Класс 3-А Дата 26.02.19.
Тема С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»
Цель: образовательная: активизировать познавательный процесс, развитие
основных навыков чтения: правильности, выразительности;
способствовать более вдумчивому восприятию текста, обращая
внимание на изобразительно-выразительные средства языка;
совершенствование устной речи;
развивающая: формировать умение анализировать,
систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное с целью
оформления своих мыслей в монологическое речевое высказывание
(рассуждение);
воспитательная: воспитывать гуманную, творческую личность;
воспитывать уважение и любовь к природе, к родному краю.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: учебник, портрет Самуила Маршака, таблицы для словарной работы, скороговорка, листы бумаги.
Ход урока
I.Организация обучающихся на учебную деятельность
- Проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на партах? Учебник, дневник, пенал.
II.Речевая разминка
-Ребята, а перед тем, как начать дальнейшую работу, мы приведем в порядок свой речевой аппарат.
- Посмотрите на доску. Я прочитаю скороговорку.
- Давайте все вместе прочитаем скороговорку.
У ежа ежата, у ужа ужата.
- Попробуем её быстро прочитать. А теперь еще быстрее.
- Молодцы!
IV. Сообщение темы и цели урока
- Ребята, сегодня мы с вами начинаем новый раздел. Посмотрите, как он называется?
(Раздел называется “Поэтическая тетрадь 2”.)
-Посмотрите внимательно на иллюстрацию к разделу и предположите, о чём мы будем читать? (О животных, о природе, об отношении к природе ….)
– Мы начинаем сегодня чтение стихотворений из последней, второй, поэтической тетради. В ней помещены стихи, которые вы знаете чуть ли не с самого рождения.
- Сначала вам их рассказывали родители, бабушки, дедушки.
Когда вы научились говорить, вы уже сами могли рассказать понравившееся стихотворение.
V. Изучение нового материала
1.Рассказ об авторе
– Итак, открывают поэтическую тетрадь стихи Самуила Яковлевича Маршака. “Любите Маршака, учитесь у него” – эти слова о Маршаке принадлежат Максиму Горькому. Стихи С. Я. Маршак стал писать еще в детстве, а одной из первых его книг для самых маленьких стала книга “Детки в клетке”, которая вышла в 1922 году.
- Сегодня мы познакомимся с двумя его стихотворениями: «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».
2. Словарная работа
Но перед чтением мы познакомимся с некоторыми трудными словами и попробуем их объяснить.
Грохот – шум, удар.
Цветник – клумба, палисадник.
3. Первичное чтение текста учителем
- Откройте учебники на странице 110.
4.Проверка первичного восприятия
– Вам, конечно, приходилось наблюдать такую картину в природе: вдруг все затихает, все молчит, а потом слышатся громкие раскаты грома. И вновь тишина… А затем быстро-быстро начинает барабанить дождик. Такую картину изобразил С. Я. Маршак в стихотворении “Гроза днем”.
- Какое настроение вызвало у вас стихотворение?
– Обратите внимание на повторяющиеся в словах звуки. В первой части стихотворения часто повторяется твердый звук “р” – так поэт изображает раскаты грома; во второй части больше мягких согласных – это помогает почувствовать, увидеть теплый летний дождик.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся,
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
5. Повторное чтение текста детьми ( по цепочке, выборочное чтение, учитель начинает - дети продолжают)
6. Глубокий анализ произведения
-Какие слова использует автор для описания неба? Вы знаете какие это средства выразительности? (эпитеты)
-Каким вы себе представляете дождь, описанный в стихотворении?
-Как автор помогает нам услышать звуки грозы?
-Найдите в тексте, как стучит дождь.
-По чему ударяют капли дождя?
-С каким настроением надо читать это стихотворение?
-Итак, как же называется стихотворение?
- Найдите строчку, которая подтверждает, что гроза была днем?
7. Словарная работа
Опушка – край, улесье.
8. Первичное чтение текста учителем
- Откройте учебники на странице 111.
9. Проверка первичного восприятия
- Как бы вы озаглавили это стихотворение?
- От чьего имени написано стихотворение? (Оно написано от имени мальчика).
10. Повторное чтение текста детьми ( по цепочке, выборочное чтение, учитель начинает - дети продолжают)
11. Глубокий анализ произведения
-Как автор описывает голос кукушки? Какое это средство выразительности?
-Почему "звучит, как вопрос и ответ"?
-Что будет вспоминать мальчик зимой в городской квартире?
VI. Обобщение и систематизация знаний
1.Работа в парах
– Прочитайте стихотворение «Гроза днем» друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя.
2. Творческое задание
- На листочках, которые я вам раздала, нарисуйте картину, которая ассоциируется у вас со стихотворением «В лесу над росистой поляной».
VII. Подведение итогов
- Какие произведение мы сегодня читали на уроке?
- Понравились ли они вам?
- Какой урок вы для себя извлекли?
VIII.Сообщение домашнего задания
- Откройте свои дневники. Запишите домашнее задание. Дома вам нужно будет читать выразительно эти два стихотворения, страницы 110-111.
4