СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русско-японская война.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучение событий русско-японской войны и отображе­ние их в литературе.

Просмотр содержимого документа
«Русско-японская война.»




Тема урока: «РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА».


Цель: изучение событий русско-японской войны и отображе­ние их в литературе.


Задачи.

1. Знать причины, характер, основные этапы войны, условия Портсмутского мира.

2. Уметь извлекать из различных источников информацию по данной теме, находить на карте историко-географические объекты.

3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории.


Оформление урока:

-учебники, ноутбук;

- таблица «Основные события войны», где будут записаны да­ты основных событий и число погибших в этих сражениях:


«Основные события войны» (заполняется по ходу урока)


Сражение Хронологические рамки



Потери русских

Потери японцев


Оборона Порт-Артура (с 27.05. 1904-2.01. 1905)


27 000 чел. убитыми и ранеными.


90 000 чел. убитыми и ранеными.

Сражение под Ляояном.08.-21. 08.1904)



16 500 чел.


24 000 чел.


Сражение под Мукденом (6.02.-25.02.1905)


89 000 чел.


71 000 чел.


Цусима (14.05.-15.05.1905)


Около 4 000 чел.

( спорная )




Эпиграф:

Чтобы удержать революцию, нам нужна ма­ленькая победоносная война...

В. Плеве


Ход урока:

Слово учителя.

На рубеже веков, с началом стадии империализма, усилилась неравномерность развития капиталистических стран. Обгоняя по темпам и уровню развития старые колониальные державы: Анг­лию, Францию, молодые капиталистические страны - США, Гер­мания и Япония - стремились к территориальным приобретениям и новым рынкам сбыта. Создалась чрезвычайно сложная и напря­женная международная обстановка. Ее определяли франко-германское и англо-германское соперничество, а также противоре­чия России с Англией, Германией и Японией. Политика России на Балканах и Ближнем Востоке не была активной. Она направлялась на поддерживание сложившегося соотношения сил с Австро-Венгрией, Германией и Англией в этих регионах. На среднем Вос­токе Россия действовала активнее, распространяя свое влияние на север Ирана.

Самой деятельной была русская политика на Дальнем Востоке. В этот период внимание Англии, США и Японии привлекают Ки­тай, Корея, Маньчжурия (Северо-восточный Китай). Россия тоже вступает в борьбу за влияние на них. После японо-китайской войны 1894 г. Китай уступил Японии Ляодунский полуостров. Россия, сознавая угрозу своим интересам на Дальнем Востоке, предложила Японии отказаться от аннексии Ляодунского полуострова. Россию поддержали Франция и Германия, после чего Япония вынуждена была уступить. В 1896 г. Россия заключила с Китаем оборонитель­ный союз против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В 1898 г. Россия получила от Китая в аренду Порт-Артур с правом превращения его в военную базу. Через год началась открытая колониальная экспансия капита­листических государств в Китай. В Китае вспыхнуло народное вос­стание (1900 г.), которое было подавлено совместными силами им­периалистических государств. Русское правительство под предло­гом охраны КВЖД ввело войска в Маньчжурию, тем самым резко обострив противоречия между Россией, с одной стороны, и Япони­ей и Англией - с другой. Союзный договор Японии и Англии в 1902 г. против России был поддержан США. В конце лета 1902 г. Япония направила требование к России о признании полного япон­ского протектората над Кореей в обмен на признание Японией пра­ва за Россией свободы действий в Маньчжурии в зоне КВЖД. 31 декабря 1903 г. русской стороне вручены новые требования: Япония настаивала на безраздельном господстве в Корее и призна­нии равных с Россией прав в Маньчжурии. Требования были при­няты, но японский телеграф намеренно не передавал их русскому посланнику до 25 января.

25 января 1904 г. Япония разорвала дипломатические отноше­ния с Россией и в ночь на 26 января без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре. Началась русско-японская война.


Беседа с классом о причинах войны.

- Определите причины русско-японской войны исходя из ха­рактеристики внешней политики России в конце XIX - начале XX вв. и положения на Дальнем Востоке.

Столкновение русских и японских интересов в Корее и Мань­чжурии.

Причину войны записать на доске.

- Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф.

Во-первых, Россия к началу века являлась империалистической державой и Маньчжурия, и Корея входили в сферу ее колониальных интересов.

Во-вторых, из слов В. Плеве становится понятно, что царскому правительству выгодно участие в этой войне, потому что в России к началу века сложилась революционная ситуация, следовательно, победа в войне подняла бы престиж власти и помогла бы избежать революции.


Соотношения сил и планы сторон:

Основные планы Японии Японское командование основными военными целями ставило: достижение полного господства на море, на суше – овладение Порт–Артуром и затем распространение своих военных успехов на Корею и Маньчжурию, вытесняя из этих районов русских.



Характеристика военачальников.

Слово учителя. Главнокомандующим сухопутными и мор­скими силами России был назначен вице-адмирал Алексеев Евге­ний Иванович (1903-1905 гг. царский наместник на Дальнем Вос­токе).

Его помощник - командующий Маньчжурской армии генерал-адъютант Куропаткин Алексей Николаевич.

Командовать Тихоокеанским флотом в ходе русско-японской войны был назначен вице-адмирал Макаров Степан Осипович.

Макаров Степан Осипович. Флотоводец, изобретатель, тео­ретик военно-морского дела, написавший более 50 научных работ, мореплаватель, дважды обогнувший земной шар, исследователь Арктики. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., во время которой немало способствовал активизации русских морских сил на Черном море. В 1897-1898 гг., будучи уже вице-адмиралом, по­строил по собственному проекту ледокол «Ермак», на котором плавал в морях Арктики. С 1899 г. главный командир Кронштадт­ского порта и военный губернатор Кронштадта. 1 февраля 1904 г. назначен командующим I Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля прибыл в Порт-Артур. Он вдохнул энергию в моряков, заставил флот начать активные боевые действия. Погиб 31 марта 1904 г. на броненосце «Петропавловск», который подорвался на минной бан­ке. А ведь никто не уделял большего внимания развитию минного оружия, никто так не предупреждал об его всё возраставшей опас­ности, как сам Макаров! После его гибели флот ограничился обо­ронительными действиями.

