РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. И др. (Русский язык). Изменения в авторскую программу не внесены.
Целями изучения предмета являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления у учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи , монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального образования и всоответствии с учебным планом МБОУ школы № 31 Железнодорожного района год. Орла на изучение русского языка в 3 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год. Часы на обучение выделены из федерального компонента учебного плана. |
Использование учебно-методического комплекса под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого. Русский язык. 3 класс. - М.: Просвещение, 2013.
УМК состоит из:
учебник: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. – М.: Просвещение, 2013. В 2 частях
рабочая тетрадь:В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях. –М.: Просвещение, 2014.
программа: авторы В.П. Канакина и В. Г. Горецкий «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: Просвещение, 2011.
Диски: Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное пособие.
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
Выбор программы обусловлен тем, что её составители отводят важную роль предмету «Русский язык» в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате прохождения программного материала в третьем классе обучающийся должен знать:
предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
однородные члены предложения;
состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
правописание парных согласных в корне;
правописание непроизносимых согласных;
правописание слов с двойными согласными;
изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;
правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
имя числительное; правописание количественных числительных.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;
- ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
- устанавливать связь слов в предложении;
- распознавать предложения с однородными членами;
- выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
- производить разбор слова по составу;
- обозначать парные согласные в корне;
- писать слова с непроизносимыми согласными;
- писать слова с двойными согласными;
- изменять имена существительные по падежам;
- склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
- писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
- писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные
и т.п.);
- использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- пользоваться словарями и справочной литературой.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов: III класс - 10-12;
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
III класс: конец первого полугодия - 45-55, конец года - 55-65;
Количество слов в текстах для изложений:
III класс, конец первого полугодия - 60-70 слов, конец года - 70-85 слов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |
Контрольные диктанты | Проверочные и самостоятельные работы | Проекты |
1. | Язык и речь | 2 | 0 | 0 | 0 |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 | 1 | 3 | 0 |
3. | Слово о языке и речи. | 19 | 1 | 3 | 1 |
4. | Состав слова. | 16 | 1 | 3 | 1 |
5. | Правописание частей слова. | 29 | 2 | 4 | 1 |
6. | Части речи. | 76 | 5 | 8 | 3 |
7. | Повторение | 14 | 1 | 2 | 0 |
ИТОГО: | | 170 | 11 | 23 | 6 |
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 3 «А» классе
(170 ч, 5 часов в неделю)
№п/п | дата проведения | Кол-во часов | Содержание (тема) | Характеристика деятельности учащихся |
| план | факт | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 четверть Язык и речь – 2 часа |
1 | 01.09 | | 1ч | - Инструктаж по технике безопасности на уроке. Наша речь. Виды речи.
| Уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
2 | 02.09 | | 1ч | - Наш язык.
|
Текст. Предложение. С ловосочетание (14ч) |
3,4 | 03.09 04.09 | | 2ч | - Текст. Типы текстов
| Уметь: -выделять главную мысль; - подбирать заголовок; знать признаки текста |
5 | 07.09 | | 1ч | - Предложение. Развитие речи (РР). Составление рассказа по репродукции картины.
| - Знать и понимать, чем предложение отличается от слова; распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов, правильно обозначать предложения на письме.
|
6 | 08.09 | | 1ч | - Предложения по цели высказывания.
| - Уметь различать значение предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.
|
7 | 09.09 | | 1ч | - Виды предложений по интонации.
|
8 | 10.09 | | 1ч | - Предложения с обращением.
Словарный диктант №1 | - Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.
|
9 | 11.09 | | 1ч | - (РР) Обучающее изложение.
Передача содержания текста по вопросам. | - Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.
|
10, 11 | 14.09 15.09 | | 2ч | - Главные и второстепенные члены предложения.
| - Уметь разбирать предложения по членам предложения, находить основу предложения, составлять предложения из деформированной записи.
|
12, 13 | 16.09 17.09 | | 1ч 1ч | - Контрольный диктант по теме «Повторение»
Работа над ошибками. - Простое и сложное предложения.
| - Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.
- Составлять из двух простых предложений одно сложное.
- Разделять запятой части сложного предложения.
|
14, 15 | 18.09 21.09 | | 2ч | -
- Словосочетание.
| - Различать словосочетание и предложение.
- Выделять в предложении словосочетания.
- Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
|
16 | 22.09 | | 1ч | - Словарный диктант.
- Тест
| - Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
|
| | | | СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (19ч) | |
17 | 23.09 | | 1ч | - Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
| - Уметь распознавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.
- Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях.
- Находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы.
- Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.
|
18 | 24.09 | | 1ч | - Синонимы и антонимы.
|
19 | 25.09 | | 1ч | - Омонимы.
|
20 | 28.09 | | 1ч | - Слово и словосочетание
| - Уметь различать слово и словосочетание как сложное название предмета.Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразе-ологизм от неустойчивого словосочетания.Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.
- Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.
|
21 | 29.09 | | 1ч | - Фразеологизмы
|
22 | 30.09 | | 1ч | - (РР) Изложение текста Н.Сладкова «Ёлочка»
| - Уметь составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.
|
23 24 | 01.10 02.10 | | 1ч 1 | - Части речи.
-
- Имя существительное.
| - Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных
|
25 | 05.10 | | 1ч | - Имя прилагательное.
| - Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду.
|
26 | 06.10 | | 1ч | - Глагол.
| - Распознавать род, число и форму глаголов.
|
27 | 07.10 | | 1ч | - Что такое имя числительное?
Проверочная работа №2 по теме «Части речи» | - Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.
|
28 | 08.10 | | 1ч | - Однокоренные слова. Словарный диктант.
| - Уметь распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятель- но их записывать;
|
29 | 09.10 | | 1ч | - Звуки и буквы. Гласные звуки.
| - Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов.
|
30 | 12.10 | | 1ч | - Звуки и буквы. Согласные звуки.
| - Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи, воспроизводить написание буквосочетаний с шипящими согласными звуками.
|
31 | 13.10 | | 1ч | - Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.
| - Уметь правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согл.
|
32 | 14.10 | | 1ч | - (РР) Изложение. Передача текста по коллективно составленному плану.
| - Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.
|
33 | 15.10 | | 1ч | - Обобщение и закрепление изученного материала.
- Словарный диктант.№2
| - Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; распознавать части речи, подбирать однокоренные слова
|
34 | 16.10 | | 1ч | - Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
-
| - Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
|
35 | 19.10 | | 1ч | Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове» | - Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
|
| | | | - Состав слова (16 часов)
| -
|
36 | 20.10 | | 1ч | - Что такое корень слова?
| - Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.
- Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Находить чередования звуков в корне слов.
|
37 | 21.10 | | 1ч | - Как найти корень в слове?
-
|
38 | 22.10 | | 1ч | - Сложные слова.
|
39, 40 | 23.10 26.10 | | 2ч | - Контрольное списывание
- Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
| - Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
|
41 | 27.10 | | 1ч | - Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
| - Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.
|
42 | 28.10 | | 1ч | - Значения приставок.
|
43 | 29.10 | | 1ч | - Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
|
44 | 30.10 | | 1ч | - Значения суффиксов.
- Словарный диктант
|
45 | 09.11 | | 1ч | - (РР) Сочинение по картине А.А.Рылова « В голубом просторе»
| - Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.
|
46 | 10.11 | | 1ч | - Что такое основа слова?
| - Выделять в словах основу слова.Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
|
47 | 11.11 | | 1ч | -
-
- Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний Тест
| - Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям. Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.
|
48 | 12.11 | | 1ч | - Контрольный диктант по теме «Состав слова»
| - Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
|
49 | 13.11 | | 1ч | - Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.
| - Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям. Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.
|
50 | 16.11 | | 1ч | - Изложение по коллективно составленному плану.
| - Редактировать предложения с однокоренными словами.
- Подробно излагать содержание повествовательного текста по плану.
|
51 | 17.11 | | 1ч | - Работа над ошибками.Проект «Семья слов»
| - Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации.
|
| | | | - Правописание частей слов (29 часов)
| -
|
52 | 18.11 | | 1ч | - В каких значимых частях слова есть орфограммы?
| - Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
- Находить и отмечать в словах орфограммы.
- Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в словеПриводить примеры слов с заданной орфограммой.Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.Работать с орфографическим словарём.
- Составлять словарики слов с определённой орфограммой.
|
53-55 | 19.11 20.11 | | 3ч | - Правописание слов с безударными гласными в корне.
- Тест.
|
56-59 | 23.11 24.11 25.11 26.11 | | 4ч | -
-
-
- Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
|
60 | 27.11 | | 1ч | - (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
| - Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.
|
61-63 | 30.11 01.12 02.12 | | 1ч 2 | - Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
-
- Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Тест.
| - Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
- Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
- Подбирать несколько проверочных слов с заданнойорфограммой.
- Объяснять, доказывать правильность написания слова с изучен-ными орфограммами.Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове
- Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
- Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.Работать с орфографическим словарём.
|
64, 65 | 03.12 04.12 | | 2ч | -
- Правописание слов с удвоенными согласными
-
-
|
66 | 07.12 | | 1ч | - (РР) Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»
| - Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.
|
67 | 08.12 | | 1ч | - Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
| - Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
|
68-70 | 09.12 10.12 11.12 | | 1ч 2ч | - Работа над ошибками.Правописание суффиксов и приставок.
