СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык: подготовка к ЕГЭ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык: подготовка к ЕГЭ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.  

Просмотр содержимого документа
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, ТРОПЫ»

Александров В.Н., Александрова О.И.

Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся / В.Н. Алек­сандров, О.И. Александрова. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.-320 с.


ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТРОПЫ


Эпитет

художественное определение

золотой луч

Сравнение

уподобление одного явления дру­гому

Твои глаза подобны звездам.

Метафора

слово или выражение, которое употребляется в переносном зна­чении на основе сходства двух предметов или явлений

звезда надежды, голос совести

Олицетворе­ние

разновидность метафоры: пере­нос признаков живого существа на неживое

Лениво дышит пол­день.

Метонимия

перенос названия предмета на другой на основе смежности

Вся столица моли­лась. Прочитал всего Пушкина.

Синекдоха

разновидность метонимии: пере­нос значения с одного явления на другое по количественному признаку

Любите книгу! (ед. ч. в значении мн. ч.)

Перифраз

замена названия предмета или явления описательным оборотом

автор «Евгения Оне­гина»

Гипербола

образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения

Что взмахто го­това копна.

Литота

образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение силы, размера, значения

Ниже тоненькой былиночки надо голову

клонить.

Ирония

употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

«Эй, кучерявый» — окликнул он лысого

мужичка.


1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

  1. На первой выставке передвижников была одна особенная картина.

  2. Люди останавливались около неё в молчании и уходили в странной за­думчивости.

  3. Это необъяснимое чувство вызывала картина, в которой было что-то, соединяющее печаль и радость, улыбку и раздумье.

  4. Потом люди совсем по-иному смотрели на то, что их окружает: их сердца переполнялись любовью к родному, к отчему, к своему.

  1. После какого предложения должно следовать это предложение?

Каждый уносил в душе пронизывающее до боли чувство слитности со всем сущим: с уходящей зимой, с весенним звоном капели.

  1. В каком слове из предложения 3 все согласные мягкие?

  2. В каком предложении используются синонимы?

  3. В каком предложении используются антонимы?

  4. Каким способом образовано слово передвижники?


2. Найдите соответствия.


  1. эпитет

  2. сравнение

  3. метафора

  4. метонимия

  5. гипербола

  6. перифраз

  7. олицетворение


а) Казалось, в души людей въедалась тонкая пыль вины.

б) Людей подхватило, как пыль ветром, и их закружило в общем вихре.

в) История человечества начинается камнем, но
дорогу к цивилизации оно прорубило себе железом.

г) Страна стояла в миллиметре от пропасти, нас от катастрофы отделял миг, вернее даже не миг, а полмига.

д) Голос природы звучал торжественно и вели­чаво, её гордые очи таинственно сверкали с вышины, и снисходительная улыбка чуть трогала её губы.

е) Нет, на нашу землю пришли не наследники Гёте и Шиллера, это потомкам гордых тевтон­цев захотелось мирового господства.

ж) Он пропел трагический и грозный гимн своей Отчизне.


3. I. Прочитайте отрывки из разных текстов. Найдите наиболее яркие изобрази­тельные средства.

  1. Когда деспоты обращаются к террору, можно спать спокойно. Тут уж , будет без обмана.

  2. В чёрной, ревущей ледяной пустыне она была лишь дрожащим атомом разума, уносимым ветром, который грозил задуть слабое пламя её жизни.

  3. Наделив этого человека могучим духом, неукротимой страстью, природа совершенно не позаботилась о физическом его здоровье: сосуд оказался слишком хрупким, чтобы устоять под напором внутреннего огня, не угасав­шего в нём ни на минуту и к тому же часто сдерживаемого: Белинский был застенчив до болезненности, неловок до смешного в обществе и потому предпочитал больше молчать, когда не касались дорогих ему идеалов.

  4. Он хотел научить поэзии будней всех тех, кто обречён был на эти будни. Он указывал тысячам и миллионам, как нисходит в их жалкую жизнь

  5. вечное, как под золой будней тлеют искры тихой надежды, он учил их раздувать эти искры в бодрящее пламя уюта. Он расписывает жилище бедняка широкой и сочувственной кистью.

