СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рзвитие речи: сочинение загадок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с загадкой, её художественными особенностями, учить сочинять загадки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Рзвитие речи: сочинение загадок.



Тип урока: ОНЗ



Основные цели:

  • познакомить учащихся с загадкой, её художественными особенностями, учить сочинять загадки;

  • воспитывать любовь к народному творчеству, развивать бережное отношение к животным, развивать зрительную память, наблюдательность;

  • развивать творческое мышление учащихся;

  • умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе эталона.



Раздаточный материал:



  • карточки с заданием «подберите родственные слова к слову «загадка»;

  • загадки;

  • карточки с признаками для составления загадок о еже.



Ход урока



  1. Мотивация к учебной деятельности.



  1. Приветствие.



Учитель:

- Ребята, отгадайте загадку: (СЛАЙД № 1)

Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка.

По дорожке той ползёт

Весь обоз с собой везёт.

Дети:

- Паровоз.

Учитель:

- Ребята, а как паровоз шумит?

Дети:

- Чух-чух-чух.



  1. Упражнение на дыхание.



Учитель:

- Чтобы вы хорошо работали на уроке, мы с вами проведём упражнение на дыхание. Представим, что мы паровозики. Вдохнули, на выдохе произнесли: чух-чух-чух. Начнём тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.

- Молодцы!



Учитель:

- Ребята, прочитайте текст: (СЛАЙД № 2)

Паровоз без колёс.

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошёл?

Прямо по морю пошёл!

- Что это? Отгадайте эту загадку. Как вы догадались?

- Прочитаем её выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, с разной интонацией.

- Как мы прочитаем первую строчку? (с удивлением) Попробуйте, не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы усилим удивление.

- Какое это предложение по цели высказывания?

- По интонации?

- Как прочитаем вторую строчку? (с восхищением) Прочитайте.

- Какое это предложение по интонации? (восклицательное)

- Как прочитаем третью строчку? (вопросительно-насмешливым тоном) Прочитайте.

- И четвёртую строчку? (восхищаясь и удивляясь) Прочитайте.

- Какое это предложение по цели высказывания?

- Прочитаем всю загадку хором.

- Кто лучше прочитает?

- Молодцы, ребята!

Учитель:

- Ребята, я не случайно начала урок с загадок. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами на уроке говорить? (о загадках)

- Да, мы сегодня отправимся в удивительный мир загадок. Познакомимся с тем, как «устроена» загадка, будем учиться сочинять загадки.

- Сегодня мы обязательно откроем ещё одно новое знание.

- Как вы это будете делать?

- Выясним, что мы не знаем, сами откроем новое знание.

- Какое качество вам поможет в этом? (терпение)

- Желаю вам успешной работы.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии.



Учитель:

- Для того чтобы работа была успешной, повторим всё то, что мы знаем, что поможет нам открыть новое знание.

- Откройте тетради и запишите число, тему урока.

- Давайте подумаем над значением слова «Загадка».

Задание

- Подберите однокоренные слова к слову «Загадка» (работа в парах).

- Проверим ваши ответы. (СЛАЙД № 3)

- Так как вы думаете, что такое загадка? (загадка это то, что загадывают и нужно отгадать)

- Молодцы! Подберите близкие по значению слова к слову «Загадка». (секрет, тайна) (СЛАЙД № 4).

- Ребята, так что же такое загадка? (СЛАЙД № 5)

- Итак, что мы знали, повторили.

- А теперь поговорим о загадках, но задание для вас будет новое.



Задание пробного действия

- Скажите, пожалуйста, как устроена загадка, на что она похожа? (на стихотворение)

Задание: перед вами лежат загадки, почитайте их, отгадайте. Найдите среди них рифмованные и не рифмованные загадки. (СЛАЙД № 6)

- Кто не нашёл? Почему?

- В чём было затруднение? (не знали, как устроена загадка)



  1. Выявление места и причины затруднения.



- Какое задание вы должны были выполнить? (найти среди загадок рифмованные и не рифмованные)

- Почему вы испытали затруднение? (не знали признаков построения загадок)

- Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (выяснили, что не знаем)

- Что мы будем делать дальше? (построим новое знание, узнаем все признаки построения загадки)



Физкультминутка



  1. Построение проекта выхода из затруднения.



- Ребята, что описывается в загадках? (предметы или явления)

- Как описывается: коротко или подробно? (коротко)

- Но чтобы описание было таинственным, предмет не называется.

- В каком значении употреблены слова для описания предмета? (в переносном)



Задание

- Спишите загадку, напишите отгадку. (СЛАЙД № 7)

Посреди поля

Лежит зеркало.

Стекло голубое

Рама зелёная

(Озеро )

- Подчеркните слова в переносном значении зелёным карандашом

- Давайте проверим. (СЛАЙД № 8)

- Ребята, остальные слова в каком значении употреблены? (в прямом)

- Правильно, молодцы! Если бы в загадках употреблялись слова только в переносном значении, мы бы их никогда не отгадали.

