СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык Проблемы и особенности изучения синтаксиса и пунктуации в средних и старших классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык Проблемы и особенности изучения синтаксиса и пунктуации в средних и старших классах»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа 2"








Загоруйко И. А.


Русский язык

Проблемы и особенности изучения синтаксиса и пунктуации

в средних и старших классах



(Из опыта работы)















Макеевка

2022









Проблемы и особенности изучения синтаксиса и пунктуации

в средних и старших классах

Загоруйко И.А.,

учитель русского языка

и литературы МБОУ "СШ № 2"


Известный русский языковед А. А. Шахматов называл синтаксисом ту часть грамматики, которая «рассматривает способы обнаружения мышления в слове» . М. В. Ломоносов определял предложение как «речь, полный разум в себе содержащую» . И. С. Аксаков называл синтаксисом часть грамматики, «где является жизнь слова, где сознание в слове является цельным и соответствует цельности жизни» .

В курсе обучения русскому языку в общеобразовательной средней школе важное место принадлежит синтаксису, поскольку в синтаксическом ярусе языковой системы (предложении как наименьшей коммуникативной единицы) находят наиболее полное выражение все языковые единицы других уровней, в частности фонетического, словообразовательного, семантического, морфологического, стилистического, приобретают функциональное совершенство и логической оценки средства речи и речи В организации непрерывной речевой образования синтаксис имеет вершинный характер, подчиняясь определяющим функциям речи – коммуникативной и когнитивной. Реализация коммуникативного, социально-перцептивного и интерактивного аспектов профессионально-педагогического общения, передача нужной для субъект-субъектной диалогического, а также политического взаимодействия информации зависит не только от активного словарного запаса говорящего, но и от овладения синтаксической строения языка как средства общения, от овладения закономерностями сочетаемости слов и построения предложений, выражающими возможностями разных синтаксических структур и умения коммуникативно целесообразно пользоваться ими в разных речевых ситуациях.

Синтаксическая компетентность является одной из основных предметных компетентностей в системе языковых знаний, умений и навыков, необходимых школьникам в разных ситуациях коммуникативного дискурса, предусматривающего их способность пользоваться устным и письменным литературным языком, использовать необходимый арсенал синтаксических языковых единиц разных структурных уровней (словосочетание, предложение, текст, сложное синтаксическое целое), синтаксических конструкций определенных видов и связующих средств (союзные, бессоюзные, сложносочинительные, сложноподчиненные, сложные предложения с разными видами связи и др.) с учетом функционально-стилевых разновидностей речи в соответствии с темой, ситуации общения, ведущих жанров коммуникации Элокуция словесного материала включает синтаксическую стройность, изысканность форм, национальную самобытность речи, информационную насыщенность, а также лексическое, семантическое и синтаксическое богатство речи. Поэтому синтаксическая компетентность диалектически связана с высоким уровнем общей культуры учащихся в ее мысленном, поведенческом и чувственном проявлениях, т.е. отражает процессы языкознания, языкотворения и языкопроизводства в непрерывном языковом образовании. Пунктуационная компетентность – это предметная компетентность учащихся в системе языковых знаний, умений и навыков, что предполагает умение школьников интонационно оформлять устную речь на письме, т.е. важной составляющей их правописания. За использование кластерного анализа компетентностей и компетенций в их иерархическом взаимосвязи и взаимообусловленности синтаксическую компетентность корректнее рассматривать как составляющую языковую, а пунктуационную – языковую и речевой компетентностей. Следовательно, изучение синтаксиса и пунктуации создает условия. для усвоения норм современного украинского литературного языка, развития логического мышления и речи учащихся, формирование пунктуационной грамотности и навыков внятного чтения; именно синтаксис помогает понять коммуникативную функцию языка и пути его осуществления.

Анализ последних исследований и публикаций. Для нашего исследования важное значение имеют концептуальные подходы, методологические и методические. основы модернизации системы непрерывного языкового образования с учетом национальных и мировых тенденций,

Морфология и синтаксис наиболее полно выявляют признаки языка как целостной системы. При изучении морфологических категорий обязательно учитываются синтаксические признаки, а они предопределяются определенными морфологическими свойствами. Средства каждого языкового уровня приобретают полноту своего значения только в наименьшей коммуникативной единице (предложении), являющейся объектом изучения синтаксиса. Отсюда его немаловажная роль в формировании коммуникативных умений и навыков школьников. Синтаксический уровень является основой для изучения функциональной значимости языковых единиц всех других уровней, изучение синтаксиса создает условия для усвоения норм литературного языка, развития логического мышления и речи учащихся, формирования пунктуационной грамотности и навыков выразительного чтения. Именно синтаксис помогает понять коммуникативную функцию языка и пути его осуществления.

Русский писатель Б. В. Шергин утверждал: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

Синтаксис (гр. syntaxis – построение, связь, сочетание) – раздел грамматики, изучающий значение и строение словосочетаний и предложений.

