СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. МИХАЛКОВ «НОВОГОДНЯЯ БЫЛЬ» (с. 203–207). Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. С. Михалков «Новогодняя быль».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«С. МИХАЛКОВ «НОВОГОДНЯЯ БЫЛЬ» (с. 203–207). Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. С. Михалков «Новогодняя быль».»

С. Михалков «Новогодняя быль» (с. 203–207).

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. С. Михалков «Новогодняя быль».

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с произведением С. Михалкова; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения работать с иллюстрацией

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: наблюдать за «жизнью» слов в художественном произведении; получат возможность научиться: понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведений на основе их поступков, использовать слова-антонимы для описания поступков.

Метапредметные: познавательные: самостоятельно находят алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу: применяют установленные правила, составляют план и определяют последовательность действий, адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; коммуникативные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Интерактивный экран, компьютер, телевизор

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мо-тивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки,

А девиз у нас какой?-

«Всё, что надо, под рукой.

«Спинка прямая, локти у края».

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Организует работу над текстом слайдов

№ 4, 5, 6.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы В холодное стекло.                                                              (Н. Некрасов)

- Как вы думаете, к героям какого произведения мы можем отнести эти пословицы?

Мороз невелик, да стоять не велит.

У работающего дело в руках огнём горит.

Береги нос в большой мороз.




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.











Сказка «Два Мороза» - тест, выставка рисунков.


Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); выявление сущности, особенности объектов.




Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи.

Объявление темы.

Беседа

– Мы знаем не только сказки, созданные народом, но и сказки авторов. Это литературные сказки.

– Какие сказки мы относим к Литературным сказкам?




– Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой С. Михалкова «Новогодняя быль»

Отвечают на вопрос. Принимают учебные задачи.


- Сказки, написанные писателями или у которых есть автор.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

IV. Работа по теме урока

1. Сообщение об авторе.














2. Первичное чтение



Словарная работа.



Анализ произведения.




3. Расширение знаний по теме














































Физкультминутка

– С. Михалков родился в 1913 году в Москве. Среднюю школу окончил в городе Пятигорске. Вернувшись в Москву, работал разнорабочим, участвовал в геологоразведочных экспедициях. С 1931 года, когда ему было 18 лет, он стал печататься.

Во время Великой Отечественной войны работал во фронтовой печати. Им создано огромное множество произведений для детей. Обратите внимание на выставку книг.

Среди них сказки – «Три поросенка», «Как старик корову продавал» и многие другие.


– Как вы думаете, почему автор назвал сказку былью?

- Какие произведения называются былью?


Выразительное чтение произведения учителем.



- Выберите правильное определение словам:

Лесничий, Копошиться, Макушка.


– Понравилось ли вам произведение?

- Как вы думаете, почему С. Михалков своё произведение назвал «Новогодняя быль»?

- Когда происходят события(действия)?


- Где происходили события?

- Где жила ёлочка?

- Были ли у нее друзья?

- Как жилось Елочке одной в лесу?

- Что чувствует Ёлочка, о чём она переживает?

- Что же заставило Елочку забеспокоиться? (Прилетела сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.)





- Как стала жить Елочка после рассказа Сороки? (В страхе и беспокойстве.)

- Какие события немного успокоили Ёлочку?

- Что произошло с Елочкой дальше?

- Чему удивилась Ёлочка?



- Какой характер был у Елочки?

- Кто спас Ёлочку?

- Как вы думаете, почему лесник не стал срубать Ёлочку?













- Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?

Внимательно слу-
шают










Отвечают на вопросы учителя.





БЫЛЬ – это рассказ о действительном событии, происшествии.








- действия происходят в канун Нового года.

- реально предновогодние события

- вымышлено то, что ёлочка, животные разговаривают.




- Прилетела сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.


- В страхе и беспокойстве.


- Ёлочку занесло снегом по самую макушку


- тому, что она ещё жива и так нарядна


- сын лесника


- если бы он её срубил, то она бы радовала его детей только несколько дней, а нарядив её на полянке – праздник продолжается долгие-долгие годы.




Выполняют движения согласно инструкции

Фронтальная, индивидуальная.












Фронтальная











Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов учащихся; владеют логическими действиями.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль и оценку учебной деятельности.

Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу




Лесничий – специалист по защите, использованию и сохранению лесного хозяйства.

Копошиться – шевелиться, двигаться в разных направлениях.

Макушка – верхняя оконечность, вершина чего-либо.






































Выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Подготовительная работа перед чтением.





2. Вторичное чтение текста. Анализ произведения.











3. Расширение знаний по теме

– Прочитайте слова по слогам, а затем целыми словами.

на-лю-бо-вать-ся – налюбоваться

по-зна-ко-ми-лась – познакомилась

чув-ство-ва-ла – чувствовала

про-стре-ко-та-ла – прострекотала

об-ла-мы-ва-лась – обламывалась

при-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося


Контролирует чтение.

– Где жила Елочка?

– Прочитайте, как автор описывает ее.

– Были ли у нее друзья?



- Прочитай диалог Сороки и Ёлочки. Попробуй передать его своими словами. (Работа в парах.)

- Прочитайте, как автор описывает Елочку?

– Какие чувства пробудила у вас эта история?

– Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент

См. Приложение

ЗАДАНИЕ: Восстанови последовательность событий.


– Рассмотрите иллюстрацию и найдите отрывок, подходящий к ней.

– Расскажите, как жила Елочка до последнего дня уходящего года.

– Найдите и зачитайте, какой она стала, после того как очнулась.

– Какие чувства вызвала у вас украшенная Елочка?

– Каким человеком оказался лесник в этой
сказке?

– Сказка, которую мы сегодня читали, – это
проза.

– А чем стихи отличаются от прозы?

– Знаете ли вы, что история, с которой мы сегодня познакомились, была написана

С. Михалковым еще и в стихах. Послушайте ее.

Учитель читает наизусть (см. ресурсный материал)

Выполняют задание.









Чтение текста цепочкой по абзацам.

Отвечают на вопросы учителя



(Работа в парах.)










Работа по слайдам

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; поиск необходимой информации.

Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение
и позицию в коммуникации; владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание

Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Какое произведение читали на уроке?

– Что хотел донести до нас С. Михалков?

– Что у вас особенно получилось на уроке?

– За что вы похвалили бы себя?

– Кто, по вашему мнению, заслуживает особую похвалу? Почему?

– Где вам пригодятся знания, полученные
на уроке?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Пересказ от лица Ёлочки, ответы на вопросы. Чтение диалогов по ролям.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу



Ресурсный материал

В снегу стояла елочка –

Зелененькая челочка.

Смолистая,

Здоровая, полутораметровая.


Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить ее! –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена,

И только поздно вечером

Пришла в себя она.


Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх.

Фонарики стеклянные

Горят в ее ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.


Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!

Кто спас, кто разодел ее?

Сынишка лесника!























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!