СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рыночное равновесие

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закон спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие

Просмотр содержимого документа
«Рыночное равновесие»

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ Равновесие на рынке достигается при равенстве величин спроса и предложения. Графически равновесию соответствует точка пересечения кривых спроса и предложения. P D S Точка Е (Ре, Q е) называется точкой равновесия, а соответствующие  цена Ре и объем продаж Q е равновесными E P e Q Qe

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Равновесие на рынке достигается при равенстве величин спроса и предложения.

Графически равновесию соответствует точка пересечения кривых спроса и предложения.

P

D

S

Точка Е (Ре, Q е) называется точкой равновесия, а соответствующие

цена Ре и объем продаж Q е равновесными

E

P e

Q

Qe

Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие Сдвиг кривой спроса  может быть в двух направлениях: увеличения и уменьшения спроса (кривые D 1  и D 2  соответственно)  В краткосрочном периоде при неизменном предложении спроса приводит к увеличению и цены, и объема продаж. Падение спроса вызывает снижение и цены, и объема продаж S D 1 D _ D 2
  • Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие
  • Сдвиг кривой спроса может быть в двух направлениях: увеличения и уменьшения спроса (кривые D 1 и D 2 соответственно)

В краткосрочном периоде при неизменном предложении спроса приводит к увеличению и цены, и объема продаж. Падение спроса вызывает снижение и цены, и объема продаж

S

D 1

D

_

D 2

Сдвиг кривой предложения   При постоянном спросе рост предложения приводит к снижению цены, но к повышению объема продаж. Уменьшение предложения вызывает рост цены одновременно с сокращением продаж. P S S 2 P + S 1 P 0 P- Q Q 0 Q- Q +

Сдвиг кривой предложения При постоянном спросе рост предложения приводит к снижению цены, но к повышению объема продаж. Уменьшение предложения вызывает рост цены одновременно с сокращением продаж.

P

S

S 2

P +

S 1

P 0

P-

Q

Q 0

Q-

Q +

Одновременное изменение спроса и предложения «-» уменьшение величины соответствующей характеристики рынка «+» возрастание величины соответствующей характеристики рынка P S D 2 P+ 1 Q+ Q- 3 P- 4 Q

Одновременное изменение спроса и предложения

«-» уменьшение величины соответствующей характеристики рынка

«+» возрастание величины соответствующей характеристики рынка

P

S

D

2

P+

1

Q+

Q-

3

P-

4

Q

Прямое вмешательство государства Установление фиксированных цен Установление предельных цен

Прямое вмешательство государства

  • Установление фиксированных цен
  • Установление предельных цен
Косвенное вмешательство: Изменяя некоторые налоги (налог с продаж, НДС), воздействуя на предложение Вводя дотации производителям, увеличивая спрос Управляя запасами в то время, когда товар относительно дешев, гос.учреждения могут накапливать его запасы, делая закупки на рынке, а в период повышения цен – расходовать Осуществляет валютное регулирование (налог на импорт тем самым стимулируя экспорт)

Косвенное вмешательство:

  • Изменяя некоторые налоги (налог с продаж, НДС), воздействуя на предложение
  • Вводя дотации производителям, увеличивая спрос
  • Управляя запасами в то время, когда товар относительно дешев, гос.учреждения могут накапливать его запасы, делая закупки на рынке, а в период повышения цен – расходовать
  • Осуществляет валютное регулирование (налог на импорт тем самым стимулируя экспорт)
Избыточное предложение Установление минимальной цены приводит к образованию избыточного предложения: при цене Р d  объем продаж составит Q d , тогда как величина предложения будет равна  Q s . Разность между Q s и  Q d  составит избыточное предложение. S D Pd Pe d, e, s Q

Избыточное предложение

Установление минимальной цены приводит к образованию избыточного предложения: при цене Р d объем продаж составит Q d , тогда как величина предложения будет равна Q s . Разность между Q s и Q d составит избыточное предложение.

