Русский родной язык
Методические рекомендации для учителей -словесников
Введение русского родного языка в школьную практику, на наш взгляд, значимое событие.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский родной язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества, он неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Следовательно, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Реализация данного предмета может осуществляться на основе нового учебно-методического комплекса:
1. «Русский родной язык» для 5-9 классов; под ред. Вербицкой Л.А. Авторский коллектив: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Загоровская О.В., Казакова Е.И., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г.
К сожалению, реалии свидетельствуют о том,что учителя-словесники испытывают ряд затруднений в преподавании нового предмета. Дидактические материалы моделируются на основе учебных пособий, жизненного опыта, литературного наследия и пр.
Дидактические материалы
к уроку по русскому родному языку
по теме «Ключевые слова русской культуры»
9 класс
Ключевые слова – этим терминологическим словосочетанием называют слова, выражающие главную идею целого текста (микротекста, макротекста)
Культура- совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (История культуры. Культура древних греков);
Культурный - находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему (Культурный человек. Культурное общество. Культурно (нареч.) себя вести).
Бескультурие /бескультурье, -я, ср. Разг. Отсутствие культуры, культурности; культурная отсталость. Борьба с бескультурьем.
Ментальная карта. Ваши ассоциации, связанные со словосочетанием «Русская культура»?
Таблица 1.Черты русской культуры
№ | Характерные черты русской культуры |
1 | Стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании |
2 | Народность, цельность, простота в искусстве |
3 | Глубокое гуманистическое начало |
1.Русская культура — это деятельность, поведение и мышление русского человека или русского общества, которая осуществляется на основе русских ценностей, норм, мировоззрения и менталитета (Режим доступа.Что такое русская культура | Я русский
iamruss.ru›what-is-russian-culture)
2.«Русская культура» — книга о России, культуре, ценностных характеристиках россиян. «Русская культура» - это последняя книга выдающегося ученого современности, академика Д.С.Лихачева, является итогом всестороннего изучения тысячелетней русской культуры и ее историософского осмысления. Академик Д.С.Лихачев отстаивает гуманистическую концепцию единого культурного пространства, обосновывает европейскую ориентацию русской культуры, вобравшей в себя христианские ценности, и в то же время раскрывает природу национальной самобытности России, проявляющейся в канонах исконно русской эстетики, в православной религиозной практике. Книга эта, проблемная и глубоко личная, подарит каждому россиянину сознание причастности к великой культуре и ответственности за судьбу России.
«...У нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития. Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу, — иногда даже не включая в понятие культуры науку, технику, образование.. Вот и получается зачастую так, что явления, которые мы относим к «культуре», рассматриваются в изоляции друг от друга; сбои проблемы у театра, свои у писательских организаций, свои у филармоний и музеев и тд....»(Д.С.Лихачев)
Д Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что является определяющим культуры человека?
Какое место занимает языковое развитие в общей культуре личности?
«...Между тем культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства...» (Д.С.Лихачев)
Д Как вы думаете, какие составляющие культуры вполне могут обойтись без языкового аспекта?
Данный метод активно применяется в медиапространстве (Культура РФ) и может использоваться в контексте уроков русского родного языка.
Каждый желающий может задать вопрос. Ответ строится на основе личного опыта, лексикографических источников.
Например. «Как появилось выражение «приказала долго жить»?
Вариант ответа.
В современном русском языке «приказал долго жить» чаще говорят не о людях, а вещах и явлениях.
Выражение «приказал долго жить» появилось еще в библейские времена. Тогда люди, которые чувствовали приближение смерти, собирали своих родных и напутствовали им жить долго и счастливо после их кончины. Таким образом они благословляли близких на земной путь, в конце которого ждало царствие небесное.
И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в гробе отца своего.
(Ветхий Завет, Вторая Книга Царств, гл. 17)
На протяжении истории и русский язык вобрал в себя несколько пластов «смертельной» лексики. Высокопарной, как «приказал долго жить»: это «замолкнуть навеки», «пропеть лебединую песню», «воспарить в горния». Нейтральной: «уйти к праотцам», «отдать богу душу», «уйти в мир иной». И сниженной: «отбросить копыта», «сыграть в ящик», «загнуться».
“— Умерла Клавдия Ивановна! — сообщил заказчик.
— Ну, царствие небесное, — согласился Безенчук, — преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или богу душу отдают — это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле — значит, «преставилась»... А, например, которая покрупнее да похудее — та, считается, «богу душу отдает»...
— То есть как это считается? У кого это считается?
— У нас и считается. У мастеров... Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели не дай бог помрете, что «в ящик сыграли». А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, «приказал долго жить». А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят — «перекинулся» или «ноги протянул». Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что «дуба дают». Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал»...
Потрясенный этой, несколько странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
— Ну а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?
— Я человек маленький. Скажут «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут».
