Русский ампир
Ампир
как стиль в искусстве, прежде всего - в архитектуре, сформировался на рубеже XVIII-XIX веков. Его родиной была Франция эпохи Консулата, а затем Империи (название стиля образовано от французского слова empire - «империя»).
Триумфальная Арка Каррузель в Париже, 1806-1808 гг.
Ш. Персье и Ф. Фонген
Триумфальная арка (Париж), 1836 г. Жан-Франсуа Шальгрен
Русский ампир
— художественный стиль первой трети XIX века, сложившийся под влиянием французского ампира и возникший практически одновременно с ним. Русский ампир не просто копирует модное в начале XIX века европейское направление, переосмыслившее образы и памятники архитектурно-художественного наследия Древней Греции и Древнего Рима, он сочетает его с национальными традициями классицизма.
Наивысшие достижения русского ампира, который лежат в области архитектуры, поэтому иногда его называют «градостроительным классицизмом».
Арка Генерального штаба в Петербурге по проекту архитектора
К. Росси в 1820-1829 гг.
Портрет эпохи
XIX век называют Золотовым веком русской культуры, не только в литературе, но и в других областях.
В начале XIX века Россия позиционируется на мировой арене как одна из сильнейших держав. Ампир был призван это доказать, подчеркнув величие и строгость и могущество Российской империи. Поэтому почти все постройки этого стиля сосредоточены в столице империи – Петербурге.
«Вид на арку Главного штаба со стороны Дворцовой площади» / К.П. Беггров, 1822 г.
Отличительные черты русского ампира
- Смелость и широта пространственных и ансамблевых решений. Подчиненность объемно-планировочного решения здания идее целостного ансамбля.
- Ориентация на римскую классику. Декоративные мотивы петербургского ампира включают элементы древнеримского военного снаряжения: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучков стрел.
- Державный, имперский колорит: желто-белый с использованием черного цвета в декоративных элементах.. Это новая, более контрастная и по-своему выразительная система цветовых отношений.
- Особая выразительность скульптуры и барельефов на фоне гладких стен, диктовавшаяся укрупнением и монументальностью архитектурных форм.
Здание Главного штаба и Александровскую колонну
Михайловский дворец, Санкт-Петербург. 1797 год. Архитектор Карл Росси
Интерьер Михайловского дворца
В облике преобладают простые формы: куб, квадрат, треугольник, цилиндр. Это добавило храму дополнительной монументальности.
Исаакиевский собор, возведённый по проекту О. Монферрана
Карло ди Джованни Росси (1775—1849)
Жесткость и холодность французского ампира в русском варианте стиля смягчил архитектор итальянского происхождения К. Росси.
Благодаря творчеству К. Росси русский ампир отразил триумфальный, державный настрой империи.
Первый проект архитектора – парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади. Под руководством К. Росси возведены дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода.
Произведения К.Росси отражают триумф России в победоносной войне и создания образа великой империи. Городские ансамбли, созданные архитектором, охватывают широкие пространства и формируют облик Петербурга как имперского города.
Здания Сената и Синода
Арка Генерального штаба в Петербурге по проекту архитектора
К. Росси в 1820-1829 гг.
Александровская колонна, созданная архитектором О. Монферраном в 1834 г. по замыслу К. Росси напоминает Колонну Трояна в Риме. Построена ахитектором О. Монферраном по замыслу К. Росси, (1829-1834 гг.).
Василий Петрович Стасов (1769—1848)
Павловские казармы Павловского лейб-гвардии полка
Конюшенное ведомство
С 1817 по 1823 год Стасов вел работы по перестройке конюшен, с сохранением конфигурации и старых стен. Архитектор смог вписать сугубо функциональное здание в парадный облик города: корпуса следуют изгибам реки Мойки и Екатерининского канала, обрамляют площадь и скругляют угол за счет дорической колоннады, замыкают пространство двумя павильонами для хозяйственных целей.
После перестройки огромные конюшни расположились в монументальных корпусах, выходящих на Мойку, манеж – в торце здания на стороне канала Грибоедова, жилые корпуса и мастерские – в южной части, как и ведомственная церковь Спаса Нерукотворного Образа.
В журнале «Отечественные записки» появилось восторженное описание новой церкви:
«Храм сей устроен по плану известного архитектора нашего В. П. Стасова и соединяет в себе огромность с строгою правильностию всех частей . Сия последняя доказывается не только приятностию для глаз, но тем верным повсюду отголоском пения и вообще служения, который дает несомненное оной свидетельство, который не может иначе существовать в зданиях, имеющих куполы...».
После окончания всех строительных работ в 1823 году фасады здания покрасили в светло-серый цвет с белыми деталями. Конюшни казались украшением города, несмотря на хозяйственное назначение.
Журнал изящных искусств в статье заявил:
«Конюшенное здание, равно как и церковь, получили новую фасаду по проекту Стасова, который давно уже известен многими хорошими произведениями. Не входя в разбор сего строения, во многих отношениях заслуживающего похвалу, скажем, что г. Стасов почитается одним из лучших наших зодчих и имеет отличные сведения по своей части».
Нарвские триумфальные ворота
Ворота построены в 1827—1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года, это была перестройка деревянной арки Кваренги.
Василий Стасов в целом сохранил замысел Кваренги в камне, сохранив основную композицию, но в корне изменил декорацию: арку было решено украсить колесницей с шестью конями, управляемой богиней Славы, и скульптурами воинов. Но если у Кваренги это были римляне, то Стасов их заменил на древнерусских витязей.
На воротах имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях, которые бронзировали.
Московские триумфальные ворота
Московские Триумфальные ворота были возведены в 1834-1838 годах в честь победоносного окончания русско-турецкой войны и польских событий 1830-1831 годов. Арку построили на Московском тракте.
Московские ворота построены в стиле ампир: 12 дорических колонн поддерживают Массивный антаблемент, во фризе ворот – барельефы гениев победы. В своих руках они держат щиты, изображающие гербы 36 губерний Российской империи. На самом верху – 8 декоративных групп с изображением воинских доспехов и трофеев.
Надпись на латинском языке
«Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах»
В пояснительной записке Василий Стасов писал:
«При составлении рисунка ворот, предложенных на новой границе Санкт-Петербурга с Московской дороги, я принимал два соображения: широту среднего проезда между колонн, чтоб был достаточен к проезду двух экипажей, для чего проложил 9 аршин, менее которых почти невозможно ему быть; общую величину ворот, чтоб была соответственно огромности и благоустройству города и тем вороты сии составили некоторый род памятника времени, в которые они устроены».
Куст трофеев
«Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
… Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит»
А.С. Пушкин «Медный всадник»
Александрийский театр было построено в 1832 году по проекту Карла Росси