2. Целеполагание. | Слайд 1 Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом: «Это ваш слуга покорный Он зовется «Саша Чёрный»… Почему? Не знаю сам». Так написал о себе поэт. - О ком пойдет речь на уроке? Запишите тему урока: Саша Чёрный. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Цели: определите цели и задачи на данный урок. | Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок. |
3. Актуализация знаний. | Слайд 1 Работа с портретом писателя. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с замечательным русским поэтом Серебряного века, прозаиком, получившим широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов. Его настоящее имя - Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг. Запишите годы его жизни (1880-1932). Он написал много удивительных и очень смешных произведений. - Какие произведения Саши Чёрного вы читали? - А есть ли у вас любимый рассказ этого писателя? | Вводит учащихся в тему урока, актуализирует знания учащихся о писателе. | Слушают учителя, называют ранее прочитанные произведения писателя, делятся впечатлениями. |
4. Изучение биографии писателя и его творчества. | Слайды 2-7 1).Рассказ учителя о биографии писателя и поэта: Саша Черный — это псевдоним писателя Александра Михайловича Гликберга. Родился он в Одессе в 1880 г. Отец работал провизором. Семья была многодетная. Мальчик поступил в гимназию, но учился там недолго. В семье складывались не совсем хорошие отношения, ребенок это очень сильно переживал, кроме того он почти не знал материнской ласки. Все это подтолкнуло его к побегу из дома, скитаниям, попрошайничеству, нищенствованию. Саша нашел в себе силы вернуться домой после всех трудностей и злоключений, но родители не приняли его назад в семью. Этот случай попал в газету. К. К. Роше, житомирский чиновник, был растроган этой историей и взял Сашу к себе. Этот человек оказал благотворное влияние на ребенка, он любил поэзию в смог эту любовь привить подростку. В 1904 г. из печати вышел «Дневник резонера» — это был первый литературный успех. С. Черный переезжает в Петербург и продолжает заниматься литературой. В 1920 г. С. Черный эмигрирует в Берлин, затем в Париж. Разрыв с родиной писатель переживал очень сильно. В 1932 г. у соседей случился пожар. Александр Михайлович Гликберг помогал в тушении огня. Когда все успокоилось, с писателем случился сердечный приступ, и он умер. В историю вошел как юморист, поэт, сатирик. Слайды 8-9 Случай из жизни Саши Черного, описанный К.И. Чуковским: «Саша Чёрный очень любил детей. Корней Иванович Чуковский вспоминал: «В одно из воскресений на Крестовском в летний горячий день я услыхал десятки голосов, звонко кричавших: «Саша, Саша, скорее сюда!» - и увидел, что он... охотно откликается на эти призывы. Он сидел в лодке, взятой, очевидно, напрокат, и его черные глаза маслянисто поблескивали. Лодка была полна малышей, лет семи или немного постарше, которых он только что прокатил до моста и обратно, и теперь его ждали другие, столпившиеся неподалеку на сваях: «Саша, сюда, сюда!» Он бережно высадил одних пассажиров и, наполнив свою лодку другими, тотчас же пустился в новый рейс». Слайды 10-13 2). Саша Чёрный – поэт. Знакомство с его стихами. Слайд 14 3). Рекомендации детских книг, написанных Сашей Чёрным. | Рассказывает о Саше Чёрном. Организует выразительное чтение его стихов. | Слушают рассказ учителя, конспектируют самое важное в тетрадь. Выразительно читают стихи поэта. |
6. Аналитическая беседа по рассказу «Кавказский пленник» | Слайды 15-16 Беседа по вопросам: 1. Ваши впечатления от прочитанного. 2. Объясните, почему рассказ назван «Кавказский пленник». 3. Каким было впечатление девочек от прочитанного произведения в начале дня? 4. Вспомните, кто из них каким героем хотел быть? 5. Почему у девчонок не возникало желания исполнять роли Жилина и Костылина? 6. Как вы считаете, получилась ли игра? 7. Что такое «юмор»? Где он спрятался в произведении? 8. В какие игры вы играли, прочитан литературные произведения? Заключительное слово учителя: Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он выбрал себе псевдоним Саша Черный (в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним Андрей Белый), но люди вспоминают его со светлыми чувствами. | Организует беседу по рассказу по вопросам, подводит итоги беседы. | Отвечают на вопросы учителя |
6.Подведение итогов урока. | - О ком и о чем мы сегодня говорили на уроке? - Все ли поставленные цели реализованы? - Почему у детей «блестели глаза от удовольствия»? - Почему игра в «кавказских пленников» оказалась такой веселой? - Не возникло ли и у вас желания поиграть в литературное произведение? Какое бы вы избрали? | Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы. | Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний. |