СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Спряжение глаголов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является приложением и наглядным пособием к третьему уроку по теме "Спряжение глаголов"

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Спряжение глаголов.»

Четвёртое апреля.  Классная работа

Четвёртое апреля. Классная работа

Выполнить задание и  найти буквы слайд 10 Условия для поиска букв:  первая буква не обозначает звука;  вторая буква имеется в корне каждого слова, в котором нет приставки;  третья буква является безударной гласной в корне печка объезд теплица штопка Найти закономерность, продолжить ряд: ъпе пеъ еъп ъпе … ъпе пеъ еъп ъпе … Буквы Ъ , П ,  Е .

Выполнить задание и найти буквы

слайд 10

Условия для поиска букв:

  • первая буква не обозначает звука;
  • вторая буква имеется в корне каждого слова, в котором нет приставки;
  • третья буква является безударной гласной в корне

печка

объезд

теплица

штопка

Найти закономерность, продолжить ряд:

ъпе пеъ еъп ъпе …

ъпе пеъ еъп ъпе …

Буквы Ъ , П , Е .

1.В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной а ?  а) м…роз, в…сток, ур…жай;  б) в…кзал, г…реть, к…стёр;  в) …втобус, …ллея, б…гаж. 2. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной о ?  а) тр…мвай, к…пуста, м…лина;  б) к…стрюля, р…стение, кв…ртира;  в) п…ртрет, к…рабль, ст…лица.  3. В какой из строчек все слова с непроверяе-мой гласной е ?  а) д…ректор, ул…ца, б…лет;  б) п…нал, сев…р, уч…ник;  в) уж…н, р…сунок, ж…лище.

1.В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной а ?

а) м…роз, в…сток, ур…жай;

б) в…кзал, г…реть, к…стёр;

в) …втобус, …ллея, б…гаж.

2. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной о ?

а) тр…мвай, к…пуста, м…лина;

б) к…стрюля, р…стение, кв…ртира;

в) п…ртрет, к…рабль, ст…лица.

3. В какой из строчек все слова с непроверяе-мой гласной е ?

а) д…ректор, ул…ца, б…лет;

б) п…нал, сев…р, уч…ник;

в) уж…н, р…сунок, ж…лище.

Проверяем А втобус, а ллея, б а гаж . П о ртрет, к о рабль, ст о лица . П е нал, сев е р, уч е ник .

Проверяем

А втобус, а ллея, б а гаж .

П о ртрет, к о рабль, ст о лица .

П е нал, сев е р, уч е ник .

О какой части речи говорится? Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растёт.  (В. Кондрашов) Речь идет о ГЛАГОЛЕ .

О какой части речи говорится?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.

(В. Кондрашов)

Речь идет о ГЛАГОЛЕ .

Старый знакомый –  Дядюшка Глагол  ________  Вспомни, что ты знаешь о глаголе?

Старый знакомый – Дядюшка Глагол ________ Вспомни, что ты знаешь о глаголе?

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов

Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам (наст. и буд. вр.) В русском языке два  спряжения глаголов. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению ,  а другие – по второму  спряжению .

Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам (наст. и буд. вр.)

  • В русском языке два спряжения глаголов.
  • Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению ,

а другие – по второму спряжению .

Это глагольчики-лилипутики. Однажды в город прилетел огромный дракон и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков. Трусишки вытолкнули близнецов –У и –Ю и сказали: « ЕШЬ !» « ЕШЬ !»  «Да я уж ЕМ ! ЕМ !»- улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку.

Это глагольчики-лилипутики. Однажды в город прилетел огромный дракон и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков. Трусишки вытолкнули близнецов –У и –Ю и сказали: « ЕШЬ !» « ЕШЬ «Да я уж ЕМ ! ЕМ !»- улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку.

Но самые смелые глагольчики-лилипутики не испугались дракона, они крикнули: « ИШЬ , какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ , драконам, только позволь! Весь город сожрут!  С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе Первоспряженске, а лилипутики-смельчаки в новом городе Второспряженске.

Но самые смелые глагольчики-лилипутики не испугались дракона, они крикнули: « ИШЬ , какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ , драконам, только позволь! Весь город сожрут! С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе Первоспряженске, а лилипутики-смельчаки в новом городе Второспряженске.

ЛИЛИПУТИКИ – ЭТО ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.

ЛИЛИПУТИКИ – ЭТО ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.

Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением .

Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением .

Рыцарь Неопределённая форма глагола  помогает определить спряжение, если у глагола безударное окончание .

Рыцарь Неопределённая форма глагола помогает определить спряжение, если у глагола безударное окончание .

ВТОРОЕ СПРЯЖЕНЬЕ  Имеет шпионов.   Здесь его инструкции.  В них – шпионьи функции.  Вот они, спешите ВИДЕТЬ :  От связного не ЗАВИСЕТЬ ,  Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ ,  Побольнее их ОБИДЕТЬ .  Стойко трудности ТЕРПЕТЬ ,  И уметь лассо ВЕРТЕТЬ ,  Через щёлочку под дверью  За врагом своим СМОТРЕТЬ .  По шоссе машину ГНАТЬ  И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ ,  Чтоб за стенкой шёпот СЛЫШАТЬ ,  Совершенно не ДЫШАТЬ .

