СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. а. есенин: судьба, личность, творчество. тема родины в лирике поэта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложность и драматизм жизненного и творческого пути поэта. Отражение судьбы страны в творчестве Сергея Александровича Есенина.

Просмотр содержимого документа
«С. а. есенин: судьба, личность, творчество. тема родины в лирике поэта»

Учитель русского языка и литературы Кучер Екатерина Павловна. Урок по творчеству С.А. Есенина. 2019 год.


С. А. ЕСЕНИН: СУДЬБА, ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО. ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ ПОЭТА


Цели: ознакомить обучающихся с основными этапами жизни и твор­чества С. А. Есенина; раскрыть сложность и драматизм его жизненного и творческого пути: показать, как в лирике поэта раскрывается тема Родины; попытаться понять художественный мир поэта; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; содействовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения к поэтическому слову, любви к Родине.

Оборудование: тексты стихотворений С. А. Есенина, портрет поэта, иллюстрации к стихотворениям, аудио и видеозаписи материалов по творчеству С.Есенина. романсов раздаточный материал, репродукция картины К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня».


Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.


Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве С. А. Есенина, об осо­бенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта о Родине, раскрывая их художественное своеобразие; умеют определять особен­ности поэтики стихотворений С. А. Есенина, выявлять бо­гатство поэтического языка как характерную особенность произведений Есенина (цветопись, сквозные образы).

Моя поэзия жива одной любовью - любовью к Родине.

С.А. Есенин.

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими

пригоршнями сокровищ его души.

А. Н. Толстой

ХОД УРОКА


  1. Организационный этап

Учитель. Читает эпиграф – слова С.А. Есенина: «Моя поэзия жива одной большой любовью - любовью к Родине». Так сказал о родине Сергей Александрович Есенин, больший русский поэт. К сегодняшнему уроку вы готовили материал о жизни С.А. Есенина, учили его стихотворения. Итак, темой нашего сегодняшнего урока будет творчество С.А.Есенина. Судьба и личность великого национального поэта России. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Запись темы урока.


Целеполагание.

Достоевский говорил, что «человек самосочиняется». И поэт, конечно же, сочиняет не только стихи, и прозаик пишет не только прозу. Но настоящий писатель пишет и свою жизнь. Иногда пишет очень тяжело, кровью. Такое случилось с Сергеем Есениным. (Почему?) Как бы вы сформулировали, исходя из этого, цель нашего урока? Раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути поэта: показать, как в лирике Сергея Есенина раскрывается тема Родины. (Как судьба страны отразилась в творчестве С. Есенина)

Говоря об этом, мы неизбежно будем говорить о времени, в котором жил и творил поэт.


II. Актуализация опорных знаний

  1. Литературная викторина «Вспоминая изученное...» (по стихотворениям С. А. Есенина, изученным в предыдущих классах)

  • Назовите стихотворение, в котором утверждается, что дорога может спать и мечтать, размышлять о будущем. («Нивы сжиты, рощи голы...».)

  • В этом стихотворении хвойное дерево сравнивается с пожилой женщиной. Пороша».)

  • Как называется стихотворение о дружбе душистого кустарника и ручейка, песенки ноющего? («Черёмуха»)

  • В каком стихотворении нарядная крапива утром приветствует прохожих? («С добрым утром!»)

. В каком стихотворении С. А. Есенина ракиты могут «слухать»? («Топи да болота»)

4 мин.

III. Мотивация учебной деятельности


Учитель. «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком»,— писал о поэте А. М. Горький.

Верный и любящий сын многомиллионной крестьянской России, Есенин жил её верой, чувствами и надеждами. И сила, и слабость русского крестьянства отразились в творчестве поэта, оказавшегося на рубеже двух эпох — старой и новой. Духовный облик поэта складывался под влиянием революции 1905, Февральской революции 1917 г. Сложность и противоречивость творчества Есенина могут быть объяснены только сложными обстоятельствами того исторического периода, в который он жил. Попытки понять и объяснить Есенина вне этой связи заведомо обречены на неудачу. Каков путь поэта к истокам творчества?


4. Работа над темой урока.

Просмотр фрагмента видео «Из воспоминаний Есенина о своем детстве».

1.Рефлексия. Что для вас значит Родина? Иллюстративный материал - ключевые слова урока:

Дом (деревня) Крестьянство - страна - поэт

Революция разделила эти понятия на дореволюционный и послереволюционный периоды.

2. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве С.А.Есенина.

--- Детство. Очень рано начал писать стихи.

-- Учеба. 4-х классное земское училище, учительская школа в Спас-Клепиках, 1912 год.

-- 1912 год. Приехал в Москву. Учился в народном университете Шанявского.

-- 1915 год. Петербург. Встреча с Блоком.

Творчество Первого периода:

Первые сборники «Радуница», 1916 г., «Голубень», 1918 г. С чем ассоциируются их названия?

- Своеобразие и оригинальность есенинского поэтического языка. Сплав стилевых пластов. Уникальность поэзии раннего Есенина состояла во многом в том, что он совместил крестьянскую и христианскую тему. Именно этого от него ожидали главные поэты эпохи, которую сейчас называют эпохой модернизма. Замечательный писатель и философ Дмитрий Мережковский писал, что крестьянство, может быть, и есть христианство.

3. Практическая работа. На примере ранних стихов Есенина показать своеобразие его лирики.

Стихи «Гой ты, Русь моя родная!» 1914 г.; «О Русь, малиновое поле!», 1916 г.; «Зеленая прическа».1918 г.


