СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский ампир. Культура России в первой половине XIX в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

XIX век называют Золотовым веком русской культуры, не только в литературе, но и в других областях.

В начале XIX века Россия позиционируется на мировой арене как одна из сильнейших держав. Ампир был призван это доказать, подчеркнув величие и строгость и могущество Российской империи.

Просмотр содержимого документа
«Русский ампир. Культура России в первой половине XIX в.»

Русский ампир

Русский ампир

Ампир как стиль в искусстве, прежде всего - в архитектуре, сформировался на рубеже XVIII-XIX веков. Его родиной была Франция эпохи Консулата, а затем Империи (название стиля образовано от французского слова empire - «империя»). Триумфальная Арка Каррузель в Париже, 1806-1808 гг. Ш. Персье и Ф. Фонген Триумфальная арка (Париж), 1836 г. Жан-Франсуа Шальгрен

Ампир

как стиль в искусстве, прежде всего - в архитектуре, сформировался на рубеже XVIII-XIX веков. Его родиной была Франция эпохи Консулата, а затем Империи (название стиля образовано от французского слова empire - «империя»).

Триумфальная Арка Каррузель в Париже, 1806-1808 гг.

Ш. Персье и Ф. Фонген

Триумфальная арка (Париж), 1836 г. Жан-Франсуа Шальгрен

Русский ампир — художественный стиль первой трети XIX века, сложившийся под влиянием французского ампира и возникший практически одновременно с ним. Русский ампир не просто копирует модное в начале XIX века европейское направление, переосмыслившее образы и памятники архитектурно-художественного наследия Древней Греции и Древнего Рима, он сочетает его с национальными традициями классицизма. Наивысшие достижения русского ампира, который лежат в области архитектуры, поэтому иногда его называют «градостроительным классицизмом». Арка Генерального штаба в Петербурге по проекту архитектора К. Росси в 1820-1829 гг.

Русский ампир

— художественный стиль первой трети XIX века, сложившийся под влиянием французского ампира и возникший практически одновременно с ним. Русский ампир не просто копирует модное в начале XIX века европейское направление, переосмыслившее образы и памятники архитектурно-художественного наследия Древней Греции и Древнего Рима, он сочетает его с национальными традициями классицизма.

Наивысшие достижения русского ампира, который лежат в области архитектуры, поэтому иногда его называют «градостроительным классицизмом».

Арка Генерального штаба в Петербурге по проекту архитектора

К. Росси в 1820-1829 гг.

Портрет эпохи XIX век называют Золотовым веком русской культуры, не только в литературе, но и в других областях. В начале XIX века Россия позиционируется на мировой арене как одна из сильнейших держав. Ампир был призван это доказать, подчеркнув величие и строгость и могущество Российской империи. Поэтому почти все постройки этого стиля сосредоточены в столице империи – Петербурге. «Вид на арку Главного штаба со стороны Дворцовой площади» / К.П. Беггров, 1822 г.

Портрет эпохи

XIX век называют Золотовым веком русской культуры, не только в литературе, но и в других областях.

В начале XIX века Россия позиционируется на мировой арене как одна из сильнейших держав. Ампир был призван это доказать, подчеркнув величие и строгость и могущество Российской империи. Поэтому почти все постройки этого стиля сосредоточены в столице империи – Петербурге.

«Вид на арку Главного штаба со стороны Дворцовой площади» / К.П. Беггров, 1822 г.

Отличительные черты русского ампира Смелость и широта пространственных и ансамблевых решений. Подчиненность объемно-планировочного решения здания идее целостного ансамбля. Ориентация на римскую классику. Декоративные мотивы петербургского ампира включают элементы древнеримского военного снаряжения: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучков стрел. Державный, имперский колорит: желто-белый с использованием черного цвета в декоративных элементах.. Это новая, более контрастная и по-своему выразительная система цветовых отношений. Особая выразительность скульптуры и барельефов на фоне гладких стен, диктовавшаяся укрупнением и монументальностью архитектурных форм. Здание Главного штаба и Александровскую колонну

Отличительные черты русского ампира

  • Смелость и широта пространственных и ансамблевых решений. Подчиненность объемно-планировочного решения здания идее целостного ансамбля.
  • Ориентация на римскую классику. Декоративные мотивы петербургского ампира включают элементы древнеримского военного снаряжения: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучков стрел.
  • Державный, имперский колорит: желто-белый с использованием черного цвета в декоративных элементах.. Это новая, более контрастная и по-своему выразительная система цветовых отношений.
  • Особая выразительность скульптуры и барельефов на фоне гладких стен, диктовавшаяся укрупнением и монументальностью архитектурных форм.

