Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Умайская основная общеобразовательная школа»
Урок литературы в 5 классе на тему:
Русские поэты 20 века о Родине и родной природе
Автор конспекта учитель русского языка и
литературы Крылкова Светлана Владимировна
С.Умай
2015 год
«Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
Цель: научить сопоставлять образы стихотворений, выделяя общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.
Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.
Оборудование: оформленная доска, учебник Коровиной В.Я. «Литература. 5 класс» 2 часть, репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (или слайд с репродукцией); 5 школьных толковых словарей.
Орг. момент.
Беседа «Что такое Родина?».
- Ребята, скажите, а что такое Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Из чего состоит это понятие на ваш взгляд? Что для тебя обозначает слово «Родина»?
- А вот составитель Толкового словаря Сергей Иванович Ожегов определил это значение:
Родина – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения чего-нибудь, кого-нибудь.
- Вы согласны с таким значением?
- Давайте теперь с вами составим словосочетания с этим словом:
Любовь к Родине, как вы понимаете смысл этой фразу?
Защита Родины, каков смысл этой фразы?
Новая тема:
- Вот с вами мы и выяснили, что же такое Родина. Многие деятели культуры в своём творчестве поднимают эту тему и уделяют этой теме значительное место.
- Сегодня мы с вами обратимся к творчеству А. Прокофьева, Д. Кедрина и увидим, как в их творчестве отражается тема Родины и родной природы.
- А сейчас запишем число и тему урока: «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе».
Подготовка к восприятию нового материала.
- Ребята, о каких произведениях пойдет речь на уроке, вы узнаете, когда ответите на вопрос.
Что заимствовал русский народ у греков, какое имя использовано в русской народной сказке, что взял художник у русского народа, что взяли поэты у художника?
Первая подсказка:
Такое прекрасное имя!
В нём тайна Российской земли.
Волшебники в призрачном дыме
Из сказки его принесли.
В нём то, что нам душу тревожит,
Лишая покоя и сна.
В нём нежность до боли, до дрожи,
Тепло, что приносит весна.
-Какое греческое имя имел в виду поэт?
(Алена) (Рассказ об имени Алена)
Вторая подсказка: Послушайте отрывок из стихотворения:
Нам сказки бабушка читала,
Про беззаботного Емелю.
Про Золушку простую,
Про рыбку золотую,
И про бессмертного Кащея.
Но лишь одна пришлась по сердцу,
Нам эта сказка часто снится.
Мы очень любим слушать,
Как братика Ванюшу
Спасает старшая сестрица.
-Каково имя героини? (Аленушка). (Рассказ о сказке)
Третья подсказка:
Нарисовал художник Васнецов
Простую, но прекрасную картину:
Сидит Аленушка на берегу,
Печально вглядываясь в тину…
-Как называется эта картина? (Аленешка) (Рассказ о картине)
Четвертая подсказка:
В ней найдя сравненье с родиною милой,
Написать стихи решили два поэта.
Но в названьях снова указали
Имя необычное вот это.
-Какое имя использовали поэты? (Аленушка) (Рассказ о поэтах)
Актуализация темы урока
- Значит, про какие стихотворения пойдет речь на уроке? (Про стихотворения «Аленушка»)
- Верно. Осталось только узнать авторов. Это поэты Д.Кедрин и А.Прокофьев.
(Рассказ о поэтах)
4. Сравнительный анализ произведений.
- В этом году на уроках литературы мы с вами говорили о поэзии, её особенностях, читали стихотворения о природе и о родине поэтов 19 и 20 веков, пытались их анализировать.
Сегодня мы продолжим разговор о поэзии. Я предлагаю вам на этом уроке прослушать, проанализировать и сопоставить два стихотворения: «Алёнушка» Д. Кедрина и «Алёнушка» А. Прокофьева.
- Это будет наш первый опыт сопоставления, значит, чему должны научиться? Что значит сопоставить?
(Сравнить, найти общее и различия. Сопоставить – сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова.)
- Но мы будем сравнивать не изображения, а произведения словесного творчества, значит, к чему необходимо присматриваться внимательнее?
(Присматриваемся к слову и его значению, именно словами изображённые картины мы представим и сопоставим)
- Ещё важно, что мы будем сравнивать лирические произведения. Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что изображается в лирике?
(Мысли и чувства автора, героев)
- Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить?
