СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский алфавит и этапы его развития

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа ученика 10 класса по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Русский алфавит и этапы его развития»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса»








Проектная работа на тему

Русский алфавит и этапы его развития












Работу выполнил: Баринов Иван,

студент 1курса, группы 16ЭО/2

Руководитель: Пономарева О.Н.















г. Павлово 2017 год

Паспорт проекта


Название проекта

Индивидуальный учебный проект

Автор проекта (ФИО), профессия (специальность), курс, номер учебной группы)

Баринов Иван Алексеевич

Специальность: 23.02.05. Эксплуатация транспортного оборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного).

Курс:1

Группа № 16 ЭО/2

Руководитель проекта (ФИО, преподаваемая дисциплина)

Пономарева Ольга Николаевна, преподаватель русского языка и литературы.

Координаты

Автор проекта:(телефон, электронная почта)

8964-832-9078 barinova-1969@bk.ru

Руководитель проекта: (телефон, электронная почта)

8 000 111 22 33 ponomaryova [email protected]

Организация

ГБПОУ «Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса»

Срок реализации проекта

4-5 месяцев

Тема проекта

Русский алфавит и этапы его развития

Краткая аннотация

Для своей проектной работы я выбрал тему «Русский алфавит и этапы его развития» потому, что считаю данный вопрос очень важным и актуальным. Уже многие века человек использует письмо для общения друг с другом, но вряд ли кто-нибудь кроме специалистов всерьез задумывался над тем, насколько важна письменность для каждого отдельного человека. Сегодня знание того, кто придумал азбуку русского языка, является показателем не только интеллектуального развития человека, но и определяет его отношение к стране, в которой он родился и живет.

Критерии результативности проекта:

1.Качество доклада (полнота представления работы, аргументированность);

2.Объем и глубина знаний по теме (наличие межпредметных связей);

3.Полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;

4.Представление проекта

5.Правильно оформленная презентация

Результатом («продуктом») моего проекта будет реферат и мультимедийная презентация, предназначенные для расширения представлений о возникновении и развитии русского алфавита, и может быть использован учителями начальных классов, учителями русского языка и литературы, преподавателями, учащимися, студентами - всеми, кому интересна данная тема.

При дальнейшем использовании моего проекта возможны только положительные последствия, которые принесут пользу людям, заинтересовавшимся данной темой.

Описание проблемы, на решение которой направлен проект

Как и откуда появилась наша азбука, и почему её называют кириллицей? Каковы основные этапы развития русского алфавита?

Основные цели и задачи проекта


Цель проекта

изучение истории возникновения и развития русского алфавита Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1) Изучить литературу о возникновении русского алфавита;

2) Константин и Мефодий. Кто они?

3) Выяснить, почему русский алфавит называется кириллицей;

4) Проследить, какие реформы проводились в русском алфавите?

Тип проекта

Информационный

Результат (продукт) учебного проекта

Реферат и мультимедийная презентация

Методы сбора информации

1. Изучение информационных источников.

2. Анкетирование

Основные этапы разработки проекта и способы достижения результатов

Подготовительный.

Формулировка проблемы, темы и цели. Определение типа и результата проекта. выбор методов сбора информации учебного проекта.

Изучение информационных источников, проведение анкетирования.

Проектировочный.

Составление плана учебного проекта.

Аналитический.

Обобщение информации, выводы. Написание проекта.

Поиск способов коррекции ошибок. Исправление недочетов и ошибок.

Заключительный.

Самооценка деятельности. Защита проекта.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. В работе использованы материалы интернета, компьютер, научная и художественная литература.

2. Для изготовления «продукта» программы:

- Microsoft Word 2010

- Microsoft PowerPoint 2010

- Picasa3


Информация об организациях-инвесторах или физических лицах, участвующих в финансировании проекта.

Родители.

Формы представления результатов проекта.

Устное выступление с мультимедийной презентацией.












Содержание

I.Введение………………………………………………………………....

5-6

II.Теоретический обзор литературы по теме исследования


2.1.Становление русского алфавита………………………………

7

2.2.Важная миссия Константина и Мефодия..……………………

7-8

2.3.Старославянские азбуки……………………………………….

