СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Есенин Жизнь и творчество

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по творчеству и биографии Сергея Есенина. 6 класс

Просмотр содержимого документа
«С.Есенин Жизнь и творчество»

Урок литературы в 6 классе


Тема: С.А.Есенин « Бабушкины сказки», «Пороша»,

« С Добрым утром»

Цель урока: учить пониманию основного содержания стихотворения, умению воспроизводить в собственном воображении пейзажные картины

и улавливать скрытое за ними переживание лирического героя.

Оборудование: Портрет С.А.Есенина,


Ход урока:


I . Объявление темы, постановка цели.

II. Слово учителя. Сергей Александрович Есенин родился

21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Никитича Есенина. Мать будущего поэта Татьяна Титова была выдана замуж против своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки, знатока русских церковных книг. В этой семье прошло детство будущего поэта.

Худощавый и низкорослый,-

Среди мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь разбитый рот:

«Ничего, я споткнулся о камень,

Это к завтраму заживет.

Наверное, нет такого человека, который бы не любил сказки. Сергей Есенин их тоже любил. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, духовные стихи, пела песни, унося мальчика в мир старинных преданий и легенд.


III.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.


1.Чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «Бабушкины сказки».

- Какие чувства вызвает стихотворение?

- Какие строки знакомы?

- Какие картины рисует воображение?

2.Чтение стихотворения учащимися.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

Обратите внимание на то, какие слова использует автор?

- Разговорные, простые, чтобы создать картину крестьянского быта.


Как вы понимаете значение слов: «разухабистой», «гурьба»,

«опостылели»?

О чем же это стихотворение?

Вывод: О добрых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым

человеком,- бабушкой.

Сережа очень любил природу, часами мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву очей — у бездонных озер и голубых небес; золото волос — у российских нив.

«Душа моя- поле бездонное,»- так говорил о себе поэт.


3.Выразительное чтение стихотворения « Пороша».

4.Анализ стихотворения « С добрым утром».

Теория литературы

Тропы — слова, употребленные в переносном значении.

Эпитет — художественное определение.

Сравнение — сопоставление двух предметов, с целью пояснить одно из них с помощью другого.

Метафора, или скрытое сравнение.

Олицетворение — неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ.

5.Чтение стихотворения « С Добрым утром!»

6.Устное словесное рисование.

- Какие картины рисует воображение? Сколько их?

Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к явлениям земным — озеру, березкам, а затем к предметам будничным, обыденным « плетню», «крапиве». Но везде — от звездного беспредельного неба до шалуньи-крапивы мир наполнен гармонией и красотой.

Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы.

7.Работая в парах найдите те изобразительные средства языка, тропы, которые использовал автор.

- Эпитеты: «звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные росы».

- Олицетворения : «задремали звезды золотые» , «улыбнулись березки», «растрепали косы», «крапива обрядилась, шепчет шаловливо».

- Метафоры: «задрожало зеркало затона», «горят серебряные росы», «румянит сетку небосклона».


8.Понаблюдаем за взглядом поэта. Поделим стихотворение на строфы, выразительно их прочитаем. Какова картина природы?

Вывод: Поэт охватывает взглядом весь мир — от поднебесья до «заросшей крапивы»; он изображает картину просыпающейся природы. Есенину удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся растрепанных со сна девушек, даже крапива изображена красавицей-шалуньей. Все это и достигается при помощи изобразительных средств языка.

9. Наблюдение за звукописью текста.

- Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?

Звуки «ш» и «с» создают образ мягкого, еле слышного ветерка: «шелестят

сережки», «шепчет шаловливо».

- Какие краски вы бы выбрали для иллюстрации стихотворения?

- Какую музыку?

  • Прочитайте стихотворение сначала про себя, а потом вслух. Удалось ли передать чтением всю красоту стихотворения?


  • Подведение итогов.

Можно ли сказать, что для С.А.Есенина родная природа хороша в любое время года? Какие языковые «краски» использует поэт в прочитанных вами стихотворениях?

  • Домашнее задание

1. Выучить одно из понравившихся стихотворений.

2. Постарайтесь составить описание любимого уголка природы, используя изобразительные средства языка, тропы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!