(Одинаково называются)
- Можно предположить, что образ Алёнушки будет описан авторами одинаково. Тогда зачем сравнивать?
(Выяснить чувства, авторскую позицию одного и другого поэта)
III. Подготовка к сопоставительному анализу произведений А. А. Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»). Д. Б. Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана.
1) Начнем работу с чтения стихотворения А. А. Прокофьева. Исп. Е. Габец
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
«Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: «пруд заглохший» (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения), «тростник качается» (рогоз), «мертва вода» (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды). В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки:
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. . . . . . . .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
— Итак, что перед нами: описание картины или самостоятельное произведение?
Поработаем с эпитетами, с глаголами, с цветовой гаммой стихотворения.
Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.
— Похожа ли цветовая гамма картины Васнецова на цветовую гамму стихотворения Прокофьева?
2) Стихотворение Д. Б. Кедрина. Исп. Е. Габец
— Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
— Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»?
Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.
При работе с этими метафорами интересно показать детям, как фраза из трех слов может разворачиваться в сознании в целую картину, словно в плоской стене открывается окошко, ты выглядываешь в него, а там, впереди, — целый мир, особый, тобою еще не познанный.
«Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.
— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
— Почему Родина названа неяркой?
— Как вы понимаете, что такое лихая сила?
Лихая сила — разбойники.
Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес. Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
— Что значит выражение нетленная краса?
Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.
Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
— Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины». Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения?
— Как во время войны люди воспринимали следующие строки?
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
- Давайте с вами сопоставим эти два стихотворения.
1. Скажите, какова тема стихотворения у Кедрина и у Прокофьева?
2. Какова идея стихотворения у Кедрина и у Прокофьева?
3. Можно ли считать стихотворение двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова?
- Скажите, в чем заключается схожесть стихотворений?
1 | Поэт | Кедрин | Прокофьев |
2 | Тема | | |
3 | Идея | | |
4 | Является ли словесным пересказом? | | |
5 | Схожесть | | |
6 | Различие | | |
Ответы
1 | Поэт | Кедрин | Прокофьев |
2 | Тема | Родина | Родная природа |
3 | Идея | Выразить любовь к Родине | Выразить любовь |
4 | Является ли словесным пересказом? | Нет. Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины. | Да. Но Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки: Прост венок, а нет его красивей, Красен от гвоздик, от лилий бел, Тополиный пух на платье синем, С тополиных рощ он прилетел. . . . . . . . . Но кукушка на сосне кукует И тропинка к берегу ведет, Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладет. На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки. |
5 | Схожесть | Общее название. Посвящены Родине, написаны под влиянием картины Васнецова. Одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная) |
6 | Различие | Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений. | Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/28/s_58b5b5be29a2a/576038_1.png)
Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная).
Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
Синквейн на тему " Аленушка"
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:
– тема существительное,
– два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,
– три глагола по теме,
– осмысленная фраза на данную тему,
– резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений: «Аленушки» Д. Б. Кедрина или «Аленушки» А. А. Прокофьева.
Самоанализ урока литературы Крылковой С.В.
Данный урок проводился в 5 классе 09.04.2015. В классе 4 ученика. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по программе В.Я.Коровиной.
Тема урока «Русские поэты 20 века о родине и родной природе ». Это второй урок знакомства с поэзией о родине.
Задачи урока реализовала через следующие аспекты:
Образовательный: формирование представления о понятии «образ родины», выражение «образа» в языковых средствах.
Развивающий: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.
Воспитательный: привитие любви к родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.
Использовала на уроке презентацию, аудиозапись стихотворений, музыкальную композицию, картину художника В.М.Васнецова.
Тип урока: комбинированный
Осуществляла данные подходы:
Текстоориентированный (выбор из текста выразительных средств)
Коммуникативный ( развитие связной речи)
Интегрированный (связь с музыкой и искусством)
Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей )
Урок старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе ( загадки). При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод (в стихотворении найти - ключевое слово, в музыке - образы),применяя познавательные УУД. При формулировке задач урока учениками - регулятивные УУД.
На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического мышления.
Наглядный и словесный метод использовался при знакомстве с картиной.
При работе с лирическим произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск языковых средств.
На заключительном этапе урока устный мини-вывод способствовал развитию личностных и коммуникативных УУД.
Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.