8-9

2.3.1.Глаголица……………………………………………...

9-10

2.3.2.Состав кириллицы……………………………………

10-12

2.4.Реформы русского алфавита………………………………….

12-14

III.Практическая часть. Анкетирование………………………………...

14-15

IV.Заключение……………………………………………………………..

15

V.Литература…………………………………………………………….

16

VI.Приложение…………………………………………………………....

16-19


























Гимн святым Кириллу и Мефодию

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви славянской святые отцы,

Слава вам, правды Христовой учители,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые Мефодий, Кирилл,

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил!



Тема: Русский алфавит и этапы его развития

Цель: изучение истории возникновения и развития русского алфавита


Задачи


  1. Изучить литературу о возникновении русского алфавита;

  2. Константин и Мефодий. Кто они?

3) Выяснить, почему русский алфавит называется кириллицей;

4). Проследить, какие реформы проводились в русском алфавите?


I. Введение.

Все мы с детства привыкли к определенному виду букв в алфавите русского языка. Как правило, редко задумываемся: когда и при каких условиях возникла письменность, кто придумал русский алфавит? Тем не менее, роль письма в развитии всего человеческого общества нельзя переоценить. Ещё со школьной скамьи известно, что до появления привычных нам букв древние люди оставляли различные начертания на камне и скалах. Сначала они рисовали фигурки животных и человека, затем – различные знаки и иероглифы. Наконец появилось более удобное письмо с помощью букв. Спустя века и тысячелетия эти знаки-символы помогли восстановить прошлое многих народов. Особую роль в этом деле сыграли памятники письменности: различные своды законов и официальные документы, литературные произведения и воспоминания выдающихся людей. Все знают, что придумали русский алфавит братья - Кирилл и Мефодий. Но как-то в одной из телепередач я услышал версию о том, что русские буквы создали вовсе не они. Я заинтересовался, какова история возникновения русского алфавита и кто придумал русский алфавит? Чтобы получить ответ на эти вопросы, я решил изучить соответствующую литературу и выбрал тему для проектной работы «Русский алфавит и этапы его развития». Считаю данный вопрос важным и актуальным.



Методы исследования:

Теоретические: анализ литературных источников;

Эмпирические: опросно-диагностические (анкетирование);

Объект исследования: русский алфавит

Предмет исследования: история возникновения и развития русского алфавита


Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках, в спецкурсе по истории русского языка, а также при проведении дальнейших исследований в данном направлении.





II. Теоретический обзор литературы по теме исследования

2.1.Становление русского алфавита

Основу для создания алфавита заложили финикийцы еще в конце 2 тысячелетия до н. э. Они придумали согласные буквы, которыми пользовались довольно долго. Впоследствии их алфавит заимствовали и усовершенствовали греки: в нем уже появились гласные. Это было приблизительно в 8 веке до н. э.

С 1 века нашей эры начинается процесс распада племен, населявших территорию Восточной Европы и говоривших на общем праславянском языке. В результате в районе среднего Днепра образуется Киевская Русь, ставшая впоследствии центром большого государства. Его населяла часть восточных славян, у которых со временем сформировались свой особый уклад жизни и обычаи. Получила дальнейшее развитие и история о том, как появился русский алфавит. Растущее и укрепляющееся государство устанавливало экономические и культурные связи с другими странами, прежде всего, западноевропейскими. А для этого нужна была письменность, тем более что на Русь стали привозить первые церковнославянские книги. В это же время наблюдается ослабление язычества и распространение по всей территории Европы новой религии - христианства. Вот тут-то и возникла острая потребность в «изобретении» азбуки, благодаря которой новое учение можно было бы донести до всех славян. Ею стала кириллица, созданная «братьями солунскими».

