Четвёртое апреля. Классная работа
Выполнить задание и найти буквы
слайд 10
Условия для поиска букв:
- первая буква не обозначает звука;
- вторая буква имеется в корне каждого слова, в котором нет приставки;
- третья буква является безударной гласной в корне
печка
объезд
теплица
штопка
Найти закономерность, продолжить ряд:
ъпе пеъ еъп ъпе …
ъпе пеъ еъп ъпе …
Буквы Ъ , П , Е .
1.В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной а ?
а) м…роз, в…сток, ур…жай;
б) в…кзал, г…реть, к…стёр;
в) …втобус, …ллея, б…гаж.
2. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной о ?
а) тр…мвай, к…пуста, м…лина;
б) к…стрюля, р…стение, кв…ртира;
в) п…ртрет, к…рабль, ст…лица.
3. В какой из строчек все слова с непроверяе-мой гласной е ?
а) д…ректор, ул…ца, б…лет;
б) п…нал, сев…р, уч…ник;
в) уж…н, р…сунок, ж…лище.
Проверяем
А втобус, а ллея, б а гаж .
П о ртрет, к о рабль, ст о лица .
П е нал, сев е р, уч е ник .
О какой части речи говорится?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.
(В. Кондрашов)
Речь идет о ГЛАГОЛЕ .
Старый знакомый – Дядюшка Глагол ________ Вспомни, что ты знаешь о глаголе?
Спряжение глаголов
Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам (наст. и буд. вр.)
- В русском языке два спряжения глаголов.
- Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению ,
а другие – по второму спряжению .
Это глагольчики-лилипутики. Однажды в город прилетел огромный дракон и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков. Трусишки вытолкнули близнецов –У и –Ю и сказали: « ЕШЬ !» « ЕШЬ !» «Да я уж ЕМ ! ЕМ !»- улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку.
Но самые смелые глагольчики-лилипутики не испугались дракона, они крикнули: « ИШЬ , какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ , драконам, только позволь! Весь город сожрут! С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе Первоспряженске, а лилипутики-смельчаки в новом городе Второспряженске.
ЛИЛИПУТИКИ – ЭТО ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.
Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением .
Рыцарь Неопределённая форма глагола помогает определить спряжение, если у глагола безударное окончание .
ВТОРОЕ СПРЯЖЕНЬЕ Имеет шпионов. Здесь его инструкции. В них – шпионьи функции. Вот они, спешите ВИДЕТЬ : От связного не ЗАВИСЕТЬ , Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ , Побольнее их ОБИДЕТЬ . Стойко трудности ТЕРПЕТЬ , И уметь лассо ВЕРТЕТЬ , Через щёлочку под дверью За врагом своим СМОТРЕТЬ . По шоссе машину ГНАТЬ И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ , Чтоб за стенкой шёпот СЛЫШАТЬ , Совершенно не ДЫШАТЬ .
ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ I СПРЯЖЕНИЯ
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо ПО БРИТЬ ,
Надо бы на табуретке
Две салфетки ПО СТЕЛИТЬ .
Нужно в первом столбике определить
форму глагола и соединить с глаголом,
стоящим в той же форме, из второго столбика.
встретишь бросает
глядит встречаете
клянчите покупаем
кушаем испугаешь
теряют любят
Определите спряжение у глаголов.
Носит –
Бегаешь –
Возят –
Чертишь –
Схватим -
II
I
II
II
II
Определить спряжение у глаголов.
Блестит - , смеётся - , бранит - , белеет- , мыслит - , разрушается - , кусают- , молчат - .
II
II
I
II
I
I
I
II
Попробуйте сами сформулировать правило,
какие глаголы относятся ко II спряжению,
а какие - к I спряжению?
строить читать
купить жалеть
лепить таять
кормить колоть
На – ить – II спряжение.
Не на – ить – I спряжение.
Вспомним глаголы – исключения.
2 л., ед. ч.
слышишь
Различать, воспринимать звуки.
Причинять огорчение.
Воспринимать окружающее с помощью зрения.
Заставлять двигаться куда-нибудь.
Не давать упасть, вырваться.
Укладывая, раскладывать по поверхности.
Втягивать и выпускать воздух.
Срезать волосы до корня.
Подчиняться другим.
Испытывать неприязнь или отвращение.
Безропотно переносить что-либо неприятное.
Приводить в круговое движение.
обидишь
видишь
гонишь
держишь
стелешь
дышишь
бреешь
зависишь
ненавидишь
терпишь
вертишь
Спишите, решая орфографические задачи.
и
За двумя зайцами погон…шься, ни одного не пойма…шь.
Около чего постара…шься, тому и пораду-…шься.
Чем хвал…шься, на том и провал…шься.
Зазева…шься, так воды нахлеба…шься.
е
е
е
и
и
е
е
Домашнее задание
- в упр.с.125-126 (111-112) прав.*
- в упр. с. 140(124) № 2 ( ? спр.)
- сл. «л» * !