Просмотр содержимого документа
«Русский язык в схемах и таблицах»
Лексика
Термин | Значение термина | Пример |
Лексика | Словарный запас языка | |
Лексическое значении слова | То, что означает слово, его смысл | Землекоп – рабочий, который копает землю |
Лексикон | Словарный запас одного человека | |
Однозначные слова | Слова, имеющие одно значение | Лиловый – светло - фиолетовый |
Многозначные слова | Слова, имеющие несколько значений (имеющие сходные признаки по цвету, форме, назначению и т.д.) | Бирюзовый – 1. Сделанный из бирюзы 2. Голубоватый или зеленоватый, цвет бирюзы |
Прямое и переносное значение слов | Прямое значение | Золотое кольцо |
Переносное значение | Золотая пшеница |
Омонимы | Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (сходных признаков нет) | Бор – сосновый лес Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебной практике |
Синонимы | Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи | Метель, пурга, буран Алфавит, азбука |
Антонимы | Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением | Ранний – поздний Мягко – жёстко |
Морфология
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Имя существительное
Имя существительное | самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? |
Имена существительные | бывают собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, мужского, женского или среднего рода, I, II или III склонения. |
Имена существительные | изменяются по падежам и числам. |
Имена существительные | В предложении бывают подлежащими, дополнениями, определениями, обстоятельствами. |
Морфологический разбор
Про доброе дело говори смело.
I. Дело – сущ., обознач. предмет, (что?)
II. Н.ф. – дело.
Пост. призн.: нариц., неодуш., ср. р. II cкл.;
непост.призн.: в винит. пад., в ед. ч.
III. Говори (про что?) про дело.
Три склонения
Падежные окончания
Падежи | I скл. | II скл. | III скл. | на -ия | на -ий -ие |
Род. п. (Кого? Чего?) Дат. п. (Кому? Чему?) Предл. п. (О ком? О чём?) | -и (-ы) -е -е | – – -е | -и -и -и | -и -и -и | – – -и |
Имя прилагательное
Имя прилагательное | самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей? Каков? |
Имя прилагательное | может быть в краткой и полной форме. Согласуется с существительным в роде, числе и падеже, в краткой форме – в роде и числе. |
Имя прилагательное | В предложении чаще всего бывает определением, в краткой форме – сказуемым. |
Морфологический разбор
Русский язык
I . Язык ( какой? ) русский – прилаг., обознач. признак предм.
II . Н.ф. – русский; непост.; в полн.ф., в ед.ч., во м.р., в им.п.
Глагол
Глагол – | часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? |
Глаголы | бывают I и II спряжения, совершенного и несовершенного вида. |
Глаголы | изменяются по временам: бывают в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единств. ч.) и числам. |
Глагол | в предложении обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. |
Глаголы | могут быть неопределённой форме. Отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? В неопределенной форме могут иметь окончания |
Глаголы | бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос Что сделать? Сбегать. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос Что делать? Лежать. |
Глаголы | бывают в прошедшем, настоящем и будущем времени. Глаголы в прошедшем времени (что делали? что сделали?) изменяются по числам, а в ед.ч. – по родам. Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс -л- . Писал. Глаголами в настоящем времени (что делает?) могут быть только глаголы несовершенного вида. Пишет, пишут. Глаголы в будущем времени могут быть в двух формах: простой и сложной. (Что сделает?) убежит (Что будет делать?) будет бежать . |
Глаголы | изменяются, т.е. спрягаются. Спряжение определяем у глаголов с безударным личным окончанием. Ставим глагол в неопределенную форму. |
Глаголы | имеют личные окончания. I спр. | I спр. | -у (-ю) -еть (ёшь) -ет (-ёт) -ем (-ём) -ете (-ёте) -ут (-ют) | -у (-ю) -ишь -ит -им -ите -ат (-ят) | |
З а п о м н и
Морфологический разбор
Цветёт – глагол (что делает?), обозначает действие.
Н.ф. – цвести; пост.: несов.в., I спр.; непост.: в ед.ч., в наст.вр., в 3-м л.