  6. У Бальзака людей всегда творят события: словно глину, лепит их рука судьбы. По его велениям миллионы, словно гром, обрушиваются на го­ловы нищих, и, как ртуть, растекаются капиталы в слабых руках. Можно проследить, как спокойные, нарядные вначале строки вздуваются, по­добно жилам на лбу разгневанного человека, как они расшатываются, становятся торопливее.

II. Определите, выразительные средства какого отрывка характеризуются в сле­дующих фрагментах.

а) Метафоры придают тексту яркую образность, помогают создать незабы­ваемый портрет писателя, который и в серой мути безрадостных буден находит свет поэзии.

б) Сравнения усиливают эмоциональность текста, помогают нарисовать сложный и напряжённый мир художника, наполненный трагическими противоречиями своего времени.

4. I. Прочитайте текст. Укажите средства выразительности.

Призвание художника

(1) Я ненавижу и в жизни, и в своих книгах несправедливость, ложь, равнодушие, предательство, карьеризм, и я хочу верить, что золотые истины могут победить свинцовые инстинкты. (2) И я ищу в людях активное добро, мужество, товарищество и единение, не умиляясь и не приукрашивая чело­века, но и не унижая его презрением и жалостью. (3) Я против лучезарного сияния в финалах романов и фильмов, против ёлочных игрушек в искусстве, ибо в неумеренном умилении вижу желание успокоить человека, надеть на главу его карамельно-розовый венец самодовольства. (4) Нет, надо всё время стучаться в его сердце, в его разум. (5) Серьёзная книга и серьёзный кинема­тограф должны беспокоить сознание, говорить человеку, что он ещё не достиг совершенства, и, отрицая в нём плохое, утверждать светлое начало, заставлять думать о сущности человеческого призвания.

(6) От века истина ходила с зажжённым фонарём и раздражающим ко­локольчиком по негостеприимным домам, стучалась в двери и вместо при­ветствия звучно и как бы некстати говорила на пороге: «Власть имущий и сытый, помни о смерти». (7) Это всегда неприятно напоминало, что человек со своими необузданными страстями, жестокостью, ложью не вечен, а значит, не всесилен, что смысл жизни, нетленность всего сущего — в любви к ближнему своему. (По Ю. Бондареву)

II. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

  1. О чём говорится в этом тексте?

  2. В каком значении используются определения золотой и свинцовый в предложе­нии 1?

  3. На использовании какого приёма основывается образность выделенного выражения в предложении 3? Какова роль этого средства в развитии главной мысли?

  4. Для чего автор в предложении 6 использует олицетворение?

III. Закончите фрагмент.

Ю. Бондарев использует разнообразные средства выразительности, кото­рые позволяют ему раскрыть глубину и важность поднятой проблемы, донести её до каждого читателя. Эпитеты ( ________________ , ________________ ), метафоры (________________), олицетворения (________________) придают тексту образ­ность, наполняют его живым огнём авторского чувства. И мысль о высоком назначении литературы приобретает яркую убедительность и эмоциональную силу.


5. Какие три из пяти названных средств выразительности используются в приве­дённом ниже фрагменте?

Он хорошо понимает, что невозможно сразу же вытравить из души че­ловека зверя, что нельзя огнём выжечь всё зло, которое существует в мире. Тёмные инстинкты не заговорят стихами, жадность не покроется стыдливым румянцем, раскаявшаяся жестокость не припадёт к распя­тию. Нет, требуются сотни, тысячи, миллионы лет, чтобы человек дошёл до сияющих вершин духа, чтобы сумеречную тьму в его душе рассеял благодатный свет.

1) развёрнутое сравнение 2) метафора 3) эпитет 4) перифраз 5) мето­нимия


Проверочная работа

  1. На использовании какого средства выразительности основывается образность этого фрагмента?

Подтянув арифметические резервы, снова иду в наступление на алгебру. Алгебраические дроби не выдерживают натиска, несут большие потери и отступают в беспорядке.

а) эпитет б) гипербола в) метафора г) сравнение

  1. Какое из этих выражений создано с использованием литоты?

