СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сахалинский лес - неосознанная трагедия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«"Сахалинский лес - неосознанная трагедия"»

Тема. Сахалинский лес – неосознанная трагедия.


Цель: расширять представление о роли леса в жизни человека и природы через содержание произведений русских поэтов и писателей; познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека; осознавать важность рационального использования и охраны лесов.

Планируемые результаты:

Личностные учащиеся научатся решать нравственные проблемы на основе текстов художественных произведений; научаться высказывать свои мысли, аргументировать их.

Метапредметные Формировать навыки работы в группах; умение договариваться о распределении ролей в своей деятельности.

Предметные. Познакомятся с произведениями русских поэтов и писателей. Формировать навыки работы с текстом: ответы на вопросы, акцентное вычитывание. Определять характер литературных героев, анализировать их поступки. Расширять словарный запас на основе знакомства со словами.

Оборудование.

Для учителя: презентация Power Point, интерактивная доска, ПК

Для учеников: набор цветных карандашей, цв. бумага, клей, ножницы.


  1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Ребята, посмотрите, какая сегодня погода! Деревья пробудились от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и этим прекрасным настроением вы поделились друг с другом.


II. Постановка темы урока.

На самом краешке России,

Где море бьётся в берега,

Лежит он в океане синем,

Как в песне звонкая строка…

Весна немного припоздает,

Промедлит осень взять права -

И к сенокосу вырастает

По плечи самые трава.

А то в апрель влетят метели

И так завеют белый свет,

Что в дальних селах по неделям

Ни писем нет и ни газет.

Но он живёт, живёт наш остров!

И сквозь циклонный ветробой

С неиссякаемым упорством

Идёт на спор с самой судьбой…

И пусть на тесной карте мира

Порой едва означен он -

К нему протянуты пунктиры

Земных дорог со всех сторон.


- Ребята, о каком острове идет речь в этом стихотворении? (Ответ детей.)

- Правильно о Сахалине. А чем славится наш остров? (Лесами.).

Тема нашего урока «Сахалинский лес – неосознанная трагедия».

III. Постановка проблемного вопроса

- Что такое трагедия? (драматическое произведение заканчивающееся гибелью героя, тяжкое переживание, несчастье.)

- исходя из определения, которое вы дали, как вы поняли, кто герой нашего урока? (Лес.)

- Что может случиться с лесом, раз это трагедия? (Лес может погибнуть.)

- Почему неосознанная? Как понимаете смысл этого слова (Не сознают, до конца не понимают.)

- К кому относится слово неосознанная: к нам, людям или к кому-то или чему-то? (К людям.)

- Почему возникают трагедии, приводящие лес к гибели? Это проблемный вопрос, ответ на который мы с вами получим в ходе урока, а разобраться в этой проблеме нам помогут произведения русских поэтов и писателей.

IV. Речевая разминка.

- Отгадайте загадку.

Его весной и летом

Вы видите одетым,

А осенью с бедняжки

Срывают все рубашки. (Лес.)

- Прочитайте эту загадку орфографически.

- Прочитайте эту загадку орфоэпически.

- Прочитайте с грустью.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитайте выразительно.


V. Введение в тему.

1. Обсуждение значения и леса

– А теперь на минутку закройте глаза и представьте лес. Все вы его видели, не раз бывали в нем. Откройте глаза и скажите, зачем нам нужен лес?

– В лесу человек отдыхает.

Значит, лес – это место отдыха.

– В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит.

Значит, лес – аптека.

– В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.

Значит, лес - источник чистой воды и пищи.

- А для чего еще нужен лес?

– Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья в лесу.

Значит, лес – это источник топлива.

– Из древесины делают различные изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники.

Значит, лес – это источник древесины.

– В лесу растут разные растения, живут всякие животные.

Лес – это дом для растений, животных, грибов.

– Растения выделяют кислород, которым мы дышим и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.

Лес - защитник воздуха, водоемов, почв.

– А еще лес украшает нашу землю.

Значит, лес – это красота.

– Вот такая схема «Значения леса в жизни человека» у нас получилась:









2. Причины трагедии леса

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают трагедии, приводящие лес к гибели? Давайте попробуем их исследовать.

VI. Работа с текстом

1.Работа по карточке № 1

- Возьмите карточку № 1.

- Прочитайте стихотворение Н.Некрасова:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько здесь было красивых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели,

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились,

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и в лес убежал.


- Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

- Какие строчки показались наиболее образными, как бы ожили перед вами? - Какие слова употребляются в переносном значении?

- Как вы думаете, при каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строки этого стихотворения?

– Так о какой трагедии идет речь в этом стихотворении?

