СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Садко из русского былинного сказа.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с русским былинным сказом, создать благоприятную атмосферу.

Просмотр содержимого документа
«Садко из русского былинного сказа.»

Урок музыки № 11 в 1 классе. Тема полугодия: “Музыка вокруг нас”. Тема урока: ««Садко» из русского былинного сказа».

ЦЕЛЬ: знакомство с русским былинным сказом «Садко»

ЗАДАЧИ:

Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, с персонажами оперы «Садко», с творчеством композитора Н.А.Римского – Корсакова, со звучанием народных инструментов;
Развивающая: развить интерес к оперному жанру, уметь характеризовать музыкальные образы;
Воспитательная: воспитывать любовь к народным истокам, эмоциональную отзывчивость на восприятие прозвучавшей музыки.
Оборудование: компьютер, пианино, словарь эстетических эмоций, портрет Н.А.Римского -Корсакова.

Музыкальный материал: Д. Локшин «Былинные наигрыши» (гусли); песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», «Ой, ты темная дубравушка» Н.А. Римского-Корсакова (из оперы «Садко»).

Ход урока.

«Настрою гусли на старинный лад»

1. Организационный этап. Музыкальное приветствие.

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня нам с вами предстоит сыграть роль зрителей. Скажите пожалуйста, а где бывают зрители? (Ответы детей: на концерте, в театре, в кино). 

- Правильно, вот и мы с вами сегодня отправимся в музыкальный театр. Кто знает, что такое театр? (Ответы детей, записать на доске под словом ТЕАТР). 
- Только театр этот будет не обычным, а оперным. 
- В оперном театре все артисты не говорят, а поют.
- Давайте и мы с вами тоже попробуем спеть, как в оперном театре.
Распевка. Во поле берёза стояла.

- Какая была последняя песня? Народная или авторская? Чем отличаются? (Ответы детей: Народные песни сочиняет сам народ, а у авторских-есть композитор и поэт)

Слушание былинных наигрышей Д. Локшин

3.Актуализация знаний.

- Какой инструмент прозвучал? (Ответы: гусли)

- Как вы думаете, эта музыка авторская или народная?

- Какие вы знаете народные песни? (Ответы детей: Народные песни сочиняет сам народ, а у авторских-есть композитор и поэт)
- Какие вы знаете народные произведения? (песни, колыбельные, частушки, сказки…)
- Молодцы! Сегодня в музыкальном театре мы познакомимся с еще одним народным жанром – это былинный сказ. 

4. Первичное усвоение новых знаний.

В былинном сказе реальные герои сочетаются со сказочными образами. Обычно былины исполнялись гуслярами. (Певцы, которые играли на гуслях).

Об одном таком былинном сказе и поведали нам гусляры. 
Давным-давно в Новгороде жил- был купец, звали его Садко. Он любил плавать по заморским странам на своем корабле, но еще больше любил играть на гуслях и петь песни. Он обладал прекрасным голосом. Все вокруг заслушивались им. Давайте познакомимся с ним поближе.
Как во славном Нове -городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он златой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты; (гусли, сделанные из явора-белого клена)
По пирам ходил – играл Садко, 
Потешал купцов, людей посадских. 
- На сюжет этого былинного сказа русский композитор Н.А.Римский-Корсаков написал оперу «Садко». 
Давайте вспомним, что такое опера. (Опера-это музыкальный спектакль, где все артисты поют).
В процессе подготовительной работы над музыкой оперы Н.А.Римский –Корсаков изучил русские былинные распевы для достоверности показа особого говора древнего Новгорода, обогатил оперу русскими народными песнями.
Одна из таких народных песен «Ой, ты темная дубравушка» звучит в опере , когда Садко отказался воспевать сытую и богатую жизнь купцов на пиру у Новгородской знати. Его выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень-озеру, обиженный и раздосадованный, достает свои гусли: «Эх, гусли мои, звончаты, только вы у меня одни остались». Решил Садко песню спеть да на гуслях сыграть. Пел он так красиво и задушевно, что сама морская царевна Волхова вышла на берег, чтобы послушать Садко.

Песня Садко «Ой, ты темная дубравушка».

Какая была музыка (настроение)? (грустное, печальное, спокойное.)

- Можно ли пеню назвать народной? (Ответы детей) 
А знаете, что в театрах бывает перерыв и называется он АНТРАКТ.
Так вот у нас с вами тоже сейчас будет перерыв – антракт. 
Физминутка. 
- Антракт закончился. Опера продолжается. Садко удивился, увидев возле себя прекрасную царевну. «Кто же ты, девица?» - спрашивает Садко. Морская царевна ему отвечает: «Долетела песня твоя до глубокого дна Ильмень-озера. Сестры мои позаслушались, пуще их всех позаслушалась я, позаслушалась, пригорюнилась. Вот и вышла-повышла я с сестрами на зелен луг да на крут бережок. Ой, разгони же тоску ты кручинушку, песню веселую спой. Наигрыш ты заиграй переборчатый – сестры круги заведут». По ее просьбе Садко поет песню «Заиграйте, мои гусельки».
- Отличается ли вторая песня Садко от первой? (Дети: Да, первая – грустная, печальная, а вторая – веселая, жизнерадостная). На прощание Волхова дарит Садко золотых рыбок и предсказывает радость и богатство.

5.Первичная проверка понимания

- Наша опера закончилась, но путешествие продолжается. Скажите, ребята, на каком инструменте играл музыку на протяжении всей оперы Садко (гусли). 
Появились гусли очень давно. Для их изготовления использовали вначале конский волос, его туго натягивали на деревянной доске. Чтобы звук у гуслей был и высоким, и низким, и хорошо его было слышно, деревянную доску стали делать в виде крыла, как у большой птицы. И называть их стали гусли крыловидные или яровчатые. Гусляр клал их к себе на колени и пел былинные напевы, народные песни. Так, об одном таком гусляре Садко рассказано в русском былинном сказе.

- К какой группе инструментов мы отнесем гусли? (струнные)


- Понравилось вам сегодняшнее путешествие? Скажите, пожалуйста, где мы с вами сегодня побывали? В каком театре? (Дети: В театре, оперном)

- С какими народными инструментами познакомились? (гусли)

6. Первичное закрепление.

Соотнесите и сгруппируйте карточки (работа в парах). Я вам положила на стол карточки со словами (ТЕАТР, ОПЕРА САДКО, Н.А.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, ГУСЛИ, СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК, ПЕРВАЯ УТРАТА, ШУМАН, ПЬЕСА). Вы должны распределить эти карточки на две группы и сделать вывод.

Наше путешествие закончено.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Нарисовать иллюстрацию к произведению.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

– Наш урок подошел к концу! Скажите, что вам больше всего понравилось на уроке?

– Что нового вы сегодня узнали?

- Какой праздник приближается? Исполнение новогодних песен.

– Вы сегодня очень хорошо поработали, особенно мне понравилось, как вы рассуждали, отвечали на вопросы. Спасибо за урок! До новых встреч!

Ребята уходят с урока под музыку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!