СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительный анализ одноименных стихотворений Прокофьева и Кедрина "Аленушка" 

Просмотр содержимого документа
«Русские поэты 20 века о Родине и родной природе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Умайская основная общеобразовательная школа»












Урок литературы в 5 классе на тему:

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе











Автор конспекта учитель русского языка и

литературы Крылкова Светлана Владимировна






С.Умай

2015 год








«Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Цель: научить сопоставлять образы стихотворений, выделяя общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.

Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.

Оборудование: оформленная доска, учебник Коровиной В.Я. «Литература. 5 класс» 2 часть, репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (или слайд с репродукцией); 5 школьных толковых словарей.


  1. Орг. момент.

  2. Беседа «Что такое Родина?».

- Ребята, скажите, а что такое Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Из чего состоит это понятие на ваш взгляд? Что для тебя обозначает слово «Родина»?

- А вот составитель Толкового словаря Сергей Иванович Ожегов определил это значение:

Родина – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения чего-нибудь, кого-нибудь.

- Вы согласны с таким значением?

- Давайте теперь с вами составим словосочетания с этим словом:

Любовь к Родине, как вы понимаете смысл этой фразу?

Защита Родины, каков смысл этой фразы?

  1. Новая тема:

- Вот с вами мы и выяснили, что же такое Родина. Многие деятели культуры в своём творчестве поднимают эту тему и уделяют этой теме значительное место.

- Сегодня мы с вами обратимся к творчеству А. Прокофьева, Д. Кедрина и увидим, как в их творчестве отражается тема Родины и родной природы.

- А сейчас запишем число и тему урока: «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе».

Подготовка к восприятию нового материала.

- Ребята, о каких произведениях пойдет речь на уроке, вы узнаете, когда ответите на вопрос.

Что заимствовал русский народ у греков, какое имя использовано в русской народной сказке, что взял художник у русского народа, что взяли поэты у художника?

Первая подсказка:

Такое прекрасное имя! 

В нём тайна Российской земли. 

Волшебники в призрачном дыме 

Из сказки его принесли. 

В нём то, что нам душу тревожит, 

Лишая покоя и сна. 

В нём нежность до боли, до дрожи, 

Тепло, что приносит весна. 

-Какое греческое имя имел в виду поэт?

(Алена) (Рассказ об имени Алена)



Вторая подсказка: Послушайте отрывок из стихотворения:

Нам сказки бабушка читала, 
Про беззаботного Емелю. 
Про Золушку простую, 
Про рыбку золотую, 
И про бессмертного Кащея. 
Но лишь одна пришлась по сердцу, 
Нам эта сказка часто снится. 
Мы очень любим слушать, 
Как братика Ванюшу 
Спасает старшая сестрица.

-Каково имя героини? (Аленушка). (Рассказ о сказке)

Третья подсказка:

Нарисовал художник Васнецов

Простую, но прекрасную картину:

Сидит Аленушка на берегу,

Печально вглядываясь в тину…

-Как называется эта картина? (Аленешка) (Рассказ о картине)

Четвертая подсказка:

В ней найдя сравненье с родиною милой,

Написать стихи решили два поэта.

Но в названьях снова указали

Имя необычное вот это.

-Какое имя использовали поэты? (Аленушка) (Рассказ о поэтах)



Актуализация темы урока

- Значит, про какие стихотворения пойдет речь на уроке? (Про стихотворения «Аленушка»)

- Верно. Осталось только узнать авторов. Это поэты Д.Кедрин и А.Прокофьев.

(Рассказ о поэтах)



4. Сравнительный анализ произведений.

- В этом году на уроках литературы мы с вами говорили о поэзии, её особенностях, читали стихотворения о природе и о родине поэтов 19 и 20 веков, пытались их анализировать.

Сегодня мы продолжим разговор о поэзии. Я предлагаю вам на этом уроке прослушать, проанализировать и сопоставить два стихотворения: «Алёнушка» Д. Кедрина и «Алёнушка» А. Прокофьева.


- Это будет наш первый опыт сопоставления, значит, чему должны научиться? Что значит сопоставить?

(Сравнить, найти общее и различия. Сопоставить – сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова.)

- Но мы будем сравнивать не изображения, а произведения словесного творчества, значит, к чему необходимо присматриваться внимательнее?

(Присматриваемся к слову и его значению, именно словами изображённые картины мы представим и сопоставим)

- Ещё важно, что мы будем сравнивать лирические произведения. Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что изображается в лирике?

(Мысли и чувства автора, героев)

- Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить?

(Одинаково называются)

- Можно предположить, что образ Алёнушки будет описан авторами одинаково. Тогда зачем сравнивать?