Подготовка к восприятию синтаксических категорий осуществляется практическим путём. Дети используют в своей речи синтаксические конструкции, с помощью практического опыта различают их по функциональному предназначению. Знания по теме "Синтаксис и Пунктуация" закладываются начальной школой, затем расширяются пропедевтическим курсом в 5 классе, а усиливается внимание к функциональным свойствам различных синтаксических единиц в текстах разных стилей, типов, жанров. Методикой предполагается пять этапов обучения синтаксису: практическое ознакомление с синтаксическими понятиями в начальной школе; пропедевтическое изучение синтаксиса в 5 классе; систематический курс синтаксиса; усовершенствование коммуникативных умений и навыков учащихся старшей школы на основе обобщения сведений о синтаксисе русского языка.

Содержание программ по языковой линии предполагает усвоение следующих базовых синтаксических понятий: словосочетание, главное и зависимое слово, предложение, главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения (приложение, определение, обстоятельство), порядок слов в предложении, простое предложение, однородные члены предложения, обращения, вводные слова, обособленные члены предложения, сложное предложение, союзное и бессоюзное сложное предложение, предложение с прямым и косвенным языком, сложное синтаксическое целое.

Программой определены государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Так, в результате обучения синтаксису учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: выделять словосочетание в предложении, находить в словосочетании главное и зависимое слово, различать словосочетание н предложение, составлять словосочетание по заданным схемам, подбирать разные по строению словосочетания для выражения того же смысла, различать и сложные предложения, виды предложений с целью выражения, по эмоциональной окраске, по строению, определять члены предложения, обращение, вводные слова, обособленные члены предложения, правильно и уместно использовать в речи различные виды простых и сложных предложений, осуществлять синтаксический разбор словосочетаний и предложений, определять прямой и косвенный язык, правильно интонировать предложения и их составные части.

Школы и классы с углубленным изучением предмета усиливают значимый лингвистический аспект, углубляясь в синтаксическую теорию. Учащиеся усваивают такие понятия, как предикативность, типы подчинительной связи, инфинитивные, эллиптические предложения, несобственная прямая речь, период и т.д. Содействуют совершенствованию устной и письменной речи углубленные сведения о различных видах простых и сложных предложений, способах выражения главного члена в односложных предложениях, условиях обособления второстепенных членов и т.д. Углубление в лингвистическую теорию становится основой учебно-исследовательской работы.

Практический подход к синтаксису осуществляется в профильных негуманитарных классах. Обучение синтаксису коммуникативно направлено, отдельные положения являются основой для развития устной речи. Уделяется особое внимание культуре деловой речи.

Владение средствами синтаксиса формирует языковую личность, развивает интеллектуальные, духовные, эстетические качества.

Основные основы методики изучения синтаксиса изложены в учебниках, методических пособиях. Теоретические основы обучения синтаксису разработаны такими учеными, как А. Беляев, А. В. Текучев, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов, В. В. Бабайцева, В. А. Белошпакова, Л. А. Булаховский, В. В. Виноградов, В. Горяный, Н. Иваницкая, К. Плиско, Р. Христианинова и другие. Накапливается опыт методистов и учителей по особенностям использования традиционных методов и приемов, разрабатываются нестандартные подходы к изучению синтаксиса и пунктуации в профильных школах. Учитель должен быть свободным в выборе средств, форм обучения, подчинять их тем задачам, которые исходят из специфики учебных заведений.

В процессе обучения синтаксису учитель должен соблюдать следующие методические принципы:

Экстралингвистический принцип предполагает соотнесение словосочетания и предложения с реальной действительностью, например, в виде рисунка.

Функциональный принцип заключается в сообщении функции словосочетания и предложения в речи быть средством отражения событий.

Структурно-семантический принцип рассматривает предложение с точки зрения строения (бессоюзное) и с точки зрения содержания (отношений, выражаемых бессоюзным предложением).

Принцип внутриуровневых связей предполагает рассмотрение связи между словосочетанием и предложением (словосочетания формируют предложения). Межуровневых связей – связь синтаксиса и морфологии, например, когда та или иная часть речи выступает определённым членом предложения.

Нормативно-стилистический принцип заключается в выборе словосочетания и предложения с точки зрения его уместности употребления в зависимости от ряда условий, например, адресата, замысла, жанра, стиля речи.

Исторический принцип предполагает учёт исторических изменений в структуре предложения и словосочетания.

Обучение синтаксису тесно связано с морфологией и другими разделами обусловлена ​​тем, что именно на синтаксическом уровне все языковые единицы проявляют свои функции, определенные грамматические особенности. Так, определение частей речи иногда возможно только в структуре предложения на основе сопоставления члена предложения и части речи, выбор лексических единиц зависит от контекстуального окружения. Поэтому осознание синтаксических понятий возможно при усвоении сведений из других разделов.

