Конспект урока
6 класс
«Русское государство при Ярославе Мудром»
Тип урока – комбинированный
Цель – изучение особенностей исторического развития Руси в период правления Ярослава Мудрого.
Образовательные задачи – изучить проблему усобиц после смерти Владимира Святославовича, сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого;
Развивающие задачи– продолжить развитие навыков устного ответа, работы с учебником, письменными источниками, историческими терминами и схемами, развивать умение характеризовать историческую личность и давать оценку её деятельности;
Воспитательные задачи - привитие уважения к историческому прошлому страны, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого
Дидактическое обеспечение: Учебник «История России.6 класс. Часть 1» Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева— М. : Просвещение, 2016. — 128 с. Историческая анимированная карта «Русь в конце X — XI в.»
Организационный этап (1-2 мин) Учитель приветствует учащихся, оценивает их готовность к уроку. Самоконтроль готовности учащихся к уроку.
Актуализация знаний (проверка домашнего задания) (5 минут)
Какого русского князя мы с вами проходили на прошлом уроке? Сейчас, для того, чтобы проверить как вы запомнили период правления Владимира I, мы проведем небольшой тест.
Вводно-мотивационный (3 мин)
Историк Н.М. Карамзин писал: «Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество ... »
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Тема нашего урока «Русское государство при Ярославе Mудром».
- На какие вопросы нам предстоит ответить, исходя из высказывания Карамзина?
1. Междоусобные войны сыновей Владимира.
2.Почему Ярослав получил прозвище Мудрый?
3.Внешняя политика.
Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского Государства?
Изучение нового материала
Задание № 1.Посмотрите данное видео (videouroki.net) и постарайтесь ответить на следующие вопросы: (8 мин)
- С какой целью князь Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси? (управлять огромной территорией было не просто, Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси, чтобы они правили там от имени киевского князя).
- Кому Владимир желал передать киевский престол? (Борису)
- Как к этому намерению отнеслись его старшие сыновья Святополк и Ярослав? (это намерение им не нравилось).
- Каким образом Святополк занял киевский престол? (Святополк дарами расположил к себе киевлян, и они признали его своим князем).
- Почему Святополк получил прозвище Окаянный? (Святополк решил избавиться от опасных соперников Бориса, Глеба и Святослава подослав к ним тайных убийц).
- Что предпринял Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев? (Ярослав собрал новгородское ополчение и наемную варяжскую дружину и выступил против Святополка».
- Мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?
- С помощью каких сил Ярослав и Святополк вели борьбу друг против друга? (Святополк собрал войско призвав печенегов, а также заручился помощью своего тестя польского короля Болеслава, чтобы убрать поляков, Святополк заручился помощью киевлян).
- Чем закончилась военная встреча Ярослава и Святополка поздней осенью 1016 г. у городка Любеч? (Ярослав первым переправил свои отряды через Днепр, и внезапным ударом разбил киевлян. Святополк бежал к Болеславу. Ярослав занял престол в Киеве.
- Каким образом Святополку вновь удалось занять киевский стол? (в 1018 г. Болеслав вместе со Святополком вновь пошел на Русь и разбил Ярослава, и стал править там сам. Святополк начал подстрекать киевлян выступить против поляков. В городе началось восстание. Поляки вынуждены были бежать. Киевским князем вновь стал Святополк).
- Закончились ли со смертью Святополка усобицы на Руси? (усобицы не закончились. Борьбу с Ярославом начал его младший брат Мстислав (из Тьмутаракани). Мстислав победил в сражении и братья разделили Русь на две части по Днепру).
- В каком году Ярослав становится полноправным правителем Руси? (в 1036 г., после смерти Мстислава).
Таким образом, мы пришли к выводу: власть князя в раннефеодальном государстве основывалась на обычном праве, по которому она была достаточно прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на престол. Ярославу Владимировичу пришлось столкнуться с данными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев.
Теперь перейдем к вопросу «Внутренняя политика Ярослава Мудрого» (15 мин.)
Борьба между братьями продолжалась с переменным успехом. Только в 1019 г., после смерти Святополка, Ярослав смог утвердиться на Киевском престоле. Он получил прозвище Мудрый. Чтобы понять мудрость Ярослава, нам необходимо провести небольшое историческое исследование.
Задание № 2. Разделитесь на четыре группы и выполните задание.
Первая группа работает со вторым пунктом «Внутренняя политика Ярослава Мудрого» § 7 учебника, анализирует внутреннюю политику Ярослава Мудрого. Представляет свою работу в виде перечня .
Вторая группа работает с фрагментом Правды Ярослава на с. 62, 63 учебника, анализирует первый свод законов на Руси. Вопросы:
- Какие законы вам представляются справедливыми?
- Какие из них вам кажутся несправедливыми?
Третья группа работает с третьим пунктом «Управление государством при Ярославе» § 7 учебника, анализирует систему управления государством при Ярославе Мудром. Представляет свою работу в схематичной форме.
Изучив внутреннюю политику Ярослава Мудрого нам предстоит изучить внешнюю – вопрос «Отношения Руси с другими государствами».
Внешняя политика Ярослава Мудрого складывалась из военных и дипломатических действий. Большую роль играли династические браки. (3 мин)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/06/s_5bb8f895becc6/s963854_0_1.jpeg)
Закрепление учебного материала (3 мин)
- Какое толкование слова «мудрый» более всего соответствует личности князя Ярослава Владимировича?
- Назовите итоги правления Ярослава Мудрого:
- укрепление международного авторитета Киевской Руси; укрепление княжеской власти;
- развитие торговли, ремесел;
- распространение просвещения;
- издание единого сборника законов.
Домашнее задание (2 мин)
Задание № 4. Работая с четвертым пунктом ««Отношения Руси с другими государствами» § 7 учебника, заполните таблицу:
Основные направления | Цели и задачи | Основные события | Итоги |
Борьба с кочевниками | Защита от набегов кочевников | Укрепление южных рубежей Руси, строительство городов-крепостей на границе со степью. | Разбил печенегов, печенеги перестали совершать набеги на Русь. |
Северо-запад Руси | Укрепление безопасности границ | Утвердил свою власть на западных берегах Чудского озера, где проживали финно-угорские племена, построил там город Юрьев. | Расширение территорий государства. |
Отношения с Византией | Борьба за влияние, авторитет. | 1043 г. произошло последнее военное столкновение. Неудачное для Руси. | 1046 г. мирный договор Византии и Руси, скрепленный браком сына Ярослава – Всеволода с дочерью византийского императора Константина Мономаха. |