СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сайт учителя начальных классов Земдихановой А.Ф.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок "Леса России". Урок получения новых знаний, повторение по теме "Тундра"

Просмотр содержимого документа
«Сайт учителя начальных классов Земдихановой А.Ф.»

Открытый урок окружающего мира по теме: "Леса России". 4-й класс



Цель урока : сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Задачи:

  • Знать географическое положение зоны лесов на карте.

  • Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.

  • Познакомить с растительным и животным миром.

  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.

  • Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение

методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: Презентация «зона лесов», , карточки с заданиями теста «Тундра». Интерактивная доска, компьютер;

Основные понятия: тайга, смешанный лес, широколиственный лес

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Снова пришел долгожданный миг – 
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

II. Проверка домашнего задания

  1. – По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Это была зона тундры)

  2. - Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке?

  3. Покажите на карте расположение тундры. Где расположена зона тундры?

  4. Что продолжительнее в тундре по времени зима или лето?

  5. - Какие особенности у растений тундры? Слайд 2

  • Выберите растения тундры:

мох-ягель, верблюжья колючка, кактус, дуб, карликовая ива, осина, пальма, черника.

  • - Назовите обитателей тундры:

козы, коровы, олени, киты, волки, лисы, лемминги, лоси, песцы.

Слайд 3

2. Выполнение теста «Тундра» (каждому ученику дать  листочек с тестом).

Продолжи предложение (высказывание)

1) Зона тундры расположена...

а)   севернее арктических пустынь;
б)   южнее арктических пустынь.

2) В тундре...

а)   ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б)   длинная суровая зима и жаркое лето;
в)   длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

3) Растения тундры ...

а)   высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б)   низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

4) К тундровым растениям относятся ...

а)   верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б)   кедр, осина, пальма;
в)   карликовая ива, мох-ягель, черника.

5) В тундре обитают...

а)   тюлени, моржи, киты;
б)   песцы, лемминги, волки;
в)   верблюды, лошади, коровы.

3. Проверка выполнения теста (самопроверка).

– Ребята, проверьте, такие ли у вас получились ответы.

Слайд 5

III. Работа над новой темой

– Сегодня мы продолжаем наше путешествие, и я вас приглашаю в следующую природную зону. Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать и узнаете, о какой природной зоне мы будем сегодня говорить.

Дом со всех сторон открыт,                             Кто, как только жарко станет,
он резною крышей крыт.                                 Шубу на плечи натянет,
Заходи в зеленый дом –                                   А настанет холод злой –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)                          Скинет с плеч ее долой? (Лес)

Слайд 6

– Да, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в зону лесов. (Учитель показывает на карте зону лесов России).Тема урока «Леса России».Как вы думаете, что мы будем изучать?

-Почему поэт говорит: «Здравствуйте, лес, дремучий лес…» Что значит дремучий?

-Мы действительно должны ответить на вопрос: почему одни леса темные, а другие светлые?

-Проверим ваши предположения во время урока.


Далее учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:
– А где находится зона лесов относительно зоны тундры?
– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
– Какая у зоны лесов земная поверхность?
– Какая она в сравнении с другими природными зонами?
– Итак, сделаем вывод.

Обобщение учителем ответов учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно­европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

– Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)

– Правильно  в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.  Вы знаете, чтоодним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.

– Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге?

– Что растет в смешанных лесах? А в  широколиственных лесах?

Рассказ учителя о тайге, показ картин, гербария и слайдов презентации.

Слайд 5

Тайга –  это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картины «Тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария)

Слайд 6

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму.  Ели-долгожительницы. В еловом  лесу темно и влажно.

Слайд 7

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосно­вом лесу»).

Слайд 8

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Слайд 9

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Слайд 10

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки со­браны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Слайд 11

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвой­ными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев не­крупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).

– Ребята, а нет ли на этой картине знакомых вам деревьев? Назовите их. (Береза, липа, ольха, осина, ель, сосна)

Слайд 12

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Слайд 13

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Слайд 14

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, Размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).

Слайд15

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Слайд 16

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Слайд 17

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

Слайд 18

Клен бывает остролистный с большими резными листьями, а плоды у  клена крылатые.

IV. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо, 
Закачалось деревцо. 
Ветер тише, тише, тише –
Деревцо все выше, выше.

V. Закрепление о растениях леса

1. Работа с учебником. Чтение учащимися по учебнику на страницах 98-99, 103.

2. Работа в рабочей тетради.

VI. Продолжение новой темы

– Продолжаем наше путешествие по зоне лесов.

Звучит запись со звуками зверей и птиц.

– О ком мы будем сейчас говорить? (о животных)

Рассказ учителя о животном мире  лесов.

Слайд 19

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить  крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок). Также  в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси,  зайцы, белки, глухари,  полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи,  медведи), другие делают на зиму запасы.

Слайд 20

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых  орехов.

Слайд 21

Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только  прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и  задними лапками.

Слайд 22

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Слайд 23

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Слайд 24

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Слайд 25

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики  ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

 Слайд 26

– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

VII. Закрепление изученного

1. Работа в рабочей тетради.

Выполнить самостоятельно задания 3 и 6 на страницах 32-33 тетради.

– Ребята, почему животный мир зоны лесов так разнообразен? (Много пищи; есть, где укрыться).

Выполнение задания 7 на стр. 34 тетради.

Слайд 27

– Какие бывают леса? (Тайга, смешанный лес, широколиственный).

Выполнение задания 2 на стр.31 тетради.

2. Работа в парах по карточкам.

Задание№1

Объедини слова в группы. Подпиши названия групп.

Евразия, тундра, луг, Африка, Земля, лес, Солнце, степь, Австралия, Венера, Полярная, пустыня, Юпитер, озеро.

а) __________________________________________ - __________________.

б) __________________________________________ - __________________.

в) __________________________________________ - __________________.

г) __________________________________________ - __________________.

д) __________________________________________ - __________________.

Задание№2


Восстанови пищевые цепи. Напиши, для какой природной зоны они характерны.


А) _____________ личинка жука усача дятел ___________________

Б) Лист дерева ____________________ синица __________________


В) Травинка мышка ______________________ ___________________


Природная зона: ______________________________________________________________________




3. Кроссворд (если позволяет время).

– А сейчас, ребята, давайте разгадаем кроссворд.

Слайд 28

VIII. Подведение итогов урока.

-Какие леса образуют лесную зону?

Проверим предположения, которые вы высказывали в начале урока. (смотрим на доску)

-Чьи предположения оказались верными?

IX. Рефлексия.

Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем надо поработать?

VIII. Домашнее задание

Прочитать стр. 98-104 учебника, ответить на вопросы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!