СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские художники-передвижники. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Русские художники-передвижники" предназначена для учителей и учащихся 11класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Русские художники-передвижники. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень»

МХК, 11 класс Урок № 19-20 Русские художники-передвижники Д.З.: Глава 18, ?? (с.206), тв. задания (с.206-209) © ред. А.И. Колмаков

МХК, 11 класс

Урок № 19-20

Русские художники-передвижники

Д.З.: Глава 18, ?? (с.206), тв. задания (с.206-209)

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Содействовать осознанию учащихся роли русской школы художников-передвижников в изобразительном искусстве; Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи; Воспитывать культуру восприятия шедевров русской школы художников-передвижников.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли русской школы художников-передвижников в изобразительном искусстве;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров русской школы художников-передвижников.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ Урок № 19 общество передвижных выставок; передвижники; «Бунт 14-ти»; В. Г. Перов; реалистический пейзаж; И. И. Шишкин; И. И. Левитан; Н. Н. Ге; В. В. Верещагин; В. М. Васнецов; реалистическая живопись; И. Е. Репин; «Бурлаки на Волге»; «Крестный ход в Курской губернии»; «Иван Грозный и сын его Иван»; «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

Урок № 19

  • общество передвижных выставок;
  • передвижники;
  • «Бунт 14-ти»;
  • В. Г. Перов;
  • реалистический пейзаж;
  • И. И. Шишкин;
  • И. И. Левитан;
  • Н. Н. Ге;
  • В. В. Верещагин;
  • В. М. Васнецов;
  • реалистическая живопись;
  • И. Е. Репин;
  • «Бурлаки на Волге»;
  • «Крестный ход в Курской губернии»;
  • «Иван Грозный и сын его Иван»;
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Универсальные учебные действия

Урок № 19

  • выявлять своеобразие творческой манеры русских художников-передвижников по сравнению с современниками и деятелями предшествующих эпох; находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о русской живописи передвижников; соотносить произведения художников-передвижников с определенной эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором; классифицировать, систематизировать и характеризовать специфические особенности творчества передвижников в рамках свободной дискуссии; выявлять авторскую позицию , особенности мировоззрения и отношения к актуальным проблемам действительности; сравнивать, сопоставлять произведения И. Е. Репина, посвященные определенной тематике, но созданные в разные периоды творчества; исследовать причины и характерные особенности эволюции творческого метода художника; разрабатывать заочную экскурсию в музей И. Е. Репина в Пенатах
  • выявлять своеобразие творческой манеры русских художников-передвижников по сравнению с современниками и деятелями предшествующих эпох;
  • находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о русской живописи передвижников;
  • соотносить произведения художников-передвижников с определенной эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
  • классифицировать, систематизировать и характеризовать специфические особенности творчества передвижников в рамках свободной дискуссии;
  • выявлять авторскую позицию , особенности мировоззрения и отношения к актуальным проблемам действительности;
  • сравнивать, сопоставлять произведения И. Е. Репина, посвященные определенной тематике, но созданные в разные периоды творчества;
  • исследовать причины и характерные особенности эволюции творческого метода художника;
  • разрабатывать заочную экскурсию в музей И. Е. Репина в Пенатах
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Урок № 19  Общество передвижных выставок. Реалистическая живопись И. Е. Репина. В. Г. Перов И. И. Шишкин И. И. Левитан И. Е. Репин И. Н. Крамской Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество русских художников-передвижников?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Урок № 19

  • Общество передвижных выставок.
  • Реалистическая живопись И. Е. Репина.

В. Г. Перов

И. И. Шишкин

И. И. Левитан

И. Е. Репин

И. Н. Крамской

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество русских художников-передвижников?

подвопросы Урок № 19 Общество передвижных выставок. «Бунт 14-ти» (организация, цели, программы и форма деятельности). Обращение к социальной тематике. Крестьянские и народные типы в произведениях И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко. Бытовой жанр в творчестве В. Г. Перова. Развитие жанра реалистического пейзажа (на примере творчества И. И. Шишкина и И. И. Левитана). Мастера исторической живописи: Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов. Реалистическая живопись И. Е. Репина. Многогранность творческого дарования художника. Жанровое и тематическое разнообразие произведений. Галерея народных типов и особенности их изображения (на примере известных картин художника). Достоверность изображения исторических событий и глубина психологических характеристик в исторических полотнах. И. Е. Репин — скульптор и иллюстратор.

подвопросы

Урок № 19

  • Общество передвижных выставок. «Бунт 14-ти» (организация, цели, программы и форма деятельности). Обращение к социальной тематике. Крестьянские и народные типы в произведениях И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко. Бытовой жанр в творчестве В. Г. Перова. Развитие жанра реалистического пейзажа (на примере творчества И. И. Шишкина и И. И. Левитана). Мастера исторической живописи: Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов.
  • Реалистическая живопись И. Е. Репина. Многогранность творческого дарования художника. Жанровое и тематическое разнообразие произведений. Галерея народных типов и особенности их изображения (на примере известных картин художника). Достоверность изображения исторических событий и глубина психологических характеристик в исторических полотнах. И. Е. Репин — скульптор и иллюстратор.
В. И. Суриков Н.Ярошенко Ф. А. Васильев И. И. Шишкин И. Н. Крамской П. А. Федотов А. Г. Венецианов Н. Н. Ге В. Г. Перов И. И. Левитан И. Е. Репин А.К. Саврасов 9 ноября 1863 г. в российской Академии художеств произошло неординарное событие: 14  самых лучших студентов (претендентов на золотые медали и поездку в Италию) отказались писать выпускную картину на заданную тему. Они подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем» для своих произведений, но Совет Академии им отказал. Не желая подчиняться они покидают стены Академии. « Бунт 14-ти» под таким названием он вошёл в историю. Именно эти бунтари организовали  «Артель художников», которая впоследствииполучила название «Товарищество передвижных выставок» (1870 г.).  «Бунт 14-ти»

В. И. Суриков

Н.Ярошенко

Ф. А. Васильев

И. И. Шишкин

И. Н. Крамской

П. А. Федотов

А. Г. Венецианов

Н. Н. Ге

В. Г. Перов

И. И. Левитан

И. Е. Репин

А.К. Саврасов

9 ноября 1863 г. в российской Академии художеств произошло неординарное событие:

14 самых лучших студентов (претендентов на золотые медали и поездку в Италию) отказались писать выпускную картину на заданную тему.