Здание Главного штаба и Александровскую колонну

Михайловский дворец, Санкт-Петербург. 1797 год. Архитектор Карл Росси

Михайловский дворец, Санкт-Петербург. 1797 год. Архитектор Карл Росси

Интерьер Михайловского дворца

Интерьер Михайловского дворца

В облике преобладают простые формы: куб, квадрат, треугольник, цилиндр. Это добавило храму дополнительной монументальности. Исаакиевский собор, возведённый по проекту О. Монферрана

В облике преобладают простые формы: куб, квадрат, треугольник, цилиндр. Это добавило храму дополнительной монументальности.

Исаакиевский собор, возведённый по проекту О. Монферрана

Карло ди Джованни Росси (1775—1849) Жесткость и холодность французского ампира в русском варианте стиля смягчил архитектор итальянского происхождения К. Росси. Благодаря творчеству К. Росси русский ампир отразил триумфальный, державный настрой империи. Первый проект архитектора – парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади. Под руководством К. Росси возведены дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода.

Карло ди Джованни Росси (1775—1849)

Жесткость и холодность французского ампира в русском варианте стиля смягчил архитектор итальянского происхождения К. Росси.

Благодаря творчеству К. Росси русский ампир отразил триумфальный, державный настрой империи.

Первый проект архитектора – парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади. Под руководством К. Росси возведены дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода.

Произведения К.Росси отражают триумф России в победоносной войне и создания образа великой империи. Городские ансамбли, созданные архитектором, охватывают широкие пространства и формируют облик Петербурга как имперского города. Здания Сената и Синода

Произведения К.Росси отражают триумф России в победоносной войне и создания образа великой империи. Городские ансамбли, созданные архитектором, охватывают широкие пространства и формируют облик Петербурга как имперского города.

Здания Сената и Синода

Арка Генерального штаба в Петербурге по проекту архитектора К. Росси в 1820-1829 гг. Александровская колонна, созданная архитектором О. Монферраном в 1834 г. по замыслу К. Росси напоминает Колонну Трояна в Риме. Построена ахитектором О. Монферраном по замыслу К. Росси, (1829-1834 гг.).

Арка Генерального штаба в Петербурге по проекту архитектора

К. Росси в 1820-1829 гг.

Александровская колонна, созданная архитектором О. Монферраном в 1834 г. по замыслу К. Росси напоминает Колонну Трояна в Риме. Построена ахитектором О. Монферраном по замыслу К. Росси, (1829-1834 гг.).

Василий Петрович Стасов (1769—1848) Павловские казармы Павловского лейб-гвардии полка

Василий Петрович Стасов (1769—1848)

Павловские казармы Павловского лейб-гвардии полка

Конюшенное ведомство С 1817 по 1823 год Стасов вел работы по перестройке конюшен, с сохранением конфигурации и старых стен. Архитектор смог вписать сугубо функциональное здание в парадный облик города: корпуса следуют изгибам реки Мойки и Екатерининского канала, обрамляют площадь и скругляют угол за счет дорической колоннады, замыкают пространство двумя павильонами для хозяйственных целей.

Конюшенное ведомство

С 1817 по 1823 год Стасов вел работы по перестройке конюшен, с сохранением конфигурации и старых стен. Архитектор смог вписать сугубо функциональное здание в парадный облик города: корпуса следуют изгибам реки Мойки и Екатерининского канала, обрамляют площадь и скругляют угол за счет дорической колоннады, замыкают пространство двумя павильонами для хозяйственных целей.

После перестройки огромные конюшни расположились в монументальных корпусах, выходящих на Мойку, манеж – в торце здания на стороне канала Грибоедова, жилые корпуса и мастерские – в южной части, как и ведомственная церковь Спаса Нерукотворного Образа. В журнале «Отечественные записки» появилось восторженное описание новой церкви: «Храм сей устроен по плану известного архитектора нашего В. П. Стасова и соединяет в себе огромность с строгою правильностию всех частей . Сия последняя доказывается не только приятностию для глаз, но тем верным повсюду отголоском пения и вообще служения, который дает несомненное оной свидетельство, который не может иначе существовать в зданиях, имеющих куполы...».

После перестройки огромные конюшни расположились в монументальных корпусах, выходящих на Мойку, манеж – в торце здания на стороне канала Грибоедова, жилые корпуса и мастерские – в южной части, как и ведомственная церковь Спаса Нерукотворного Образа.