Обучение синтаксису связано с пунктуацией и интонацией, что требует усиленного внимания к интонационным особенностям различных структур, целью выражения эмоциональной окраской предложений. Необходимо производить у учащихся умение актуального членения предложений в соответствии с коммуникативным намерением, определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений в зависимости от знаков препинания (комы, тире, двоеточия), уместно пользоваться логическим ударением, в соответствии с ним определять члены предложения.

Принцип обучения синтаксису в сочетании с развитием связной речи обеспечивает реализацию речевой содержательной линии программы, заключающейся в формировании коммуникативной компетенции школьников. Синтаксические умения и навыки являются основой овладения языком как средством общения. Понимание структурно-смысловых признаков предложения как малейшей коммуникативной единицы должно стать основой осознанного отбора языковых единиц для реализации цели общения в тех или иных условиях. Овладение учащимися синтаксических понятий способствует совершенствованию диалогической и монологической речи. Наблюдение над функционированием синтаксических единиц в текстах разных стилей и жанров речи должно быть направлено на усовершенствование гармоничного развития умений и навыков учащихся в четырех видах речевой деятельности. Соответственно, активное использование в учебном процессе различных видов речевой деятельности, моделирование коммуникативных ситуаций привлечения школьников к речевой практике будет способствовать усвоению синтаксических понятий, выработке синтаксических умений и навыков, предусмотренных программой.

В методике обучения синтаксису используются следующие приемы обучения: анализ словосочетаний, распространение и сокращение предложений, замена одних синтаксических сочетаний другими, вставка отдельных компонентов предложения, перестройка синтаксической конструкции, составление предложений по опорным словам или схемам, редактирование предложений, синтаксический анализ и т.д.

Изучение синтаксиса начинается со словосочетания. Связи и отношения в словосочетании помогут учащимся понять более сложные синтаксические единицы. Синонимичность словосочетаний подготавливает школьников к коммуникативно направленному пользованию в речи единицами высшего уровня. Важен вопрос различения таких основных единиц синтаксиса, как словосочетание и предложение. Необходимо показать учащимся особенности словосочетания и предложения:

а) словосочетание, как и слово, служит для называния предметов, явлений, событий, а предложение выполняет функцию общения;

б) словосочетание выражает распространенное название, а предложение – сообщение, вопросы, просьбы;

в) словосочетание состоит минимум из двух слов, предложение же может состоять из одного слова;

г) словосочетание характеризуется подрядной связью (согласование, управление, прилегание), имеет главное и зависимое слово; между частями предложения возможна подчинительная и сочинительная связь, предложение отличается интонационной и смысловой завершенностью.

Учащиеся должны понять, что слова, соединенные соединительной связью (однородные члены предложения) не являются словосочетанием. Главные члены предложения, в отличие от словосочетания, взаимосвязаны, у них нельзя определить главное и зависимое слово, между ними существует другая связь. По своему грамматическому значению предложение отличается от словосочетания тем, что в нем выражается отношение говорящего к сообщению и указывается время. Словосочетание должно восприниматься учащимися как языковая единица, содержащая следующее содержание: 1) часть речи главного слова; 2) часть речи зависимого слова; 3) форма зависимого слова; 4) наличие предлога, указывающего на отношение между главным и зависимым словом.

Необходимо выработать у учащихся умение выделять словосочетание в предложении, анализировать их строение. Усвоить понятие о строении словосочетания помогают следующие задачи:

а) определение главного слова и постановка от него вопроса к зависимому;

б) определение частичноязычной принадлежности главного и зависимого слова;

в) определение падежа зависимого слова.

При изучении строения слова и морфологии знания о словосочетании углубляются. Этому способствует усвоение значимых частей слова, которые могут являться средствами синтаксической связи зависимого слова с главным, частей речи как способов выражения главного и зависимого слова.

Теоретическая проработка словосочетания должна быть направлена ​​на осознание определения словосочетания, разграничение понятий словосочетания и сочетание встречающихся в предложении слов. Учащиеся должны определять функцию словосочетания в предложении, классифицировать словосочетание, анализировать его строение и значение, указывать на характер отношений между зависимым и главным словом. Эти умения направлены на эффективное использование определенных видов словосочетаний в собственной речевой практике.

К трудностям усвоения учащимися словосочетаний относятся: разграничение словосочетаний и предложений, словосочетаний и сочетаний слов с соответствующей связью, определение средства в связи в словосочетании и предложении, использование предлогов. Избеганию ошибок такого характера способствует система упражнений, содержащая наблюдение над структурой и семантикой словосочетаний, полный и частичный анализ синтаксических особенностей словосочетаний, классификацию словосочетаний, в первую очередь трудно различающихся учащимися, перестройку определенных синтаксических конструкций, составление алгоритмов, использование предложений. . В работе над словосочетанием следует отдавать предпочтение текстовому дидактическому материалу. Это позволит учащимся сознательно усвоить структурно-семантические особенности словосочетания как синтаксической категории.