2.2. Важная миссия Константина и Мефодия

В 9 веке сыновья знатного солунского грека  по просьбе моравского князя Ростислава и по поручению византийского императора Михаила III в 863 г. привезли в Великую Моравию первые книги на славянском языке, предназначенные для богослужения и просвещения славян. Их задача заключалась в том, чтобы познакомить славян, населявших Восточную Европу, с учением Христа и идеями православия, а также провести богослужение на родном для местного населения языке. Выбор пал на двух братьев неслучайно: они обладали хорошими организаторскими способностями, проявляли особое усердие в учебе. Кроме того, оба в совершенстве владели греческим и славянским языками. Константин был очень образованным для своего времени человеком. Еще до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Константин (незадолго до смерти, после пострига в монахи, ему было дано новое имя – Кирилл, с которым он и вошел в историю) и Мефодий стали теми людьми, кто придумал азбуку русского языка. Миссия Кирилла и Мефодия встретила сопротивление. Мефодию пришлось пережить около двух лет заточения в тюрьме, а после его смерти противники восточного христианства изгнали учеников Кирилла и Мефодия из Моравии. Славянские книги начали сжигаться, служба на славянском языке была запрещена. Многие ученики были казнены, часть изгнанных отправилась на территорию нынешней Хорватии, а часть – в Болгарию.

2.3. Старославянские азбуки.

Известны две старославянские азбуки, которыми написаны дошедшие до наших дней памятники: глаголица и кириллица. Глаголические буквы очень сложны, петлеобразны, мало похожи на буквы какого-либо другого алфавита. Судя по всему, автор глаголицы использовал элементы различных систем письма, в том числе и восточных, а некоторые символы изобрел сам. Человеком, способным проделать такую сложную работу, как предполагают ученые, был Константин-Кирилл.

Кириллица создана на основе греческого письма, при этом ее создатель немало потрудился над тем, чтобы приспособить греческое письмо под славянскую фонетическую систему. На основании кропотливой работы с рукописями, изучения их лингвистических особенностей, территории распространения, палеографических характеристик, исследователи пришли к выводу, что глаголица создана раньше кириллицы, глаголицу, по-видимому, создал Кирилл, а кириллицу – талантливейший ученик Кирилла и Мефодия Климент Охридский, на что указывается в житии святого Климента Охридского, где прямо пишется о создании им славянской письменности уже после Кирилла и Мефодия. Азбуку он назвал кириллицей в честь своего учителя. Климент Охридский (ок. 840 – 916), бежавший от преследований из Моравии, был направлен болгарским царем Борисом на проповедь в Охрид. Здесь им была создана крупнейшая школа славянской письменности, один из важнейших центров славянской культуры. Здесь велись переводы, составлялись оригинальные славянские произведения духовного содержания (песни, гимны, жития). Климент Охридский по праву может быть назван одним из первых славянских писателей. Необычайно обширной была и работа Климента по обучению взрослых и детей грамоте: по самым скромным подсчетам, он приобщил к славянской письменности около 3500 человек.

2.3.1. Глаголица

Глаголица – (от ст.-славянского глаголь – слово, речь) одна из двух славянских азбук, более древняя, чем кириллица. Алфавитный порядок букв глаголицы почти аналогичен кириллической традиции. Существовали два основных вида глаголицы – округлый, распространенный в Болгарии и более поздний угловатый, употребляемый в Хорватии.

Глаголица имела 40 букв. Из 40 глаголических букв 39 служили для передачи почти тех же звуков, что буквы кириллицы, а одна глаголическая буква — «дервь», отсутствовавшая в кирилловском алфавите, предназначалась для передачи мягкого согласного г. Отсутствовали в глаголице буквы, аналогичные кирилловским «пси», «кси», а также йотированные э, а.

 

1 – округлая (болгарская) глаголица;
2 – округлая скоропись;
3 – угловатая (хорватская) глаголица

и скоропись;
4 – транскрипция;
5 – цифровые значения букв;

6 – графонимы (названия букв).





2.3.2. Состав кириллицы

Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв, частью содержит более поздние буквы (ы, оу, йотированные). Кириллица целиком включает греческий алфавит (24 буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец. К ним были добавлены 19 букв для обозначения звуков, специфических для славянского языка и отсутствующих в греческом. До реформы Петра I строчных букв в азбуке кириллицы не было, весь текст писали заглавными.

Буквы кириллицы использовались для записи чисел и имели собственные названия.

