доске Речь Предложение Слово Слог Буква/звук |
Формулирование темы и цели урока | - Чем мы пополним сегодня копилку наших знаний, вы узнаете, когда отгадаете загадку. (чтение загадки) -Нам нужно составить план нашего занятия (вывешивание на доске): 1. узнаем… 2. выясним… 3. выясним… - День за днем. Шаг за шагом вы узнавали буквы, учились читать и теперь все буквы вам знакомы. Но буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит. - Что такое азбука, алфавит? | АЛФАВИТ …что такое алфавит …для чего нужен алфавит …выучим алфавит Прослушивают сообщение - Буквы, расположенные в определенном порядке | Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется все… Размещение опорного плана на доске Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя. Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит». А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите бысто-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же. |
Применение нового знания | - Перед вами русский алфавит, который мы изучили. Буквы строго стали в ряд, будто по линейке, Каждый знает свое место, и уйти не смеет. Все они стоят красиво, по порядку, посмотри. Ну а вы теперь сумейте повторить все 33! -Давайте все хором прочитаем весь алфавит. - А теперь попробуем спеть алфавит. - Какие молодцы! -Назовите первую букву, последнюю. -Какая буква стоит перед буквой м, д, т. -После буквы ж, р, ц? -Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р, л и н? -Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой? - А теперь проведем игру «Вставь пропущенные буквы» - У кого не было допущено ни одной ошибки. Вы получаете солнышки. - Итак, с первым пунктом нашего плана мы справились. - Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок. - Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Иногда в жизни нужно видеть списки предметов, фамилий и т.д. по порядку, чтобы было легче найти. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. - Потренируемся в составлении списков в алфавитном порядке. Игра «Помоги» - Итак, для чего нам нужен алфавит? Где мы его можем применить? - Теперь мы переходим к последнему пункту нашего плана: запомнить алфавит. Для этого выполним творческую работу: «Соедини буквы в алфавитном порядке» - За работу все получают подарок от нашего солнышка. | Учащиеся стоят стоя, на массажных ковриках (методика Базарного) -А. -Я. -Л. -Г. -С. -З. -С. -Ч. -Х. -П. -М. -В. -Ж. -Т. Работа в парах. По раздаткам. Работа по рядам. По раздаткам. Ответы детей Дети соединяют линиями точки по алфавитному порядку и получают изображение животного. | Чтение алфавита все вместе. Пение алфавита под видео-сопровождение. Работа по листочкам, на которых напечатан алфавит.
а б _ г д е _ ж з и й _ _ м н о _ р с _ у _ х ц ч _ щ ъ _ ь э _ я На партах лежат листочки с алфавитом, некоторые буквы пропущены. Их нужно вставить. Учащиеся получают конверт со словами, которые необходимо расположить в алфавитном порядке: 1 ряд – фамилии (Маршак С. Я., Осеева В.А., Паустовский К. Г., Рубцов Н. М., Суриков И. З.) 2 ряд – предметы (Пенал, Ручка, Строгалка, Тетрадь, Учебник) 3 ряд – словарные слова (Альбом, Барабан, Ворона, Город, Девочка) И ндивидуальная карточка |
Оценка деятельности, рефлексия | - Сегодня на уроке у нас была необычная гостья, наше солнышко. Оно не только наблюдало за вашей работой, но и делилось своими знаниями и умениями. - Какие же солнечные знания вы получили? Что вы узнали? - Какие солнечные умения вам передало солнышко? | - Узнали, что такое алфавит. - Где и для чего нам нужен алфавит. | |
Итог урока | - Посчитайте свои солнышки. И давайте устроим солнечное настроение, солнечный дождик. Закончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились! | | Подсчитывают жетончики и подбрасывают их вверх. |