Проверочная работа по теме «Части речи»
Тип урока | Контроль и учет знаний, решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для проверки усвоения знаний по теме «Части речи»; совершенствовать умение определять часть речи по грамматическим признакам; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Научатся применять знания по теме «Части речи»; определять часть речи по грамматическим признакам; сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; употреблять различные части речи в предложениях, текстах; классифицировать слова по частям речи на основе сравнения их грамматических признаков, добывать информацию на основе рисунка-таблицы; выполнять морфологический разбор слова |
Метапредметные УУД | Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное |
Личностные результаты | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять чувства прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса «Русский язык» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 117. Объясните написание орфограмм. – Подчеркните наречия, указывающие на место действия. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают предложения, объясняют правописание слов. Пустыня – это желтое и голубое. Голубое вверху – небо. Желтое внизу: впереди, позади, справа, сле- ва – вокруг. Сколько видит глаз и еще дальше – за горизонтом. (См. РМ, Приложение 2.) | Выделять существенную информацию из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Какие звуки обозначают буквы «р», «м», «к»? – Объясните правописание пропущенных орфограмм. – Запишите предложение по памяти. | Выполняют чистописание. Орла кормят зоркий глаз, крепкий клюв да острые когти. |
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку. | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| Дома стоят, друг на друга глядят. Пешеходы идут, сумки несут. И автомобили куда-то покатили. (Улица.) (См. РМ, Приложение 3.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова к слову «улица» | Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения | |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «существительное». Существительное – часть речи, обозначающая предмет и обычно изменяющаяся по падежам и числам. Называют части речи и приводят примеры. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| – Назовите другие части речи и их признаки. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Сегодня на уроке выполним проверочную работу по теме «Части речи» | Часть речи | Вопросы | Примеры | Имя существительное | Кто? Что? | Мальчик, дядя, стол, стена, окно | Глагол | Что делать? Что сделать? | Пилить, распилить, знать, узнать | Имя прилагательное | Какой? Чей? | Хороший, синий, мамин, дверной | Имя числительное | Сколько? Который? | Пять, пятый, пятеро | Наречие | Как? Когда? Где? | Весело, вчера, близко | Местоимение | Кто? | Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они | | |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Определите части речи. Соедините стрелкой. болтун болтать болтливый болтовня | существительное прилагательное глагол | громкость громкий загреметь гром | | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику, раздел «Проверь себя» | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (одно- | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Отгадывают загадки. Составляют предложения с многозначными словами. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
(упражне- ние 1) | значные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, фразеологизмы). Для наглядности можно использовать словари, рисунки. – Как называется раздел науки о языке, который изучает значение слов, многозначные слова, синонимы, антонимы, устаревшие слова? (Лексика.) – Прочитайте пары словосочетаний. Подчеркните те из них, где слова употреблены в переносном значении. (См. РМ, Приложение 4.) | Подчеркивают слова, которые употреблены в переносном значении. Головка ребенка – головка лука. Спелое яблоко – глазное яблоко. Лисий хвост – хвост самолета. Модная шляпка – шляпка гриба. Золотые руки – золотые серьги | мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре |
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Работа по учебнику (упражне- ние 2). | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Какие части слова отмечены на схеме? (Основа, окончание, корень, суффикс.) – Определите, все ли слова состоят из данных значимых частей. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Записывают слова, которые соответствуют данной схеме. Выделяют части слова. | Понимать на слух ответы учащихся. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию |
Работа по учебнику (упражне- ние 3). | – Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание | Записывают слова. Ключ [кл’уч’], вьюга [в’й’уга], съезд [сй’эст], мяч [м’ач’]. |
Работа по учебнику | – Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. | (См. РМ, Приложение 5.) |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
(упражне- ние 5) | – Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является | | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какие слова называют многозначными? – Как можно уточнить значение слова? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают высказывания: • У меня получилось… • Я научился… • Сегодня на уроке я смог… • Урок дал мне для жизни… • За урок я… | Строить монологические высказывания. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 118 в рабочей тетради, упражнение 4 из раздела «Проверь себя»; составить словарик многозначных слов | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Приложение 1
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
Учите русский годы кряду
С душой, с терпением, с умом.