(Илья Ильф и Евгений Петров, «Двенадцать стульев»)
Со временем фраза «приказать долго жить» перешла из разряда торжественных в обиходные и даже приобрела ироничный оттенок. Так стали говорить о тех, кто при жизни доставлял много хлопот и чья смерть была скорее даже долгожданной.
Царь велел себя раздеть,
Два раза перекрестился, —
Бух в котел — и там сварился!
Царь-девица тут встает,
Знак к молчанью подает,
Покрывало поднимает
И к прислужникам вещает:
«Царь велел вам долго жить!
Я хочу царицей быть.
(Павел Ершов, «Конек-горбунок»)
В современном русском языке «приказал долго жить» чаще говорят не о людях, а вещах и явлениях.
Работа с материалами таблицы, выделение ключевых слов и понятий, отражающих особенности культуры. Постарайтесь привести примеры-иллюстрации для каждого положения.
Таблица 2. Особенности русской культуры
1 | Взаимопроникновение достижений русской культуры 15-17в. и новых культурных достижений |
2 | Проникновение культуры в широкие слои населения (дворянство, купечество, мещане, казачество, крестьяне ) |
3 | Российская культура 18 в. развивалась на основе острых противоречий между старым и новым и миром |
4 | Культура становилась более светской |
5 | Российская культура -это некая интеграция достижений европейской культуры с национальным русским колоритом |
Работа с учебником. Изучение материала «Разряды ключевых слов» (стр.13, схема 1,2).
Выделение ключевых слов на основе текстовых материалов
1. Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».
Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
2. ...«Два русла русской культуры». Русской культуре более тысячи лет. Ее зарождение обычно для многих культур: она создалась на основе соединения двух предшествующих. Новые культуры не самозарождаются в каком-то изолированном пространстве. Если такое и бывает, то такое одинокое саморазвитие не дает оригинальных и длительных результатов. В целом любая культура рождается «между» и не на пустой поверхности.
Отметим следующие особенности зарождения русской культуры. Прежде всего русская культура родилась на огромном пространстве Восточно-Европейской равнины, и самосознание своей огромной протяженности постоянно сопровождало ее политические концепции, политические притязания, историософские теории и даже эстетические представления.
Далее. Русская культура родилась на многонациональной почве. От Балтийского моря на Севере до Черного моря на Юге жили многочисленные этнические образования — племена и народности восточнославянские, финно-угорские, тюркские, иранские, монгольские. Древнейшие русские летописцы постоянно подчеркивают многоплеменной характер Руси и гордятся им.
Россия всегда и в дальнейшем имела многонациональный характер. Так было от образования Русского государства и до самого последнего времени. Многонациональный характер был типичен для русской истории, русской аристократии, русской армии, науки. Татары, грузины, калмыки составляли отдельные подразделения в русской армии. Грузинские и татарские княжеские фамилии составляли более половины русского дворянства в XVIII—XX вв … (Д.С.Лихачев)
3. Рыболовство является одним из древнейших способов промысла Руси, наряду с охотой и собирательством. Население страны было издревле знакомо с разнообразными рыболовными орудиями и различными приемами ловли, и она была повсеместно распространена. Первоначально этим делом занимались преимущественно крестьяне, позднее места промысла переходят в руки феодалов. Вообще, на протяжении многих столетий рыболовство служило важным источником питания всех без исключения социальных слоев средневекового общества, а во время многочисленных православных постов рыба становилась основой рациона значительной части населения. Археологи находят большое количество различных снастей, предметов ловли, а также останков самой «добычи».
Задание: на основе фотоматериалов, личного опыта сформируйте маршрут путешествия. Напишите отзыв о путешествии, используя ключевые слова.
Фотоматериалы для моделирования маршрута:
Материалы для самостоятельной работы Порталы по русской и российской культуре
Портал "Культура России" - www.russianculture.ru
Просто и интересно о эпохах, великих людях и гениальных произведениях.
РСКН - Российская сеть культурного наследия - www.rchn.org.ru
Древняя Русь - Россия. Русская история, искусство, культура
- обширный каталог текстов электронной библиотеки bibliotekar.ru
Портал "Музеи России" - www.museum.ru
Телеканал "Россия-Культура" (tvkultura.ru)
Русский язык и русская культура (author-edu.ru)
О книге Д.С.Лихачева "Русская культура" (orthedu.ru)
Домашнее задание. Домашний музей // Из архивов
Задание:на основе личного опыта, источников образовательной сети Интернет представьте (письменно, устно) экспонат русской культуры. Охарактеризуйте его особенности, опишите внешние черты.
Литература
1.Гузева Н.Ю. Современные педагогические технологии в лингвистическом образовании [Текст]: учебное пособие / Гузева Наталья Юрьевна. - Чехов : Центр образовательного и научного консалтинга, 2016. - 83 с.
2.Русский родной язык. 9 класс: сборник методических рекомендаций.-Биробиджан:ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2019.- 39с.
3.Русский родной язык: сборник методических рекомендаций.-Биробиджан:ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2019.- 47с.