а) гнуть спину

б) горячая голова

в) будто снег на голову

г) муха крылом перешибёт

  1. Какое средство выразительности помогает автору передать атмосферу благоговейного отношения к женщине?

Любовь к женщине была воздухом, которым люди дышали в то время. Женщина была царицею этого романтического мира. За один взгляд её, за одно её слово умереть казалось слишком ничтожною жертвою, по­бедить одному тысячи — слишком лёгким делом.

а) гипербола б) перифраз в) метонимия г) сравнение

  1. Какие средства используются в этом тексте?

Как зачарованный своей песнью соловей, художник пел, и пел, и пел... Яркий мир чувств, душевную искренность, гордую поэзию живописал мастер, понимая их недолговечную силу,

а) сравнение б) метонимия в) гипербола г) ирония д) эпитет

  1. Какое средство выразительности неверно проиллюстрировано примером?

а) перифраз: туманный Альбион

б) метонимия: трон поддерживался штыками

в) метафора: Москва направила делегатов

г) эпитет: грозный взгляд


ИНТОНАЦИОННО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

ФИГУРЫ РЕЧИ

Риторический вопрос утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ: Когда же мы начнём беречь природу?

Риторическое восклицание предложение, в котором выражение мыслей сопровождается выражением чувства говорящего для усиления эмоцио­нального восприятия: Пусть каждый будет счастлив!

Риторическое обращение обращение к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности, используется не столько для того, чтобы на­звать адресат речи, сколько для того, чтобы выразить своё отношение к тому или иному объекту, дать ему характеристику: Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Анафора — единоначалие: Жара вставала стеной. Жара душила. Жара сводила с ума...

Градация цепь элементов высказывания с нарастанием значимости: Не жалею, не зову, не плачу...

Синтаксический параллелизм одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.

Многосоюзие повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляе­мый как выразительное средство: Перед глазами ходил океан, и колыхал­ся, и гремел, и сверкал.

Бессоюзие намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари...

Эллипсис (неполное предложение)пропуск подразумеваемого слова: Му­жикиза топоры.

Инверсия — нарушение обычного порядка слов: На севере диком стоит одиноко... Ср.: на диком севере; одиноко стоит.

Антитеза противопоставление понятий: Ученьесвет, а неученьетьма.

Оксюморон соединение контрастных, противоречащих друг другу поня­тий: красноречивое молчанье; «Оптимистическая трагедия».

Лексический повтор повторение какого-либо слова или слов: Душа, душа, спала и ты...

Парцелляция расчленение фразы на части или даже на отдельные слова: Он любил её. Преданно. Безответно.

Именительный темы (именительный представления) — именительный падеж существительного, называющий предмет как тему последующего сообщения: Чувства. Это область пристального внимания учёных.

Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца вы­ражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось невысказанным: Басню эту можно было бы и боле пояснить — / Да чтоб гусей не раздразнить... Подразумевается у И. Крылова: «лучше промолчим».


1. Выберите правильный ответ.

  1. В каком ряду во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный звук?

а) хвоЯ, Отрочество, ходАтайство

б) началА, Августовский, дОсуг

в) искрА, понятЫ, обеспечЕние

г) красИвее, включЁнный, баловАть

  1. В каком выражении неверно образована форма слова?

а) к девятому мая

б) более трудный

в) согласно приказу

г) с ихнего согласия

  1. В каком выражении используется метафора?

а) добрый волшебник

б) корифей науки

в) столица встретила его с распростёртыми объятиями

г) дыхание жизни

  1. Какое средство выразительности неверно проиллюстрировано примером?

а) эпитет: лучистая любовь к родной природе

б) перифраз: Вещее слово этого мученика пугало правителя не меньше тре­вожных сообщений о надвигающейся чуме

в) ирония: И этим мудрецам, не освоившим таблицы умножения, мы до­верили командовать нашей экономикой

г) метонимия: Щедрой рукой он рассыпал золото

  1. Какие три средства из пяти названных используются в этом отрывке?

Подобно кораблям, которые скитаются по бескрайнему морю и не могут причалить к скалистому берегу, ощетинившемуся острыми камнями, мы блуждаем в одиночестве по бесконечным дорогам жизни, пытаясь найти отчий дом для своей истосковавшейся души.