Пятиклассники повторяют сведения о предложении по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Следует сосредоточить внимание на смысловых, грамматических, интонационных разногласиях между ними. Эффективно сопоставление предложений, состоящих из одинаковых слов. Учащиеся читают предложения с разной интонацией в зависимости от определенной коммуникативной цели выделяют логическим ударением ту или иную часть предложения, объясняют знаки препинания, определяют тип предложения. Например: Вы можете выполнить эту задачу. (сообщение, разрешение). Вы можете выполнить эту задачу.? (вопрос). Вы можете выполнить эту задачу. (приказ, произнесенный спокойно, без чувств). Вы можете выполнить эту задачу! (Приказ, произнесенный с чувством, эмоционально). Такая задача подводит школьников к осознанию понятия об восклицательных и неокликовых предложениях. Следует отметить, что восклицательные предложения не всегда произносятся громко, существуют и другие средства: изменение темпа, паузы, окрас голоса и т.д. Восклицательніми и невосклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, что обусловлено ситуацией общения. Задача учителя – моделирование таких ситуаций на уроках и привлечение школьников к анализу чужих и собственных высказываний. Такая работа направлена ​​также на усовершенствование пунктуационной грамотности учащихся.

На уроках изучения простого предложения особое внимание уделяется усвоению учащимися таких синтаксических понятий, как грамматическая основа, члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова, обособленные члены печения, виды предложений: двусложные, односложные; распространены, не распространены; полные, неполные; составе иены, неосложненные. Учитываем, что простое предложение состоит из одного грамматического основания, передает относительно простое мнение, осложнение и распространение которого может происходить за счет однородных членов, обособлений и т.д. Простое предложение дает возможность осуществить коммуникативное намерение (спросить, проинформировать, возразить, ответить и т.п.) через мовленный акт – минимальную единицу общения. Средствами интонации передается завершенность, эмоциональность простого предложения как выражения, с помощью логического ударения и порядка слов оно приобретает признаки точности, выразительности, правильности.

Ознакомление учащихся с двусоставными и односоставными предложениями предполагает прежде всего усвоение их особенностей по составу грамматической основы: в двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух частей - подлежащее и сказуемое, а в односоставных грамматическая основа соответствует либо подлежащему, либо сказуемому. Необходимо показать учащимся на конкретных примерах, что отсутствие одного главного члена в односоставном предложении не влияет на понимание смысла. Если предложение односоставное назывное, то в нем не требуется сказуемое, называющее действие или состояние, ведь такое предложение указывает на наличие, существование предмета, явления, события и т.д. Бесспорно, такие предложения следует рассматривать в контексте, обращать внимание на их роль – называть ситуацию, место, время действия, состояние, чувство и т.д.

Необходимо отметить то, что односоставные назывные предложения могут быть распространены такими второстепенными членами, к которым можно задать вопрос только от подлежащего, ведь сказуемого у них нет. Если в предложении имеются такие второстепенные члены, объясняющие сказуемое, то такое предложение не односложное именительное, а двусложное неполное с группой сказуемого. Для наблюдения можно предложить следующие предложения: 1) Скоро утро. 2) Утро. 3) Летнее утро. В первом предложении обстоятельство скоро объясняет не подлежащее утро, а несуществующее (нулевой) сказуемое, которое можно назвать словами наступит, придет, произойдет. Поэтому это предложение двусоставное неполное, распространенное обстоятельством, указывает на время события, приближение части суток. Второе предложение односоставное назывное, не распространенное, оно называет событие, часть суток. Третье предложение односоставное назывное, распространенное определением, объясняющее подлежащее, оно указывает на часть суток определенного времени года. Можно объяснить учащимся, что в односоставном предложении один главный член включает в себя смысловые признаки подлежащего и сказуемого, переданные одной формой. В предложении: "Люблю родной край", грамматическая основа люблю выражена личным глаголом, что дает основание называть этот член предложения сказуемым. Окончание слова указывает на первое лицо, а основа слова передает значение действия - любить. Это предложение относится к односоставным определенно-личным.

Обогащению речи учащихся способствует сопоставление параллельных синтаксических конструкций, в том числе двусоставных и односоставных предложений. Например: 1) Я не спал – Мне не спалось. 2) Урок закончился. - Урок окончен. Следует выяснить с учащимся и стилистические особенности подобных предложений, уместность использования в разных ситуациях. Полезны также упражнения на конструирование двусложных и односложных предложений с парами глаголов (делать - делаться; говорить - говориться; писать писаться и т.п.).

Практика показывает, что иногда учащиеся ошибочно понимают неполное предложение как не содержащее в своем составе какого-либо члена предложения. Поэтому следует уделить особое внимание осознанию главного признака, по которому выделяют неполное предложение – отсутствии в предложении не просто любого члена (подлежащее, сказуемое, определение, приложения, обстоятельства), а только того, что делает невозможным понимание смысла без контекста или ситуации общения. Так, предложение "Парень подарил товарищу книгу" полное, высказанное в нем понятно, хотя в структуре предложения есть подлежащее парень, сказуемое подарил, приложения товарищу, книгу, а отсутствуют определение и обстоятельство. А предложение "Книгу", неполное, потому что мнение в нем высказано непонятно без предыдущего предложения Что подарил товарищу парень?

