Саша Чёрный
(1880-1932)
Настоящее имя
Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг — русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.
Это ваш слуга покорный
Он зовется «Саша Чёрный»…
Почему? Не знаю сам.
Рассказ
«Игорь-Робинзон»
(1930 год)
- Расскажите ваши впечатления от прочитанного.
- Что показалось интересным?
- Объясните, почему рассказ назван «Игорь-Робинзон».
- Кто главный герой рассказа?
Составим схему рассказа :
- Почему он решил идти на пруд? Как это его характеризует?
- В какую игру он играет?
- Какие детали на это указывают?
- Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала?
- Чем закончилась эта игра?
Составим схему рассказа :
- Как ведёт себя Игорь?
- Что делает Игорь на острове? (Пересказать и прокомментировать)
- Когда осматривает владения, что он себе представляет? (зачитать)
Игорь
Игра в адмирала
около пруда
Лодку унесло от берега и прибило к острову
Составим схему рассказа :
Представляет клад, подземные катакомбы.
Осматривает
владения
- Когда зовёт на помощь, что при этом слышит?
- Когда задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание?
Слышит, как мычит корова, лопочет индюк
Зовёт на помощь
Задумывается, размышляет, как будет ночевать
Наблюдает за осой, крысой, кроликами, думает о щуке
Составим схему рассказа :
- Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые?
- Почему автор подчёркивает, что глаза были заплаканные?
- Как спасается Игорь? Перескажите от 1-го лица.
- Как заканчивается рассказ?
- Вспомните, почему взрослые не взяли Игоря с собой? Правы ли были взрослые?
Придумывает
План
спасения.
Мечтает о ружье, об аэроплане
Сташный сон, появление пуделя
Спасение
Награда пуделю
Сопоставление образов Игоря и Васютки из рассказа «Васюткино озеро»:
- Что объединяет этих героев?
- Как ведут себя герои, оказавшись в затруднительном положении? Какие качества своего характера проявляют?
- Кому было труднее? Почему?
- Сколько времени провёл на острове Игорь, а сколько Васютка в тайге?
- Откуда черпает свои знания Игорь, а откуда Васютка?
- Как спасается Игорь, а как Васютка?
Васютка
Оказались в затруднительном положении
Игорь
Непоседливость, любознательность, наблюдательность, страх и отчаяние, желание спастись, способность к размышлениям, связь с природой, знания.
Остров на пруду недалеко от дома.
Тайга бесконечная, как море.
Почти пять суток
Несколько часов
Знания черпает и опыта взрослых, из таёжных законов
Знания черпает из книг
Спасает собака и садовник.
Сам выходит их тайги
Игра
Жизненное испытание.
Итоги урока
- Серьёзно ли автор называет своего героя Робинзоном?
- Кого можно назвать настоящим Робинзоном?
- Какова основная идея этого рассказа?
Какие пословицы передают основную идею рассказа?
На бога надейся, а сам не плошай.
С книгой жить – век не тужить.
Воля и труд дивные всходы дают.
Где хотенье, там и уменье.
Терпенье и труд всё перетрут.
Бояться несчастья и счастья не видать.
Важна смелость, да нужна и умелость.
Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
Кто мечтает о победе, тот не думает о страхе.
Кто смел, тот и цел.
Под лежачий камень вода не течёт.
Кто не рискует, тот не выигрывает.
Кто хочет, тот и может.
Рефл е ксия:
- Мне было легко
выполнять…
- Я испытывал
трудности…
- Я хочу похвалить…
Домашнее задание:
1). ТПО № 1 задание на с. 70-71:
№ 101 и № 102;
2). Приготовиться к уроку внеклассного чтения :
- приготовить выразительное чтение стихотворения и его анализ по плану
поэтов С.Чёрного, Ю.Кима
(учебник с.189-191)
или стихотворение
любого другого поэта Южного Урала 20 века.
Зеленые стихи.
Зеленеют все опушки, / Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки / Песенку поют.
Елка - сноп зеленых свечек, / Мох - зеленый пол.
И зелененький кузнечик / Песенку завел...
Над зеленой крышей дома / Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома / Сели между труб.
И, сорвав зеленый листик, / Шепчет младший гном:
«Видишь? Рыжий гимназистик / Ходит под окном.
Отчего он не зеленый? / Май теперь ведь... май!»
Старший гном зевает сонно: «Цыц! Не приставай».