- Правописание суффиксов и приставок.
| - Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
- Находить и отмечать в словах орфограммы.
- Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
- Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
- Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
- Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
- Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
- Работать с орфографическим словарём.
|
71 | 14.12 | | 1ч | - Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант.
|
72 | 15.12 | | 1ч | - Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Тест
|
73,74 | 16.12 17.12 | | 2ч | - Разделительные твёрдые и мягкие знаки.
|
75 | 18.12 | | 1ч | - (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
| - Составлять текст по сюжетным рисункам учебника
|
76 | 21.12 | | 1ч | - Проект «Составляем орфографический словарь»
| - Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
|
77 | 22.12 | | 1ч | - Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов»
| - Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём.
|
78, 79, 80 | 23.12 24.12 25.12 | | 3ч | - Закрепление и систематизация знаний.
| - Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
|
| | | | - ЧАСТИ РЕЧИ (76ч)
| |
81 | 28.12 | | 1ч | -
- Части речи.
| - Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).Подбирать примеры слов изученных частей речи.Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях.
|
-
| | | | Имя существительное (31 час) | |
82, 83 | 29.12 11.01 | | 2ч | -
- Имя существительное и его роль в речи.
| - Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.
- Находить устаревшие слова-имена существительные
- Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу).
|
84, 85 | 12.01 13.01 | | 2ч | -
- Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
|
86 | 14.01 | | 1ч | -
- (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
| Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением. |
87 | 15.01 | | 1ч | -
- Собственные и нарицательные имена существительные.
| - Распознавать собственные и нарицательные имена существи-тельные, определять значение имён собственныхОбосно-вывать написание заглавной буквы в именах собственных.
|
88 | 18.01 | | 1ч | - Проект «Тайна имени»
| - Составлять рассказ о своём имени.
|
89, 90 | 19.01 20.01 | | 2ч | -
- Число имён существительных.
| - Определять число имён существительных и изменять их по числам.Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.
|
91, 92 | 21.01 22.01 | | 2ч | -
- Род имён существительных. Словарный диктант.
| - Определять род имён существительных.Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)
|
93, 94 | 25.01 26.01 | | 2ч | - Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имен существительных
| - Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.
|
95 | 27.01 | | 1ч | - (РР) Составление рассказа по серии картин.
| - Подробно письменно излагать содержание текста-образца.
- Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Проверять написанное.
|
96 | 28.01 | | 1ч | - Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
| - Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
|
97 | 29.01 | | 1ч | -
-
- Работа над ошибками. Склонение имен существительных.
| - Изменять имена существительные по падежам.Определять начальную форму имени существительного.Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.
- Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять изученные грамматические признаки имени существи-тельного и обосновывать правильность их выделения.
|
98, 99 | 01.02 02.02 | | 2ч | -
- Падеж имен существительных.
| - Изменять имена существительные по падежам.Определять начальную форму имени существительного.Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.
|
100 | 03.02 | | 1ч | - Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
| - Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.
- Проверять письменную работу (изложение, сочинение
|
101 | 04.02 | | 1ч | - Именительный падеж.
| - Определять начальную форму имени существительного.
- Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме
|
102 | 05.02 | | 1ч | - Родительный падеж.
|
103 | 08.02 | | 1ч | - Дательный падеж.
|
104 | 09.02 | | 1ч | - Винительный падеж.
|
105 | 10.02 | | 1ч | - Творительный падеж.
|
106 | 11.02 | | 1ч | - Предложный падеж. Словарный диктант.
|
107 | 12.02 | | 1ч | - (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
| - Излагать письменно содержание повествовательного текста.
|
108 | 15.02 | | 1ч | -
- Все падежи.
| - Изменять имена существительные по падежам.Определять начальную форму имени существительного.Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Опреде-лять изученные грамматические признаки имени существи-тельного и обосновывать правильность их выделения.
|
109 | 16.02 | | 1ч | - Обобщение знаний. Тест.
|
110 | 17.02 | | 1ч | - Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
| - Писать диктант и проверять написанное.
|
111 | 18.02 | | 1ч | -
- Сочинение по картине К.Ф.Юоно «Конец зимы. Полдень»
| - Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.Проверять письменную работу (изложение, сочинение)
|
112 | 19.02 | | 1ч | - Проект «Зимняя страничка»
| - Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.
|
| | | | Имя прилагательное (18 часов) | -
|
113, 114 | 22.02 24.02 | | 2ч | - Значение и употребление имён прилагательных в речи.
| - Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.