Они подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем» для своих произведений, но Совет Академии им отказал. Не желая подчиняться они покидают стены Академии.

« Бунт 14-ти» под таким названием он вошёл в историю. Именно эти бунтари организовали

«Артель художников», которая впоследствииполучила название

«Товарищество передвижных выставок» (1870 г.).

«Бунт 14-ти»

Общество передвижных выставок В 1870 г. молодые художники создали «Товарищество передвижных художественных выставок», во главе которого встал художник-портретист Иван Николаевич Крамской . Члены этой организации ежегодно устраивали выставки в разных городах России. Первая выставка открылась 29 ноября 1871г. В Петербурге, а затем 18 апреля 1872 г. в Москве. «Звёздами первой величины» на них стали картины «Петр I » допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе Н.Н.Ге, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Охотники на привале» В.Г.Перова.

Общество передвижных выставок

В 1870 г. молодые художники создали «Товарищество передвижных художественных выставок», во главе которого встал художник-портретист Иван Николаевич Крамской . Члены этой организации ежегодно устраивали выставки в разных городах России. Первая выставка открылась 29 ноября 1871г. В Петербурге, а затем 18 апреля 1872 г. в Москве. «Звёздами первой величины» на них стали картины «Петр I » допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе Н.Н.Ге, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Охотники на привале» В.Г.Перова.

участники Архипов А.Е. , Бялыницкий В., Васильев Ф.А., Васнецов В.М., Васнецов А.М., Ге Николай Н., Дубовской Н., Иванов С.В., Жуковский С., Каменев Л.Л., Касаткин Н.А., Киселев А.А., Корзухин А.И., Крамской И.Н., Куинджи А.И., Левитан И.И., Маковский В.Е., Маковский К.Е., Максимов В.М., Малютин С.В.,  Мясоедов Г.Г., Неврев Н.В.  Нестеров М.В., Остроухов И., Перов В.Г., Петровичев П., Поленов В.Д., Похитонов И.П., Прянишников И., Репин И.Е., Рябушкин А., Савицкий К.А., Саврасов А.К., Серов В.А., Степанов А.С., Суриков В.И., Туржанский Л., Шишкин И.И., Якоби В.И., Ярошенко Н.

участники

Архипов А.Е. , Бялыницкий В., Васильев Ф.А., Васнецов В.М., Васнецов А.М., Ге Николай Н., Дубовской Н., Иванов С.В., Жуковский С., Каменев Л.Л., Касаткин Н.А., Киселев А.А., Корзухин А.И., Крамской И.Н., Куинджи А.И., Левитан И.И., Маковский В.Е., Маковский К.Е., Максимов В.М., Малютин С.В., Мясоедов Г.Г., Неврев Н.В. Нестеров М.В., Остроухов И., Перов В.Г., Петровичев П., Поленов В.Д., Похитонов И.П., Прянишников И., Репин И.Е., Рябушкин А., Савицкий К.А., Саврасов А.К., Серов В.А., Степанов А.С., Суриков В.И., Туржанский Л., Шишкин И.И., Якоби В.И., Ярошенко Н.

Иван  Николаевич  Крамской  (1837-1887) Портрет был написан с натуры. Под Петербургом, на станции Сиверской, где художник жил на даче, ему позировал один из местных жителей. Облик этого пожилого, многое видевшего в жизни человека конкретен и сугубо индивидуален. Взгляд его глаз ясен, выражающий острый и сметливый ум. Загорелое, морщинистое лицо светится и добротой и лукавством. Светлый колорит портрета, не типичный для Крамского. Особенно красива серо-голубая рубаха крестьянина и его волосы, подобные старому серебру. Портрет Мины Моисеева вообще одно из самых выдающихся живописных произведений Ивана Николаевича Крамского. автопортрет И. Н. Крамской. Мина Моисеев.

Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

Портрет был

написан с натуры.

Под Петербургом, на

станции Сиверской,

где художник жил на даче, ему

позировал один из местных

жителей.

Облик этого пожилого, многое

видевшего в жизни человека

конкретен и сугубо индивидуален.

Взгляд его глаз ясен, выражающий

острый и сметливый ум. Загорелое,

морщинистое лицо светится и

добротой и лукавством.

Светлый колорит портрета,

не типичный для Крамского.

Особенно красива серо-голубая

рубаха крестьянина и его волосы,

подобные старому серебру.

Портрет Мины Моисеева вообще

одно из самых выдающихся

живописных произведений Ивана

Николаевича Крамского.

автопортрет

И. Н. Крамской. Мина Моисеев.

И. Н. Крамской. Неизвестная.

И. Н. Крамской. Неизвестная.

Николай  Александрович Ярошенко  (1846-1898) Это первое изображен ие рабочего человека в русском искусстве. Под низкими, закопчённы ми с водами котельной, освещённый ярким пламенем топки, стоит кочегар. Он лишь на минуту прервал свой тяжёлый труд и теперь устало смотрит на зрителя. Натруженные жилистые руки. Цветовая гамма картины (темно-коричневый колорит с багровыми отсветами огня на руках и лице кочегара) усиливает драматизм образа. Перед зрителем предстаёт не придавленный судьбой рабочий, а человек, в котором начинают пробуждаться недовольство и протест. После смерти И. Н. Крамского (1887) Н.А. Ярошенко суждено было стать идейным руководителем «товарищества» передвижников. Н. А. Ярошенко. Кочегар.

Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)

Это первое изображен ие

рабочего человека в

русском искусстве.

Под низкими, закопчённы ми

с водами котельной, освещённый

ярким пламенем топки, стоит

кочегар. Он лишь на минуту

прервал свой тяжёлый труд и

теперь устало смотрит на зрителя. Натруженные жилистые руки.

Цветовая гамма картины

(темно-коричневый колорит с

багровыми отсветами огня

на руках и лице кочегара)

усиливает драматизм образа. Перед зрителем предстаёт не

придавленный судьбой рабочий,

а человек, в котором начинают

пробуждаться недовольство и

протест.

После смерти И. Н. Крамского (1887)

Н.А. Ярошенко суждено было стать

идейным руководителем

«товарищества» передвижников.

Н. А. Ярошенко. Кочегар.

Значительный вклад в развитие бытовой живописи внесли художники В. Г. Перов (1834-1882), И. Е. Репин (1844-1930), В. Е. Маковский (1846-1920), Г. Г. Мясоедов (1834-1911), И. М. Прянишников (1840-1894), К. А. Савицкий (1844-1905), В. М. Максимов (1844-1911). Василий Григорьевич Перов (1834-1882). Проводы покойника. Никого нет рядом, никто вместе с ними не провожает в последний путь единственного кормильца крестьянской семьи. И оттого, что у них нет сочувствующих, ещё в большей степени ощутим трагизм происходящего. Кругом холодное безмолвие и бесконечная, мучительная тишина...

Значительный вклад в развитие бытовой живописи внесли художники В. Г. Перов (1834-1882), И. Е. Репин (1844-1930), В. Е. Маковский (1846-1920), Г. Г. Мясоедов (1834-1911), И. М. Прянишников (1840-1894), К. А. Савицкий (1844-1905), В. М. Максимов (1844-1911).

Василий

Григорьевич

Перов (1834-1882).

Проводы

покойника.

Никого нет рядом,

никто вместе с

ними не провожает

в последний путь

единственного

кормильца

крестьянской

семьи. И оттого,

что у них нет

сочувствующих,

ещё в большей

степени ощутим

трагизм

происходящего.

Кругом холодное

безмолвие и

бесконечная,

мучительная

тишина...

Перов В.Г.Спящие дети. Перов В.Г. «Тройка», Перов В.Г. Охотники на привале. Перов В.Г. Рыбная ловля.

Перов В.Г.Спящие дети.

Перов В.Г. «Тройка»,

Перов В.Г. Охотники на привале.

Перов В.Г. Рыбная ловля.

Существенный вклад в развитие жанр а реалистического  пейзажа внесли русские художники: А. К. Саврасов (1830-1897), И. И. Шишкин (1832-1898), А. И. Куинджи (1841-1910), В. Д. Поленов (1844-1927) и И. И. Левитан (1860-1900) . Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1898) А.К. Саврасов. Распутица А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

Существенный вклад в развитие жанр а реалистического пейзажа внесли русские художники: А. К. Саврасов (1830-1897), И. И. Шишкин (1832-1898), А. И. Куинджи (1841-1910), В. Д. Поленов (1844-1927) и И. И. Левитан (1860-1900) .

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1898)

А.К. Саврасов. Распутица

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

Величественная панорама лесных массивов показана как бы с высоты птичьего полёта. Справа, слегка наклонясь, стоит одинокая сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри дремучего бора. Где-то вдалеке, среди тёмной зелени, голубеет лесное озеро или излучина реки . В высоком небе плывут и тают лёгкие облака, отражаясь в зеркальной и сверкающей глади воды. В палитре красок вся любовь к Отчизне. Шишкин И.И. Лесные дали

Величественная панорама лесных массивов показана как бы с высоты

птичьего полёта. Справа, слегка наклонясь, стоит одинокая

сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую

солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри дремучего бора. Где-то вдалеке, среди тёмной зелени, голубеет лесное озеро или излучина реки . В высоком небе плывут и тают лёгкие облака, отражаясь в зеркальной и сверкающей глади воды. В палитре красок вся любовь к Отчизне.

Шишкин И.И. Лесные дали

Шишкин Иван Иванович (1832-1898), пейзажизст Утро в сосновом лесу (Медведи) Сосновый лес Рожь

Шишкин Иван Иванович (1832-1898), пейзажизст

Утро в сосновом лесу (Медведи)

Сосновый лес

Рожь

Исаак Ильич Левитан. Владимирка. 1898 год Скорбная тема народного страдания. Холодный и серый день. Безлюдно. Только одинокая фигура странницы затерялась в этом безбрежном просторе, над которым нависло мрачное небо с наползающими друг на друга тучами. Главный художественный образ картины - это разбитая просёлочная дорога, уходящая вдаль. Где-то у самого горизонта она теряется. По обе стороны от неё тянутся поля, а в глубине темнеет лес. Когда-то по этой дороге, звеня кандалами, шли в Сибирь люди, приговорённые к каторжным работам.

