Урок литературы в 6 классе
Тема: С.А.Есенин « Бабушкины сказки», «Пороша»,
« С Добрым утром»
Цель урока: учить пониманию основного содержания стихотворения, умению воспроизводить в собственном воображении пейзажные картины
и улавливать скрытое за ними переживание лирического героя.
Оборудование: Портрет С.А.Есенина,
Ход урока:
I . Объявление темы, постановка цели.
II. Слово учителя. Сергей Александрович Есенин родился
21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Никитича Есенина. Мать будущего поэта Татьяна Титова была выдана замуж против своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки, знатока русских церковных книг. В этой семье прошло детство будущего поэта.
Худощавый и низкорослый,-
Среди мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь разбитый рот:
«Ничего, я споткнулся о камень,
Это к завтраму заживет.
Наверное, нет такого человека, который бы не любил сказки. Сергей Есенин их тоже любил. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, духовные стихи, пела песни, унося мальчика в мир старинных преданий и легенд.
III.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
1.Чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «Бабушкины сказки».
- Какие чувства вызвает стихотворение?
- Какие строки знакомы?
- Какие картины рисует воображение?
2.Чтение стихотворения учащимися.
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
Обратите внимание на то, какие слова использует автор?
- Разговорные, простые, чтобы создать картину крестьянского быта.
Как вы понимаете значение слов: «разухабистой», «гурьба»,
«опостылели»?
О чем же это стихотворение?
Вывод: О добрых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым
человеком,- бабушкой.
Сережа очень любил природу, часами мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.
Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву очей — у бездонных озер и голубых небес; золото волос — у российских нив.
«Душа моя- поле бездонное,»- так говорил о себе поэт.
3.Выразительное чтение стихотворения « Пороша».
4.Анализ стихотворения « С добрым утром».
Теория литературы
Тропы — слова, употребленные в переносном значении.
Эпитет — художественное определение.
Сравнение — сопоставление двух предметов, с целью пояснить одно из них с помощью другого.
Метафора, или скрытое сравнение.
Олицетворение — неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ.
5.Чтение стихотворения « С Добрым утром!»
6.Устное словесное рисование.
- Какие картины рисует воображение? Сколько их?
Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к явлениям земным — озеру, березкам, а затем к предметам будничным, обыденным « плетню», «крапиве». Но везде — от звездного беспредельного неба до шалуньи-крапивы мир наполнен гармонией и красотой.
Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы.
7.Работая в парах найдите те изобразительные средства языка, тропы, которые использовал автор.
- Эпитеты: «звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные росы».
- Олицетворения : «задремали звезды золотые» , «улыбнулись березки», «растрепали косы», «крапива обрядилась, шепчет шаловливо».
- Метафоры: «задрожало зеркало затона», «горят серебряные росы», «румянит сетку небосклона».
8.Понаблюдаем за взглядом поэта. Поделим стихотворение на строфы, выразительно их прочитаем. Какова картина природы?
Вывод: Поэт охватывает взглядом весь мир — от поднебесья до «заросшей крапивы»; он изображает картину просыпающейся природы. Есенину удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся растрепанных со сна девушек, даже крапива изображена красавицей-шалуньей. Все это и достигается при помощи изобразительных средств языка.
9. Наблюдение за звукописью текста.
- Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?
Звуки «ш» и «с» создают образ мягкого, еле слышного ветерка: «шелестят
сережки», «шепчет шаловливо».
- Какие краски вы бы выбрали для иллюстрации стихотворения?
- Какую музыку?
Можно ли сказать, что для С.А.Есенина родная природа хороша в любое время года? Какие языковые «краски» использует поэт в прочитанных вами стихотворениях?
1. Выучить одно из понравившихся стихотворений.
2. Постарайтесь составить описание любимого уголка природы, используя изобразительные средства языка, тропы.