СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Черный. Слово о писателе. Кавказский пленник

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«С.Черный. Слово о писателе. Кавказский пленник»

Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА.

Урок 83. Тема: Саша Чёрный. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник».

Класс: 5

Тип урока: урок комбинированный.

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя и поэта Саши Чёрного.

Задачи: Образовательная: продолжить знакомство с творчеством писателей 20 века, познакомить с основными фактами биографии Саши Чёрного, его поэтическим и прозаическим творчеством, организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла рассказа «Кавказский пленник», показать какие нравственные проблемы подняты в произведении.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения прозаического произведения, расширять словарный запас учащихся, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к русской прозе 20 века, к творчеству Саши Чёрного.

Планируемые результаты:

Предметные: учить внимательно слушать учителя и конспектировать главное в рабочей тетради, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, формировать умение выразительного чтения и навыки анализа прозаического произведения, учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков главного героя.

Метапредметные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые операции, действовать по плану, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: уметь находить средства художественной выразительности (юмористические эпитеты, сравнения, олицетворения, смешные слова и выражения), читать выразительно прозаическое произведение.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.


Этапы урока


Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку.

2. Целеполагание.

Слайд 1 Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом:

«Это ваш слуга покорный

Он зовется «Саша Чёрный»…

Почему? Не знаю сам». Так написал о себе поэт.

- О ком пойдет речь на уроке?

Запишите тему урока: Саша Чёрный. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник».

Цели: определите цели и задачи на данный урок.

Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.


Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок.

3. Актуализация знаний.

Слайд 1 Работа с портретом писателя.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с замечательным

русским поэтом Серебряного века, прозаиком, получившим широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов. Его настоящее имя - Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг. Запишите годы его жизни (1880-1932). Он написал много удивительных и очень смешных произведений.

- Какие произведения Саши Чёрного вы читали?

- А есть ли у вас любимый рассказ этого писателя?

Вводит учащихся в тему урока, актуализирует знания учащихся о писателе.

Слушают учителя, называют ранее прочитанные произведения писателя, делятся впечатлениями.

4. Изучение биографии писателя и его творчества.

Слайды 2-7

1).Рассказ учителя о биографии писателя и поэта:

Саша Черный — это псевдоним писателя Александра Михайловича Гликберга. Родился он в Одессе в 1880 г. Отец работал провизором. Семья была многодетная. Мальчик поступил в гимназию, но учился там недолго. В семье складывались не совсем хорошие отношения, ребенок это очень сильно переживал, кроме того он почти не знал материнской ласки. Все это подтолкнуло его к побегу из дома, скитаниям, попрошайничеству, нищенствованию. Саша нашел в себе силы вернуться домой после всех трудностей и злоключений, но родители не приняли его назад в семью.

Этот случай попал в газету. К. К. Роше, житомирский чиновник, был растроган этой историей и взял Сашу к себе. Этот человек оказал благотворное влияние на ребенка, он любил поэзию в смог эту любовь привить подростку.

В 1904 г. из печати вышел «Дневник резонера» — это был первый литературный успех. С. Черный переезжает в Петербург и продолжает заниматься литературой. В 1920 г. С. Черный эмигрирует в Берлин, затем в Париж. Разрыв с родиной писатель переживал очень сильно.

В 1932 г. у соседей случился пожар. Александр Михайлович Гликберг помогал в тушении огня. Когда все успокоилось, с писателем случился сердечный приступ, и он умер. В историю вошел как юморист, поэт, сатирик.

Слайды 8-9 Случай из жизни Саши Черного, описанный

К.И. Чуковским: «Саша Чёрный очень любил детей. Корней Иванович Чуковский вспоминал: «В одно из воскресений на Крестовском в летний горячий день я услыхал десятки голосов, звонко кричавших: «Саша, Саша, скорее сюда!» - и увидел, что он... охотно откликается на эти призывы. Он сидел в лодке, взятой, очевидно, напрокат, и его черные глаза маслянисто поблескивали. Лодка была полна малышей, лет семи или немного постарше, которых он только что прокатил до моста и обратно, и теперь его ждали другие, столпившиеся неподалеку на сваях: «Саша, сюда, сюда!» Он бережно высадил одних пассажиров и, наполнив свою лодку другими, тотчас же пустился в новый рейс».

Слайды 10-13

2). Саша Чёрный – поэт. Знакомство с его стихами.

Слайд 14

3). Рекомендации детских книг, написанных Сашей Чёрным.

Рассказывает о Саше Чёрном.

Организует выразительное чтение его стихов.

Слушают рассказ учителя, конспектируют самое важное в тетрадь. Выразительно читают стихи поэта.

5.Физкультминутка


Организует проведение физкультминутки.

Выполняют физкультминутку.

6. Аналитическая беседа по рассказу «Кавказский пленник»

Слайды 15-16 Беседа по вопросам:

1. Ваши впечатления от прочитанного.

2. Объясните, почему рассказ назван «Кавказский пленник».

3. Каким было впечатление девочек от прочитанного произведения в начале дня?

4. Вспомните, кто из них каким героем хотел быть?

5. Почему у девчонок не возникало желания исполнять роли Жилина и Костылина?

6. Как вы считаете, получилась ли игра?

7. Что такое «юмор»? Где он спрятался в произведении?

8. В какие игры вы играли, прочитан литературные произведения?

Заключительное слово учителя: Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он выбрал себе псевдоним Саша Черный (в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним Андрей Белый), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.

Организует беседу по рассказу по вопросам, подводит итоги беседы.

Отвечают на вопросы учителя

6.Подведение итогов урока.

- О ком и о чем мы сегодня говорили на уроке?

- Все ли поставленные цели реализованы?

- Почему у детей «блестели глаза от удовольствия»?

- Почему игра в «кавказских пленников» оказалась такой веселой?

- Не возникло ли и у вас желания поиграть в литературное произведение? Какое бы вы избрали?

Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний.

7. Рефлексия

Продолжите фразу…

Слайд 17. Сегодня на уроке я…

- научился…;

- узнал…;

- заинтересовался…

Организует и выполняет контроль рефлексии.

Выполняют рефлексию.

8. Домашняя работа:

Слайд 18

- Приготовить рассказ о писателе;

- Прочитать рассказ «Игорь-Робинзон», приготовить его пересказ.

Организует инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!