IV. Хронологическое освещение хода войны. Основные сражения.

Слово учителя. Русско-японскую войну делят на 3 хроноло­гических периода

Предлагается временные рамки этих периодов записать в тетрадь (см. табл.).

1-й период (26 января 1904г. - август 1904г.)

1. Сообщение об основных событиях первого периода:

26 января 1904 г. одновременно с нападением на Порт-Артур япон­цы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Японцы послали на захват крейсера и лодки целую эскадру - шесть крейсеров, восемь мино­носцев. После неравного ожесточенного боя, не желая сдаваться врагу, русские моряки потопили свои корабли. Впоследствии о подвиге «Варяга» была на­писана песня, в которой есть такие слова: Не скажут ни камень, ни крест, где легли во славу мы русского флага, лишь волны морские прославят вовек Геройскую гибель «Варяга»!

В августе 1904 г. в Маньчжурии 3 японские армии, продолжая наступление, соединились у Ляояна. Японцы планировали решительное наступление с обходом обо­их флангов русской армии, однако их силы были недостаточны для решения такой задачи.

В этих условиях все атаки японцев были отбиты, и командую­щий японскими войсками дал приказ об отступлении, но Куропаткин опередил Ояму на 2 часа, также дав приказ об отступлении. Хотя русская армия превосходила по численности и была лучше оснащена, ей с большим трудом удавалось сдерживать натиск про­тивника по причине незнания местности, отсутствия карт, данных разведки. Преувеличенные сведения о силах противника заставили Куропаткина принять решение об отступлении к Мукдену

2-й период (сентябрь 1904г. - февраль 1905г.)

1. Сообщение об основных событиях второго периода: После поражения под Ляояном судьбу войны решала оборона Порт-Артура, который оттягивал значительные силы японцев. 7 месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок. Обороной руководил генерал Роман Кондратенко.

После гибели Романа Исидоровича коман­дование принял генерал Стессель Анатолий Михайлович, кото­рый принял решение о сдаче крепости, хотя возможности обороны исчерпаны не были.

3-й период (март-август 1905 г.)

После сдачи Порт-Артура Война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток.

Рожественский Зиновий Петрович (1848 – 1909) - Родился в семье военного врача, получил разностороннее образование. В 1864 поступил в Морской корпус, затем в Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге и в 1873 был выпущен по первому разряду лейтенантом. Работал в Комиссии морских артиллерийских опытов, увлекался электротехникой. В 1898 был произведен в контр-адмиралы и назначен командующим учебно-артиллерийским отрядом Балтийского флота. В 1904 произведен в вице-адмиралы и занимался подготовкой 2-й Тихоокеанской эскадры к походу из Балтийского моря на Дальнем Востоке поддержку 1-й Тихоокеанской эскадры, запертой японцами в Порт-Артуре. Рожественский, раненный в этом бою, был оправдан военно-морским судом. В 1906 уволен в отставку.


Задание учащимся: чтобы нагляднее представить себе силы сторон, составьте таблицу.


Русская 2-я Тихоокеанская эскадра под ко­мандованием 3. П. Рожественского

Японский флот под командова­нием адмирала Того

11 броненосцев 10 крейсеров 9 эсминцев

4 броненосца 48 крейсеров 21 эсминец 42 миноносца

Русская эскадра вошла в Корейский пролив, пытаясь прорвать­ся во Владивосток, но была обнаружена японцами, после чего рус­ские корабли перестроились в две колонны. При появлении глав­ных сил японского флота Рожественский начал перестраивать корабли в одну колонну, задержав открытие огня.

Превосходство японских кораблей в скорости движения, бронировании и скорострельности решило исход сраже­ния: 4 русских броненосца были потоплены, остальные корабли по­лучили повреждения. Ночью, в темноте, русские корабли потеряли связь между собой, и к утру русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда ещё русский флот не подвергался такому разгрому. Лучшие корабли были потоплены, сам Рожественский со своим штабом попал в плен, погибло 5000 моряков. После этого сражения воюющие стороны пошли на заключение перемирия, предложенного президентом США Теодором Рузвельтом.


Подведение итогов урока.

- Оцените шансы русской армии и флота на победу. Русская армия перед войной насчитывала около 1 млн человек,

но на Дальнем Востоке их было немногим более 120 тыс. человек. Японские вооружённые силы в 2 раза превышали по численности и в несколько раз превосходили русские войска по числу стволов в артиллерии. Соотношение военно-морских сил было практически равным. Поэтому изначально шансы на победу были невелики

-Проанализируйте роль географического фактора в пред­стоящей войне.

Общепризнано, что геополитический фактор влияет на разви­тие страны, равно как и на ведение военных действий. Далеко на­ходящаяся Япония, трудность с доставкой личного состава, бое­припасов, продовольствия, отсутствие карт местности, плохое знание противника - всё это не оставляло возможности для победы в этой войне.

- Какие основные сражения были в этой войне? {Этапы). Были ли примеры русского героизма? - Каково было общественное мнение на ведение Россией пред­стоящей войны?

Общественное мнение не было единодушным. Однако, по-моему, определяющими были слова «Зачем это нужно?» Статья Толстого «Одумайтесь!», произведения Л. Андреева, В. Иванова, В. Брюсова и есть тому подтверждение.


Домашнее задание: учебник истории § 65.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!