Исаак Ильич Левитан. Владимирка. 1898 год

Скорбная тема народного страдания. Холодный и серый день. Безлюдно. Только одинокая фигура странницы затерялась в этом безбрежном просторе, над которым нависло мрачное небо с наползающими друг на друга тучами. Главный художественный образ картины - это разбитая просёлочная дорога, уходящая вдаль. Где-то у самого горизонта она теряется. По обе стороны от неё тянутся поля, а в глубине темнеет лес. Когда-то по этой дороге, звеня кандалами, шли в Сибирь люди, приговорённые к каторжным работам.

Золотая осень Родился в г. Кибарты (Литва), ученик А.К. Саврасова, В.Д. Поленова. В юности остался сиротой. У омута. И. И. Левитан Март

Золотая осень

Родился в г. Кибарты (Литва), ученик А.К. Саврасова, В.Д. Поленова. В юности остался сиротой.

У омута.

И. И. Левитан

Март

Крамской И.Н. Портрет А.И.Куинджи. 1872 Грек турецкого происхождения, из семьи сапожника, рано осиротел. Вид на Кремль и Храм Василия Блаженного. 1882г. Куинджи А.И. Радуга Куинджи Архип Иванович. Радуга

Крамской И.Н.

Портрет А.И.Куинджи. 1872

Грек турецкого происхождения, из семьи сапожника, рано осиротел.

Вид на Кремль и Храм Василия Блаженного. 1882г.

Куинджи А.И. Радуга

Куинджи Архип Иванович. Радуга

«Московский дворик» Василий Дмитриевич Поленов  (1844-1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926). Основой этой художественной разносторонности был редкостный талант Поленова, обладавшего способностями, казалось бы, несовместимыми в одном человеке, - пленэрным видением, настолько точным, что его называли «абсолютным зрением» по аналогии с «абсолютным слухом» у музыкантов, и врожденным декоративным даром.

«Московский дворик»

Василий Дмитриевич

Поленов  (1844-1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926).

Основой этой художественной разносторонности был редкостный талант Поленова, обладавшего способностями, казалось бы, несовместимыми в одном человеке, - пленэрным видением, настолько точным, что его называли «абсолютным зрением» по аналогии с «абсолютным слухом» у музыкантов, и врожденным декоративным даром.

Больших успехов достигли русские мастера исторической живописи:  Н. Н. Ге (1831-1894), В. В. Верещагин (1842-1904), В. М. Васнецов (1848-1926), И. Е. Репин (1844-1930) и В. И. Суриков (1848-1916). Их произведения отличают глубокий  интерес к национальной истории, судьбе выдающихся исторических личностей, понимание роли народа как основной движущей силы, обращение к важнейшим переломным событиям, умение правдиво раскрыть их во всей полноте и сложности, стремление к психологической трактовке образов. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) , патриот и славянофил, основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. В своих ранних произведениях Васнецов выступает как художник-жанрист. Его работы отличает наблюдательность и меткость характеристики персонажей:

Больших успехов достигли русские мастера исторической живописи: Н. Н. Ге (1831-1894), В. В. Верещагин (1842-1904), В. М. Васнецов (1848-1926), И. Е. Репин (1844-1930) и В. И. Суриков (1848-1916). Их произведения отличают глубокий интерес к национальной истории, судьбе выдающихся исторических личностей, понимание роли народа как основной движущей силы, обращение к важнейшим переломным событиям, умение правдиво раскрыть их во всей полноте и сложности, стремление к психологической трактовке образов.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) , патриот и славянофил, основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.

В своих ранних произведениях Васнецов выступает как художник-жанрист.

Его работы отличает наблюдательность

и меткость характеристики персонажей: "Нищие певцы" (1873), "В чайной" (1874), "Книжная лавочка" (1876), "С квартиры на квартиру" (1876), "Преферанс" (1879). В этот период (с 1974 г.) он начинает принимать участие в выставках художников передвижников .

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 год

В.М. Васнецов. Витязь на распутье. 1878 В.М. Васнецов. Богатыри. В.М. Васнецов. Богоматерь с младенцем.

В.М. Васнецов. Витязь на распутье. 1878

В.М. Васнецов. Богатыри.

В.М. Васнецов. Богоматерь с младенцем.

Ге Николай Николаевич   (1831-1894). Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма. Ге приверженец отечественной истории, его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» принесла ему успех и популярность современников. Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма. Н.Н. Ге «А.С. Пушкин в селе Михайловском» Н.Ге « Пётр I допрашивает сына Алексея Петровича в Петергофе»

Ге Николай Николаевич   (1831-1894). Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма. Ге приверженец отечественной истории, его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» принесла ему успех и популярность современников.

Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма.

Н.Н. Ге

«А.С. Пушкин

в селе

Михайловском»

Н.Ге « Пётр I допрашивает сына Алексея Петровича в Петергофе»

Суд царя Соломона Тайная вечеря. 1863. Звание профессора Ахиллес, оплакивающий Патрокла Аэндорская волшебница  вызывает тень Самуила

Суд царя Соломона

Тайная вечеря. 1863. Звание профессора

Ахиллес, оплакивающий Патрокла

Аэндорская волшебница

вызывает тень Самуила

Федотов Павел Андреевич 1815- 1852гг. Завтрак аристократа Сватовство майора П.А. Федотов - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи родился в Москве в 1815 году. График, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма

Федотов Павел Андреевич

1815-

1852гг.

Завтрак аристократа

Сватовство майора

П.А. Федотов - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи родился в Москве в 1815 году. График, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма

Выдающийся русский художник (живописец и график) Серов Валентин Александрович родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Отец умер, когда мальчику было шесть лет. После потери отца Серов с 1872 по 1874 гг. жил в Мюнхене, где учился рисованию у немецкого художника Кеппинга. Девочка с персиками (Вера Мамонтова). 1887 г. Похищение Европы Портрет императора Николая II . 1907г.