В журнале «Отечественные записки» появилось восторженное описание новой церкви:

«Храм сей устроен по плану известного архитектора нашего В. П. Стасова и соединяет в себе огромность с строгою правильностию всех частей . Сия последняя доказывается не только приятностию для глаз, но тем верным повсюду отголоском пения и вообще служения, который дает несомненное оной свидетельство, который не может иначе существовать в зданиях, имеющих куполы...».

После окончания всех строительных работ в 1823 году фасады здания покрасили в светло-серый цвет с белыми деталями. Конюшни казались украшением города, несмотря на хозяйственное назначение. Журнал изящных искусств в статье заявил: «Конюшенное здание, равно как и церковь, получили новую фасаду по проекту Стасова, который давно уже известен многими хорошими произведениями. Не входя в разбор сего строения, во многих отношениях заслуживающего похвалу, скажем, что г. Стасов почитается одним из лучших наших зодчих и имеет отличные сведения по своей части».

После окончания всех строительных работ в 1823 году фасады здания покрасили в светло-серый цвет с белыми деталями. Конюшни казались украшением города, несмотря на хозяйственное назначение.

Журнал изящных искусств в статье заявил:

«Конюшенное здание, равно как и церковь, получили новую фасаду по проекту Стасова, который давно уже известен многими хорошими произведениями. Не входя в разбор сего строения, во многих отношениях заслуживающего похвалу, скажем, что г. Стасов почитается одним из лучших наших зодчих и имеет отличные сведения по своей части».

Нарвские триумфальные ворота Ворота построены в 1827—1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года, это была перестройка деревянной арки Кваренги. Василий Стасов в целом сохранил замысел Кваренги в камне, сохранив основную композицию, но в корне изменил декорацию: арку было решено украсить колесницей с шестью конями, управляемой богиней Славы, и скульптурами воинов. Но если у Кваренги это были римляне, то Стасов их заменил на древнерусских витязей. На воротах имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях, которые бронзировали.

Нарвские триумфальные ворота

Ворота построены в 1827—1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года, это была перестройка деревянной арки Кваренги.

Василий Стасов в целом сохранил замысел Кваренги в камне, сохранив основную композицию, но в корне изменил декорацию: арку было решено украсить колесницей с шестью конями, управляемой богиней Славы, и скульптурами воинов. Но если у Кваренги это были римляне, то Стасов их заменил на древнерусских витязей.

На воротах имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях, которые бронзировали.

Московские триумфальные ворота Московские Триумфальные ворота были возведены в 1834-1838 годах в честь победоносного окончания русско-турецкой войны и польских событий 1830-1831 годов. Арку построили на Московском тракте. Московские ворота построены в стиле ампир: 12 дорических колонн поддерживают Массивный антаблемент, во фризе ворот – барельефы гениев победы. В своих руках они держат щиты, изображающие гербы 36 губерний Российской империи. На самом верху – 8 декоративных групп с изображением воинских доспехов и трофеев.

Московские триумфальные ворота

Московские Триумфальные ворота были возведены в 1834-1838 годах в честь победоносного окончания русско-турецкой войны и польских событий 1830-1831 годов. Арку построили на Московском тракте.

Московские ворота построены в стиле ампир: 12 дорических колонн поддерживают Массивный антаблемент, во фризе ворот – барельефы гениев победы. В своих руках они держат щиты, изображающие гербы 36 губерний Российской империи. На самом верху – 8 декоративных групп с изображением воинских доспехов и трофеев.

Надпись на латинском языке «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах» В пояснительной записке Василий Стасов писал: «При составлении рисунка ворот, предложенных на новой границе Санкт-Петербурга с Московской дороги, я принимал два соображения: широту среднего проезда между колонн, чтоб был достаточен к проезду двух экипажей, для чего проложил 9 аршин, менее которых почти невозможно ему быть; общую величину ворот, чтоб была соответственно огромности и благоустройству города и тем вороты сии составили некоторый род памятника времени, в которые они устроены». Куст трофеев

Надпись на латинском языке

«Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах»

В пояснительной записке Василий Стасов писал:

«При составлении рисунка ворот, предложенных на новой границе Санкт-Петербурга с Московской дороги, я принимал два соображения: широту среднего проезда между колонн, чтоб был достаточен к проезду двух экипажей, для чего проложил 9 аршин, менее которых почти невозможно ему быть; общую величину ворот, чтоб была соответственно огромности и благоустройству города и тем вороты сии составили некоторый род памятника времени, в которые они устроены».

Куст трофеев

«Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво…  … Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит»  А.С. Пушкин «Медный всадник» Александрийский театр было построено в 1832 году по проекту Карла Росси

«Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Александрийский театр было построено в 1832 году по проекту Карла Росси


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!