РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Равновесие на рынке достигается при равенстве величин спроса и предложения.
Графически равновесию соответствует точка пересечения кривых спроса и предложения.
P
D
S
Точка Е (Ре, Q е) называется точкой равновесия, а соответствующие
цена Ре и объем продаж Q е равновесными
E
P e
Q
Qe
- Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие
- Сдвиг кривой спроса может быть в двух направлениях: увеличения и уменьшения спроса (кривые D 1 и D 2 соответственно)
В краткосрочном периоде при неизменном предложении спроса приводит к увеличению и цены, и объема продаж. Падение спроса вызывает снижение и цены, и объема продаж
S
D 1
D
_
D 2
Сдвиг кривой предложения При постоянном спросе рост предложения приводит к снижению цены, но к повышению объема продаж. Уменьшение предложения вызывает рост цены одновременно с сокращением продаж.
P
S
S 2
P +
S 1
P 0
P-
Q
Q 0
Q-
Q +
Одновременное изменение спроса и предложения
«-» уменьшение величины соответствующей характеристики рынка
«+» возрастание величины соответствующей характеристики рынка
P
S
D
2
P+
1
Q+
Q-
3
P-
4
Q
Прямое вмешательство государства
- Установление фиксированных цен
- Установление предельных цен
Косвенное вмешательство:
- Изменяя некоторые налоги (налог с продаж, НДС), воздействуя на предложение
- Вводя дотации производителям, увеличивая спрос
- Управляя запасами в то время, когда товар относительно дешев, гос.учреждения могут накапливать его запасы, делая закупки на рынке, а в период повышения цен – расходовать
- Осуществляет валютное регулирование (налог на импорт тем самым стимулируя экспорт)
Избыточное предложение
Установление минимальной цены приводит к образованию избыточного предложения: при цене Р d объем продаж составит Q d , тогда как величина предложения будет равна Q s . Разность между Q s и Q d составит избыточное предложение.
S
D
Pd
Pe
d, e, s Q
Неудовлетворенный (избыточный) спрос
Появляется, если предельно высокая цена столь низка (ниже равновесной цены), что величина спроса превышает величину предложения и возникает товарный дефицит.
P d,e
D
S
Q s,e,d
Взаимосвязь рынков взаимодополняющих (сопутствующий) благ
Увеличение цены на один товар или услугу при неизменной кривой спроса ведет к падению величины спроса на него. В результате снижается спрос на дополнительный товар и соответственно уменьшается его цена .
Р
P
Рынок товара Т2
Рынок товар Т1
1
4
2, 3
Q
Q
Q 2
Q 1
Q
1 .Цена на товар Т1 возросла
2.Величина спроса на него снизилась
3. Объем продаж, скорее всего , упал
4. Спрос на товар Т2 снизился
Взаимосвязь рынков и взаимозаменяемых товаров
Механизм взаимодействия
рынков взаимозаменяемых
товаров
1. Цена авиабилетов увел.
2. Кол-во авиапассажиров
Уменьшилось
3 . Спрос на ж/д билеты вырос
4. Кол-во ж/д пассажиров
Увеличилось
5 . Цена ж/д билетов не поднялась
Р
3
1
5
4
2
Излишек потребителя
Потребительский излишек – это разница между
максимальной ценой , которую потребитель готов заплатить
за определенное количество товара, и той реальной ценой
которую он заплатил фактически
ПРИМЕР:
Допустим, идя на рынок мы собираемся купить
3 кг . яблок и считаем что 5 руб . за кг. предельно высокая
Мы покупаем хорошие яблоки по 4 руб . за кг.
Тогда мы будем считать что сохранили 1 руб . на каждый кг.,
тогда общая наша выгода составит 3 руб .
Эта сумма и будет называться
потребительским излишком
Излишек производителя
Излишек производителя – это разность между тем,
что производители фактически получают за единицу
товара и тем минимум, который они готовы за него
получить
S
D