Позднее были добавлены 4 новых буквы, а в разное время за ненадобностью были исключены 14 старых, поскольку пропали соответствующие звуки. Раньше всех исчезают йотированные юсы (Ѭ, Ѩ), затем юс большой (Ѫ) (который в XV веке возвращался, но снова исчез в начале XVII в.), и Е йотированное (Ѥ); прочие буквы, иногда чуть изменяя свою форму и значение, остались до сегодняшнего времени в азбуке церковнославянского языка, которую долго и ошибочно отождествляли с азбукой русской.

Свое название старославянская Азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б.

Вот список основных знаков кириллицы:

 Буква

Числовое
значение 

Чтение 

 Название

А 

[a]

аз 

Б

 

[б] 

буки 

 В

 2

 [в]

веди 

 Г

 3

[г] 

глаголь 

 Д

 4

 [д]

добро 

 Ё,Э

 5

 [е]

есть 

 Ж

 

 [ж]

живете 

 S

 6

 [дз]

зело 

 Z,З

 [з]

земля 

 И

 [и]

иже (8-ричное) 

 I

 10

 [и]

и (10-ричное) 

 К

20 

 [к]

како 

 Л

 30

 [л]

люди 

 М

40 

 [м]

мыслете 

 Н

 50

 [н]

наш 

 О

70 

 [0]

он 

 П

80 

 [п]

покой 

 Р

 100

 [р

рцы 

 С

 200

 [с]

слово 

 Т

 300 

 [т]

твердо 

 OУ,   Y

 400

 [у]

 ук

Ф

 500

 [ф]

 ферт

 Х

 600

 [х]

 хер

 Ѡ

 800

 [о]

 омега

 Ц

 900

 [ц]

 цы

 Ч

 90

 [ч]

 червь

 Ш

 

 [ш]

 ша

 Щ

 

 [шт] [шч]

 ша

 Ъ

 

 [ъ]

 ер

Ы

 

 [ы]

 

 ь

 

 [ь]

 

 Ѣ

 

 [æ] [ие][ять]

 

 Ю

 

 [йу]

 ю

 IА

 

 [iа]

 А-йотированное

 Ѥ

 

 [йэ]

 Е-йотированное




 Ѧ

 900

 [эн]

 Малый Юс

 Ѫ

 

н]

 Большой Юс

 Ѩ

 

[йэн]

 Юс Малый йотированный

 Ѭ

 

 [йон]

 Юс Большой йотированный

Ѯ


 60

 [кс]

 кси

 Ѱ



 700

 [пс]

 пси

 Ѳ

 9

 [ф], [θ],

 фита

 Ѵ

 400

 [и],[в]

 ижица



2.4. Реформы русского алфавита.

Развитие русской нации в начале XVIII в., возникшие потребности в печатании гражданских книг вызвали необходимость упрощения начертаний букв кирилловской азбуки.

В 1708 г. был создан русский гражданский шрифт, причем в изготовлении эскизов букв принимал активное участие сам Петр I. В 1710 г. был утвержден образец нового шрифта азбуки. Это была первая реформа русской графики. Суть Петровской реформы заключалась в упрощении состава русского алфавита за счет исключения из него таких устаревших и ненужных букв, как "пси", "кси", "омега", "ижица", "земля", "иже", "юс малый". Однако впоследствии, вероятно под влиянием духовенства, часть этих букв была восстановлена в употреблении. Была введена буква Э ("Э" оборотное), для того чтобы отличать ее от йотированной буквы Е, а также буква Я вместо юса малого йотированного.

В гражданском шрифте впервые устанавливаются прописные (большие) и строчные (малые) буквы.

Буква Й (и краткое) была введена Академией наук в 1735 г. 29 ноября 1783 г. директор Петербургской академии наук княгиня Е.Р. Дашкова во время заседания Академии словесности предложила использовать новую букву Ё «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как іолка, іож». Доводы Дашковой показались убедительными, и её предложение было утверждено общим собранием Академии.

Известной буква Ё стала благодаря Н. М. Карамзину. В 1796 г в первой книжке стихотворного альманаха «Аониды» с буквой Ё были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», «потёкъ». Следует отметить, что в «Истории государства Российского» (1816-1829 гг.) Н.М. Карамзин букву Ё не использовал.  