а) метонимия б) перифраз в) метафора г) развёрнутое сравнение д) эпитет.


2. Найдите соответствия.


  1. антитеза

  2. индивидуально - авторское образование

  3. эллипсис

  4. парадокс (суждение, расходящееся с общепринятым)

  5. парцелляция

  6. именительный темы

  7. риторический вопрос

  8. синтаксический параллелизм

  9. градация

  10. инверсия


а) Человек, выбравший зло, в определённой степе­ни лучше того, кого принудили к добру.

б) И погасшие вулканы ещё пышут. Завистью.

в) Они смогли преодолеть все горести, все пе­чали, все скорби, и теперь, после потерь и разочарований, после несбывшихся надежд и сокрушённой радости, после гибельных закатов и косматой тьмы, они наконец-то вышли к свету.

г) Молодость обманывается насчёт своего бу­дущего, старость — насчёт своего прошлого.

д) Легко скрыть ненависть; трудно — любовь; всего же труднее — равнодушие.

е) Художественное воздействие чеховской про­зы основывается не только на эффекте под­текста, но и на том удивительном свойстве, которое можно назвать чеховским надтекстом.

ж) Покоя никому не давало острое, занозистое слово его.

з) Любовь... Невозможно постичь силу и под­линную прелесть этого чувства!

и) Не пора ли остановиться, чтобы понять, куда мы пришли?

к) Когда человек хочет узнать — он исследует, когда он хочет спрятаться от тревог жизни — он выдумывает.


3. Прочитайте фрагменты текстов. Укажите три средства выразительности из пяти названных, которые используются в предлагаемых отрывках.

1. Сколько тьмы в этом человеческом мире, сколько страданий в этой тьме!

1) восклицание 2) синтаксический параллелизм 3) оксюморон 4) анафора 5) инверсия

2. Струится свет, радостный свет, бесконечный, благодатный, счастливый, небо Достоевского над землёй разверзается, и гремит последнее слово Достоевского, слово Алёши Карамазова в речи у большого камня, святой клич: «Как хороша жизнь!»

1) лексический повтор 2) многосоюзие 3) градация 4) инверсия 5) пар­целляция

3. Без возражений, без раздражения он не хорошо говорил, но, когда он чувствовал себя уязвлённым, когда касались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щёк и голос прерываться, тут на­добно было его видеть: он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким и по дороге с необычайной силой, с необычайной поэзией, с испепеляющей яростью развивал свою мысль.

1) градация 2) лексический повтор 3) эллипсис 4) восклицание 5) син­таксический параллелизм

4. Разве можно жить без истины, разве можно найти дорогу в дремучем лесу сомнений, если в душе погас свет веры? Толстой никогда не боялся тупиков, не боялся тёмных лабиринтов, в которых скиталась его мысль, дерзкая, бесстрашная. Больше всего ненавидящая покой.

1) синтаксический параллелизм 2) парцелляция 3) риторический вопрос 4) эллипсис 5) умолчание

5. Высокие залы, фраки, декольте, сверкают бриллианты и взоры, на сто­лах фантастическое изобилие. Там рушатся города — здесь пиликают на скрипках цыгане. Там ежедневно умирают десятки тысяч людей — здесь полуобнажённая маркиза танцует с господином в китайском костюме.

1) восклицание 2) антитеза 3) синтаксический параллелизм 4) оксюморон 5) ряды однородных членов

6. Перед этой могучей слабостью сумасшедшего мудреца трепетали даже монархи, потому что грозное пророчество, пылающее в лепете великого карлика, в прах превращало их земные царства, в дым — их величие, а жизнь — в мучительный сон.

1) умолчание 2) эллипсис 3) оксюморон 4) однородные члены 5) много­союзие


4. I. Прочитайте текст.

Анна Ахматова

(1) Из юношеских писем и ранних стихов Ани Горенко встаёт образ про­винциальной девушки, в манере чеховских героинь протестующей против душ­ного безрадостного существования среди чужих по духу людей. (2) Но уже к 1910 году это Анна Ахматова, которую отныне ни с кем не спутаешь, которая осталась верной себе до последних дней. (3) Несколько богемных лет, про­житых вместе с беззаботным веком, принесли ей известность, привили натуре артистизм высокой пробы, определили направление жизни.