При изучении членов предложения следует обратить внимание на способы их выражения и не только одним словом, а сочетанием слов. Это бывает в таких случаях, когда членом предложения является фразеологическое обращение или сложное название, (иногда и целое предложение), когда основной смысл словосочетания содержится не в главном слове, а в зависимом. После того, как учащиеся научатся определять члены предложения, выраженные одним словом можно предложить более сложные случаи. Разграничение учащимися главных и второстепенных членов предложения основывается прежде всего на осознании синтаксической роли разных членов предложения по их взаимосвязи. Как правило, учащиеся без труда определяют подлежащие, выраженные существительными или местоимениями, а сказуемые – глаголами, ведь над этим они работали в начальной школе. Ннаиболее сложным вопросом для учащихся и определения составного глагольного сказуемого. Для преодоления этих проблем можно использовать таблицы, схемы, алгоритмы, упражнения на конструирование, синтаксический анализ. Умение определять тип сказуемых зависит от усвоения их структуры разграничения смыслового и грамматического компонентов. Иногда отнесенность слова к тому или иному члену предложения зависит от вопроса: Был у дедушки (где? – обстоятельство, у кого? – приложение). Определяя члены предложения, учащиеся должны учитывать контекст, смысл, вкладываемый в слово. Достаточно сложно определить сказуемые в следующих примерах:

1) Он пошел на сцену докладывать.

2) Он хочет докладывать.

В первом предложении глагол пошел (сказуемое) называет действие, которое выполняет лицо, а глагол докладывать (обстоятельство) указывает на цель выполнения действия. Во втором предложении и речь идет о лице, которое намерена докладывать, поэтому сказуемое хочет докладывать. Следует уделить внимание синтаксической роли инфинитива, анализируя предложения:

1) Жить – Отечеству служить (жить – подлежащее, служить – сказуемое).

2) Я пообещал помочь младшему брату (помочь – приложение).

3) Желание рисовать привело его в мастерскую художника (рисовать – определение).

Синтаксический разбор простого предложения предполагает выполнение следующих задач:

1. Определить грамматическую основу предложения, установить, что она проста.

2. Определить тип предложения с целью высказывания (рассказное, вопросительное, побудительное).

3. Отметить наличие или отсутствие эмоциональной окраски (окличное или неокликовое предложение).

4. Проанализировать состав предложения:

- по составу грамматической основы (двухсложное или односложное; если односложное, определить тип);

- по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения (распространенное или не распространенное);

- по наличию или отсутствию всех необходимых для понимания смысла членов предложения (полное или неполное; если неполное, то назвать пропущенные члены предложения из контекста или из соответствующей ситуации общения);

- при наличии либо отсутствии усложнительных конструкций (однородных, обособленных члене в предложении, вставных слов, словосочетаний, обращений, прямой речи).

5. Разобрать по членам предложения, указать, чем они выражены. Соблюдать такой порядок: определение грамматической основы, затем второстепенных членов предложения (если предложение двусложное, сначала охарактеризовать второстепенные члены предложения, входящие в группу подлежащего, затем – в группу сказуемого).

В зависимости от обучающей цели используется полный или частичный синтаксический разбор, устный или письменный с применением различных графических символов. Предложения по синтаксическому разбору должны соответствовать программным требованиям, возрастным особенностям школьников. Следует отдавать предпочтение текстовому дидактическому материалу, что будет способствовать осознанному усвоению определенных синтаксических понятий и определению отдельных признаков, например полноты или неполноты предложения, синтаксической роли слов и словосочетаний и т.д.

Синтаксический анализ простого предложения предполагает не только определение соответствующих грамматических характеристик предложения и его членов, но и установление смысловых признаков, функциональной роли в тексте. Обучение на текстовой основе предполагает использование комбинированного вида речевого анализа – синтаксически-стилистического.

Именно такой вид анализа способствует не только усвоению лингвистической теории, но и выработке коммуникативных умений и навыков. Понимание учащимися стилистической роли синтаксических единиц в конкретных текстах способствует точному отбору видов предложений, типов главных и второстепенных членов предложения для выражения собственных мыслей.

При изучении сложного предложения необходимо научить учащихся различать простое и сложное предложение; определять границы простых предложений, входящих в сложное; интонационно правильно воспроизводить сложные предложения; перестраивать простые предложения в сложные; строить разные виды сложных предложений; правильно употреблять в речи сложные предложения, а также сложные и простые для выражения одинакового смысла. Синтаксис сложного предложения изучается параллельно с пунктуацией, поэтому учащиеся усваивают соответствующие пунктограммы, учатся объяснять знаки препинания.

