СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык, 3 кл. Программа, планирование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. И др. (Русский язык). Изменения в авторскую программу не внесены. 

Просмотр содержимого документа
«Русский язык, 3 кл. Программа, планирование.»

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. И др. (Русский язык). Изменения в авторскую программу не внесены.

Целями изучения предмета являются:

  1. ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления у учащихся;

  2. формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи , монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального образования и всоответствии с учебным планом МБОУ школы № 31 Железнодорожного района год. Орла на изучение русского языка в 3 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год. Часы на обучение выделены из федерального компонента учебного плана.

Использование учебно-методического комплекса под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого. Русский язык. 3 класс. - М.: Просвещение, 2013.

УМК состоит из:

  1. учебник: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. – М.: Просвещение, 2013. В 2 частях

  2. рабочая тетрадь:В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях. –М.: Просвещение, 2014.

  3. программа: авторы В.П. Канакина и В. Г. Горецкий «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: Просвещение, 2011.

  4. Диски: Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное пособие.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

Выбор программы обусловлен тем, что её составители отводят важную роль предмету «Русский язык» в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате прохождения программного материала в третьем классе обучающийся должен знать:

  • предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);

  • главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;

  • однородные члены предложения;

  • состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);

  • правописание парных согласных в корне;

  • правописание непроизносимых согласных;

  • правописание слов с двойными согласными;

  • изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;

  • правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);

  • имя числительное; правописание количественных числительных.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;

- ставить в конце предложения нужные знаки препинания;

- устанавливать связь слов в предложении;

- распознавать предложения с однородными членами;

- выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

- производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);

- производить разбор слова по составу;

- обозначать парные согласные в корне;

- писать слова с непроизносимыми согласными;

- писать слова с двойными согласными;

- изменять имена существительные по падежам;

- склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;

- писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;

- писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные

и т.п.);

- использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- пользоваться словарями и справочной литературой.


Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктантов: III класс - 10-12;

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

III класс: конец первого полугодия - 45-55, конец года - 55-65;

Количество слов в текстах для изложений:

III класс, конец первого полугодия - 60-70 слов, конец года - 70-85 слов.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них


Контрольные диктанты

Проверочные и самостоятельные работы

Проекты

1.

Язык и речь

2

0

0

0

2.

Текст. Предложение.

Словосочетание.

14

1

3

0

3.

Слово о языке и речи.

19

1

3

1

4.

Состав слова.

16

1

3

1

5.

Правописание частей слова.

29

2

4

1

6.

Части речи.

76

5

8

3

7.

Повторение

14

1

2

0

ИТОГО:


170

11

23

6
















Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 3 «А» классе

(170 ч, 5 часов в неделю)

п/п

дата проведения

Кол-во часов

Содержание (тема)

Характеристика деятельности учащихся


план

факт




1

2

3

4

5

6

1 четверть Язык и речь – 2 часа


1

01.09


    1. Инструктаж по технике безопасности на уроке. Наша речь. Виды речи.

Уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2

02.09


    1. Наш язык.


Текст. Предложение. С ловосочетание (14ч)

3,4

03.09

04.09


    1. Текст. Типы текстов

Уметь:

-выделять главную мысль;

- подбирать заголовок;

знать признаки текста

5

07.09


    1. Предложение. Развитие речи (РР). Составление рассказа по репродукции картины.
    1. Знать и понимать, чем предложение отличается от слова; распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов, правильно обозначать предложения на письме.

6

08.09


    1. Предложения по цели высказывания.


    1. Уметь различать значение предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

7

09.09


    1. Виды предложений по интонации.

8

10.09


    1. Предложения с обращением.

Словарный диктант №1

    1. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

9

11.09


    1. (РР) Обучающее изложение.

Передача содержания текста по вопросам.

    1. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

10, 11

14.09

15.09


    1. Главные и второстепенные члены предложения.
    1. Уметь разбирать предложения по членам предложения, находить основу предложения, составлять предложения из деформированной записи.