Выдающийся русский художник (живописец и график) Серов Валентин Александрович родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман).

Отец умер, когда мальчику было шесть лет. После потери отца Серов с 1872 по 1874 гг. жил в Мюнхене, где учился рисованию у немецкого художника Кеппинга.

Девочка с персиками

(Вера Мамонтова).

1887 г.

Похищение Европы

Портрет императора

Николая II . 1907г.

Русский художник Илья Ефимович Репин родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Репин И. Е. также являлся крупнейшим художником-портретистом. Среди его работ портреты выдающихся современников: М.П. Мусоргского (1881), А.Г. Рубинштейна (1881), В.И. Сурикова (1885), Д.И. Менделеева (1885), П.М. Третьякова (1883), М.И. Глинки (1887), И.Н. Крамского (1882) и др. В. Д. Поленов. Портрет художника Ильи Ефимовича Репина.
  • Русский художник Илья Ефимович Репин родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца.
  • Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
  • Репин И. Е. также являлся крупнейшим художником-портретистом. Среди его работ портреты выдающихся современников: М.П. Мусоргского (1881), А.Г. Рубинштейна (1881), В.И. Сурикова (1885), Д.И. Менделеева (1885), П.М. Третьякова (1883), М.И. Глинки (1887), И.Н. Крамского (1882) и др.

В. Д. Поленов. Портрет художника Ильи Ефимовича Репина.

И.Е. Репин. Державин на лицейском экзамене 8 января 1815 г. Картина была заказана Репину к 100-летию Императорского Лицея в Царском Селе по инициативе Лицейского общества. По воспоминаниям современников, художник стал настоящим «пушкинистом» в период подготовки написания картины, потому что прочел массу литературы о лицейском этапе биографии Пушкина.

И.Е. Репин. Державин на лицейском экзамене 8 января 1815 г.

Картина была заказана Репину к 100-летию Императорского Лицея в Царском Селе по инициативе Лицейского общества. По воспоминаниям современников, художник стал настоящим «пушкинистом» в период подготовки написания картины, потому что прочел массу литературы о лицейском этапе биографии Пушкина.

И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва Картина замечательна не только силой социального звучания, но и мастерством художественного решения - особенностями композиционного построения и богатством колорита. Фактура грубого сукна крестьянских лохмотьев и парчи…

И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина замечательна не только силой социального звучания, но и мастерством художественного решения - особенностями композиционного построения

и богатством колорита. Фактура грубого сукна крестьянских лохмотьев и парчи…

И.Е. Репин. Не ждали. С холста на нас взирает семья, которая уже и не чаяла возвращения одного из своих членов, а он неожиданно для них вернулся. Отбывший ссылку революционер, верный своим идеям, пришел домой. Он стоит посреди комнаты, ожидая того, как он будет принят родными, которые немало пережили из-за него. Изумленная старушка-мать, изможденная переживаниями за сына и бессонными ночами в молитвах о нем, пережила немало. В образе супруги одновременно отразилась целая гамма чувств.

И.Е. Репин. Не ждали.

С холста на нас взирает семья, которая уже и не чаяла возвращения одного из своих членов, а он неожиданно для них вернулся.

Отбывший ссылку революционер, верный своим идеям, пришел домой. Он стоит посреди комнаты, ожидая того, как он будет принят родными, которые немало пережили из-за него. Изумленная старушка-мать, изможденная переживаниями за сына и бессонными ночами в молитвах о нем, пережила немало.

В образе супруги одновременно отразилась целая гамма чувств.

И.Е. Репин.  Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 г.  ГТГ, Москва

И.Е. Репин.

Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября

1581 г.

ГТГ, Москва

И.Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1878-1891 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург С чувством оптимизма Репин сумел передать силу казацкой вольницы, её неиссякаемое чувство юмора и стремление к свободе. Впервые в русской живописи было передано чувство единения народных масс и вождя - предводителя воинского братства.

И.Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1878-1891 гг.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С чувством оптимизма Репин сумел передать силу казацкой вольницы, её неиссякаемое чувство юмора и стремление к свободе. Впервые в русской живописи было передано чувство единения народных масс и вождя - предводителя воинского братства.

И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Высшее достижение искусства реализма 1870-х гг., начало «славы по всей Руси великой» как неповторимого русского художника. Автор от назидания и обличения, привычных для бытовой живописи, и впервые выразил не только страдание людей тяжёлого физического труда, но и грозную общественную силу. С по разительным мастерством Репиным была дана социально-психологическая «биография» народа, воссоздана неповторимая индивидуальность каждого персонажа. В одиннадцати фигурах бурлаков был создан типичный портрет народной Руси, а перед зрителем предстали все сословия русского общества.

И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Высшее достижение искусства реализма 1870-х гг., начало «славы по

всей Руси великой» как неповторимого русского художника. Автор от назидания и обличения, привычных для бытовой живописи, и впервые

выразил не только страдание людей тяжёлого физического труда, но и грозную общественную силу. С по разительным мастерством Репиным была дана социально-психологическая «биография» народа, воссоздана неповторимая индивидуальность каждого персонажа. В одиннадцати фигурах бурлаков был создан типичный портрет народной Руси, а перед зрителем предстали все сословия русского общества.

Поистине неисчерпаема многогранность творческого дарования И. Е. Репина, пробовавшего себя не только в живописи, но и в других видах изобразительного искусства. Он много работал в графике, в том числе и как иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и В. М. Гаршина. В скульптуре он успешно разрабатывал форму психологического портрета. Его огромное эпистолярное наследие (переписка с деятелями искусства, занимающая несколько томов) читается как увлекательная повесть о жизни великого человека. Репину также принадлежат замечательные воспоминания-мемуары «Далёкое близкое», выдержавшие более десяти изданий. Невозможно не признать справедливость слов его друга и художественного критика В. В. Стасова: «Репин неисчерпаем». Творческое наследие И. Е. Репина является неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры. И.Е. Репин. Портрет Л. Н. Толстого.