Как вырубали лес, как убегают звери.

- Еще ХIХ веке великий русский писатель Н.Некрасов в своей поэме «Саша», отрывок из которого мы только что прочитали, уже ставил проблему гибели леса. Прошло целое столетие, а оказывается ни чего не изменилось.

– Если раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора и ручных пил, которым не уничтожить лесные массивы и при этом вырубали только сухое дерево, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины (Работа по слайдам «Вырубка леса»)


- Какую иллюстрацию вам хотел бы сделать к этому стихотворению?(Работа по рисунку Мотовилова В.)

Людям казалось, что у нас лесов очень много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности Площадь земли занятого лесом составляет 90% от всей площади нашего острова. Запасы древесины не безграничны. Ее хватит на 350 лет. Если брать среднюю продолжительность жизни человека - 70 лет, то этой древесины хватит только на 5 поколений.

- Так какую проблему леса мы сейчас с вами попытались выяснить, чтобы лес оставался в своем первозданном виде?

- Вырубка леса.

- А еще, добыча древесины разрушает не только леса, в первую очередь от этого страдают наши сахалинские реки. Практически все реки острова нерестовые. Ученые доказали, что в реках берега которых пройдены рубкой, снижается рождение лососей.(____________________________)

- А что же получила природа?(___________________________)


(Заполняю схему «Причин трагедии леса»)

VII. Физкультминутка.

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Покачайтесь,

Покружитесь,

Потянитесь,

Распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку.

Руки вверх и руки вниз

И на месте прыг да скок!

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Все в порядок приведите

Вновь работать все начните!


2. Работа по карточке № 2

- Возьмите карточку № 2.

- Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан?


Василий Андреевич Сухомлинский


«Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же собрала в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.


- Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

· повествование (рассказывает);

· описание (показывает);

· рассуждение (доказывает).

- Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

- Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

- Что в этом рассказе тебе показалось грустным?

- Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

- В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор? (Нравственная проблема.)

Какую проблему раскрывает этот рассказ?

Загрязнение леса. (Заполняю схему причин трагедии леса)


- Какую иллюстрацию к этому рассказу можно нарисовать?

(Работа по рисункам Желудковой Л. И Жуковой В. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки не разлагаются в земле 200 лет, а пластиковые и стеклянные бутылки до 1000 лет. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. )

VIII. Продолжение работы по теме урока.

3. Работа по карточке № 3

- Возьмите карточку № 3.

- Прочитайте стихотворение Вадима Шефнера «Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…


А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег.

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.



- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

– Человек не затушил костёр, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.

– О какой трагедии рассказывает поэт?

О пожаре.

- В чем она заключается? (Лес гибнет по вине охотника)

– А ведь этого могло и не быть, если бы он соблюдал правила поведения в лесу.

- Что должен был сделать охотник? О каких правилах он забыл?

– Он забыл погасить костёр и убедиться в том, что костёр вновь не разгорится.

- Какой литературный прием использует автор в этом стихотворении?(олицетворение - не живые предметы говорят, думают, поступают как люди).

- какие действия совершает огонь?

- Какие сравнения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

- С каким природным явлением автор сравнивает пожар?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (Страх.)


- Одно дерево – миллион спичек, одна спичка – миллион деревьев.

(Работа по рисункам Барковой О. и Сирич Н. Пожары обезобразили и опустошили таежные просторы Сахалина на много лет. Во многих местах он без помощи человека не вырастит никогда, а если и восстановится, то только через 200 – 300 лет.

– Посмотрите, какая схема у нас получилась:



IX. Работа в группах.

- Сегодня на уроке, ребята, мы с вами вели разговор о значении леса в жизни человека и о трагедии наших сахалинских лесов. Выяснили причины его гибели. Наш рассказ был о трудных вещах, он не был веселым и легким, но осознание проблемы – первый шаг к ее решению. А сейчас я предлагаю вам выполнить практическую работу.

– Давайте подумаем, как можно обратиться к людям, чтобы предотвратить гибель наших лесов. Какие опорные знаки можно сделать, которые бы отражали бы опасные для леса действия человека.


«Берегите лес от пожаров!»

«Не рубите лес! Они легкие нашей планеты!»,

«Лес наш дом! Не засоряйте его!»

«Сохраним родной лес»

Рефлексия. Что услышали? Что увидели? Что почувствовали?

Итог урока .

- Да, каждый человек должен помнить о том, что он оставит своим детям.

Каждый из вас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век, через тысячелетия, и сможет ли лес им дать то, что даёт нам сейчас.

Домашнее задание. Если у вас появилось желание, выучите понравившееся стихотворение наизусть.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!