Слайд 3 Беседа по вопросам (все ответы заносятся в схему): - Почему он решил идти на пруд? Как это его характеризует? (Играть было не с кем, а там была лодка.. Он по характеру активный, подвижный, непоседливый, фантазёр). - В какую игру он играет? (В адмирала) - Какие детали на это указывают? (Флаг из носового платка, лупа, качает лодку) - Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала? (Из книг) - Чем закончилась эта игра? (Лодку сорвало и унесло на середину пруда.) Слайд 4 - Как ведёт себя Игорь? (Не растерялся, пытается спасти положение.) - Что делает Игорь на острове? Пересказать и прокомментировать. (Осматривает владения, зовёт на помощь, задумывается, как будет ночевать, придумывает план спасения) - Когда осматривает владения, что он себе представляет? Зачитать. (Когда осматривает владения, фантазирует о кладе, о подземных катакомбах) Слайд 5 - Когда зовёт на помощь, что при этом слышит? (Зовёт на помощь, а сам при этом слышит, как мычит корова, лопочет индюк) - Когда задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание? (Задумывается, как будет ночевать, а сам при этом обращает внимание на кроликов, на осу, на крысу, думает о щуке) Слайд 6 - Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые? (Придумывает план спасения нереальный, что к нему прилетит аэроплан) - Почему автор подчёркивает, что глаза были заплаканные? (Потому что ему было страшно, нагнетается тем, что Игорь видит страшный сон) - Как спасается Игорь? Перескажите от 1-го лица. - Как заканчивается рассказ? (Игорь мастерит медаль своему спасителю) - Вспомните, почему взрослые не взяли Игоря с собой? Правы ли были взрослые? (Потому что он слабый, невыносливый) - Правы ли были взрослые? (Нет). Проблемный вопрос: Серьёзно ли автор называет своего героя Робинзоном? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сравним двух героев: Игоря и Васютку из рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро”. Мы и прежде с вами делали сравнительную характеристику героев. Только это были герои одного произведения, а сегодня поговорим о героях разных произведений. И снова воспользуемся схемой, т.к. она поможет нам ответить на наш проблемный вопрос и определить основную идею произведения. (Каждый ответ заносится в схему). (См. Приложение № 2) Слайды 7-8 Сопоставление образов Игоря и Васютки из рассказа «Васюткино озеро», работа со схемой. - Что объединяет этих героев? (Оба оказались в затруднительном положении) - Как ведут себя герои, оказавшись в затруднительном положении? - Какие качества своего характера проявляют? (Думают о своём спасении. Непоседливость, любознательность, наблюдательность, страх и отчаяние, желание спастись, способность к размышлениям, связь с природой, знания) - Кому было труднее? Почему? (Васютке. Игорь оказался недалеко от дома, а Васютка один на один с тайгой) - Сколько времени провёл на острове Игорь, а сколько Васютка в тайге? (Игорь был на острове всего несколько часов, а Васютка в тайге почти пять суток, ему пришлось даже ночевать в тайге, добывать себе еду.) - Откуда черпает свои знания Игорь, а откуда Васютка? (Игорь скорее всего из книжек, т.к. он хорошо знает, как вёл себя Робинзон Крузо, знает и про Пятницу. А Васютке помогают его воспоминания о том, что говорила ему мать, какие таёжные законы существуют, рассказы старших из жизненного опыта.) - Как спасается Игорь, а как Васютка? (Игоря спасает пудель и садовник, а Васютка сам спасается) - Чем было данное происшествие для Игоря, а чем для Васютки? (Для Игоря это приключение, игра, а для Васютки - жизненное испытание). Слайд 9 Проблемный вопрос: Серьёзно ли автор называет своего героя Робинзоном? (С юмором, т.к. то, что случилось с ним нельзя назвать серьёзным приключением). - Кого можно назвать настоящим Робинзоном? (Васютку). Слайд 10 Заключительное слово учителя: какова основная идея этого рассказа? И вновь нам помогут народные пословицы. (Приложение №3) На бога надейся, а сам не плошай. С книгой жить – век не тужить. Воля и труд дивные всходы дают. Где хотенье, там и уменье. Терпенье и труд всё перетрут. Бояться несчастья и счастья не видать. Важна смелость, да нужна и умелость. Кто идёт вперёд, того страх не берёт. Кто мечтает о победе, тот не думает о страхе. Кто смел, тот и цел. Под лежачий камень вода не течёт. Кто не рискует, тот не выигрывает. Кто хочет, тот и может |