1. Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Дарья Петровна. - Я рад приветствовать Вас на сегодняшнем уроке, садитесь. - Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце, Что ребята в нашем классе Все, конечно, молодцы! Давайте зарядимся положительной энергией и улыбнёмся друг другу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. - Ребята, проверьте свою готовность к уроку. | Приветствуют и слушают учителя. |
2. Минутка чистописания | -Откройте тетрадки, запишите число и классная работа. (2 строчки от написанного) - Сегодня у нас двадцатое октября. Классная работа. (аккуратно пишем, но быстро) -Не забудьте в конце поставить точку, так как это предложение. -Кто написал, покажите свою готовность. -Каждый урок русского языка с чего мы начинаем? -Все верно. И следующая буква Ю ю. Приведите пример слов с буквой Ю ю. И так приступаем к написанию буквы. Пишем два раза. (Ю заглавную, ю маленькую и т.д.) | Записывают в тетрадях -С каллиграфии. Пишут буквы |
3. Словарная работа | Словарная работа (мебель, рисунок, магазин, метро, работа). -Ребята, давайте проведём словарную работу. -На следующий строчке слева пишем Словарь, ставим двоеточие и один раз записываем слово магазин. Ставим ударение. -Возьмите карандаш, подчеркните ту гласную, которую нужно запомнить. Какая это гласная? -Ставим запятую и записываем слово метро. Ставим ударение. Какие гласные надо подчеркнуть? -Ставим запятую и записываем слово работа. -Возьмите карандаш, подчеркните ту гласную, которую нужно запомнить. Какая это гласная? -Ставим запятую и записываем слово мебель. Ставим ударение. Какие гласные надо подчеркнуть? -Ставим запятую и записываем слово рисунок. Ставим ударение. Какую гласную надо подчеркнуть? -Кто написал и готов дальше работать, ручки положите. - Составьте устно предложение с любым из словарных слов из нашей работы. | |
4. Актуализация знаний | - Чем отличаются звуки от букв? - На какие группы делятся все звуки? - Чем отличаются гласные от согласных? - Какими могут быть согласные звуки? - Какие всегда твердые звуки вы знаете? - Какими буквами они обозначаются? - Какие всегда мягкие согласные звуки вы знаете? - Какими буквами они обозначаются? | - Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем. - Гласные и согласные. -Ответы детей - Звонкими и глухими, твердыми и мягкими, парными и непарными. - [ж], [ш], [ц]. -Ж,Ш,Ц. -- [щ'], [ч'], [й']. -Щ,Ч,Й. |
5. Самоопределение к деятельности | Слово МЕЛ и слово МЕЛЬ имеют разное значение или нет? -Какими буквами различаются эти слова? -Дайте характеристику этих звуков -Как обозначаются твердые и мягкие согласные звуки, в звуковых моделях слов [твердые согласные ; мягкий ] - А при записи буквой - Определите тему урока. -Какую цель, мы поставим перед собой? | -да -в слове мель есть мягкий знак. [л]согл., зв.,тв. ,[л‘] согл.,зв., мяг. -мягким знаком -Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме. -Научиться различать твердые и мягкие согласные на письме. |
7. Работа по теме урока | - Выполним упражнение 74 на странице 57. - Прочитайте задание. Рассмотрите модели слов. Сравните произношение последних звуков в каждой паре слов. - Прочитаем первую пару слов. Пес, лось. - Сколько звуков в слове пес? Букв? - Сколько звуков в слове лось? А букв? - Сравните. - Аналогично разберем вторую пару слов. Портфель, пенал - Сделаем вывод. - Чем различаются звуки в каждой паре слов? - Прочитаем сообщение профессора Самоварова на странице 57. На что обращает внимание профессор? - Сделайте вывод. - Назовите всегда твердые звуки. - Назовите всегда мягкие звуки. - Выполним упражнение 75. Распределите слова на две группы. В первую группу отнесите слова с мягким согласным звуком на конце, во второй – с твердым согласным звуком на конце. - Какие слова отнесем в первую группу? - Какие слова отнесем во вторую группу? -А теперь посмотрите на упражнение 76. -Прочитайте, что нужно сделать. -Сейчас, я даю Вам время, на то, чтобы Вы просто списали эти слова, а задание мы выполним вместе. -Какое у нас первое слово? -У нас есть тут буквы, обозначающие твердые согласные звуки? -Какие? Давайте их подчеркнем И т.д. с каждым словом. Сейчас я буду произносить слова, есть в нем первый звук твердый Вы хлопаете, если мягкий, то топаете Бабушка (тв), вьюга (мяг), бусы (тв), поле (тв), Тимка (мяг), солнце (тв) У вас на столах лежат карточки: 1. Подберите слова, которые начинаются с парного согласного звука по твердости-мягкости. Барабан – Кость – Метель – Ветер – 2. Подчеркните одной чертой непарные твердые согласные, двумя – непарные мягкие согласные. Щи, цапля, стрижи, свеча, май, шалаш. Проверка по эталону | - пес-лось -3 зв., 3б. - 3зв., 4 б. - Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Многие из них образуют пары, но есть и непарные по твердости-мягкости согласные звуки: всегда твердые и всегда мягкие - [ж] [ш] [ц] - [ч] [щ] [й] - сирень, дверь, ель, тетрадь, окунь, рысь, брать, май, герой, мебель - клен, двор, ел, слон, рис, мальчик, брат, отец, марш, перец. -Мама. -Да |