- Определять лексическое значение имён прилагательных.
- Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.
- Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.
|
115 | 25.02 | | 1ч | - Роль прилагательных в тексте.
|
116 | 26.02 | | 1ч | -
- Текст-описание.
|
117 | 29.02 | | 1ч | - (РР) Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»
| - Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
- Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение.
|
118 | 01.03 | | 1ч | - Род имён прилагательных.
| - Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.
- Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.
- Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.
|
119, 120 | 02.03 03.03 | | 2ч | -
-
- Изменение имён прилагательных по родам.
|
121, 122 | 04.03 07.03 | | 2ч | - Число имен прилагательных
| - Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.
|
123, 124 | 09.03 10.03 | | 2ч | -
- Изменение имен прилагательных по падежам
| - Изменять имена прилагательные по падежам.
- Определять начальную форму имени прилагательного.
- Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.
|
125, 126 127 | 11.03 14.03 15.03 | | 2ч 1 | - Обобщение знаний. .
- (РР) Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»
| - Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.
|
128 | 16.03 | | 1 | - Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
| -
|
129 | 17.03 | | 1ч | - Работа над ошибами Закрепление пройденного.
| - Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.
|
130 | 18.03 | | 1ч | - Проект «Имена прилагательные в загадках»
| - Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.
|
МЕСТОИМЕНИЕ (5ч) |
131 | Апрель 04.03 | | 1ч | - Личные местоимения.
| - Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
|
132 | 05.04 | | 1ч | - Изменение местоимений по родам.
| - Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.
|
133 | 06.04 | | 1ч | - Роль местоимений в предложении.
(РР) Развитие речи. Составление письма | - Уметь определять личные местоимения среди других частей речи, грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.
|
134 | 07.04 | | 1ч | - Морфологический разбор местоимения. Словарный диктант.
|
135 | 08.04 | | 1ч | - (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
|
| | | | Глагол (21 час) | -
|
136-138 | 11.04 12.04 13.04 | | 3ч | - Значение и употребление глаголов в речи.
| - Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.
Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. |
139, 140 | 14.04 15.04 | | 2ч | - Неопределённая форма глаголов.
|
141, 142 | 18.04 19.04 | | 2ч | - Число глаголов.
|
143 | 20.04 | | 1ч | - Времена глаголов.
| - Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.
|
144 | 21.04 | | 1ч | - Времена глаголов. Второе лицо.
| -
|
145, 146 | 22.04 25.04 | | 2ч | - Изменение глаголов по временам.
| |
147 | 26.04 | | 1ч | - (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
| - Уметь составить письменный рассказ по сюжетным рисункам.
|
148, 149 | 27.04 28.04 | | 2ч | - Род глаголов в прошедшем времени
| - Уметь определять род и число глаголов в прошедшем времени.Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).
|
150, 151 | 29.04 04.05 | | 2ч | - Правописание частицы не с глаголами.
| - Раздельно писать частицу не с глаголами.
|
152-154 | 05.05 06.05 10.05 | | 3ч | - Обобщение знаний о глаголе. Тест по теме «Глагол»
Морфологический разбор глагола. | - Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.
|
155, 156 | 11.05 12.05 | | 2ч | - Контрольный диктант по теме «Глагол»
Работа над ошибками. Закрепление пройденного. | - Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
|
| | | | Повторение (14 часов) | -
|
157, 158 | 13.05 16.05 | | 2ч | - Части речи
| - Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
|
159 | 17.05 | | 1ч | - (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
| - Анализировать текст, отбирать содержание для выбороч-ного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
|
160 | 18.05 | | 1ч | - Обобщение изученного о слове, предложении.
| - Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
|
161 | 19.05 | | 1ч | - Правописание окончаний имен прилагательных.
|
162 | 20.05 | | 1ч | - Правописание предлогов и приставок. Тест
|
163 | 23.05 | | 1ч | - Правописание безударных гласных.
|
164 | 24.05 | | 1ч | - Правописание значимых частей слова.
| |
165 | 25.05 | | 1ч | - Итоговый контрольный диктант (промежуточная аттестация)
| - Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
|
166 | 26.05 | | 1ч | - Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.
|
167 | 27.05 | | 1ч | -
- Текст.(РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
| - Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях. Определять тему и главную мысль текста.Подбирать заголовок к тексту. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. |
168 | 30.05 | | 1ч | - КВН «Знатоки русского языка»
| - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого
|
169 | 31.05 | | - 1ч
| - Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»
| - Уметь составить текст-рассуждение.
|
170 | | | - 1ч
| - Анализ сочинений
| -
|
Итого: 170ч | -
| -
| |