СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 5 класс Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

углубить знания учеников о фонетике русского языка, показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 5 класс Звуки и буквы. Произношение и правописание.»

Русский язык 5 класс

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Цели: углубить знания учеников о фонетике русского языка, показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания.


Ход урока

Орг. момент

I Эмоциональный настрой

На прошлом уроке мы говорили с вами о языке. Тема сегодняшнего урока будет связана и с языком, и с речью.

Чем звуки речи отличаются от других звуков?

Вспомните, какие звуки мы можем услышать на улице?

Мы живём в мире звуков. Этих звуков великое множество: шелест листвы, пение птиц, шорох травы, журчание ручья, гудки машин, звон трамваев. Но из них нельзя составить слово или предложение. Для этого нужны особые звуки — звуки речи.

1) Звуки речи произносятся очень чётко, ясно, их можно легко отличить друг от друга, выделить в речевом потоке. Они, как говорят учёные, «членораздельны».

Но разве звуки, издаваемые животными, не членораздельны? Ведь кажется, что животные довольно чётко произносят звуки, мы можем даже воспроизвести их голосом.

В действительности животные издают довольно нечёткие, неопределённые звуки, которые могут по-разному восприниматься разными людьми, народами, нациями.

Только человек может произносить ясные, членораздельные звуки, которые образуются в результате искусной работы речевого аппарата. (По Л. Успенскому)

II Проблемная ситуация

Посмотрите на доску и скажите, что на ней написано. Сформулируйте тему нашего урока:

/б’/ - б, /п/ - п, /м’/ - м, /д’/ - д, /з/ - з.

Записаны пары, в которых есть звуки и буквы.

Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами? Понять разницу между буквами и звуками. Вспомнить звуки (мягкие и твёрдые)


III Работа с учебником

Стр. 14 вопросы

  1. Чем звук отличается от буквы?

  2. Из чего состоят слова, которые мы произносим и слышим? Из звуков.

  3. Из чего состоит алфавит? Для чего служат буквы?

  4. Назовите все гласные звуки? АОУЫИЭ

  5. Чего больше букв или звуков?

  6. Что изучает фонетика?

Фонетика — раздел науки о языке, который изучает звуки речи, их изменение в речевом потоке, а также слоги, уда­рение, интонацию.

  1. Какую речь она изучает: устную или письменную?

  2. Зачем современному человеку изучать фонетику? В каких профессиях пригодятся знания фонетики?

Фонетика нужна людям разных профессий. Артистам, дикторам, ведущим теле- и радиопередач фонетика подсказывает, как правильно и выразительно произносить звуки речи и целые слова. Врачам-логопедам помогает учить детей правильно выговаривать трудные звуки.

Фонетика — от греч. Phone «звук». Знание фонетики необходимо программистам при создании «голосовых» компьютерных программ, которые позволяют воспринимать голос человека. Машина «узнаёт» звуки речи, соединяет их в слова, предложения и воспроизводит в письменной форме на дисплее. Клавиатура при этом уже не нужна.


IV Задание «Кто больше?»

Древнегреческий корень фон (phone) встречается во многих русских словах. Вспомните и запишите эти слова, дайте их толкование.


Упр.9 Первая часть устно, вторая письменно


Упр.10 Аудиозапись


Упр.11 Аудиозапись


Физкультминутка


Упр.12 устно и письменно

V Почему так говорят? (фразеологическая пятиминутка)

Белая ворона – так говорят о человеке, который резко отличается от других. Впервые это выражение встречается у древнеримского поэта Ювенала:

Род даёт царства рабам,

Доставляет пленным триумфы.

Впрочем, счастливец такой

реже белой вороны бывает.

Составьте и запишите предложение с этим фразеологизмом.


Заключение: Сегодня мы с вами говорили о звуках и буквах, выяснили, что не все звуки членораздельные, вспомнили, чем буква отличается от звука.


Домашнее задание: упр.14 (2 письменно)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!