Сирень (что делает?)
Орфография
Правописание ь
ь пишется | ь не пишется |
Правило | Пример | Разделительный ь в корне слова перед гласными е , ё , ю , я , и . | | Смягчающий ь | | После л | | ь после шипящих у существительных женского рода | | ь после шипящих у глаголов | | | Правило | Пример | У существительных мужского рода | | У существительных женского рода во множественном числе в родительном падеже | | В сочетании букв нч , чт , нщ , щн , чк , рщ | | В словах, правописание которых надо запомнить | | |
Орфограммы
Орфограмма | Правило | Пример |
После шипящего на конце глаголов пишется ь | 2-е л. в н.ф. в пов. накл. | |
Не с глаголами | пишется раздельно | |
Если глагол не употребляется без не | пишется слитно | |
Если отвечает на вопрос | Что делает? Что делают? | |
Что делать? Что сделать? | |
| В корнях с чередованием е – и пишем е , если после корня нет | |
Орфография
Орфограмма | Правописание | Примеры |
о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных | После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пиши о , без ударения е . | |
ь после шипящих на конце существительных | Пишем у сущ. ж.р. , III c кл. Не пишем: у сущ. м.р., II скл. у сущ. ж.р., I скл., в род.п., во мн.ч. | |
о – е после шипящих в окончаниях прилагательных | После шипящих в окончаниях прилагательных под ударением пишем о , без ударения пишем е . | |
ь после шипящих на конце кратких прилагательных | На конце кратких прилагательных, стоящих во множественном числе, после шипящих ь не пишется. | |
приставки неизменяемые на –з (-с) | Пишутся всегда одинаково Перед звонк. – з Перед глух. – с | |
Запомните: здесь, здание, здоровье; рассчитать, но расчёт, расчётливый.
Орфограмма | Правописание | Примеры |
корни с чередованием гласных а - о | | |
| Перед г пишем а Перед ж пишем о . | |
| Перед ст и щ пишем а , перед с пишем о . | |
Исключение: полог, росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль. |
корни с чередованием гласных е – и | Если после корня нет суффикса а , то пишем и . Если после корня есть суффикс а , то пишем е . | |
Запомнить: сочетать , сочетание; седок , седло , но: сидеть , сидение , сиделка. |
и – ы после ц | пишем и в корнях на –ция пишем ы в окончаниях в суффиксе ын в словах | |
Предложения
1. Роль в языке | Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль. |
2. Строение и виды предложений по количеству главных членов | Имеет грамматическую основу, состоящую из двух (двусоставные) или из одного (односоставные) главных членов. |
3. Виды предложений по количеству грамматических основ | Простые – одна основа, сложные – две или более грамматических основ. |
4. Виды предложений по цели высказывания | Повествовательное (содержит сообщение); вопросительное (содержит вопрос); побудительное (побуждение к действию). |
5. Виды предложений по интонации | Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное. |
6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов | Распространённые (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы). |
7. Виды предложений по осложненности | Могут быть осложнены обращениями, однородными членами. |
Синтаксический разбор предложения
Пунктуация
Знаки препинания в сложном предложении
Схемы предложений | Примеры |
| |
| |
| |
союзы что, чтобы, потому что, где, когда, если, так как, поэтому. | |
( Повеств., невоскл., сложн., 1 прост. – двусост., распр., не осложн.;
2 прост. – двусост., распр., не осложн. ).
