СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рынок образовательных услуг

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рынок образовательных услуг

Просмотр содержимого документа
«Рынок образовательных услуг»

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САРАТОВСКИЙ национальный исследовательский
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»





Кафедра логопедии и психолингвистики









Рынок образовательных услуг

РЕФЕРАТ




Студентки 1 курса 172 группы

направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Логопедия»

факультета психолого-педагогического и специального образования

Колесниковой Анастасии Витальевны









Проверил

к. п. н. доцент ______________________ Е.В. Ислентьева




Саратов 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

1. Понятие и специфика рынка образовательных услуг. ………………...…………..…4

2. Классификация образовательных услуг ……………………………………….……..6

3. Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг……………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..16

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время происходит модернизация системы образования в целом и высшего образования в частности. В условиях общественных социально-экономических трансформаций происходит изменение и совершенствование сферы образовательных услуг, которая является частью экономики страны. В современной экономической теории это означает, что вне рынка образовательных услуг невозможно реализовывать задачи образовательной политики и создания механизмов, обеспечивающих развитие высших учебных заведений.

Рынок образовательных услуг выступает теперь неотъемлемым элементом рыночной экономики. Создание механизмов, которые обеспечивают развитие высших учебных заведений, также тесно связано с экономическими аспектами образовательного процесса. На сегодняшний день рынок образовательных услуг – это крупная народнохозяйственная сфера. В этой сфере создается часть национального богатства. При этом образование отражает вложения в «человеческий капитал». Система образования РФ включает более 2 млн. студентов профессионального образования и около 5 млн. студентов в высшем образовании, которые обучаются в почти 90 тыс. образовательных организациях.

На сегодняшний день существует необходимость создания такого единого образовательного пространства, которое позволило бы обеспечить возможность сравнимости квалификаций в сфере высшего профессионального образования. Требуется построение системы непрерывного профессионального образования, повышение качества образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда, усиление процессов вертикальной интеграции и др.

Понятие рынка образовательных услуг давно изучается в научных исследованиях (А.А. Волкова, Н.Ю. Егорова, И.В. Липсиц, И.А. Петиненко и др.). Среди зарубежных авторов, оставивших свой след в изучении аспектов рынка образовательных услуг, можно назвать таких, как Д. Адам, Л. Болтон, М. Кэмпбелл и др.

1. Понятие и специфика рынка образовательных услуг

Рынок образовательных услуг – это система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем.

Основными субъектами рынка образовательных услуг являются: государство, персонал образовательных услуг, учащиеся, студенты, слушатели, посредники.

В современной литературе даются разнообразные определения понятию «образовательная услуга». Так, по мнению А.О. Ченцова, образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося, в свою очередь, разновидностью научного труда.

Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт - это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг.

Под образовательной услугой И.Б. Романова понимает «трудовую деятельность экономической единицы, направленную на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании, осуществляемая с предварительного согласия данного субъекта».

Таким образом, образовательная услуга – это образовательный продукт, образующий взаимодействие сторон производителя данного продукта и его непосредственного потребителя, с целью удовлетворения личных и общественных потребностей.

Образовательные услуги можно классифицировать следующим образом:

  1. по срокам оказания: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

  2. по способу оплаты за обучения: за счет бюджетных средств, платные, частичное возмещение затрат;

  3. в зависимости от достижения обучающегося установленных образовательных уровней: получения документа установленного образца, без получения документа.

Для более полного понятия сущности рынка образовательных услуг необходимо рассмотреть его функции:

  1. обеспечение воспроизводства квалифицированных кадров в экономике;

  2. установление пропорций между подготовкой профессиональных кадров и их использованием на рынке труда;

  3. регулирование спроса и предложения на образовательные услуги;

  4. ценообразование на рынке образовательных услуг;

  5. создание условий для конкурентоспособности образовательных услуг и дифференциации их производителей;

  6. формирование научно-технического интеллектуального потенциала общества;

  7. удовлетворение специфических потребностей людей в культурном и личностном саморазвитии.

