Урок литературного чтения (2 класс)
Тема: С.Иванов «Каким бывает снег»
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Меня зовут Кристина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок чтения.
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Те, у кого хорошее настроение, пусть улыбнутся мне и своим одноклассникам, передайте им частичку своего позитива.
Садитесь!
А сейчас какое время года?
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, а о чем он, попробуйте угадать из загадок.
Поиграем в игру, я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать.
1)Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг. (Зима)
Молодцы!
2) Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется…(Снег)
Я думаю вы уже догадались, о чем мы будем говорит сегодня на уроке литературного чтения? (о зиме)
Актуализация знаний.
Как вы думаете, о чем будет этот раздел?
Давайте узнаем, правильно ли вы ответили.
Откройте учебник на стр.126, прочитайте, как называется новый раздел?
О чем мы сегодня будем говорить и читать?
Вы начинаете изучать новый раздел « Снежок, порхает, кружится», в котором будете знакомиться с произведениями………. о зиме.
А какое произведение мы будем читать? (учащиеся ищут информацию в учебнике)
Ребята, а каким бывает снег? Мокрым, грязным, холодным.
Хорошо, молодцы.
Работа в группе.
Давайте прочитаем стихотворение Снежок на странице 126.
-Какие изменения в природе описывает автор с приходом зимы?
Вновь обратимся к тексту.
-С чем автор сравнивает лужицы? Прочитайте.
-А почему? (На фоне снега лёд на лужах кажется чистым, прозрачным, светлым).
- Сведения о творчестве С.Иванова
Иванов Сергей Анатольевич 17 июля 1941г -4 декабря 1999г.Родился в Москве.
Известный русский детский писатель, автор сценариев к мультфильмам : «Падал прошлогодний снег» и «Бюро находок».
Работал в жанре школьной повести, писал детские детективы, рассказы о природе. Все книги Сергея Иванова – очень теплые, добрые и вдумчивые.
- Попробуйте спрогнозировать по заголовку то, о чем этот текст.
Первичное знакомство с текстом.
- К какому жанру можно отнести это произведение? Сколько в нем частей?
- А почему четыре части?
Работа с текстом во время чтения.
-Читаем первую часть по цепочке, по одному предложению.
Ваша задача – запомнить, о чем этот текст.
- О чём текст?
- О каком снеге говорится в первой части произведения? (самый первый - октябрьский) В каком месяце выпал самый первый снег?
- Докажите предложением из текста.
- Что узнали о первом снеге? Какой он? Прочитайте.(робок и тих; ложится для красоты; белый и лёгкий)
- Что значит "озимое поле"? (подсказка - стр. 130)
- Обратите внимание, как описывает автор небо и поле. (Небо серое, а поле сияет) За счет чего озимое поле сияет? (Эффект блеска, сияния создает влажна поросль озимых)
2. Прочитайте первый абзац второй части и скажите о каком снеге говорится?
- Каким же увидел автор январский снег? (силен и спокоен, тяжелым одеялом; гнет деревья)
Давайте немного отдохнем. Встали, вышли из-за парт, задвинули стульчики, чтобы они нам не мещали. Приготовились повторять за мной.
Физкультминутка.
Потрудились — отдохнём
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать.
(Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять.
(Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
3. Прочитайте второй абзац этой части молча. Подчеркните слова, которыми автор передает восхищение зимним днем.
4. Самопроверка
- Сумел ли автор и нам передать свои чувства?
5. Выразительное чтение отрывка
- С чем автор сравнивает солнце? (с лампочкой) Снег? (с одеялом) Поле? (с болотом)
- Обычно про январский снег в солнечный день говорят "Снег блестит". Подберите синонимы к слову "блестеть" (блистать, искриться, переливаться, всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять)
Работа над четвёртой частью.
- А сейчас предлагаю вам начать поиск ответа на вопрос: "Какой снег в последней части рассказа" через игру "Догонялки"
Правила игры: глаза - спортсмены, а карандашик в руке - спортивный судья.
Один читает, а остальные стараются не отстать, важные для ответа слова подчёркивайте.
Работа с текстом после чтения.
Можно ли сказать, что автор относится к снегу, как к человеку? Докажите. /Автор использует прием олицетворения/.
Ребята, посмотрите ,как автор гооврит о снеге, он наделяет его человесечскими чертами характера – этот прием в литературе называется олицетворением.
- Сколько черт "характера" у снега он подметил? (Четыре: робкий, уверенный, злой, навязчивый)
Итог урока.
Произведение, какого жанра мы читали?
Понравился ли вам рассказ?
Высказывая свои впечатления о произведении, ребята отмечают, что в нем сообщаются факты о снеге, никаких событий не описывается. Это научно – познавательный рассказ.
-Какой же вывод мы можем с вами сделать, о том какой бывает снег?
- Можно ли сказать, что автор к снегу относится как к человеку? Такой приём в литературе называется олицетворением.
Сколько «характеров» у снега подметил автор?
Для чего? Зачем автор написал это произведение?
Каким бывает снег? В октябре – тяжелый
В январе- злой
В феврале- дырявый
В апреле- робкий
Доказать каждую пару слов словами из текста.
Рефлексия.
- От чьего лица написан рассказ? (автора) Докажите. (Я стою:)
- Что нового для себя вы взяли с урока? (Как умело автор сумел отметить особенности снега в разные месяцы. То, как красиво об этом пишет С.Иванов, используя сравнение, олицетворение, эпитеты.)
Домашнее задание
Стр. 127-130, перечитать и задания по выбору: подготовить пересказ близко к тексту той части, которая больше всего понравилась; нарисовать рисунок или написать мини-сочинение по личным впечатлениям "Первый снег".