В девятом классе углубляются знания по синтаксису сложного предложения, обращается внимание на различение сложных предложений и простых с однородными и обособленными членами. Учащиеся должны научиться распознавать сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения, сложные предложения с разными видами связи, определять их структуру, смысловые и языковые средства связи; правильно строить сложные предложения, используя синонимические связующие средства; использовать сложные и простые синтаксические конструкции как синонимы; правильно интонировать различные типы сложных предложений и использовать их в речи, обосновывать и правильно ставить знаки препинания; находить и исправлять ошибки по изученным правилам.

Следует отметить, что сложное предложение не только суммарное объединение отдельных простых предложений, оно передает одну сложную фразу, мнение. В определенных условиях общения люди предпочитают либо две простых фразы, либо одну сложную. Простые и сложные предложения наделены определенными стилистическими особенностями, проявляющимися в разных текстах. Наблюдение и анализ текстового дидактического материала должно сводиться к осознанию разницы между простыми и сложными предложениями не только по форме, но и содержанию мысли. Сложное предложение имеет следующие признаки:

1. Состоит из двух или более частей;

2. Каждая часть по своей структуре подобна простому предложению;

3. Все части сложного предложения отражают сложное мнение;

4. Между частями сложного предложения существуют смысловые и грамматические связи;

5. Отдельные части сложного предложения не наделены интонационной завершенностью, каждая часть может иметь свои особенности интонации в зависимости от структуры, но они сливаются в произношении в единое целое.

С целью выявления структурных и семантических особенностей сложных предложений следует предложить учащимся сопоставить тексты с простыми и сложными предложениями, например: 1) Раскинулось широкое поле, шумит трава, гудят пчелы, поет песню жаворонок. 2) Раскинулось широкое поле. Шумит трава. Гудят пчелы. Пел песню жаворонок. Первый пример - сложное предложение части которого равноправны по смыслу, передают происходящее действие одновременно, объединены без союзов, а с помощью перечислительной интонации. Предложение воспроизводит сложное мнение, что в центре информации такой объект, как поле. Трава, пчелы, жаворонок тоже объединены вокруг понятия «поле». Первая часть сложного предложения носит обобщающий характер, а остальные части дополняют ее, расширяют информацию. Если бы в высказывании отмечалось, что первая часть требует более полного раскрытия в следующих трех частях, это было бы передано интонационно, а на письме использовано не кому, а двоеточие (раскинулось широкое поле: шумите трава, гудят пчелы, поет песню жаворонок). Во втором примере приведены простые предложения, изображающие самостоятельные фрагменты изображаемого поля, в центре каждого из которых более отчетливы отдельные объекты (поле, трава, пчелы, жаворонок). Переданы отдельные простые мнения.

Упражнения на смену простых предложений сложными разных видов и напротив обязаны сопровождаться наблюдениями над интонацией, паузами. Необходимы тренировки в отчетливом чтении рассматриваемых предложений.

Разграничение учащимися сложносочиненных и сложноподчиненных предложений основывается на осознании смыслового равноправия или неравноправности частей сложного предложения, на знаниях о связующих средствах (союзы или связующие слова - местоимения и наречия). Предложение, в котором части (простые предложения) могут быть равноправными и соединены союзами сочинения, называется сложносочинительным, предложение, в котором одно из предложений по смыслу подчиняется другому и связано с ним союзом подчинения или связующим словом, называется сложноподчиненным. Да, можно предложить для сопоставления примеры двух предложений, состоящих из одинаковых слов, но совмещенные разными средствами и поэтому передают разные мнения: 1) Наступило утро. Отряд продолжил путешествие. 2) Наступило утро, и отряд продолжил путешествие. 3) Когда наступило утро, отряд продолжил путешествие. 4) Наступило утро, отряд продолжил путешествие. Учащиеся определяют особенности каждого предложения по выражению смысла и способов сочетания.

Усвоение учащимися общего понятия о сложном предложении проверяется умениями определять: 1) количество грамматических основ в структуре сложного предложения (количество простых предложений); 2) средство сочетания (союзы, связующие слова, без союзов); 3) если союзное, то сложносочиненное или сложноподчиненное; 4) если бессоюзное, то объяснять смысловые связи и знаки препинания.

С целью предупреждения ошибок при определении союзов сочинительности следует обратить внимание учащихся на явление синонимии (но-та), омонимии (и – связующий, и – противоположный) союзов, чередование по благозвучию (и-й-та). Помогут в этом упражнения для замены одних союзов другими. Понимание учащимися структурных и смысловых особенностей сложных предложений будет способствовать выработке пунктуационных навыков, прежде всего использования запятые, точки с запятой, двоеточия, тире в сложных предложениях.

Эффективным в процессе обучения синтаксису является блочный метод, способствующий обобщенному усвоению теоретического материала и высвобождающий время для формирования синтаксических и пунктуационных умений и навыков, повторения, закрепления знаний из других разделов. Позволяют систематизировать и обобщить материал опорные схемы, конспекты, таблицы.

