РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ
Цели: познакомить учащихся с оформлением учебника; показать развитие языка, его совершенствование; (р/р) учить находить ключевые слова в предлагаемом тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с учебником.
1. Оформление, авторы, объяснение главных обозначений.
2. Еще раз обратить внимание на обложку учебника.
– Как вы думаете, что же нам предстоит изучать в этом учебном году?
– Продолжим изучение орфографии, морфологии, особое внимание уделим культуре речи.
III. Запись темы урока. Объявление цели урока.
1. Работа с учебником (с. 3).
Чтение эпиграфа к теме (слова К. Ушинского на с. 3).
– Как вы думаете, почему именно через родной язык человек ощущает особую связь с Родиной?
– Что дает человеку изучение родного языка?
2. Открывается запись на доске:
– Попытаемся определить лексическое значение слова мировоззрение, выполнив разбор по составу (запись в тетрадях).
Мировоззрение – система взглядов на жизнь, природу, общество.
– Итак, изучение родного языка способствует формированию мировоззрения.
– А в какую группу славянских языков входит русский язык?
Самостоятельно (про себя) чтение упражнения 1, ответ на поставленный вопрос.
3. Чтение вслух упражнения 3 (высказывания о языке В. Кюхельбекера), устное выполнение заданий упражнения: назвать орфограммы, перечислить собственные наименования, обозначить звуки на месте выделенных букв.
– Опираясь на текст упражнения, выпишите ключевые слова (запись в тетради).
– Согласны ли вы с тем, что русский язык – явление развивающееся?
– Каким образом развивается язык?
– Как вы понимаете слово развитие?
4. Игра «Найди «лишнее» слово».
• Амбар, ратник, дискета.
• Указы, кольчуга, приватизация.
• Видеоигра, цирюльник, золотник.
– Почему эти слова оказались «лишними»? (Устаревшие – новые.)
– Объясните значения слов. Являются ли они исконно русскими?
Фойе, дизайн, партер, сувенир, экспонат, вестибюль.
– Почему они называются заимствованными?
5. Задания повышенной трудности (по группам), остальные выполняют упражнение 4 (с. 4).
Первая группа учащихся разгадывает чайнворд.
1) Сверхметкий стрелок (англ.); 2) Помещение на верхней палубе (голл.); 3) Помилование (греч.); 4) Ежегодный торг для закупки товаров (нем.); 5) Колпак над лампой (франц.); 6) Заплечная сумка (нем.); 7) Большой резервуар для хранения и перевозки жидкостей (лат.); 8) Деньги, выдаваемые вперед (франц.); 9) Музыкальная партия для одного голоса (итал.); 10) Коллектив музыкантов (греч.); 11) Искусственный человек – символ механического труда (чешск.); 12) Стадо лошадей (тюркск.); 13) Поучение (лат.).
Ответы: 1) снайпер; 2) рубка; 3) амнистия; 4) ярмарка; 5) абажур; 6) ранец; 7) цистерна; 8) аванс; 9) соло; 10) оркестр; 11) робот; 12) табун; 13) нотация.
Вторая группа учащихся подбирает синонимы к устаревшим словам.
Козни (злые умыслы), стезя (путь, дорога), наречь (назвать), издревле (давно), доколе (пока), лицедействовать (представлять).
IV. Подведение итогов урока (запись в тетради).
– Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
(Русский язык живет и развивается. Свидетельством того являются устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова, слова в переносном смысле.)
Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь» (упражнение 6); упражнение 2 (с. 3) – устно.