ВТОРОЕ СПРЯЖЕНЬЕ Имеет шпионов. Здесь его инструкции. В них – шпионьи функции. Вот они, спешите ВИДЕТЬ : От связного не ЗАВИСЕТЬ , Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ , Побольнее их ОБИДЕТЬ . Стойко трудности ТЕРПЕТЬ , И уметь лассо ВЕРТЕТЬ , Через щёлочку под дверью За врагом своим СМОТРЕТЬ . По шоссе машину ГНАТЬ И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ , Чтоб за стенкой шёпот СЛЫШАТЬ , Совершенно не ДЫШАТЬ .

ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ   I СПРЯЖЕНИЯ Чтобы курицу соседки Чисто наголо ПО БРИТЬ , Надо бы на табуретке Две салфетки ПО СТЕЛИТЬ .

ГЛАГОЛЫ ИСКЛЮЧЕНИЯ I СПРЯЖЕНИЯ

Чтобы курицу соседки

Чисто наголо ПО БРИТЬ ,

Надо бы на табуретке

Две салфетки ПО СТЕЛИТЬ .

 Нужно в первом столбике определить форму глагола и соединить с глаголом, стоящим в той же форме, из второго столбика.  встретишь бросает  глядит встречаете  клянчите покупаем  кушаем испугаешь  теряют любят

Нужно в первом столбике определить

форму глагола и соединить с глаголом,

стоящим в той же форме, из второго столбика.

встретишь бросает

глядит встречаете

клянчите покупаем

кушаем испугаешь

теряют любят

Определите спряжение у глаголов. Носит –  Бегаешь –  Возят –  Чертишь –  Схватим - II I II II II

Определите спряжение у глаголов.

Носит –

Бегаешь –

Возят –

Чертишь –

Схватим -

II

I

II

II

II

Определить спряжение у глаголов. Блестит - , смеётся - , бранит - , белеет- , мыслит - , разрушается - , кусают- , молчат - . II II I II I I I II

Определить спряжение у глаголов.

Блестит - , смеётся - , бранит - , белеет- , мыслит - , разрушается - , кусают- , молчат - .

II

II

I

II

I

I

I

II

Попробуйте сами сформулировать правило,  какие глаголы относятся ко II спряжению,  а какие - к I спряжению? строить читать  купить жалеть  лепить таять  кормить колоть На – ить – II  спряжение.  Не  на  –  ить  –  I  спряжение.

Попробуйте сами сформулировать правило,

какие глаголы относятся ко II спряжению,

а какие - к I спряжению?

строить читать

купить жалеть

лепить таять

кормить колоть

На – ить II спряжение.

Не на ить I спряжение.

Вспомним глаголы – исключения. 2 л., ед. ч.  слышишь Различать, воспринимать звуки. Причинять огорчение. Воспринимать окружающее с помощью зрения. Заставлять двигаться куда-нибудь. Не давать упасть, вырваться. Укладывая, раскладывать по поверхности. Втягивать и выпускать воздух. Срезать волосы до корня. Подчиняться другим. Испытывать неприязнь или отвращение. Безропотно переносить что-либо неприятное. Приводить в круговое движение. обидишь видишь гонишь держишь стелешь дышишь бреешь зависишь ненавидишь терпишь вертишь

Вспомним глаголы – исключения.

2 л., ед. ч.

слышишь

Различать, воспринимать звуки.

Причинять огорчение.

Воспринимать окружающее с помощью зрения.

Заставлять двигаться куда-нибудь.

Не давать упасть, вырваться.

Укладывая, раскладывать по поверхности.

Втягивать и выпускать воздух.

Срезать волосы до корня.

Подчиняться другим.

Испытывать неприязнь или отвращение.

Безропотно переносить что-либо неприятное.

Приводить в круговое движение.

обидишь

видишь

гонишь

держишь

стелешь

дышишь

бреешь

зависишь

ненавидишь

терпишь

вертишь

Спишите, решая орфографические задачи. и За двумя зайцами погон…шься, ни одного не пойма…шь. Около чего постара…шься, тому и пораду-…шься. Чем хвал…шься, на том и провал…шься. Зазева…шься, так воды нахлеба…шься. е е е и и е е

Спишите, решая орфографические задачи.

и

За двумя зайцами погон…шься, ни одного не пойма…шь.

Около чего постара…шься, тому и пораду-…шься.

Чем хвал…шься, на том и провал…шься.

Зазева…шься, так воды нахлеба…шься.

е

е

е

и

и

е

е

Домашнее задание  в упр.с.125-126 (111-112) прав.*  в упр. с. 140(124) № 2 ( ? спр.)  сл. «л» * !

Домашнее задание

  • в упр.с.125-126 (111-112) прав.*
  • в упр. с. 140(124) № 2 ( ? спр.)
  • сл. «л» * !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя