СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«русский язык как развивающееся явление»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с оформлением учебника; показать развитие языка, его совершенствование; (р/р) учить находить ключевые слова в предлагаемом тексте.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с учебником.

1. Оформление, авторы, объяснение главных обозначений.

2. Еще раз обратить внимание на обложку учебника.

–  Как вы думаете, что же нам предстоит изучать в этом учебном году?

– Продолжим изучение орфографии, морфологии, особое внимание уделим культуре речи.

III. Запись темы урока. Объявление цели урока.

1. Работа с учебником (с. 3).

Чтение эпиграфа к теме (слова К. Ушинского на с. 3).

– Как вы думаете, почему именно через родной язык человек ощущает особую связь с Родиной?

– Что дает человеку изучение родного языка?

2. Открывается запись на доске:

Просмотр содержимого документа
««русский язык как развивающееся явление»»

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ

Цели: познакомить учащихся с оформлением учебника; показать развитие языка, его совершенствование; (р/р) учить находить ключевые слова в предлагаемом тексте.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с учебником.

1. Оформление, авторы, объяснение главных обозначений.

2. Еще раз обратить внимание на обложку учебника.

– Как вы думаете, что же нам предстоит изучать в этом учебном году?

– Продолжим изучение орфографии, морфологии, особое внимание уделим культуре речи.

III. Запись темы урока. Объявление цели урока.

1. Работа с учебником (с. 3).

Чтение эпиграфа к теме (слова К. Ушинского на с. 3).

– Как вы думаете, почему именно через родной язык человек ощущает особую связь с Родиной?

– Что дает человеку изучение родного языка?

2. Открывается запись на доске:

– Попытаемся определить лексическое значение слова мировоззрение, выполнив разбор по составу (запись в тетрадях).

Мировоззрение – система взглядов на жизнь, природу, общество.

– Итак, изучение родного языка способствует формированию мировоззрения.

– А в какую группу славянских языков входит русский язык?

Самостоятельно (про себя) чтение упражнения 1, ответ на поставленный вопрос.

3. Чтение вслух упражнения 3 (высказывания о языке В. Кюхельбекера), устное выполнение заданий упражнения: назвать орфограммы, перечислить собственные наименования, обозначить звуки на месте выделенных букв.

– Опираясь на текст упражнения, выпишите ключевые слова (запись в тетради).

– Согласны ли вы с тем, что русский язык – явление развивающееся?

– Каким образом развивается язык?

– Как вы понимаете слово развитие?

4. Игра «Найди «лишнее» слово».

Амбар, ратник, дискета.

Указы, кольчуга, приватизация.

Видеоигра, цирюльник, золотник.

– Почему эти слова оказались «лишними»? (Устаревшие – новые.)

– Объясните значения слов. Являются ли они исконно русскими?

Фойе, дизайн, партер, сувенир, экспонат, вестибюль.

– Почему они называются заимствованными?

5. Задания повышенной трудности (по группам), остальные выполняют упражнение 4 (с. 4).

Первая группа учащихся разгадывает чайнворд.

1) Сверхметкий стрелок (англ.); 2) Помещение на верхней палубе (голл.); 3) Помилование (греч.); 4) Ежегодный торг для закупки товаров (нем.); 5) Колпак над лампой (франц.); 6) Заплечная сумка (нем.); 7) Большой резервуар для хранения и перевозки жидкостей (лат.); 8) Деньги, выдаваемые вперед (франц.); 9) Музыкальная партия для одного голоса (итал.); 10) Коллектив музыкантов (греч.); 11) Искусственный человек – символ механического труда (чешск.); 12) Стадо лошадей (тюркск.); 13) Поучение (лат.).

Ответы: 1) снайпер; 2) рубка; 3) амнистия; 4) ярмарка; 5) абажур; 6) ранец; 7) цистерна; 8) аванс; 9) соло; 10) оркестр; 11) робот; 12) табун; 13) нотация.

Вторая группа учащихся подбирает синонимы к устаревшим словам.

Козни (злые умыслы), стезя (путь, дорога), наречь (назвать), издревле (давно), доколе (пока), лицедействовать (представлять).

IV. Подведение итогов урока (запись в тетради).

– Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

(Русский язык живет и развивается. Свидетельством того являются устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова, слова в переносном смысле.)

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь» (упражнение 6); упражнение 2 (с. 3) – устно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!