- Подчеркните слова в прямом значении синей чертой, подчеркивающие признак загадываемого предмета.

- Давайте проверим! (СЛАЙД № 9)

- На что похожа загадка: на стихотворение или рассказ? (стихотворение)

- Прочитайте последние слова третьей и четвёртой строчек первой загадки. Чем он похожи? (они созвучны)

- Как называется созвучие последних слов в строке? (рифма) (СЛАЙД № 10)

-Теперь давайте попробуем ответить, все ли загадки рифмованные? (СЛАЙД № 11)

- Прочитайте нерифмованные загадки, почему эти загадки нерифмованные? (нет созвучия концов срок)

- Итак, давайте повторим признаки загадки (краткость, рифма)

- Ребята, какое новое знание вы сегодня открыли? (узнали признаки загадки)

- Где нам это знание пригодиться? (в составлении загадок)

  1. Закрепление и включение в систему знаний.



- Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика.

- Какой он по форме? (спинка продолговатая) (СЛАЙД № 12)

- По цвету? (серый, коричневый) (СЛАЙД №13)

- Какая у него мордочка? (удлинённая) (СЛАЙД № 14)

- Ножки? (коротенькие) (СЛАЙД № 15)

- Чем покрыта спинка? (иголками)

- Какие у него повадки? (сворачивается в клубочек) (СЛАЙД № 16)

- Где он живёт? (в лесу) (СЛАЙД № 17)

- Чем питается? (яблоками (СЛАЙД № 18), грибами (СЛАЙД № 18+))

- На что похож ёж? (на кактус, на игольницу с иголками, на колючий клубок, словно елка) (СЛАЙД № 19)



Задание

- Подберите слова, обозначающие действия ежа (катиться, бежит, шуршит, пыхтит, фырчит)

- Давайте придумаем рифмы для загадки про ежа (катиться – прячется, комочек – клубочек, бежит – шуршит, по дорожке - на ножках)

- Молодцы!



Прослушивание записи песни про ежа. (СЛАЙД № 20)



Задание

- Сочините свои загадки про ёжика. (работа в группах)

- Всё то, о чём мы говорили, то есть признаки ежа, на что похож еж, действия ежа я зафиксировала в памятках-помощниках. Они вам помогут в сочинении загадок о ёжике. (выслушиваем загадки детей)

Проверка по эталону. (СЛАЙД № 21,21+)

  1. Рефлексия учебной деятельности.



- Чтобы закончить наш урок, подведём итог нашей работы.

- У вас у всех есть цветные ладошки: зелёная сторона – положительный ответ, красная – отрицательный.

- Я знаю, что такое загадка. (СЛАЙД № 22)

- Я зная признаки построения загадки. (СЛАЙД № 22+)

- Я сегодня был в учебной деятельности. (СЛАЙД № 22+)

- Я сегодня был терпелив. (СЛАЙД № 22+)

- Я доволен своей работой на уроке. (СЛАЙД № 22+)



  1. Домашнее задание.

- Сочините загадку о любом животном, нарисуйте к ней отгадку. (СЛАЙД № 23)

Просмотр содержимого презентации
«Презентация урока»

Еду в нем на верхней полке К морю, к солнышку, на юг. А колеса без умолку: Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Еду в нем на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колеса без умолку:

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Паровоз без колес. Вот так чудо – паровоз! Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошел!

Паровоз без колес.

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

Гадать Загадывать Загадка Отгадка Гадалка Отгадать

Гадать

Загадывать

Загадка

Отгадка

Гадалка

Отгадать

Лежало одеяло, Мягкое, белое. Солнце припекло, Одеяло потекло. Большой подсолнух в небе. Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет.  Круглый бок, желтый бок. Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко. Что же это? Не король, а в короне, Не гусар, а при шпорах, На часы не глядит, А время знает.

Лежало одеяло,

Мягкое, белое.

Солнце припекло,

Одеяло потекло.

Большой подсолнух в небе.

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет.

Круглый бок, желтый бок.

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не глядит,

А время знает.

Лежало одеяло, Мягкое, белое. Солнце припекло, Одеяло потекло. Большой подсолнух в небе. Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет.  Круглый бок, желтый бок. Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко. Что же это? Не король, а в короне, Не гусар, а при шпорах, На часы не глядит, А время знает.

Лежало одеяло,

Мягкое, белое.

Солнце припекло,

Одеяло потекло.

Большой подсолнух в небе.

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет.

Круглый бок, желтый бок.

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не глядит,

А время знает.

Я ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ ЗАГАДКА. Я ЗНАЮ ПРИЗНАКИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАГАДКИ. В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ У МЕНЯ  ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. Я СЕГОДНЯ БЫЛ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Я СЕГОДНЯ БЫЛ ТЕРПЕЛИВ.

Я ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ ЗАГАДКА.

Я ЗНАЮ ПРИЗНАКИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАГАДКИ.

В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ У МЕНЯ

ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ.

Я СЕГОДНЯ БЫЛ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Я СЕГОДНЯ БЫЛ ТЕРПЕЛИВ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!