Поистине неисчерпаема многогранность

творческого дарования И. Е. Репина,

пробовавшего себя не только в

живописи, но и в других видах

изобразительного искусства. Он много

работал в графике, в том числе и как

иллюстратор произведений Н. В. Гоголя,

Л. Н. Толстого и В. М. Гаршина.

В скульптуре он успешно разрабатывал

форму психологического портрета. Его

огромное эпистолярное наследие

(переписка с деятелями искусства,

занимающая несколько томов) читается

как увлекательная повесть о жизни

великого человека.

Репину также принадлежат

замечательные воспоминания-мемуары

«Далёкое близкое», выдержавшие более

десяти изданий.

Невозможно не признать

справедливость слов его друга и

художественного критика В. В. Стасова:

«Репин неисчерпаем».

Творческое наследие И. Е. Репина

является неотъемлемой частью русской

духовной и художественной культуры.

И.Е. Репин. Портрет

Л. Н. Толстого.

Контрольные вопросы 1 . В одном из писем И. Е. Репин написал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, сама просится на холст». Что особенно волновало художника в окружающей жизни? Каким проблемам современной действительности он отдавал предпочтение? Как в его произведениях выразились гражданская позиция и особенности художественного мировосприятия ? 2. И. Н. Крамской отмечал, что «Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть... Только у Репина он такой же могучий и солидный, как он есть на самом деле». Попробуйте подтвердить справедливость этих слов, используя картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и портреты крестьян.

Контрольные вопросы

1 . В одном из писем И. Е. Репин написал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, сама просится на холст». Что особенно волновало художника в окружающей жизни? Каким проблемам современной действительности он отдавал предпочтение? Как в его произведениях выразились гражданская позиция и особенности художественного мировосприятия ?

2. И. Н. Крамской отмечал, что «Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть... Только у Репина он такой же могучий и солидный, как он есть на самом деле». Попробуйте подтвердить справедливость этих слов, используя картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и портреты крестьян.

Темы проектных исследований или презентаций 1 . В чём особенность изображения идей народничества в России в конце XIX в. в картинах И. Е. Репина «Арест пропагандиста» (1 880-1892); «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885); «Не ждали» (1884-1888) и др.? Какую «биографию» русского революционера ему удалось создать в своём творчестве? 2 . Идеальной портретной моделью для И. Е. Репина оказался Л. Н. Толстой. 3а 30 лет знакомства с писателем художник выполнил десятки графических и живописных его портретов. Какими художественными средствами автор передаёт внутреннее состояние великого писателя? 3. Художественный критик В. В. Стасов увидел в картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» «достойного товарища» «Бурлакам на Волге». Как вы думаете, чем можно объяснить такое сравнение? Что имел в виду критик, причислявший эти картины к жанру «хоровых»? В чём выразилось художественное мастерство, «поразительный талант» их автора?

Темы проектных исследований или презентаций

1 . В чём особенность изображения идей народничества в России в конце XIX в. в картинах И. Е. Репина «Арест пропагандиста» (1 880-1892); «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885); «Не ждали» (1884-1888) и др.? Какую «биографию» русского революционера ему удалось создать в своём творчестве?

2 . Идеальной портретной моделью для И. Е. Репина оказался

Л. Н. Толстой. 3а 30 лет знакомства с писателем художник выполнил десятки графических и живописных его портретов. Какими художественными средствами автор передаёт внутреннее состояние великого писателя?

3. Художественный критик В. В. Стасов увидел в картине

И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» «достойного товарища» «Бурлакам на Волге». Как вы думаете, чем можно объяснить такое сравнение? Что имел в виду критик, причислявший эти картины к жанру «хоровых»? В чём выразилось художественное мастерство, «поразительный талант» их автора?

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ Урок № 20 реалистическая живопись; В. И. Суриков; художественный вымысел; «Утро стрелецкой казни»; колорит картины; «Меншиков в Берёзове»; «Боярина Морозова»; «Покорение Сибири Ермаком»; «Не ждали»; «Царевна Софья»

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

Урок № 20

  • реалистическая живопись;
  • В. И. Суриков;
  • художественный вымысел;
  • «Утро стрелецкой казни»;
  • колорит картины;
  • «Меншиков в Берёзове»;
  • «Боярина Морозова»;
  • «Покорение Сибири Ермаком»;
  • «Не ждали»;
  • «Царевна Софья»
Проверка знаний учащихся 1 . В одном из писем И. Е. Репин написал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, сама просится на холст». Что особенно волновало художника в окружающей жизни? Каким проблемам современной действительности он отдавал предпочтение? Как в его произведениях выразились гражданская позиция и особенности художественного мировосприятия ? 2. И. Н. Крамской отмечал, что «Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть... Только у Репина он такой же могучий и солидный, как он есть на самом деле». Попробуйте подтвердить справедливость этих слов, используя картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и портреты крестьян.

Проверка знаний учащихся

1 . В одном из писем И. Е. Репин написал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, сама просится на холст». Что особенно волновало художника в окружающей жизни? Каким проблемам современной действительности он отдавал предпочтение? Как в его произведениях выразились гражданская позиция и особенности художественного мировосприятия ?

2. И. Н. Крамской отмечал, что «Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть... Только у Репина он такой же могучий и солидный, как он есть на самом деле». Попробуйте подтвердить справедливость этих слов, используя картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и портреты крестьян.

