СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Черный. Игорь-Робинзон

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«С.Черный. Игорь-Робинзон»

Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА.

Урок 83. Тема: Саша Чёрный. Рассказ «Игорь-Робинзон».

Класс: 5

Тип урока: урок комбинированный.

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя и поэта Саши Чёрного.

Задачи: Образовательная: продолжить знакомство с творчеством писателей 20 века, организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла рассказа «Игорь-Робинзон», показать какие нравственные проблемы подняты в произведении.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения прозаического произведения, расширять словарный запас учащихся, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к русской прозе 20 века, к творчеству Саши Чёрного.

Планируемые результаты:

Предметные: учить внимательно слушать учителя и конспектировать главное в рабочей тетради, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, формировать умение выразительного чтения и навыки анализа прозаического произведения, учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков главного героя.

Метапредметные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые операции, действовать по плану, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: уметь находить средства художественной выразительности (юмористические эпитеты, сравнения, олицетворения, смешные слова и выражения), читать выразительно прозаическое произведение.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.


Этапы урока


Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку.

2. Опрос домашнего задания

Расскажите о жизни и творчестве Саши Чёрного, опираясь на учебный материал на с. 172-173 и конспект предыдущего урока.


Организует опрос учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

2. Целеполагание.

Слайд 1 Вступительное слово учителя. На прошлом уроке мы познакомились с творчеством писателя Саши Чёрного, говорили о том, что когда он уехал за границу, то стал преимущественно детским писателем. Самая известная книга – «Детский остров». Это сборник остроумных, озорных и мудрых произведений, написанных с юмором. Своими рассказами он хотел сказать, что важной частью жизни ребёнка является игра, что важно не только хотеть играть, но и уметь играть. Об этом мы говорили, когда беседовали по его рассказу «Кавказский пленник».

- О каком рассказе Саши Чёрного пойдет речь сегодня на уроке?

- О том, к чему могут привести игры и как вести себя в трудных ситуациях, мы поговорим на уроке.

Запишите тему урока: Саша Чёрный. Рассказ «Игорь-Робинзон».

Цели: определите цели и задачи на данный урок.

Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.


Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок.

3. Актуализация знаний.

Слайд 1 Сегодня мы продолжим наш разговор о творчестве Саши Чёрного и поговорим ещё об одном рассказе – «Игорь-Робинзон». Мы с вами не просто читаем и пересказываем произведения, мы учимся их анализировать, определять идейное содержание, построение и систему образов. А помогут нам все это понять схемы, которые мы постараемся сегодня на уроке составить. Перед вами лежат карточки, которые вы сегодня будете вместе со мною заполнять.

Слайд 2 Итак, понравился ли вам рассказ?

- Что показалось интересным?

- Объясните, почему рассказ назван «Игорь-Робинзон».

- Кто главный герой рассказа? (Игорь)

Вводит учащихся в тему урока, актуализирует знания учащихся о писателе.

Слушают учителя, называют ранее прочитанные произведения писателя, делятся впечатлениями.

4.Физкультминутка


Организует проведение физкультминутки.

Выполняют физкультминутку.

5. Аналитическая беседа по рассказу «Игорь-Робинзон» и работа на карточке по созданию схемы

Слайд 3 Беседа по вопросам (все ответы заносятся в схему):

- Почему он решил идти на пруд? Как это его характеризует? (Играть было не с кем, а там была лодка.. Он по характеру активный, подвижный, непоседливый, фантазёр).

- В какую игру он играет? (В адмирала)

- Какие детали на это указывают? (Флаг из носового платка, лупа, качает лодку)

- Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала? (Из книг)

- Чем закончилась эта игра? (Лодку сорвало и унесло на середину пруда.)

Слайд 4 - Как ведёт себя Игорь? (Не растерялся, пытается спасти положение.)

- Что делает Игорь на острове? Пересказать и прокомментировать. (Осматривает владения, зовёт на помощь, задумывается, как будет ночевать, придумывает план спасения)

- Когда осматривает владения, что он себе представляет? Зачитать. (Когда осматривает владения, фантазирует о кладе, о подземных катакомбах)

Слайд 5 - Когда зовёт на помощь, что при этом слышит? (Зовёт на помощь, а сам при этом слышит, как мычит корова, лопочет индюк)

- Когда задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание? (Задумывается, как будет ночевать, а сам при этом обращает внимание на кроликов, на осу, на крысу, думает о щуке)

Слайд 6 - Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые? (Придумывает план спасения нереальный, что к нему прилетит аэроплан)

- Почему автор подчёркивает, что глаза были заплаканные? (Потому что ему было страшно, нагнетается тем, что Игорь видит страшный сон)

- Как спасается Игорь? Перескажите от 1-го лица.

