Снегирёва Юлия Николаевна
учитель биологии и химии
МБОУ «Новозаганская СОШ»
РБ, Мухоршибирский район, село Новый Заган
«Сад будущего на учебно – опытном участке МБОУ «Новозаганская СОШ»
Актуальность
Одной из ведущих задач трудовых объединений в настоящее время является рост познавательной активности учащихся их участие в трудовой деятельности, развитие творческих способностей, формирования ответственного отношения к окружающей природной среде, которые составляют важные стороны учебной и воспитательной работы. Комплексный подход к такой работе предполагает единство трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания учащихся.
Любовь к земле и сельскохозяйственному труду должна начинаться с работы на пришкольном участке. На протяжении четырёх последних лет наш учебно-опытный участок становился победителем в районных и республиканских конкурсах. В 2015 году в республиканском конкурсе «Юннат - 2015» заняли 1 место, а на российском уровне 2 место. В МБОУ «Новозаганская СОШ» накоплен многолетний опыт по организации деятельности трудового объединения. Работа, которая проводится в школе, носит планомерный, ежегодный, систематический характер. У школьников возросла мотивация к сельскохозяйственному труду на производственном отделе и УОУ.
На учебно-опытном участке имеются отделы: овощной, систематический, начальные классы, полевые культуры; лекарственные растения; цветочный; биология растений; дендрологический; ландшафтный дизайн; дарвиновская площадка, но отсутствует плодово-ягодный отдел. Через проект на территории учебно-опытного участка желаем разбить плодово-ягодный отдел и высадить местные бурятские сорта, которые гарантированно выживут и дадут урожай в условиях и суровой зимы, и аномально жаркого лета, и бедных почв. Многие родители на своих приусадебных участках не выращивают даже самый распространенный ягодник смородину. Нужно выращивать свои плоды и ягоды, тем более что дикоросы из года в год не вырастают из-за засух и пожаров. Своими руками выращенное многое значит. В Бурятии уникальная солнечная радиация, благодаря которой наша продукция, хотя и уступает в размере, но выигрывает в качестве. Наши сорта за счет солнца накапливают витамин С — содержание доходит до 250 мг на 100г и богаты биологически активными веществами. Наша суровая зима, сухой климат, из-за этого много вредителей погибает, и за сезон будет достаточно одной обработки. В западных регионах страны яблоню обрабатывают до 15 раз в сезон. Получается, наша продукция – самая экологически чистая. При хорошей агротехнике местные сорта могут долго плодоносить, и есть возможность получать хороший урожай. Новые сорта в основном размножаются вегетативным способом у учащихся, будет возможность научиться правильно, делать прививку и производить собственную плодово-ягодную продукцию. Когда закладывают сад – закладывают будущее.
1.2. Цели и задачи проекта:
1. Создание плодово-ягодного отдела на учебно-опытном участке и привлекательного пространства вокруг школы.
2. Разработать план посадки плодово-ягодных культур на участке
3. Провести подбор местных бурятских плодово-ягодных культур для сада
4.Овладение учащимися технологией капельного полива в организации сельскохозяйственного производства.
5. Реализация проекта.
1.3 Деятельность по разбивке сада и благоустройству школьной территории – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций:
-познавательную,
- развивающую,
- духовно-нравственную,
- здоровьесберегающую,
- гражданского становления личности,
- выбор профессиональной и жизненной
Материально – техническое обеспечение участка
Производственная инфраструктура:
Юридически закрепленная земля, в том числе 1га пашни
Трактор (2001г), автобус (2015г)
Теплица 3х10 м
Подсобное помещение для хранения овощей (моркови, свёклы, капусты) и сельскохозяйственного инвентаря, имеется подполье для хранения картофеля.
Вода на УОУ поступает по водопроводу, имеется 3 бочки по 100 л.
Сельскохозяйственный инвентарь: лопаты штыковые - 5 шт., лопаты совковые – 2 шт, носилки – 3 шт, лейки – 5 шт., ящики для рассады (цветов, помидоров, перцев, баклажан) – 25 шт., сито для просеивания почвы – 2 шт., шланг для полива - 80м, совки – 10 шт, рыхлители – 10 шт, ведра – 10 шт.
Школа и УОУ ограждены металлической оградой.
1.4 Сроки реализации проекта: февраль - октябрь 2016 года.
1.5 Участники проекта: учащиеся школы 5 – 11 классов.
1.6 План реализации проекта:
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Подготовительный: Конкурс на лучший план плодово-ягодный отдел. | февраль 2016 г. | Снегирёва Ю.Н. – учитель биологии. Ребята кружка «Чистые воды» |
2. | Подведение итогов на лучший план плодово-ягодного отдела | Февраль – 2016 г. | Зам по ВР, Снегирёва Ю.Н., |
3. | Практический: Реализация плана плодово-ягодного отдела. Разбивка участка под культуры. | Апрель – май 2016 г.. | Учителя технологии, Снегирёва Ю.Н. |
4 | Уборка территории и заготовка плодородного грунта. | Апрель – май | Учителя технологии, классные руководители |
5. | Закупка посадочного материала – плодово-ягодных культур сорта яблони, малины, смородины, крыжовника, облепиху, сливу. Посадка саженцев. | Апрель - май | Дирекция школы, учитель биологии, БГСХА |
6. | Полив и уход за саженцами плодово-ягодных культур | Май - октябрь | Классные руководитель, учащиеся, учитель биологии |
7. | Заключительный этап: Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. | Октябрь | Зам по ВР, Учитель биологии, Общественность села. |
Смета расходов по реализации проекта
№/№ | Статьи расходов | Собственные средства | Привлеченные средства | Запрашиваемые средства |
1. | Покупка посадочного материала плодово-ягодных культур | | | 10000 руб. |
2. | Поливочный шланг 100м. Для полива деревьев | 2000 | | 3000 руб. |
3. | ГСМ для школьного трактора для подвоза плодородной почвы. Рытьё ям под саженцы | | 800 руб. | 4000 руб. |
| ИТОГО | | | 17000 руб. |
1.8 Кадровое обеспечение:
1. Коллектив учителей и учащихся школы.
2. Родители и общественность села
1.9 Ожидаемые результаты:
Становясь участниками проекта, мы пробуем себя в различных социальных ролях, что содействует успешной социализации в обществе. Проект «Маленькие шаги к большому будущему» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и экологической культуры. Для создания сада на территории учебно-опытного участка не требует много средств. Объединив усилия учителей, учащихся, родителей, жителей села можно создать сад, и облагородить территорию. Сад, созданный своими руками, станет основой в формировании личностных качеств учащихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда. Воспитывается чувство любви и уважения к малой родине, когда закладывают сад – закладывают будущее. Если ребёнок сам посадит дерево и вырастит его, то он будет в сердцах своих учеников не одно поколение.