Эффективное выполнение рынком образовательных услуг своих функций является залогом развития экономики и общество в целом.

Именно функции рынка образовательных услуг определяют и его структуру.

Структура рынка образовательных услуг РФ включает:

– учреждения, предоставляющие услуги образования;

– потребителей (пользователей) образовательных услуг вузов (частные лица, организации и предприятия различных форм собственности);

– инфраструктуру рынка;

– государственные и негосударственные контролирующие органы (аккредитация и лицензирование образовательных учреждений);

– поставщиков ресурсов для образовательных услуг;

– общественные институты и общественные организации, осуществляющие продвижение образовательных услуг на рынке.

В Законе РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. образование определяется как «общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности».

Право на образование - является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Главной задачей любого государства является обеспечение права на получение высшего образования путем предоставления равных стартовых возможностей гражданам и создания организационно-правовых, социальных и финансово-экономических условий для развития системы образования.

Следовательно, каждый гражданин РФ является потенциальным потребителем образовательных услуг, как бесплатных, бюджетных (закрепленных Конституцией РФ), так и платных, предлагаемых различными коммерческими субъектами рынка сферы образования.

2. Классификация образовательных услуг

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугам относятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. 

Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. Реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

Изучение всего объема предметов основной программы является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам и отражают особенности данного образовательного учреждения или региона. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является «более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества».

К первой группе относят следующие виды программ:

  • дошкольного образования;

  • начального общего образования;

  • основного общего образования;

  • среднего (полного) общего образования.

Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных учреждений «по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности».

Вторую группу образовательных программ составляют:

– программы начального профессионального образования - имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;

– программы среднего профессионального образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;

– программы высшего профессионального образования, освоение которых необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах. Данные программы реализуются в высших учебных заведениях: университетах, академиях и институтах;

– программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.

Образовательные программы могут предоставляться образовательными учреждениями в следующих формах:

– очной;

– очно-заочной (вечерней);

– заочной.

Допускается также сочетание различных форм получения образования. Стоит отметить, что получение ряда профессий и специальностей в вечерней и заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).

Помимо классификации, данной в Законе РФ «Об образовании», можно выделить следующие виды образовательных услуг.

По длительности предоставления:

– долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.);

– среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.);

– краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).

Важно отметить, что согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:

– государственными;

– муниципальными;

– негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

В зависимости от того, к какому из вышеперечисленных типов относится образовательное учреждение, по-разному регулируется сфера предоставления им платных образовательных услуг. Так в ст. 45 Закона РФ «Об образовании» сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждения вправе оказывать платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами». Виды платных образовательных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в своем уставе. Согласно законодательству доход от указанной деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения за вычетом доли учредителя должен реинвестируется в него же.

Предоставление платных образовательных услуг негосударственными образовательными учреждениями регламентируется ст. 46 Закона РФ «Об образовании»: «негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов». Подобная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование. Негосударственное образовательное учреждение, реализуя свое право, заключает письменный договор с обучающимся (или его родителями), в котором определяются уровень образования, сроки обучения, размер платы, права, обязанность и ответственность сторон и т. д.

Как уже было сказано выше как общеобразовательные, так и профессиональные программы могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах дополнительного образования.

В комментариях к Закону РФ «Об образовании» находим определение дополнительной образовательной услуги - «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных образовательных программ государственных образовательных стандартов».

Согласно Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и т.п.

Дополнительное образование осуществляется посредством ряда образовательных программ, выходящих за пределы основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации предусматривается в рамках каждого из четырех уровней профессионального образования.

Важно также отметить, что система дополнительного профессионального образования рассматривается как часть системы образования взрослых. Основная особенность этой системы определяется тем, что ее контингент составляют взрослые люди, как правило, сочетающие учебу с работой, имеющие общее или высшее образование. В связи с этим образовательный процесс в сфере дополнительного образования имеет ряд отличительных особенностей. К их числу относятся: потребность в обосновании (смысле), осознание назревшей необходимости обучения, практическая направленность, потребность в самостоятельности, использование жизненного опыта и др.

3. Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг

Маркетинг услуг в области образования позволяет определять и планировать внебюджетные доходы соответствующих структур, разрабатывать адекватную стратегию действий для расширения как сферы потребления, так и контингента потребителей. Однако метод определения цены образовательных услуг не позволяет проанализировать две основные составляющие данного сегмента рынка - спрос, диктуемый потребителями, и предложение со стороны образовательных учреждений различных уровней.

Спрос на данный вид услуг формируется со стороны их потребителей - конкретных индивидов, учреждений, организаций и различных хозяйствующих субъектов. Например, корпоративные программы обучения для многих современных компаний становятся неотъемлемым элементом их эффективной деятельности.

Спрос на образовательные услуги отличается от спроса других благ постоянной востребованностью, обусловленной необходимостью получения субъектами общего и профессионального образования различных уровней. Рынок знаний имеет цикличность, связанную с демографическими сдвигами в национальной экономике. В России наблюдается тенденция снижения рождаемости и рост смертности, что, безусловно, сказывается на рынке образовательных услуг. Вместе с тем, имеет место рост потребностей в более качественных и современных образовательных услугах. Так, очевидной тенденцией стало получение второго высшего образования и развитие интерактивных форм обучения.

Спрос на рынке образовательных услуг особенно подвержен влиянию вкусов, запросов и предпочтений потребителей. Это связано с тем, что непосредственные потребители на этом рынке - дети в возрасте 6-7 лет и подростки в 14-15 лет не самостоятельны в своем выборе. Его осуществляют их родители и родственники. Более независимы и индивидуальны в своем выборе абитуриенты 16-17 лет, но их выбор обязательно должен согласовываться с финансовыми возможностями родителей. Происходит выбор между субъективными стремлениями индивидов получить то или иное образование и рациональными подходами к решению этой проблемы со стороны более старшего поколения.

Выбор образовательного учреждения определяется не только способностями и желаниями субъекта, но и его доступностью по местонахождению, уровню цен на предоставляемые услуги, возможностями найти в дальнейшем работу по выбираемой специальности и даже таким фактором, как связи родителей или родственников в образовательной среде. Конечно, в отдельных случаях желание получить образование в конкретном учебном заведении становится целью жизнедеятельности субъекта и при определенных усилиях (многократным попыткам поступления) оно может быть реализовано, но чаще всего субъект при существующем многообразии учебных заведений останавливает свой выбор на том из них, обучение в котором для него наиболее доступно при учете всех известных факторов, определяющих его выбор.

Спрос, а, соответственно, и цена на образовательные услуги зависят от широты выбора взаимодополняемых услуг. В качестве таковых в школах выступают группы продленного дня, факультативные занятия, семинары, проводимые по специально разработанным программам с привлечением вузовских преподавателей. В высших учебных заведениях к числу таких услуг можно отнести изучение второго или третьего иностранного языка, курсы по выбору, получение второго дополнительного образования, переподготовку и переквалификацию.

В престижных зарубежных учебных заведениях, дается не столько образование, сколько светское воспитание, включающее этикет, знание национальных традиций и общемировой культуры, обучение популярным видам спорта, включая конный, серфинг и т.д. Все это в комплексе и определяет высокие цены на образовательные услуги в данных учреждениях.

Отметим, что цена на образовательные услуги для отдельных групп потребителей не имеет значение. Если финансовое положение потребителей образовательных услуг позволяет им обучаться на коммерческой основе, то при прочих равных условиях (цена, специальность, профессия, форма обучения) выбор будет сделан в пользу той образовательной структуры, услуги которой потребитель считает для себя полезными, наиболее полно удовлетворяющими его потребности и предпочтения.