Синтаксический разбор сложного предложения заключается в определении в нем частей, равных простым предложениям, и характеристике средств связи и смысловых отношений между частями. Полный синтаксический разбор сложного предложения предполагает разбор каждой части по схеме простого предложения. Важное значение приобретает в процессе синтаксического разбора сложное предложение составления структурных схем, которые могут иметь разный уровень информативности.

Уроки по теме "Синтаксис. Пунктуация" могут осуществляться на основе интеграции гуманитарных дисциплин. Например, уроки языка и литературы проводят как уроки словесности, изучение языка в историческом аспекте пересекаться с историей и народоведением, в эстетическом — с изобразительным искусством, музыкальной культурой. Покажем один вариант работы на уроке изучения однородных членов предложения.

Урок-практикум. Синтаксический анализ простого предложения, осложненного однородными членами (на дидактическом материале из произведений поэтов-земляков). Пример одного текста и задач для анализа.

Скифы

Скифы – древний народ, который жил на территории современной России. Были сильными бойцами – их не удалось покорить ни персам, ни Римской империи. Куда же исчезли скифы и кто теперь является потомками этого знаменитого народа? Давайте разбираться.

Сперва греки так звали только кочевников, но потом название закрепилось. И, к примеру, войско князя Олега, где было много славянских воинов и варягов, греки тоже называли «Великой Скифью». Отсюда и путаница, что много лет скифы считались предками русских. На самом деле, у скифов своя уникальная история.

Скифы жили на территории Украины и России. Это был север Причерноморья (земли, расположенные вокруг Черного моря). Греки описывали земли скифов, как «странные, где всегда снег». Это, конечно, было утрирование, но самим грекам наш климат явно был не по душе.

Семьи у скифов были по принципу коммуны. Жены и дети в племенах были общие, как таковые классические браки были редкостью. К женщинам относились хорошо, уважительно. И очень любили выпить! Скифы не разбавляли алкоголь и пили залпом, чем удивляли греков! В Спарте даже было в ходу выражение «Налить по-скифски». Наивные греки, видели бы они, как люди пьют в наши дни, если их удивляло, что можно пить вино неразбавленным. Скифы и греки недолюбливали друг друга. Греки считали скифов варварами, а скифы греков – избалованными неженками.

У скифов был настоящий культ золота. Вроде бы ничего удивительного, кто ж не любит золото и богатство? Но скифы его прямо боготворили, и найденное золото собирали и копили, вместо того, чтобы тратить на улучшение своего быта или расширения войска.

1. Выразительно прочтите текст, определите тему и главную мысль.

2. Сделайте анализ простых предложений.

3. Выясните смысловую нагрузку однородных членов. Объясните поставленные знаки препинаниямв предложениях.

4. Какие слова характеризуют прошлое, а какие – настоящее?

5. Домашнее задание. Подготовьте рассказ о скифской культуре с использованием однородных членов предложения и слов на краеведческую тему.

Можно провести и "Синтаксическую олимпиаду". Задачи олимпиады предполагают определение главных и второстепенных членов предложения, разграничение полных и неполных, использование в речи однородных членов предложения в зависимости от речевой ситуации.

Часто само содержание уроков по теме синтаксиса подсказывает формы его проведения. Так, для гуманитарного, эстетического, биологического профиля классов могут быть целесообразны уроки по единой теме высказывания (в том числе профессионально ориентированного). До таких уроков подбирается тематически объединенный дидактический материал с определенными особенностями на синтаксическом уровне. Выясняем смысл ключевых слов, главное мнение высказывания (единство языка, природы родного края, язык необходимо хорошо знать, потому что он отражает нашу жизнь, объединяет нас с Родиной). Анализируя предложения, определяем функциональные особенности определительных подчиненных предложений, средства связи главного и подчиненного предложений, интонацию. Замена простых предложений на сложноподчиненное с придаточным определительным, наблюдение над стилистическими свойствами подчеркнутых слов и их соответствий, простых предложений и синонимических сложноподчиненных будут способствовать развитию воображения, речевого чувства учащихся.

Дополняют, конкретизируют знания по теме упражнения на составление схем предложений, выборочный диктант (текст подбирается о растениях).

Используем загадки о одуванчике, Припять (из книги Д. Белоуса «Чудо калиновое»), учащиеся сочиняют произведения-миниатюры в художественном и научном стилях о растениях, изображенных на предложенных открытках.

Домашняя работа носит поисковый характер: найти в художественном тексте (по выбору) сложноподчиненные предложения с подрядными оначальными, проанализировать средства связи между их частями.

Изучение синтаксиса должно осуществляться на семантической основе, с учетом единства значения и формы, функций речевых единиц в предложении, взаимодействия различных средств языка в речевой практике его носителей. Помня об этом, учитель сможет найти пути к преодолению сложных вопросов синтаксиса, возникающих у детей. Необходимо подводить учащихся к прогнозированию возможных ошибок путем наблюдения, сопоставления, анализа, решения проблемных задач:

– В каких случаях и почему при определении конкретного члена предложения была возможна ошибка? Какие приёмы работы помогли избежать ошибки?