В XVIII в. в литературном языке звук, обозначавшийся буквой Ъ (ять), совпал со звуком [э]. Буква Ъ, таким образом, практически оказалась ненужной, но по традиции она еще длительное время удерживалась в русской азбуке, вплоть до 1917—1918 гг.

Реформой орфографии 1917—1918 гг. были исключены две буквы, дублировавшие друг друга: "ять", "фита", "и десятеричное". Буква Ъ (ер) была сохранена только как разделительный знак, Ь (ерь) — как разделительной знак и для обозначения мягкости предшествующего согласного. В отношении Ё в декрете имеется пункт о желательности, но необязательности употребления этой буквы. Реформа 1917— 1918 гг. упростила русское письмо и тем самым облегчила обучение грамоте. В результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.



III. Практическая часть. Анкетирование

Изучив достаточное количество информационных источников по теме моего проекта, я задался вопросом: «Что знают мои ровесники об истории русского алфавита?» Мною была разработана анкета из 12 вопросов (см. приложение), которую я разослал своим друзьям. В анкетировании участвовало 18 человек в возрасте 16-17 лет.



Вопросы

Ответили правильно

1. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его.

6 чел.

2. Знаете ли Вы, кто является основателем (ми)  русского алфавита?

18 чел.

3. Назовите имена русских первопечатников.

10 чел.

4. Назовите дату празднования Дня славянской письменности.

4 чел.

5.Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их

16 чел

6. Какая азбука древнее?

14 чел

7. В связи с чем на Руси была введена кириллица?

15 чел.

8. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала?

18 чел.

9. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе.

15 чел

10. Где находится памятник Кириллу и Мефодию?

18 чел.

11. Как Вы считаете, какие буквы претерпели изменения от кириллицы до наших дней

4 чел.

12. Кто такой Климент Охридский?

1 чел





Подведя итоги анкетирования меня порадовало, что мои ровесники знают основателей русского алфавита Кирилла и Мефодия, знают, где находится памятник этим выдающимся людям, какие азбуки имел славянский язык, имеют представление о первом писчем материале и русских первопечатниках, но мало знают о буквах кириллицы, которые претерпели изменения и ничего не знают о Клименте Охридском. Пусть никто не слышал о Клименте Охридском, как создателе кириллице, но благодаря моей исследовательской работе, теперь они имеют представление обо этом человеке. Вне зависимости от того, кто придумал кириллицу, именно она стала основой для создания русской азбуки и современного алфавита. Вознесём похвалу и этому святому, ведь в каждом ученике есть частичка своего учителя.



IV.Заключение



«Хочешь истину познать – начни с азбуки».

История возникновения и развития русского алфавита уникальна. Русская азбука прошла долгий путь становления. На протяжении всей истории русской азбуки происходила борьба с "лишними" буквами, увенчавшаяся частичной победой при реформировании графики Петром I (1708-1710 гг.) и окончательной победой при орфографической реформе 1917-1918 гг. стал удобнее и проще в употреблении.

Вероятнее всего изменения алфавита не прекратятся и, возможно, через столетие будущее поколение будет наслаждаться другим вариантом алфавита. Но тех, кто придумал азбуку русского языка, помнят и почитают. Доказательством этому служит праздник, День славянской письменности, который ежегодно 24 мая (День святых Кирилла и Мефодия) отмечают во всем мире.

V. Литература.

  1. Бернштейн С. Б. Константин-Философ и Мефодий. Начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984

  2. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963, 1988 (2-е изд.).

  3. Истрин В. А. История письма. М., 1965.

  4. Лев XIII Grande munus. О святых Кирилле и Мефодии (документ)

  5. Карский Е.Ф. Славянская Кирилловская палеография. М.1999 г..

  6. Перевезенцев С. В. В начале было слово…

  7. Юрий Лощиц: Кирилл и Мефодий.- Издательство: Молодая гвардия, 2013 г. Серия: Жизнь замечательных людей-368с.

  8. Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000;

  9. Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиепископа Охридского. М., 2006. С. 39–211.


VI. Приложение

Анкета

1. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его

2. Знаете ли Вы, кто является основателем (ми)  русского алфавита?

3. Назовите имена русских первопечатников.