(4) Первый день Первой мировой войны навсегда убрал изящные декорации и оставил её на голой сцене. (5) С этого дня ни один удар жестокой эпохи не миновал её. (6) Проводы самых дорогих людей на бесконечную лагерную муку, на смерть, стояние в тюремных очередях, нищета, бездомность, гражданская казнь, слежка, поругание — всё это она приняла и вынесла, не уступив, не от­чаявшись, не сойдя с ума. (7) Не прекращая писать стихи. (8) Для тех, кто жил в то время, она стала образцом и олицетворением стойкости, живым символом победы человека над бесчеловечностью.


II. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

  1. Какие два периода в жизни и в творчестве А.А. Ахматовой выделяет автор текста?

  2. Какое значение имеет слово богемный (предложение 3)?

а) печальный б) беспечный в) напряжённый г) счастливый

  1. Примером какого средства выразительности являются выделенные слова в предло­жении № 1?

а) метонимии б) сравнения в) эпитета г) перифраза

  1. Какая мысль выражена в предложении № 4?

В каком предложении используется парцелляция?

а) 3 6) 4 в) 7 г) 8

  1. В каком предложении используются однородные члены? Какую мысль эмоционально

  2. усиливает это средство синтаксической выразительности?

  3. Найдите экспрессивно-окрашенные слова, которые показывают высокое значение А.А. Ахматовой в духовной жизни общества.


Проверочная работа

I. Прочитайте текст.

(1) «Люби ближнего». (2) «В поте лица добывай хлеб». (3) «Не укради».

«Не убий». (5) «Не пожелай». (6) «Чти отца своего». (7) Эти заповеди — вековые скрижали, никем не оспоренные, освещающие путь единственно вер­ный, но нескончаемо долгий для всего человечества, потому что люди более веруют, чем искренне верят, снова и снова, из века в век, поддаваясь всё тем же пустым соблазнам и вожделениям и порождая обман, насилие, кровь, болезни, голод, войны, где более других страдают невинные. (8) Особенно дети. (9) И горестно слышать, когда, не по годам умудрённые жизнью, спрашивают они: «Господи, почему цветы у тебя получились лучше, чем люди?»

(10) Отвечать приходится нам, повторяя и повторяя: не поддайтесь обману ли, соблазну. (11) Вам дано главное — жизнь человеческая. (12) Короткая — в птичий посвист. (13) Но в ней можно уместить бесконечное: счастливые дни, минуты, мгновения. (14) Тихое цветение деревьев и трав. (15) Бесшумный полёт стрекозы, бабочки, милой ласточки-хлотопуньи. (16) Жар любви, его опьянение. (17) Сияние детских глаз, к тебе обращённых. (18) Тепло милых рук. (19) Высокое небо в чистой голубизне или холодном звёздном горении. (20) Мир земной во всей его полноте. (21) Разве этого мало? (Б. Екимов)

II. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

  1. В каком предложении призывная интонация выражена глаголами в повелительном наклонении?

а) 10 б) 13 в) 19 г) 20

  1. Укажите в тексте слово, которое имеет значение «каменные доски с написанными на них десятью божественными заповедями».

  2. Какой повтор используется для противопоставления выраженных в них смысловых оттенков?

а) веруют — верят

б) снова и снова

в) из века в век

г) повторяя и повторяя

  1. В каком предложении автор обозначает высшую ценность для человека?

а) 7 6) 9 в) 10 г) 11

  1. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина.

  2. Автор использует в своём тексте разнообразные средства интонационно­-синтаксической выразительности: _____ (жизнь человеческая, мир зем­ной); _____ (предложение 21); _____ (дни, минуты, мгновения); _____ (предложение 8).

1) градация 2) антитеза 3) инверсия 4) эллипсис 5) риторический вопрос 6) парцелляция

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

24.05.2017 16:12
Старкова Юлия Анатольевна @vikanasty
очень хороший материал!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя