СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 3 класс " Понятие одного и того же окончания в разных словах". УМК "Развивающее обучение Д.И. Эльконина –В.В. Давыдова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет учителю в  расширении у обучающихся понятийной  базы фонемных и нефонемных написаний падежных окончаний, в развитии у них орфографической зоркости

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 3 класс " Понятие одного и того же окончания в разных словах". УМК "Развивающее обучение Д.И. Эльконина –В.В. Давыдова"»









Урок русского языка 3 класс УМК «Развивающее обучение Д.И. Эльконина – Давыдова"



Тема: Понятие одного и того же окончания в разных словах.

Цель урока.

Расширение понятийной базы фонемных и нефонемных написаний падежных окончаний.

Задачи урока:

- совершенствовать навыки правописания падежных окончаний в словах обозначающих предмет.

– развивать орфографическую зоркость.

Предметные результаты

-умение определять фонемы и выделять окончание в словах обозначающих действие


Универсальные учебные действия

Метапредметные УУД:

-развивать умение формулировать цели своей деятельности

-развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

-развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

Личностные УУД:

-развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, контролировать свою работу

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-индивидуальная , фронтальная. парная

Средства обучения:

-ПК, мультипроектор.

Тип урока: ОНЗ Технология построения: развивающая

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка готовности к уроку, выдерживая паузу; установление эмоционального контакта

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы!?...

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Красиво и аккуратно пропишите элементы букв и буквосочетаний.



2. Создание проблемной ситуации

На слайде появляются слова:

Машин куртк рук девочк ручк окн


- Можем ли мы использовать слова без окончаний?



- Прочитайте слова.

-Почему мы не можем их прочитать?

  • У ребят Алеши, Маши и Сам Самыча тоже возник такой вопрос, давайте посмотрим, к какому мнению они пришли.

- Прочитаем диалог наших героев стр. 140

- Ребята, а какой еще вопрос возник у наших друзей?

- Могут ли одни и те же окончания работать в разных словах?







3. Создание ситуации разрыва, решение учебной задачи

Запишите слова в столбик

Трава

двора

  • Выделите окончание.

  • Можно ли считать что в этих словах одно и то же окончание?

  • Из одинаковых ли фонем они построены?

  • А одинакова ли у них работа?

Вспомните, как называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но называют разные предметы? Например, горький лук и спортивный лук; лист на дереве и лист в тетради (слова-омонимы)

  • трава - ед.ч., И.п., ж.р. (окончания-омонимы)

    = =





    Можно ли окончание в словах трава и дрова назвать окончаниями – омонимами?

двора - ед.ч., Р.п., м.р



3. Решение учебной задачи

-Давайте поработаем с другой парой слов (травой , рожью)

травой - ед.ч., Т.п., ж.р.

= = = (окончания-синонимы)

рожью - ед.ч., Т.п., ж.р.



-Можно ли утверждать, что в этих словах одно и тоже окончание?

-Вспомните, как называются слова, которые звучат по-разному, а обозначают одно и тоже?

отважный боец отважный солдат слова-синонимы

-Как же мы можем назвать выделенные окончания?

окончания-синонимы

-Поработайте с третьей парой слов.

-Выделите окончания. Определите их работу.

траву -ед.ч., В.п., ж.р.

= = = =

сестру- ед.ч., В.п., ж.р. одинаковые окончания



- Эти окончания одинаковые (одинаковые фонемы, работы окончаний)

4. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

-Сегодня вы работали с разными окончаниями. Вспомните их названия.

окончания-омонимы

окончания-синонимы (таблица на слайде)

одинаковые окончания

-Продолжим нашу работу

Найдём упр. 113 на странице 148!

-Прочитайте текст. В тексте есть 2 слова – синонима. Прочитайте текст и назовите мне их! (пароход-корабль)

- А кто знает, чем отличается пароход от корабля?

Корабль – крупное морское парусное судно, а также военно-морское судно любого класса (двигатель внутреннего сгорания на горючем – мазут, бензин)

Пароход – судно, приводимое в движение паровым двигателем (турбиной, машиной)

-А о чем говорится в тексте?

- Что вы заметили, когда читали этот текст? (нет точек, заглавных букв)

- А сейчас еще раз прочитайте текст про себя и карандашом выделите высказывания!

- Давайте проверим, как вы выделили высказывания! (чтение по порядку)

- Запишем текст на доске и в тетрадь, выделяя высказывания и объясняя правописание слов с орфограммами!

- Кто выйдет и запишет орфограммы на доске?

(ребенок у доски записывает слова) (проверка со всем классом)

- Давайте запишем ниже слова и выделим окончания!

чайки - мн.ч., И.п.

= = =

(у) чайки - ед.ч., ж.р., Р.п.

- Одинаковую ли работу выполняют окончания в изменениях слова??

-Что это за окончания? (числа разные, формы, падеж)

5. Рефлексия

- Ребята, скажите, могут ли в разных словах работать одни и те же окончания?

- И можно ли писать орфограммы в них по общему орфографическому правилу??

-Запишите домашнее задание. Страница 150 упр. 116

-Чему научились на уроке? Что узнали? Что поняли на уроке? - Что нового узнали об имени существительном?


Сегодня на уроке Я:

- узнал, открыл для себя… - научился, смог….

- могу похвалить себя и своих одноклассников за…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!