- Какое из предложений односложное, а какое двусложное неполное? Почему?

- Найдите ошибки в сочетаемости слов. Чем их можно объяснить?

– Как изменяются смысловые оттенки предложений в зависимости от порядка слов?

Эффективным средством преобразования знаний в убеждение может стать урок-диспут., требующий тщательной подготовки: четкого определения предмета дискуссии, определения вопросов для обсуждения, которые бы подвели учащихся к правильным выводам. Ценность диспутов состоит в том, что главное на них – общение, возможность отстоять свои взгляды, применить приобретенные знания на практике.

Предварительная работа учителя с учениками оставляет определенные вопросы нераскрытыми, учащиеся могут получать задания, интересные по содержанию, которые станут предметом дискуссии. Приведем примеры тем и вопросов для диспутов по теме: "Полные и неполные, распространенные и нераспространенные предложения", "Классификация сложноподчиненных предложений":

- Соотносительны ли понятия «полные и неполные», «распространенные и нераспространенные предложения»?

– Какой из этих вопросов шире?

– Могут ли неполные предложения быть распространенными и наоборот?

- Могут ли в нераспространенном предложении отсутствовать и подлежащее, и сказуемое?

– Какие вы знаете классификации сложноподчиненных предложений? Какая из них самая совершенная?

- Что общего между разными классификациями?

Диспут может принимать форму размышления (разрешаемая проблема позволяет подобрать аргументы, сформулировать выводы), доказательство (когда обосновывается и практически проверяется истина), обобщение (возникает на основе сопоставления различных синтаксических конструкций, формулирование общих выводов), имитации (моделируются условия научных дискуссий, имевших место быть в жизни).

Элементы диспута могут быть использованы на любых уроках, возможна и не запланированная дискуссия, поэтому учитель должен предусматривать такие ситуации и быть готовым к решению противоречивых вопросов.

Следует подчеркнуть и воспитательные возможности уроков-диспутов в плане формирования основ этики общения, культуры поведения в целом. Конечно, тематика диспутов в классах разного профиля должна соответствовать особенностям изучения языка как школьного предмета в конкретном учебном заведении.

Использование на уроках синтаксиса программируемых заданий, тестов позволяет интенсифицировать, дифференцировать изучение и проверку изучаемого материала.

При изучении темы «Прямая и косвенная речь» доминирующим должен стать практический аспект. В классах негуманитарного профиля главное средство усвоения темы – моделирование различных речевых ситуаций, составление диалогов, монологов, цитирование в текстах научного стиля. Учащиеся гуманитарных классов углубляются в стилистические особенности прямой, косвенной, несобственно прямой речи, готовя сообщения, доклады, овладевают разными способами цитирования. В таких классах можно проводить уроки-конференции, семинары, коллоквиумы («Красота и богатство родного языка», «Выдающиеся отечественные языковеды» и др.).

Особенностью изучения синтаксиса является то, что синтаксический материал изучается на основе связи со всеми остальными разделами, уроки синтаксиса раскрывают перед учащимися язык как систему систем. Большинство речевых понятий и явлений можно понять только на синтаксическом уровне. Знание синтаксической теории отражается в качестве коммуникативных умений и навыков учащихся и влияет на формирование языковой личности.

















Список использованной литерагуры

1. Виноградова, Н. И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] : монография / Н. И. Виноградова, А. И. Улзытуева, Н. М. Шибанова. - М.: ФЛИНТА, Наука, 2012. - 256 с..

2. Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Приемы формирования у детей навыков связной речи // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2019. – № 5(95). – С. 12-21.

3. Габдулхаков В.Ф. Об антропологии когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия. // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2020. - № 1 (97). С. 12-24.

4. Габдулхаков В.Ф. Экономико-правовые и содержательные проблемы в работе с одаренными детьми. Журнал «Народное образование». 2018. № 10 . С. 26-31.

5. Габдулхаков В.Ф. Массовые открытые курсы: возможности, реальность, будущее. Журнал «Народное образование». 2017. № 9-10. С. 105-110.

6. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения. // Пражский лингвистический кружок. - М., 1967.

7. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. / М.Т. Баранов, Н.А. Иполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. – М.: Академия, 2001.

8. Мирошниченко Л.В., Макарова Л.А. Руководство по организации самостоятельной

работы студентов: синтаксис современного русского языка. // Учеб. пособие. – Казань: КГПИ, 1988. – 48 с.

9. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. – М., 1984.

10. Новиков В.П., Ратова И.В. Практика и мастерство публичных выступлений сотрудника ОВД: Учебное пособие. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. – 53 с.

11. Развитие лексикона ребенка: Учебное пособие / С.В. Плотникова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 224 с.

12. Семёнова, Н. В. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста [Электронное издание] : монография / Н. В. Семёнова, Л. Г. Шадрина. 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 88 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!