Универсальные учебные действия

Урок № 20

  • выявлять своеобразие творческой манеры В. И. Сурикова по сравнению с современниками и деятелями предшествующих эпох; находить с помощью различных средств , выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию об исторической живописи В. И. Сурикова; соотносить произведения художника с определенной исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой; классифицировать, систематизировать и характеризовать специфические особенности творчества В. И. Сурикова в рамках свободной дискуссии; выявлять авторскую позицию , особенности мировоззрения и отношения к актуальным проблемам действительности; сравнивать, сопоставлять произведения И. Е. Репина и В. И. Сурикова на основе общности тематики и художественного мастерства, отношения к истории, государственной власти и народу; исследовать причины и характерные особенности эволюции творческого метода художника;
  • выявлять своеобразие творческой манеры В. И. Сурикова по сравнению с современниками и деятелями предшествующих эпох;
  • находить с помощью различных средств , выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию об исторической живописи В. И. Сурикова;
  • соотносить произведения художника с определенной исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой;
  • классифицировать, систематизировать и характеризовать специфические особенности творчества В. И. Сурикова в рамках свободной дискуссии;
  • выявлять авторскую позицию , особенности мировоззрения и отношения к актуальным проблемам действительности;
  • сравнивать, сопоставлять произведения И. Е. Репина и В. И. Сурикова на основе общности тематики и художественного мастерства, отношения к истории, государственной власти и народу;
  • исследовать причины и характерные особенности эволюции творческого метода художника;
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Урок № 20  Реалистическая живопись В. И. Сурикова. В. И. Суриков

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Урок № 20

  • Реалистическая живопись В. И. Сурикова.

В. И. Суриков

подвопросы Урок № 20 Реалистическая живопись В. И. Сурикова. Многогранность творческого дарования художника. Вклад в развитие исторического жанра (на примере творчества автора). Реалистическая направленность и своеобразие творческого метода. Соотношение реализма и художественного вымысла. Общая характеристика позднего творчества .

подвопросы

Урок № 20

  • Реалистическая живопись В. И. Сурикова. Многогранность творческого дарования художника. Вклад в развитие исторического жанра (на примере творчества автора). Реалистическая направленность и своеобразие творческого метода. Соотношение реализма и художественного вымысла. Общая характеристика позднего творчества .
Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года в казачьей семье . С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное. С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков никогда на заказ не писал. Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище. автопортрет
  • Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года в казачьей семье . С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных.
  • Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное. С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков никогда на заказ не писал.
  • Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

автопортрет

Василий Иванович Суриков   (1848-1916) Для своих полотен он выбирал исторически значимые, переломные моменты в жизни России , показывал их невероятную сложность, трагизм и психологическую глубину. В полной мере он владел искусством выявлять в конкретных, реальных фактах общие исторические закономерности, показывать истоки внутренних национальных противоречий. Создавая художественный образ исторического прошлого, он нередко видел его через судьбу отдельной личности, воплотившей «героическую душу своего народа» (М. В. Нестеров).  В.И. Суриков. Переход Суворова через Альпы.

Василий Иванович Суриков (1848-1916)

Для своих полотен он

выбирал исторически

значимые, переломные

моменты в жизни России ,

показывал их невероятную

сложность, трагизм и

психологическую глубину. В

полной мере он владел

искусством выявлять в

конкретных, реальных фактах

общие исторические

закономерности, показывать

истоки внутренних национальных

противоречий. Создавая

художественный образ

исторического прошлого, он

нередко видел его через судьбу

отдельной личности, воплотившей

«героическую душу своего

народа» (М. В. Нестеров).

В.И. Суриков. Переход Суворова через Альпы.

В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея В картине «Утро стрелецкой казни» отразил последствия бунта стрельцов, поддержавших в 1698 г. царевну Софью и выступивших против законной власти, принадлежавшей её младшему брату - Петру 1. Не кровь и не казнь хотел передать автор в этом произведении, а народную национальную трагедию, рассказать о той страшной цене, которую платит народ, живущий в эпоху перемен и попавший под колесо истории.

В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея

В картине «Утро стрелецкой казни» отразил последствия бунта стрельцов, поддержавших в 1698 г. царевну Софью и выступивших против законной власти, принадлежавшей её младшему брату - Петру 1. Не кровь и не казнь хотел передать автор в этом произведении, а народную национальную трагедию, рассказать о той страшной цене, которую платит народ, живущий в эпоху перемен и попавший под колесо истории.

В.И. Суриков. Менщиков в Берёзове. 1183 Отголоски «бессмысленного и беспощадного» «русского бунта». Трагедия семьи человека, бывшего некогда одним из самых влиятельных деятелей петровского времени, сосланного вместе с семьёй в далёкий Берёзов.

В.И. Суриков.

Менщиков в Берёзове.

1183

Отголоски

«бессмысленного и беспощадного» «русского бунта».

Трагедия

семьи человека, бывшего некогда одним из самых влиятельных

деятелей петровского времени, сосланного вместе с семьёй в далёкий

Берёзов.

В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва Суриков изобразил печальный но непобедимый образ главной героини полотна Боярыни Морозовой в 1887 году, в самом композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель закованную в кандалы, ее руки повязаны цепью, с поднятой рукой вверх выкрикивает толпе народа прощальные слова, она фанатично предана своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст и народ в большинстве своем безропотно сочувствует ей и переживает ее трагедию также как свою.

В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Суриков изобразил печальный но непобедимый образ главной героини полотна Боярыни Морозовой в 1887 году, в самом композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель закованную в кандалы, ее руки повязаны цепью, с поднятой рукой вверх выкрикивает толпе народа прощальные слова, она фанатично предана своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст и народ в большинстве своем безропотно сочувствует ей и переживает ее трагедию также как свою.

В. И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом. В 1581 году войско из более 1,5 тыс. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве. На картине изображена кульминация битвы – обстрел из пушек и пищалей татарского войска и ответные действия татар – стрельба из луков. Картину приобрел царь Николай II, и за нее Совет Академии Художеств присвоил Сурикову звание академика.

В. И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом. В 1581 году войско из более 1,5 тыс. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве. На картине изображена кульминация битвы – обстрел из пушек и пищалей татарского войска и ответные действия татар – стрельба из луков. Картину приобрел царь Николай II, и за нее Совет Академии Художеств присвоил Сурикову звание академика.

В.И. Суриков. Степан Разин. Огромное 6-метровое полотно – последняя историческая картина художника – изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Написана виртуозно, но без сложного полифоничного драматизма.Первый вариант картины был показан публике в 1906 году, в период, названный впоследствии Первой русской революцией. «В самую революцию попал», замечал автор. Актуальна времени идейная суть картины – судьба людей, выступивших против власти. Это не призыв к действиям и не буйный протест, а размышления о судьбе народа в переломные исторические эпохи – на примере допетровского времени.

В.И. Суриков. Степан Разин.

Огромное 6-метровое полотно – последняя историческая картина художника – изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Написана виртуозно, но без сложного полифоничного драматизма.Первый вариант картины был показан публике в 1906 году, в период, названный впоследствии Первой русской революцией. «В самую революцию попал», замечал автор. Актуальна времени идейная суть картины – судьба людей, выступивших против власти. Это не призыв к действиям и не буйный протест, а размышления о судьбе народа в переломные исторические эпохи – на примере допетровского времени.

У даль и отвага русского человека в столкновении с природой, его мужество и храбрость в преодолении неслыханных препятствий нашли отражение в произведениях позднего периода творчества Сурикова. В.И. Суриков. Взятие снежного городка.

У даль и отвага русского человека в столкновении с природой, его мужество и храбрость в преодолении неслыханных препятствий нашли отражение в произведениях позднего периода

творчества Сурикова.

В.И. Суриков. Взятие снежного городка.

Контрольные вопросы 3. Что интересовало В. И. Сурикова в историческом прошлом России? Каким темам и почему он отдавал предпочтение? В какой мере можно говорить о современном осмыслении художником исторических событий? Какие личности и почему привлекали творческое воображение В. И. Сурикова? Что вы могли бы сказать об особенностях соотношения реализма и художественного вымысла в его произведениях? В чём общность и различие художественных трактовок исторических событий и личностей в произведениях И. Е. Репина и В. И. Сурикова? 4. В письме к В. В. Стасову И. Е. Репин отмечал, что «Суриков необыкновенно художественен». В чём, с вашей точки зрения, заключается художественное мастерство живописца? Какие открытия принадлежат ему в области колористического и композиционного решения картин ?

Контрольные вопросы

3. Что интересовало В. И. Сурикова в историческом прошлом России? Каким темам и почему он отдавал предпочтение? В какой мере можно говорить о современном осмыслении художником исторических событий? Какие личности и почему привлекали творческое воображение В. И. Сурикова? Что вы могли бы сказать об особенностях соотношения реализма и художественного вымысла в его произведениях? В чём общность и различие художественных трактовок исторических событий и личностей в произведениях И. Е. Репина и В. И. Сурикова?

4. В письме к В. В. Стасову И. Е. Репин отмечал, что «Суриков необыкновенно художественен». В чём, с вашей точки зрения, заключается художественное мастерство живописца? Какие открытия принадлежат ему в области колористического и композиционного решения картин ?

Темы проектных исследований или презентаций 4. Сравните картины И. Е. Репина «Царевна Софья» и В. И. Сурикова «Меншиков в Берёзове». В чём особенность решения проблемы исторической личности в истории? Каков характер её взаимоотношений с государственной властью? Как художник отвечает на вопрос о праве отдельной личности решать судьбу всего народа и влиять на ход истории? 5. Что и как может рассказать картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» о жизни различных социальных слоёв Руси XVII в.? Какова её главная идея ? В какой мере в ней выражена позиция автора? Почему и как в ней противопоставлены «лик страдания» и «личина глумления»? В чём смысл такого противопоставления?

Темы проектных исследований или презентаций

4. Сравните картины И. Е. Репина «Царевна Софья» и В. И. Сурикова «Меншиков в Берёзове». В чём особенность решения проблемы исторической личности в истории? Каков характер её взаимоотношений с государственной властью? Как художник отвечает на вопрос о праве отдельной личности решать судьбу всего народа и влиять на ход истории?

5. Что и как может рассказать картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» о жизни различных социальных слоёв Руси XVII в.? Какова её главная идея ? В какой мере в ней выражена позиция автора? Почему и как в ней противопоставлены «лик страдания» и «личина глумления»? В чём смысл такого противопоставления?

рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014. Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ»,  р.п. Ермишь, Рязанская область
  • Горбунов Д., http://presentacid.ru/ppt/76230-prezentaciya_po_mhk__hudozhniki-peredvizhniki
  • Забавина В. Ф. учитель МХК МОУ СОШ № 9 г. Переславля-Залесского http://kopilkaurokov.ru/
  • Стригина Г.Н., учитель ИЗО и МХК, МБОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №10, г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский А.О. http :// nsportal.ru / strigiagalina
  • Прокина Л.В., учитель МХК МБОУ «Приреченская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, http :// infourok.ru /-12982.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!