Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: «С.В. Михалков «Мой щенок»».
Цель:
Учить определять отношение автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения, уметь выразить свое отношение к происходящим событиям.
Задачи:
Обучать самостоятельной работе с текстом.
Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.
учить правилам дискуссии, разным видам чтения.
Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
воспитывать, интерес к чтению, умение слушать и слышать других;
развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы;
Оборудование: портрет С. В. Михалкова, выставка книг, карточки с разноуровневыми заданиями, рефлексия ( портфель знаний, карточки), презентация, диск с произведениями.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, здравствуйте. Улыбнёмся друг другу, улыбнёмся гостям, улыбнёмся мне. Ребята, на ваших партах лежат карточки. Напишите на них добрые слова, пожелания. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, подарите друг другу хорошее настроение.
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но, чтоб добыть нам знания
Проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
2. Речевая разминка.
Два щенка щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
-О ком скороговорка?
- Что делали щенки?
- Где щенки щипали щетку?
-А как вы думаете, зачем они это делали?
-Какой звук повторяется в скороговорке?
3.Актуализация знаний.
- Давайте посмотрим, что вы уже знаете о Сергее Михалкове?
Поможет нам в этом мячик. Передавая, его друг другу расскажите то, что вы узнали о жизни этого замечательного поэта.
Сергей Владимирович Михалков , родился в 1913 г., а умер в 2009 в возрасте 96 лет. Родился Михалков в Москве. Раннее детство Сергея Владимировича прошло в Подмосковье. Ходить в школу было далеко, и начальное образование он получил дома. В обычную школу Михалков пошел с четвертого класса после переезда семьи в Москву. Стихи Сергей Владимирович начал писать лет с девяти. Его произведения знают во всём мире. Также Михалков написал Гимн России. В армии Сергей Михалков работал во фронтовой печати. Позже он стал военным журналистом. Он был награжден двумя боевыми орденами и шестью медалями, а так же множеством орденов различной степени. В 1999 году именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы. За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков написал много разных произведений.
-С какими произведениями С. В. Михалкова вы знакомы?
-О ком пишет поэт в своих произведениях? (о детях, животных)
Проверка д.з.
4. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы продолжим изучать творчество этого поэта и познакомимся с новым произведением Сергея Владимировича.
- Определим название. Для этого надо эти слова прочитать слова справа налево.
( КОНЕЩ ЙОМ)
- Какова же тема урока? (С.В.Михалков «Мой щенок»)
- Какие задачи мы сегодня на уроке будем решать?
Продолжите предложения:
Мы познакомимся с…
Мы научимся…
Мы будем учиться…
5.Подготовительная беседа.
Поднимите руки те, у кого дома живут домашние животные (собаки, попугаи, хомячки, черепашки). Больше всего у ребят кошек и собак. Расскажите, нужно ли заботиться, ухаживать за домашними питомцами?
- Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
-Как эти слова связаны с произведением С. В. Михалкова узнаем в конце урока.
6.Изучение нового материала. Первичное чтение.
- Вы уже догадались, кто главный герой в произведении?
- Выберите картинку, которая подходит к слову щенок. Кто такой щенок? (детёныш собаки)
- Откройте учебники. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 35.
- Что вы можете сказать о девочке? (Грустит)
- А вы можете сказать, почему она грустит?
- Давайте предположим с вами, что случилось.
- Что нужно сделать, чтобы узнать точно, что произошло? Чтобы узнать, надо прочитать стихотворение.
- Произведение прочитает нам сам автор. (аудиозапись).
- А что должны делать ученики? (следить, слушать)
Дети следят по учебнику
- Какие чувства вы испытывали при чтении?
- Почему же грустила девочка?
- Верны ли были наши предположения?
7.Повторное чтение стихотворения учащимися.
Словарная работа
–Давайте поработаем над значением новых неизвестных вам слов. Если значение слова не знаем, что надо сделать? (обратиться к словарю или к справочнику). Значение, какого слова мы найдём в словаре учебника?
ЖБАН – кувшин с крышкой.
- Поработайте в парах. На ваших словах карточки. Соотнесите слово и его значение.
КЛАДОВАЯ – помещение для хранения припасов
ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА – щёки неодинаковые
СБИЛАСЬ С НОГ – много ходила, устала.
ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ - лежит вытянувшись, не двигаясь
ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ – семья пчел
Сейчас мы ещё раз перечитаем произведение. Чтение стихотворения учащимися по цепочке.
Выборочное чтение.
Поработаем с текстом.
- Как вёл себя щенок утром?
- Как девочка ждала щенка?
- Каким вернулся малыш?
- Сердилась ли на него девочка?
8.Закрепление пройденного материала.
Составление плана.
- Сколько частей можно выделить в произведении? (4)
- О чём будет говориться в каждой части?
На ваших партах лежат картинки. Поработайте с ними в парах.
Расположи картинки в правильной последовательности.
Домашнее задание:
Подготовить пересказ. Разгадать кроссворд.