Знаки препинания при однородных членах предложения
Схемы предложений | Примеры |
| |
| |
| |
Тире между подлежащим и сказуемым
Знаки препинания при обращении
Схемы предложений | Примеры |
| |
| |
| |
| |
Знаки препинания при прямой речи
Схемы предложений | Примеры |
| |
| |
| |
Знаки препинания в диалоге
Схемы предложений | Примеры |
| |
| |
| |
| |
Словосочетание
Информация | Примеры |
1. Строение словосочетания Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой | |
2. Средства связи слов в словосочетании: | |
а) по смыслу - задаём вопрос. | |
б) грамматически: | |
с помощью окончания | |
с помощью окончания и предлога | |
3. Виды словосочетаний по строению зависит от главного слова: | |
a) именные | |
б) глагольные | |
4. Разбор словосочетаний | |
| |
Состав слова (морфемика)
Термин | Значение термина |
Окончание – | это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым. |
Основа – | часть слова без окончания. |
Корень – | главная значимая часть слова, в которой отражено общее лексическое значение всех однокоренных слов |
Приставка – | значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. |
Суффикс – | значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. |
Морфемный разбор
Порядок разбора
| 1. Часть речи. 2. Окончание. 3. Основа. 4. Корень. 5. Приставка. 6. Суффикс. | |
Чередование согласных звуков
Чередующиеся звуки | Примеры чередования |
г \\ ж \\ з | подруга – дружный – друзья |
д \\ ж \\ жд | ходоки – хожу – хождение |
х \\ ш | воздух – воздушный, колыхать – колышет |
з \\ ж | сказать – скажу, возразить – возражу |
п \\ пл | насыпь – сыплю |
Беглые гласные
Приставки
1. Неизменяемые | |
2. На –з (–с): перед звонк. –з | |
перед глух. –с | |
|
Корни с чередованием гласных о – а
| |
Исключения: полог , росток , Ростислав , Ростов , ростовщик , отрасль . |
о – ё после шипящих в корне
жёлудь – желудёвый | | крыжовник | – ? |
шёпот – шепчет | | шорох | – ? |
пчёлы – пчела | | шов | – ? |
шёлк – шелка | | шомпол | – ? |
жёны – жена | | капюшон | – ? |
и – ы после ц
и | ы |
1. В корнях | | 1. В окончаниях | |
2. На -ция | | 2. В суффиксе -ын | |
| | 3. В словах: цыган на цыпочках сказал цыплёнку: «Цыц!» |
Фонетика
Алфавит
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К |
а | бэ | вэ | гэ | дэ | е | ё | жэ | зэ | и | и краткое | ка |
Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц |
эль | эм | эн | о | пэ | рэ | эс | тэ | у | эф | ха | цэ |
Ч | Ш | Щ | ъ | Ы | ь | Э | Ю | Я | | | |
че | ша | ща | | ы (еры) | мягкий знак (ерь) | э оборот- ное | ю | я | | | |
В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и две буквы – ъ и ь, – которые не обозначают звуков.
Звуки речи
Гласные буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. |
| звуки: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. |
| |
Согласные шипящие: [ж], [ч'], [ш], [щ']. |
| всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]. |
| всегда мягкие: [ч'], [щ'], [ч'] |
| всегда глухие: [х], [х'], [ц], [ч'], [щ']. |
| всегда звонкие (сонорные): [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р] [р'], [й']. |
Двойная роль букв е, ё, ю, я
е | [й'] | | 1. В начала слова [й'] [а] [м] [а] – яма |
[э] |
ё | [й'] | 2. После гласной [з'] [и] [м] [н'] [а] [й'] [а] – зимняя |
[о] |
ю | [й'] | 3. После ь и ъ [в'] [й'] [у] [г] [а] - вьюга |
[у] |
я | [й'] | |
[а] |
Фонетический разбор
со-юз |
с – [л] – согл. тв., глух. о – [о] – гласн. безуд. ю – [й'] – согл. мягк., сонорн. [у] – гласн. ударн. з – [з] – согл. тв., глух. 4 б. 5 зв. |
Члены предложения
Главные |
Примеры | Информация |
| Подлежащее - главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое – либо состояние, обладает определённым признаком. Отвечает на вопросы: Кто? Что? |
| Сказуемое - главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы: Что делает? Каков? Что такое? Кто такой? |
Подлежащее и сказуемое – основа предложения. |
|
Второстепенные
Примеры | Информация |
| Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей. |
| Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: Какой? Чей? |
| Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия. Отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? |