(Выяснить чувства, авторскую позицию одного и другого поэта)


III. Подготовка к сопоставительному анализу произведений А. А. Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»). Д. Б. Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана.

1) Начнем работу с чтения стихотворения А. А. Прокофьева. Исп. Е. Габец

— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

«Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: «пруд заглохший» (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения), «тростник качается» (рогоз), «мертва вода» (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды). В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки:

Прост венок, а нет его красивей,

Красен от гвоздик, от лилий бел,

Тополиный пух на платье синем,

С тополиных рощ он прилетел.

. . . . . . . .

Но кукушка на сосне кукует

И тропинка к берегу ведет,

Солнце щедро на воду такую

Золотые обручи кладет.

На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.

— Итак, что перед нами: описание картины или самостоятельное произведение?

Поработаем с эпитетами, с глаголами, с цветовой гаммой стихотворения.

Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.

— Похожа ли цветовая гамма картины Васнецова на цветовую гамму стихотворения Прокофьева?

2) Стихотворение Д. Б. Кедрина. Исп. Е. Габец

— Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?

— Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»?

Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.

Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.

При работе с этими метафорами интересно показать детям, как фраза из трех слов может разворачиваться в сознании в целую картину, словно в плоской стене открывается окошко, ты выглядываешь в него, а там, впереди, — целый мир, особый, тобою еще не познанный.

«Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.

Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.

— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?

— Почему Родина названа неяркой?

— Как вы понимаете, что такое лихая сила?

Лихая сила — разбойники.

Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес. Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.

Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.

— Что значит выражение нетленная краса?

Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.

Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.

— Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины». Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения?

— Как во время войны люди воспринимали следующие строки?

Знаю, что не раз лихая сила

У глухой околицы в лесу

Ножичек сапожный заносила

На твою нетленную красу.


- Давайте с вами сопоставим эти два стихотворения.

1. Скажите, какова тема стихотворения у Кедрина и у Прокофьева?

2. Какова идея стихотворения у Кедрина и у Прокофьева?

3. Можно ли считать стихотворение двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова?

- Скажите, в чем заключается схожесть стихотворений?

1

Поэт

Кедрин

Прокофьев

2

Тема


3

Идея


4

Является ли словесным пересказом?



5

Схожесть



6

Различие




Ответы



1

Поэт


Кедрин

Прокофьев

2

Тема


Родина

Родная природа

3

Идея


Выразить любовь к Родине

Выразить любовь

4

Является ли словесным пересказом?

Нет. Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.


Да. Но Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки:

Прост венок, а нет его красивей,

Красен от гвоздик, от лилий бел,

Тополиный пух на платье синем,

С тополиных рощ он прилетел.

. . . . . . . .

Но кукушка на сосне кукует

И тропинка к берегу ведет,

Солнце щедро на воду такую

Золотые обручи кладет.

На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.


5

Схожесть

Общее название. Посвящены Родине, написаны под влиянием картины Васнецова. Одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная)


6

Различие


Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений.

Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.



Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная).

Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.

Синквейн на тему " Аленушка"

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:

– тема существительное,

– два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,

– три глагола по теме,

– осмысленная фраза на данную тему,

– резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений: «Аленушки» Д. Б. Кедрина или «Аленушки» А. А. Прокофьева.














Самоанализ урока литературы Крылковой С.В.

Данный урок проводился в 5 классе 09.04.2015. В классе 4 ученика. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по программе В.Я.Коровиной.

Тема урока «Русские поэты 20 века о родине и родной природе ». Это второй урок знакомства с поэзией о родине.

Задачи урока реализовала через следующие аспекты:

  1. Образовательный: формирование представления о понятии «образ родины», выражение  «образа» в языковых средствах.

  2. Развивающий: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.

  3. Воспитательный: привитие любви к родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.

Использовала на уроке презентацию, аудиозапись стихотворений, музыкальную композицию, картину художника В.М.Васнецова.

Тип урока: комбинированный

Осуществляла данные подходы:

  1. Текстоориентированный (выбор из текста выразительных средств)

  2. Коммуникативный ( развитие связной речи)

  3. Интегрированный (связь с музыкой и искусством)

  4. Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей )

Урок старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой  к предстоящей работе ( загадки). При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод (в стихотворении найти - ключевое слово, в музыке - образы),применяя познавательные УУД. При формулировке задач урока учениками - регулятивные УУД.

На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического  мышления.

Наглядный и словесный метод использовался при знакомстве с  картиной.

При работе с лирическим произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск  языковых средств.

На заключительном этапе урока  устный  мини-вывод способствовал развитию  личностных  и коммуникативных УУД.

Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом  регулятивных УУД.                                                            Цель урока достигнута.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!