Просмотр содержимого документа
«С.Есенин. "Пугачев"- поэма на историческую тему»
Тема: «С. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему».
Цели:
расширить представление учеников о личной и творческой биографии Есенина;
развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;
дать понятие о драматической поэме.
Эпиграф:
«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»!
( С.Есенин).
Оборудование:
книжная выставка «Я последний поэт деревни…»;
презентация «С.Есенин. Страницы жизни и творчества»;
Слайд – шоу «Родная природа в творчестве С.А.Есенина».
Ход урока:
Организация класса.
Сообщение темы и целей урока.
Просмотр презентации «С.Есенин. Страницы жизни и творчества» (с комментариями учителя).
1 слайд.
«В этом имени слово – «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что – то есть в нем от русских песен:
Поднебесье, тихие веси.
Сень берез и синь - рассвет.
Что - то есть в ней и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: «Сергей Есенин»
Всей России встают черты!»
(Николай Браун)
4 слайд.
21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных родился сын Сергей.
Маленький Сережа воспитывался в семье деда по матери. Есенин вспоминает о деде: «Это был удивительный человек, яркая личность, умственный мужик».
5 слайд.
В 1904 году Есенин пошел в Константиновское – годичное земское училище. А потом с 1909 по 1912 года учился в Спас-Клепиках в церковно – учительской школе.
7 слайд.
В августе 1921 года Есенин приезжает в Москву.
8 слайд.
В первой половине 1916 года Есенин призывается в армию, но благодаря стараниям друзей получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143.
Выразительное чтение стихов С.Есенина учащимися и учителем. (Стихи читаются на фоне показа слайд – шоу «Родная природа в творчестве С. А. Есенина»).
Стихи:
Работа с литературными источниками.
Чтение народных песен о Пугачёве: «Пугачёв в темнице», «Пугачев казнён».
Вопросы:
Как народ относился к Емельяну Пугачеву?
С чем это было связано?
В каком художественном произведении мы знакомимся с образом Е.Пугачева?
Каким изображает А.Пушкин в своем произведении Е.Пугачёва?
Знакомство с содержанием поэмы С.Есенина «Пугачёв». ( Обучающиеся кратко пересказывают содержание поэмы, выборочное чтение отрывков из поэмы учителем).
Как в поэме С.Есенина показан образ Пугачева?
Почему С.Есенин так считает?
Почему Пугачев в поэме выдает себя за царя Петра 3?
Каким изображен в поэме народ? Как он относится к Пугачеву?
Элементы сопоставительного анализа произведений о Пугачеве. (Сопоставляются повесть А. Пушкина «Капитанская дочка» и поэма С. Есенина «Пугачев»).
Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачев» М.Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помниться, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – и не нуждался в них».
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачев». Ответить на вопросы (стр. 95 учебника).