4. Назовите дату празднования Дня славянской письменности.

5.Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их

6. Какая азбука древнее?
7. В связи с чем на Руси была введена кириллица?

8. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала?

9. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе.

10. Где находится памятник Кириллу и Мефодию?

11. Как Вы считаете, какие буквы претерпели изменения от кириллицы до

    наших дней

12. Кто такой Климент Охридский?


Анкета (с ответами)

1. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит).

2. Знаете ли Вы, кто является основателем (ми)  русского алфавита?

3. Назовите имена русских первопечатников. (Иван Федоров и Петр Мстиславец).

4. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (25 мая).

5.Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их. (Глаголица и кириллица).

6. Какая азбука древнее? (Глаголица).
7. В связи с чем на Руси была введена кириллица? (В связи с христианизацией). 
8. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы – бересту).

9. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе. (Свиток).

10. Где находится памятник Кириллу и Мефодию? (Памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию находится в Москве на Славянской площади. Памятники святым Кириллу и Мефодию установлены во многих городах России: в Ханты-Мансийске, Екатеринбурге, Самаре, Сургуте, Саратове. Мурманске )

11. Как Вы считаете, какие буквы претерпели изменения от кириллицы до

    наших дней. (Раньше всего из кириллицы исчезли йотированные юсы: йотированный юс малый и йотированный юс большой.

Юс большой (нейотированный) исчез довольно рано; он был возвращён в XV веке, однако в начале XVII века большой юс снова исчез из активного употребления в русском языке.

Примерно тогда же исчезла лигатура I-Е, уступив место букве Е.

Вместо лигатуры I-А стали писать букву юс малый, но, впрочем, не всегда.

Буква У и лигатура ОУ сосуществовали параллельно.

Радикальную реформу русского письма решил провести царь Пётр I.

Он постановил писать букву Ю вместо юса большого. Юс малый и лигатура I-А заменялись на букву Я.

Пётр I отменил буквы "о звательное" (заменена на О), "омега" (заменена на О), "от" (заменена на сочетание ОТ) и "пси" (заменена на сочетание ПС). Сочетание ОУ упразднили, введя единую букву У.

Кроме того, Пётр отменил вариант начертания буквы Е в виде нынешней украинской Е (круглой). Вместо этого в азбуку была введена новая буква — буква Э.

Также Пётр отменил буквы "зело", "кси", "ферт" (ферт был заменён Петром на фиту), но вскоре эти буквы были восстановлены.

Следующее изменение произошло в 1735 г. Буквы "зело" и "кси" были отменены окончательно, их заменили соответственно на букву З и на сочетание КС. И, наконец, в алфавит была официально введена буква Й (существовала раньше, но была отменена Петром).

В 1797 году появилась новая "ласточка". Ею была буква Ё, которую ввёл классик Николай Михайлович Карамзин. Буква Ё является самой молодой буквой современной русской азбуки.

Последняя крупная реформа русского алфавита была проведена в 1918 г.

Были упразднены следующие буквы:

1) Ять — заменён в абсолютном большинстве случаев на букву Е (лишь в единичных словах ять был заменён на И);

2) И десятеричное — везде заменено на И;

3) Фита — везде заменена на букву Ф.

О букве "ижица" большевики забыли! Она не попала в декрет, но де-факто её перестали употреблять, заменив в основном на букву И (Сvмон = Симон, мvро = миро и так далее).

Был отменён Ъ на конце слов. Однако полностью Ъ не упразднялся. Его оставили в качестве разделительного знака в середине слов. Тем не менее, некоторые люди сочли, что Ъ отменяется полностью. Из наборных касс стали изымать эту букву. Пришлось заменять её на письме апострофом: съесть = с'есть, изъян = из'ян и так далее. Восстановили твёрдый знак примерно в середине 20-х годов XX века.

В 1942 году было принято правило об обязательном употреблении буквы Ё. Но уже в 1953 году, после смерти Сталина, данное правило было отменено.

И, наконец, в 1956 году были изданы "Правила русской орфографии и пунктуации", на основании которых мы строим свою письменную речь до сих пор.)

12. Кто такой Климент Охридский?
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!