Вас ждёт великая награда.
И та награда в нём самом!
– Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.
– Пусть девизом нашего урока будет следующее высказывание Спинозы:
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение».
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика
Вытягивают руки вперёд, растопыривают пальцы, напрягают их как можно сильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют четверостишие несколько раз.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
Приложение 3
Работа над словами с непроверяемым написанием
– Разгадайте ребус.
У | |
УЛИЦА – 1. В населённых пунктах два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство. 2. Место вне помещения, под открытым небом. Слово «улица» произошло от древнего слова УЛА, которое сначала обозначало «дыра, отверстие, дупло», затем стало обозначать «вход, ворота», потом – «проход», наконец – «проход между рядами домов». Это слово вышло из употребления, но породило слова УЛИТКА, УЛЕЙ, УЛИЦА, УЛИЦА – УЛА = «проход».
Однокоренные слова: переулок, уличный, улочка, проулок.
Фразеологизмы:
БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК – и для нас наступит радость, торжество.
ЗЕЛЁНАЯ УЛИЦА – открытый, свободный путь для чего-либо.
Пословицы и поговорки:
Будет и на нашей улице праздник.
На своей улице смела и курица.
Не только свету, что в окне: на улицу выйдешь, больше увидишь.
Предложения:
Малыши целый день играют на улице.
Я надел пальто и поспешил на улицу.
Приложение 4
Работа над загадками
– Отгадайте загадки Олеси Емельяновой про многозначные слова.
Не боится бегемота,
Но боится он лису.
На него идёт охота
И в трамвае, и в лесу.
(Заяц.)
У мужчин их нет ни разу,
А у женщин часто две,
Но порой и больше – сразу
На ногах и голове.
(Шпильки.)
Продырявят все листочки,
Все цветочки обгрызут
И по рытвинам да кочкам
Пушку в битву повезут.
(Гусеницы.)
В них духи храниться рады,
И пилюлям место есть,
А в стакане лимонада
Их так много, что не счесть.
(Пузырьки.)
Есть он в двадцати полушках,
Маленьком земли клочке,
Есть на мордочке у хрюшки,
В кассе, в банке, в кошельке.
(Пятачок.)
Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А ещё замок откроет,
Чтоб хозяев в дом впустить.
(Ключ.)
То она поет побудку,
То по ней вода течёт,
Вылететь в нее – не шутка,
А совсем наоборот.
(Труба.)
Съев её, малыш здоровый
Будет дальше здороветь,
А вот бедная корова
Может даже помереть.
(Кашка.)
Называют каждый предмет. Соединяют линиями предметы, которые называют одинаковым словом.
Выписывают в первый столбик многозначные слова, а во второй однозначные.
Многозначные слова | Однозначные слова |
лист мышь ключ | телефон вертолёт кровать |
Приложение 5
Работа по учебнику (упражнение 5)
Ночью (сущ.) пришёл (гл.) первый (прил.) заморозок (сущ.). Он (местоим.) надышал (гл.) холодом (сущ.) на (предлог) стёкла (сущ.) в (предлог) доме (сущ.), и (союз) они (местоим.) запотели (гл.), посыпал (гл.) зернистым (прил.) инеем (сущ.) крыши (сущ.), захрустел (гл.) под (предлог) ногами (сущ.).
Выполняют морфологический разбор слов.
Заморозок – сущ., что?, н. ф. – заморозок, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., ед. ч., И. п., подлежащее.
Надышал – гл., что сделал?, н. ф. – надышать, сов. в., прош. вр., м. р., ед. ч., сказуемое.
Зернистым (инеем) – прил., каким?, н. ф. – зернистый, Т. п., м. р., ед. ч., определение.