S

D

Pd

Pe

d, e, s Q

Неудовлетворенный (избыточный) спрос Появляется, если предельно высокая цена столь низка (ниже равновесной цены), что величина спроса превышает величину предложения и возникает товарный дефицит.  P d,e D S Q s,e,d

Неудовлетворенный (избыточный) спрос

Появляется, если предельно высокая цена столь низка (ниже равновесной цены), что величина спроса превышает величину предложения и возникает товарный дефицит.

P d,e

D

S

Q s,e,d

Взаимосвязь рынков взаимодополняющих (сопутствующий) благ Увеличение цены на один товар или услугу при неизменной кривой спроса ведет к падению величины спроса на него. В результате снижается спрос на дополнительный товар и соответственно уменьшается его цена . Р P Рынок товара Т2 Рынок товар Т1 1 4 2, 3 Q Q Q 2 Q 1 Q 1 .Цена на товар Т1 возросла 2.Величина спроса на него снизилась 3. Объем продаж, скорее всего , упал 4. Спрос на товар Т2 снизился

Взаимосвязь рынков взаимодополняющих (сопутствующий) благ

Увеличение цены на один товар или услугу при неизменной кривой спроса ведет к падению величины спроса на него. В результате снижается спрос на дополнительный товар и соответственно уменьшается его цена .

Р

P

Рынок товара Т2

Рынок товар Т1

1

4

2, 3

Q

Q

Q 2

Q 1

Q

1 .Цена на товар Т1 возросла

2.Величина спроса на него снизилась

3. Объем продаж, скорее всего , упал

4. Спрос на товар Т2 снизился

Взаимосвязь рынков и взаимозаменяемых товаров Механизм взаимодействия рынков взаимозаменяемых товаров 1. Цена авиабилетов увел. 2. Кол-во авиапассажиров Уменьшилось 3 . Спрос на ж/д билеты вырос 4. Кол-во ж/д пассажиров Увеличилось 5 . Цена ж/д билетов не поднялась Р 3 1 5 4 2

Взаимосвязь рынков и взаимозаменяемых товаров

Механизм взаимодействия

рынков взаимозаменяемых

товаров

1. Цена авиабилетов увел.

2. Кол-во авиапассажиров

Уменьшилось

3 . Спрос на ж/д билеты вырос

4. Кол-во ж/д пассажиров

Увеличилось

5 . Цена ж/д билетов не поднялась

Р

3

1

5

4

2

Излишек потребителя Потребительский излишек – это разница между максимальной ценой , которую потребитель готов заплатить  за определенное количество товара, и той реальной ценой  которую он заплатил фактически ПРИМЕР: Допустим, идя на рынок мы собираемся купить 3 кг . яблок и считаем что 5 руб . за кг. предельно высокая Мы покупаем хорошие яблоки по 4 руб . за кг. Тогда мы будем считать что сохранили 1 руб . на каждый кг.,  тогда общая наша выгода составит 3 руб . Эта сумма и будет называться  потребительским излишком

Излишек потребителя

Потребительский излишек – это разница между

максимальной ценой , которую потребитель готов заплатить

за определенное количество товара, и той реальной ценой

которую он заплатил фактически

ПРИМЕР:

Допустим, идя на рынок мы собираемся купить

3 кг . яблок и считаем что 5 руб . за кг. предельно высокая

Мы покупаем хорошие яблоки по 4 руб . за кг.

Тогда мы будем считать что сохранили 1 руб . на каждый кг.,

тогда общая наша выгода составит 3 руб .

Эта сумма и будет называться

потребительским излишком

Излишек производителя Излишек производителя – это разность между тем,  что производители фактически получают за единицу  товара и тем минимум, который они готовы за него получить S D

Излишек производителя

Излишек производителя – это разность между тем,

что производители фактически получают за единицу

товара и тем минимум, который они готовы за него

получить

S

D


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!