СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Иванов «Каким бывает снег»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«С.Иванов «Каким бывает снег»»

Урок литературного чтения (2 класс)

Тема: С.Иванов «Каким бывает снег»

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Меня зовут Кристина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок чтения.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Те, у кого хорошее настроение, пусть улыбнутся мне и своим одноклассникам, передайте им частичку своего позитива.

Садитесь!

А сейчас какое время года?

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, а о чем он, попробуйте угадать из загадок.


Поиграем в игру, я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать.

1)Ни ведерка, ни кисти, ни рук,

А побелит все крыши вокруг. (Зима)

Молодцы!


2) Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовется…(Снег)

Я думаю вы уже догадались, о чем мы будем говорит сегодня на уроке литературного чтения? (о зиме)


Актуализация знаний.

Как вы думаете, о чем будет этот раздел?

Давайте узнаем, правильно ли вы ответили.

Откройте учебник на стр.126, прочитайте, как называется новый раздел?

О чем мы сегодня будем говорить и читать?

Вы начинаете изучать новый раздел « Снежок, порхает, кружится», в котором будете знакомиться с произведениями………. о зиме.

А какое произведение мы будем читать? (учащиеся ищут информацию в учебнике)

Ребята, а каким бывает снег? Мокрым, грязным, холодным.

Хорошо, молодцы.

Работа в группе.

Давайте прочитаем стихотворение Снежок на странице 126.

-Какие изменения в природе описывает автор с приходом зимы?

Вновь обратимся к тексту.

-С чем автор сравнивает лужицы? Прочитайте.

-А почему? (На фоне снега лёд на лужах кажется чистым, прозрачным, светлым).

- Сведения о творчестве С.Иванова

Иванов Сергей Анатольевич 17 июля 1941г -4 декабря 1999г.Родился в Москве.

Известный русский детский писатель, автор сценариев к мультфильмам : «Падал прошлогодний снег» и «Бюро находок».

Работал в жанре школьной повести, писал детские детективы, рассказы о природе. Все книги Сергея Иванова – очень теплые, добрые и вдумчивые.

- Попробуйте спрогнозировать по заголовку то, о чем этот текст.


Первичное знакомство с текстом.

- К какому жанру можно отнести это произведение? Сколько в нем частей?

- А почему четыре части?


Работа с текстом во время чтения.

-Читаем первую часть по цепочке, по одному предложению.

Ваша задача – запомнить, о чем этот текст.

- О чём текст?

- О каком снеге говорится в первой части произведения? (самый первый - октябрьский) В каком месяце выпал самый первый снег? 

- Докажите предложением из текста.

- Что узнали о первом снеге? Какой он? Прочитайте.(робок и тих; ложится для красоты; белый и лёгкий)

- Что значит "озимое поле"? (подсказка - стр. 130)

- Обратите внимание, как описывает автор небо и поле. (Небо серое, а поле сияет) За счет чего озимое поле сияет? (Эффект блеска, сияния создает влажна поросль озимых)

2. Прочитайте первый абзац второй части и скажите о каком снеге говорится?

- Каким же увидел автор январский снег? (силен и спокоен, тяжелым одеялом; гнет деревья)

Давайте немного отдохнем. Встали, вышли из-за парт, задвинули стульчики, чтобы они нам не мещали. Приготовились повторять за мной.

Физкультминутка.

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

3. Прочитайте второй абзац этой части молча. Подчеркните слова, которыми автор передает восхищение зимним днем. 

4. Самопроверка

- Сумел ли автор и нам передать свои чувства?

5. Выразительное чтение отрывка

- С чем автор сравнивает солнце? (с лампочкой) Снег? (с одеялом) Поле? (с болотом)

- Обычно про январский снег в солнечный день говорят "Снег блестит". Подберите синонимы к слову "блестеть" (блистать, искриться, переливаться, всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять) 

Работа над четвёртой частью.

- А сейчас предлагаю вам начать поиск ответа на вопрос: "Какой снег в последней части рассказа" через игру "Догонялки"

Правила игры: глаза - спортсмены, а карандашик в руке - спортивный судья.

Один читает, а остальные стараются не отстать, важные для ответа слова подчёркивайте.


Работа с текстом после чтения.

 Можно ли сказать, что автор относится к снегу, как к человеку? Докажите. /Автор использует прием олицетворения/.

Ребята, посмотрите ,как автор гооврит о снеге, он наделяет его человесечскими чертами характера – этот прием в литературе называется олицетворением.

- Сколько черт "характера" у снега он подметил? (Четыре: робкий, уверенный, злой, навязчивый)

 

Итог урока.

Произведение, какого жанра мы читали?

Понравился ли вам рассказ?

Высказывая свои впечатления о произведении, ребята отмечают, что в нем сообщаются факты о снеге, никаких событий не описывается. Это научно – познавательный рассказ.

-Какой же вывод мы можем с вами сделать, о том какой бывает снег?

- Можно ли сказать, что автор к снегу относится как к человеку? Такой приём в литературе называется олицетворением.

Сколько «характеров» у снега подметил автор?

Для чего? Зачем автор написал это произведение?


Каким бывает снег? В октябре – тяжелый

В январе- злой

В феврале- дырявый

В апреле- робкий

Доказать каждую пару слов словами из текста.


Рефлексия.

- От чьего лица написан рассказ? (автора) Докажите. (Я стою:)

- Что нового для себя вы взяли с урока? (Как умело автор сумел отметить особенности снега в разные месяцы. То, как красиво об этом пишет С.Иванов, используя сравнение, олицетворение, эпитеты.)

Домашнее задание

Стр. 127-130, перечитать и задания по выбору: подготовить пересказ близко к тексту той части, которая больше всего понравилась; нарисовать рисунок или написать мини-сочинение по личным впечатлениям "Первый снег".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!