12, 13

16.09

17.09





    1. Контрольный диктант по теме «Повторение»


Работа над ошибками.

    1. Простое и сложное предложения.
    1. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.
    2. Составлять из двух простых предложений одно сложное.
    3. Разделять запятой части сложного предложения.

14, 15

18.09

21.09



    1. Словосочетание.


    1. Различать словосочетание и предложение.
    2. Выделять в предложении словосочетания.
    3. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

16

22.09


    1. Словарный диктант.
    2. Тест
    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.





СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (19ч)


17

23.09


    1. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.


    1. Уметь распознавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.
    2. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях.
    3. Находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы.
    4. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

18

24.09


    1. Синонимы и антонимы.


19

25.09


    1. Омонимы.

20

28.09


    1. Слово и словосочетание


    1. Уметь различать слово и словосочетание как сложное название предмета.Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразе-ологизм от неустойчивого словосочетания.Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.
    2. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

21

29.09


    1. Фразеологизмы

22

30.09


    1. (РР) Изложение текста Н.Сладкова «Ёлочка»
    1. Уметь составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

23


24

01.10


02.10



1

    1. Части речи.
    2. Имя существительное.
    1. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных

25

05.10


    1. Имя прилагательное.
    1. Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду.

26

06.10


    1. Глагол.



    1. Распознавать род, число и форму глаголов.

27

07.10


    1. Что такое имя числительное?

Проверочная работа №2 по теме «Части речи»

    1. Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.

28

08.10


    1. Однокоренные слова. Словарный диктант.
    1. Уметь распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятель- но их записывать;

29

09.10


    1. Звуки и буквы. Гласные звуки.
    1. Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов.

30

12.10


    1. Звуки и буквы. Согласные звуки.
    1. Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи, воспроизводить написание буквосочетаний с шипящими согласными звуками.

31

13.10


    1. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.
    1. Уметь правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согл.

32

14.10


    1. (РР) Изложение. Передача текста по коллективно составленному плану.


    1. Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

33

15.10


    1. Обобщение и закрепление изученного материала.
    2. Словарный диктант.№2
    1. Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; распознавать части речи, подбирать однокоренные слова

34

16.10


    1. Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»


    1. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

35

19.10


Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове»

    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.





    1. Состав слова (16 часов)


36

20.10


    1. Что такое корень слова?


    1. Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.
    2. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Находить чередования звуков в корне слов.

37

21.10


    1. Как найти корень в слове?

38

22.10


    1. Сложные слова.

39, 40

23.10

26.10


    1. Контрольное списывание
    2. Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
    1. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

41

27.10


    1. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
    1. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

42

28.10


    1. Значения приставок.

43

29.10


    1. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

44

30.10


    1. Значения суффиксов.
    2. Словарный диктант

45

09.11


    1. (РР) Сочинение по картине А.А.Рылова « В голубом просторе»
    1. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.

46

10.11


    1. Что такое основа слова?
    1. Выделять в словах основу слова.Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

47

11.11




    1. Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний Тест
    1. Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям. Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.

48

12.11


    1. Контрольный диктант по теме «Состав слова»
    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

49

13.11


    1. Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.
    1. Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям. Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.

50

16.11


    1. Изложение по коллективно составленному плану.
    1. Редактировать предложения с однокоренными словами.
    2. Подробно излагать содержание повествовательного текста по плану.

51

17.11


    1. Работа над ошибками.Проект «Семья слов»
    1. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации.





    1. Правописание частей слов (29 часов)

52

18.11


    1. В каких значимых частях слова есть орфограммы?
    1. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
    2. Находить и отмечать в словах орфограммы.
    3. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в словеПриводить примеры слов с заданной орфограммой.Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.Работать с орфографическим словарём.
    4. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

53-55

19.11

20.11


    1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
    2. Тест.

56-59

23.11

24.11

25.11

26.11





    1. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

60

27.11


    1. (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
    1. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.


61-63

30.11



01.12

02.12





2

    1. Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
    2. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Тест.
    1. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
    2. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
    3. Подбирать несколько проверочных слов с заданнойорфограммой.
    4. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изучен-ными орфограммами.Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове
    5. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
    6. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.Работать с орфографическим словарём.

64, 65

03.12

04.12





    1. Правописание слов с удвоенными согласными

66

07.12


    1. (РР) Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»
    1. Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

67

08.12


    1. Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

68-70

09.12

10.12

11.12




    1. Работа над ошибками.Правописание суффиксов и приставок.


    1. Правописание суффиксов и приставок.


    1. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
    2. Находить и отмечать в словах орфограммы.
    3. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
    4. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
    5. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
    6. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
    7. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
    8. Работать с орфографическим словарём.

71

14.12


    1. Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант.


72

15.12


    1. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Тест


73,74

16.12

17.12


    1. Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

75

18.12


    1. (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
    1. Составлять текст по сюжетным рисункам учебника

76

21.12


    1. Проект «Составляем орфографический словарь»
    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

77

22.12


    1. Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов»
    1. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём.

78, 79,

80

23.12

24.12

25.12


    1. Закрепление и систематизация знаний.
    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.





    1. ЧАСТИ РЕЧИ (76ч)



81


28.12



    1. Части речи.
    1. Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).Подбирать примеры слов изученных частей речи.Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях.




Имя существительное (31 час)


82, 83

29.12

11.01



    1. Имя существительное и его роль в речи.


    1. Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.
    2. Находить устаревшие слова-имена существительные
    3. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу).

84, 85

12.01

13.01


    1. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

86

14.01


    1. (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.

Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением.

87

15.01


    1. Собственные и нарицательные имена существительные.


    1. Распознавать собственные и нарицательные имена существи-тельные, определять значение имён собственныхОбосно-вывать написание заглавной буквы в именах собственных.

88

18.01


    1. Проект «Тайна имени»
    1. Составлять рассказ о своём имени.

89, 90

19.01

20.01


    1. Число имён существительных.
    1. Определять число имён существительных и изменять их по числам.Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

91, 92

21.01

22.01


    1. Род имён существительных. Словарный диктант.
    1. Определять род имён существительных.Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)

93, 94

25.01

26.01


    1. Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имен существительных
    1. Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

95

27.01


    1. (РР) Составление рассказа по серии картин.
    1. Подробно письменно излагать содержание текста-образца.
    2. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Проверять написанное.

96

28.01


    1. Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

97



29.01




    1. Работа над ошибками. Склонение имен существительных.
    1. Изменять имена существительные по падежам.Определять начальную форму имени существительного.Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.
    2. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять изученные грамматические признаки имени существи-тельного и обосновывать правильность их выделения.

98, 99

01.02

02.02


    1. Падеж имен существительных.
    1. Изменять имена существительные по падежам.Определять начальную форму имени существительного.Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.

100

03.02


    1. Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
    1. Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.
    2. Проверять письменную работу (изложение, сочинение

101

04.02


    1. Именительный падеж.
    1. Определять начальную форму имени существительного.
    2. Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме

102

05.02


    1. Родительный падеж.

103

08.02


    1. Дательный падеж.

104

09.02


    1. Винительный падеж.

105

10.02


    1. Творительный падеж.

106

11.02


    1. Предложный падеж. Словарный диктант.

107

12.02


    1. (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
    1. Излагать письменно содержание повествовательного текста.

108

15.02



    1. Все падежи.


    1. Изменять имена существительные по падежам.Определять начальную форму имени существительного.Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Опреде-лять изученные грамматические признаки имени существи-тельного и обосновывать правильность их выделения.

109

16.02


    1. Обобщение знаний. Тест.

110

17.02


    1. Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
    1. Писать диктант и проверять написанное.