На рынке образовательных услуг спрос не обнаруживает столь явной обратной зависимости от уровня цен, более того, при росте стоимости образования скорее наблюдается увеличение спроса. Подтверждением этому является высокий и постоянно растущий спрос на образовательные услуги столичных вузов. Сегодня имеет место достаточно стабильный или даже расширяющийся спрос на экономические и юридические образовательные услуги при постоянном росте цен на них. Однозначно проявляется «эффект Гиффена» - увеличение спроса при росте цен, но наиболее очевиден он на монопольном рынке образовательных услуг, отличающихся своей уникальностью.

Важным фактором спроса в данном сегменте рынка, определяющим цену услуг, являются доходы потребителей и их потребительские ожидания. Можно утверждать, что если сегодня в системе ценностей образование занимает одно из ведущих мест, то потребительские ожидания в связи с получением образования, его повышением или переквалификацией становятся определяющим фактором, а вовсе не доходы стремящихся к образованию потребителей. «Рост» последних достигается различными способами: взятием кредита на образование, помощью родственников, собственным трудоустройством.

В развитых странах сложилась система кредитования образовательных услуг, и она достаточно успешно функционирует, делая эти услуги доступными для различных групп населения. В России эти процессы находятся в стадии становления. К сожалению, в действующем Законе РФ «Об образовании» данные формы регулирования образовательных услуг не учтены.

Предложение на рынке образовательных услуг формируют различные образовательные структуры ‑ государственные и муниципальные, а также негосударственные образовательные организации (частные, учреждения общественных и религиозных организаций). Объем, качество, дифференциация предоставляемых услуг являются прерогативой образовательных структур, определяемой на основе государственных образовательных стандартов. Последние устанавливают обязательный минимум содержания основных учебных программ, максимальный объем нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Отметим, что предложение на рынке образовательных услуг зависит от сложившегося уровня рыночных цен и его динамики. При положительной динамике предложение услуг расширяется. В настоящее время предпринимательство, связанное с образовательными процессами и технологиями, считается одним из наиболее прибыльных и перспективных.

Предложение образовательных услуг при всем их многообразии не так динамично, как спрос на них. Для рынка этих услуг характерно постоянное неравновесное состояние. Их рост определяет разрыв (степень несоответствия) спроса и предложения, что каждый год количественно подтверждается конкурсом среди поступающих, их числом на одно вакантное место. Отметим, что конкурсы стали характерны не только для высших и средних профессиональных учебных заведений, но и для общих средних образовательных учреждений (школ, гимназий и т.п.), что связано с ростом спроса на услуги конкретных образовательных структур.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок образовательных услуг – это система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем.

Основными субъектами рынка образовательных услуг являются: государство, персонал образовательных услуг, учащиеся, студенты, слушатели, посредники.

Каждый гражданин РФ является потенциальным потребителем образовательных услуг, как бесплатных, бюджетных (закрепленных Конституцией РФ), так и платных, предлагаемых различными коммерческими субъектами рынка сферы образования.

Эффективное выполнение рынком образовательных услуг своих функций является залогом развития экономики и общество в целом.

Именно функции рынка образовательных услуг определяют и его структуру.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугам относятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. 

Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу.

Маркетинг услуг в области образования позволяет определять и планировать внебюджетные доходы соответствующих структур, разрабатывать адекватную стратегию действий для расширения как сферы потребления, так и контингента потребителей.

Продвижение образовательных услуг на рынке имеет ряд характерных особенностей, обусловленных спецификой самой образовательной услуги, а также всей сферы образования в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования / С.А. Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 424 с

  2. Валиев Ш.З. Рынок образовательных услуг: теоретические аспекты / Ш.З. Валиев, В.И. Сухочев. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008. - 84 с.

  3. Галайда, О. В. Образовательные услуги в мировой экономике / О.В. Галайда. - Москва: Мир, 2014. - С.184

  4. Сагинова О. В. Природа и характеристики образовательных услуг:// Маркетинг. — 2005. — №3 (82). — С. 63

  5. https://studref.com/625808/ekonomika/rynok_obrazovatelnyh_uslug_osobennosti



Подпись студента ______________________ Ф. И. О.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!