СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С чего начинать обучение чтению?

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начиная учить читать ребёнка, нужно определить методику обучения, выбрать букварь.

Существует два разных подхода: один — зрительно-логический, второй фонетический...                                        

Просмотр содержимого документа
«С чего начинать обучение чтению?»

Консультация для родителей

С чего начинать обучение чтению?

Учитель-логопед: Орленко Н.А.

Начиная учить читать ребёнка, нужно определить методику обучения, выбрать букварь.

Существует два разных подхода: один — зрительно-логический, второй фонетический. Зрительно-логический подход обучения включает в себя следующие методики: фонемный, складовый и метод глобального чтения.

Фонемный метод. В нём главная единица чтения - буква. Все мы с вами учились по этому методу, когда дети учили буквы, потом начинали сливать в слоги, слоги в слова, а слова в предложения. В современной школе буквы А, БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ и т.д. дети давно уже не учат, а произносят [б], [в], [г], [д], как звуки.

Складовый метод. Это метод чтения по слогам. В складовой методике Зайцева используются кубики, где единица чтения – гласная + согласная (да, по, шу). Этот метод весьма успешен, потому что послоговая речь физиологична для человека. К плюсам можно отнести и то, что во время обучения задействуются все зоны мозга за счет различных способов восприятия – зрительного, осязательного и слухового. Существенный недостаток метода в том, что он рассчитан на групповое обучение, при индивидуальных занятиях эффективность метода нередко заметно снижается.

Метод глобального чтения. В этом методе единица чтения – слово. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

В случае с нормотипичными детьми мы можем предлагать любые из трёх методов обучения. У детей с синдромом Дауна и аутизмом хорошо развита зрительная память, поэтому они с легкостью освоят метод глобального чтения. Но если у ребенка есть неврологические и речевые проблемы, ему будет сложно освоить чтение. Детям – логопатам подойдет фонетический метод обучения, когда в процессе обучения развивают фонематический слух.

Фонетический метод обучения учит детей осваивать аналитико-синтетическую деятельность. Аналитика — это когда мы делим слово на составляющие, например, «дом» состоит из Д, О, М. А синтетическая деятельность, когда мы из К, О можем сложить КО.

Лев Толстой в предисловии к своей «Азбуке» и педагог Тихон Егоров (достаточно подробно были описаны механизмы формирования чтения в 50-е годы XX века) писали о важности добукварного периода. Где прорабатываются аналитические умения — выделение в устной речи слов, слогов, звуков. Дети учатся анализировать, выделять первые звуки и синтезировать их в слово. Например, из четырёх слов, из каждого слова взять первый звук и из четырех этих звуков сложить слово. Это сложная и длинная инструкция, как взрослому человеку - ребус. Первое слово РАК, второе слово УСЫ, третье слово КОЛЕСО, и четвертое слово ИВА. Получилось слово - РУКИ. Вот это то, что ребенок может сделать в устной речи до обучения чтению, а также готовить детей к тому, что они со временем будут бегло читать и понимать прочитанное. 

Какую же выбрать азбуку или букварь для обучения чтению дошкольника? Нужно выбрать самую красивую азбуку, например, художницы Марины Ханковой или азбуку с буквицами-инициалами. Есть коррекционные приемы М. Ф. Фомичевой, когда предмет похож на букву и издает такой же звук (Аня плачет ААА и у нее губы в форме А). Буквы как бы опредмечиваются. Но даже в обычных азбуках, где А — это арбуз (хотя арбуз не похож по написанию на букву «А»), дети при произнесении слова тянут первый звук «А-а-арбуз» и запоминают букву. Для детей – логопатов незаменимый помощник – Логопедический букварь Е.М. Косиновой. В нём особый порядок букв раскроет секрет «трудных» звуков.

Но главное в обучении чтению - это ждать, когда у ребенка появится интерес к чтению.



В статье использовано интервью руководителя центра «Логомед-Прогноз» О. Азовой.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!