- Как заканчивается рассказ? (Игорь мастерит медаль своему спасителю)

- Вспомните, почему взрослые не взяли Игоря с собой? Правы ли были взрослые? (Потому что он слабый, невыносливый)

- Правы ли были взрослые? (Нет).

Проблемный вопрос: Серьёзно ли автор называет своего героя Робинзоном?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сравним двух героев: Игоря и Васютку из рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро”. Мы и прежде с вами делали сравнительную характеристику героев. Только это были герои одного произведения, а сегодня поговорим о героях разных произведений. И снова воспользуемся схемой, т.к. она поможет нам ответить на наш проблемный вопрос и определить основную идею произведения. (Каждый ответ заносится в схему). (См. Приложение № 2)

Слайды 7-8 Сопоставление образов Игоря и Васютки из рассказа «Васюткино озеро», работа со схемой.

- Что объединяет этих героев? (Оба оказались в затруднительном положении)

- Как ведут себя герои, оказавшись в затруднительном положении? - Какие качества своего характера проявляют? (Думают о своём спасении. Непоседливость, любознательность, наблюдательность, страх и отчаяние, желание спастись, способность к размышлениям, связь с природой, знания)

- Кому было труднее? Почему? (Васютке. Игорь оказался недалеко от дома, а Васютка один на один с тайгой)

- Сколько времени провёл на острове Игорь, а сколько Васютка в тайге? (Игорь был на острове всего несколько часов, а Васютка в тайге почти пять суток, ему пришлось даже ночевать в тайге, добывать себе еду.)

- Откуда черпает свои знания Игорь, а откуда Васютка? (Игорь скорее всего из книжек, т.к. он хорошо знает, как вёл себя Робинзон Крузо, знает и про Пятницу. А Васютке помогают его воспоминания о том, что говорила ему мать, какие таёжные законы существуют, рассказы старших из жизненного опыта.)

- Как спасается Игорь, а как Васютка? (Игоря спасает пудель и садовник, а Васютка сам спасается)

- Чем было данное происшествие для Игоря, а чем для Васютки? (Для Игоря это приключение, игра, а для Васютки - жизненное испытание).

Слайд 9 Проблемный вопрос: Серьёзно ли автор называет своего героя Робинзоном? (С юмором, т.к. то, что случилось с ним нельзя назвать серьёзным приключением).

- Кого можно назвать настоящим Робинзоном? (Васютку).

Слайд 10 Заключительное слово учителя: какова основная идея этого рассказа? И вновь нам помогут народные пословицы. (Приложение №3)

На бога надейся, а сам не плошай.

С книгой жить – век не тужить.

Воля и труд дивные всходы дают.

Где хотенье, там и уменье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Бояться несчастья и счастья не видать.

Важна смелость, да нужна и умелость.

Кто идёт вперёд, того страх не берёт.

Кто мечтает о победе, тот не думает о страхе.

Кто смел, тот и цел.

Под лежачий камень вода не течёт.

Кто не рискует, тот не выигрывает.

Кто хочет, тот и может



6.Подведение итогов урока.

- О ком и о чем мы сегодня говорили на уроке?

- Все ли поставленные цели реализованы?

- Понравился ли вам урок?

Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний.

7. Рефлексия

Продолжите фразу…

Слайд 11. Сегодня на уроке я…

- научился…;

- узнал…;

- заинтересовался…

Организует и выполняет контроль рефлексии.

Выполняют рефлексию.

8. Домашняя работа:

Слайд 12 1). ТПО № 1 задание на с. 70-71: № 101 и № 102;

2). Приготовиться к уроку внеклассного чтения:

-приготовить выразительное чтение стихотворения и его анализ по плану поэтов С.Чёрного, Ю.Кима (учебник с.189-191)

или стихотворение любого другого поэта Южного Урала 20 века.


Организует инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!