«Практикум начинающего литературоведа»: исследовательская работа (в группах)

  • 1-я группа. Исследователь А. А. Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов и красок...». Согласны ли вы с этим? Обоснуйте ответ примерами из изученных стихотворений.

  • 2- я группа. Найдите в текстах стихотворений, анализируемых сегодня уроке, примеры цветового изображения. Сделайте вывод о том, какие краски преобладают в стихах Есенина.

«Разбуди меня завтра рано», 1917 г. Аналитическая беседа. Какова интонация стихотворения? Почему гость дорог лирическому герою? Можно ли нарисовать портрет этого «гостя»? Образ кобылицы с красным хвостом, каково значение этого образа? Эпитеты и метафоры в стихотворении.

Презентация результатов работы: вывод наглядного материала на доску

- Характеристика есенинского творчества дореволюционного периода:

- образность

- народность

- песенность

- цветопись синий - малиновый- голубой

- звучность - радости

- богоизбранность России


Вывод. В сознании Есенина создавалось то, что называется «мифом о России». Потому что вот эта вся красота – песенная, сказочная, легендарная красота, которая его окружала – красота слова, и, конечно же, красота природы – что были настолько действенны, что миф о России, отпечатавшийся в его еще полудетском, детском сознании, остался с ним навсегда. И вот эта певучесть и наивность его стихов, и религиозные мотивы, и церковно-христианская символика, которая там присутствует, они подчеркивают главное - вот ту тему, которую можно обозначить как красота и уникальность России. «Все мое творчество - о России, Россия – главная тема моих стихов. Без этой темы я не был бы поэтом».

оссииРоРоТОЦЙВКУАЯС


Есенин вышел в первый ряд поэтов дореволюционной России. Он стал знаменитым. Он стал поэтом, которого принимает даже царская семья. «И это я, я, гражданин села, Которое тем будет знаменито ».


Второй период творчества.

Рефлексия. Что было в стране, когда ломался ее политический климат, менялся ее поэтический пейзаж? Февральская революция. Октябрьская революция. Гражданская война. Борьба за власть.

«Небо, как колокол. Месяц - язык. Мать моя. Родина! Я – большевик!»

К большевикам Есенин относился с огромным интересом. Но у Есенина были другие убеждения, крестьянские. Он сомневался, что большевики для его любимой мужицкой Руси действительно «билет в рай».

В 17 году для Есенина ненадолго наступило время утопических надежд. Он верит, что революция даст крестьянам счастливую жизнь, что на месте старой Руси возникнет страна изобилия, «Инония», мужицкий рай.

После Октября 17 года Есенин декларативно утверждает свой большевизм. В первое послереволюционное время Есенина отличает колоссальный прилив сил. Есенину хочется заявить о себе как о настоящем революционном народном поэте. Поэма «Товарищ». Его эту поэму читают как «Двенадцать» А. Блока и «Левый марш» В. Маяковского.

И лишь поняв, что «идет совсем не тот социализм» и несет не рай, а черную гибель деревни, Есенин пишет «Сорокоуст», «Кобыльи корабли» и ряд стихотворений, где называет себя «последним поэтом деревни» и пророчит свою гибель.

Дополнительный материал из «Истории России»

«Духовная жизнь в 20-е годы» (краткое сообщение, стр. 160-161; стр. 163-164). «Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С.А.Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».


В 20-ые годы Есенин создает самые сильные свои произведения. Некоторые из них представлены в тексте хрестоматии. На уроке мы обратимся к текстам поэта, которые помогут увидеть трагическое противоречие с новым веком.

Во втором периоде, чем дальше он уходил от революции, тем больше происходило отрезвление поэта от его мечтаний об осуществлении его поэтической утопии. И это сказывается в его стихах.

Параллель с «Красным конем « Петрова-Водкина. Любимый образ Есенина – конь.

К. Малевич «Скачет красная конница». Отношение Есенина к Гражданской войне «..чем с любимой поднять с земли в сумасшедшего ближнего камень»..


Поэма «Сорокоуст». Чтение отрывка. Обсуждение.

В 20-ые годы Есенин осознанно подводит итоги своей недолгой жизни и прощается с ней. Он не отделяет свою судьбу от исторической судьбы России.

«Письмо к женщине»

Стр. учебника. Стр. 75-77.

Презентация результатов работы: вывод наглядного материала на доску

- Характеристика Есенинского творчества послереволюционного периода:

- печаль

- усталость

- предчувствие конца

- примиренность

- появление цвета -черный - белый


Итак, все эти обстоятельства приводят к тому, что Есенин не чувствует себя спокойно, уютно. Он переезжает с места на место, он меняет друзей, он не хочет быть один, и он хочет быть одним.

Он уезжает в Петербург, для того чтобы освободиться от многого и может быть начать новую жизнь.

28 декабря 1925 года погибает (кадры кинохроники).

Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. Прощалась вся Москва, прощался Питер.


Но Есенин никуда не ушел из русской поэзии. Нам предстоит читать и разгадывать эту сложную поэтическую личность - Сергея Есенина.

5. Рефлексия. Подведение итогов урока. Даймонд

Поэт

талантливый, национальный

любил, творил, страдал

Есенин выразил надежды крестьянской Руси

воевала, страдала, металась

любимая, страдающая

Родина


Поэт

Большой, талантливый

творил, страдал, любил

Петь Есенин мог только в России и о России

воевала, страдала, жила

любимая, страдающая

Родина

Обобщающее слово учителя.

6. Домашнее задание.

1. Творческое задание. Выписать из разных стихотворений С. А. Есенина цитаты о любви к Родине.

2. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить чтение наизусть стихотворений Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к женщине», «Отговорила роща золотая».


Есенина поют «Не жалею, не зову, не плачу..»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!