111

18.02


    1. Сочинение по картине К.Ф.Юоно «Конец зимы. Полдень»
    1. Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.Проверять письменную работу (изложение, сочинение)

112

19.02


    1. Проект «Зимняя страничка»
    1. Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.





Имя прилагательное (18 часов)

113, 114

22.02

24.02


    1. Значение и употребление имён прилагательных в речи.


    1. Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.
    2. Определять лексическое значение имён прилагательных.
    3. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.
    4. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

115

25.02


    1. Роль прилагательных в тексте.


116

26.02


    1. Текст-описание.

117

29.02


    1. (РР) Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»
    1. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
    2. Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение.

118

01.03


    1. Род имён прилагательных.


    1. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.
    2. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.
    3. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

119, 120


02.03

03.03



    1. Изменение имён прилагательных по родам.

121, 122

04.03

07.03


    1. Число имен прилагательных
    1. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

123, 124

09.03

10.03



    1. Изменение имен прилагательных по падежам
    1. Изменять имена прилагательные по падежам.
    2. Определять начальную форму имени прилагательного.
    3. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

125, 126


127

11.03

14.03


15.03




1

    1. Обобщение знаний. .


    1. (РР) Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»
    1. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

128

16.03


1

    1. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

129

17.03


    1. Работа над ошибами Закрепление пройденного.
    1. Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

130

18.03


    1. Проект «Имена прилагательные в загадках»
    1. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

МЕСТОИМЕНИЕ (5ч)

131

Апрель

04.03


    1. Личные местоимения.
    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.


132

05.04


    1. Изменение местоимений по родам.
    1. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

133

06.04


    1. Роль местоимений в предложении.

(РР) Развитие речи. Составление письма


    1. Уметь определять личные местоимения среди других частей речи, грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.


134


07.04


    1. Морфологический разбор местоимения. Словарный диктант.


135

08.04


    1. (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.





Глагол (21 час)

136-138

11.04

12.04

13.04



    1. Значение и употребление глаголов в речи.
    1. Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам.

139, 140

14.04

15.04


    1. Неопределённая форма глаголов.

141, 142

18.04

19.04


    1. Число глаголов.

143

20.04


    1. Времена глаголов.
    1. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

144

21.04


    1. Времена глаголов. Второе лицо.


145, 146

22.04

25.04


    1. Изменение глаголов по временам.


147

26.04


    1. (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
    1. Уметь составить письменный рассказ по сюжетным рисункам.

148, 149

27.04

28.04


    1. Род глаголов в прошедшем времени
    1. Уметь определять род и число глаголов в прошедшем времени.Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

150, 151

29.04

04.05



    1. Правописание частицы не с глаголами.
    1. Раздельно писать частицу не с глаголами.

152-154

05.05

06.05

10.05


    1. Обобщение знаний о глаголе. Тест по теме «Глагол»

Морфологический разбор глагола.


    1. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

155, 156

11.05


12.05


    1. Контрольный диктант по теме «Глагол»


Работа над ошибками. Закрепление пройденного.

    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.





Повторение (14 часов)

157,

158

13.05

16.05


    1. Части речи
    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

159

17.05


    1. (РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
    1. Анализировать текст, отбирать содержание для выбороч-ного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

160

18.05


    1. Обобщение изученного о слове, предложении.
    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

161

19.05


    1. Правописание окончаний имен прилагательных.

162

20.05


    1. Правописание предлогов и приставок. Тест

163

23.05


    1. Правописание безударных гласных.

164

24.05


    1. Правописание значимых частей слова.


165

25.05


    1. Итоговый контрольный диктант (промежуточная аттестация)
    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

166

26.05


    1. Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

167

27.05


    1. Текст.(РР) Изложение . Передача текста по коллективно составленному плану.
    1. Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях. Определять тему и главную мысль текста.Подбирать заголовок к тексту. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

168

30.05


    1. КВН «Знатоки русского языка»
    1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого

169

31.05


    1. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»
    1. Уметь составить текст-рассуждение.

170



    1. Анализ сочинений

Итого: 170ч





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!