СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Салтыков-Щедрин М.Е. "Как один мужик двух генералов прокормил" литература 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по литературе в 7 классе М.Е. Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил". конспект урока с презентацией. использовался на открытом уроке.                                        

Просмотр содержимого документа
«готовый урок»

Конспект урока по литературе

Класс: 7

Тема: М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Учитель: Мещерякова А. В.

Цель:      Организовать деятельность учащихся по выявлению в тексте средств выразительности, помогающих показать характеры персонажей в сказке.

 Задачи:

общеучебные:

  1. Развитие умения определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;

  2. Формирование умения выявлять жанровые особенности сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

познавательные:

1.       Совершенствование умений учащихся понимать значение и роль художественных приемов создания персонажа;

2.      воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

коммуникативные:

  1. Развитие устной монологической речи, исследовательских, коммуникативных качеств и навыков самооценки;

  2.  продолжить формирование умений работать в коллективе и находить согласованные решения, умения высказывать собственное мнение и выслушать мнение других.

 Структура урока:

  1. Мотивация и целеполагание.

  2. Развитие темы

  3. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.

  4. Проверка домашнего задания. Анализ сказки.

  5. Обсуждение проблемного вопроса.

  6. Подведение итогов по содержанию урока.

  7. Домашнее задание.

  8. Рефлексия.

 Виды учебной деятельности:

  1. Работа с литературоведческими терминами.

  2. Анализ отрывков художественного произведения.

  3. Работа с учебником.

  4. Контроль знаний по терминологии.

 Технологии, методы обучения, формы организации познавательной деятельности:

  1. Элементы технологии дифференцированного обучения.

  2. Репродуктивный метод.

  3. Частично – поисковый метод.

  4. Коллективное обучение (работа в группах)

 Планируемые образовательные результаты.

Научатся: определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;

Получат возможность: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, работая в группе; осуществлять поиск нужной информации.

Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, иллюстрации.

Перед уроком класс делится на две группы.

Ход урока.

I.Мотивация и целеполагание.

Стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)

1.Что знаем по теме урока? 

- прочитали сказку;

- знаем автора сказки;
- знакомы с определением жанра “сказки”;
- знакомы с понятиями “сатира”,  “юмор”, «гипербола», «сарказм», «ирония», «олицетворение». (слайд 2)

2. Что должны узнать?
- каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);
- характер героев;

- какие приемы  использовал автор, для того чтобы раскрыть характеры героев и показать  жанровые особенности сказки. (ил. 1) (слайд 3)

 II. Реализация домашнего задания. 

- Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, знакомились с биографией писателя)

На сегодняшнем нашем уроке мы познакомимся с замечательным писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковым и его произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (слайд 4)

Настоящая фамилия писателя — Салтыков, псевдоним Щедрин.

Детство писателя:

Родился в январе 1826г. В селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Запомнилась будущему писателю безропотность слабохарактерного, набожного отца и крутая властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы, наказания не только крепостных, но и собственных детей. (слайд 5)

Учёба. К шести годам был обучен французскому и немецкому языку. Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее (шесть лет). На одном из курсов был объявлен продолжателем Пушкина. С1844г. служит чиновником в канцелярии военного министерства Входит в кружок, созданный Михаилом Васильевичем Петрашевским русским революционером. (ил. 2) (слайд 6)

Творчество. Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. (слайд 7)

За небольшим исключением сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.). Сказки – итог многолетних наблюдений писателя. (ил.3)

Основная задача сказок С.-Щедрина обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.

Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык. (слайд 8)

3. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.

- Ребята, скажите, что такое

ГРОТЕСК?

ЭЗОПОВ ЯЗЫК? (слайд 9)

- Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.

- Что такое сатира?

(Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.).

-Основными приемами сатиры является:

- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

- Гипербола – преувеличение.

- Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

- Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.

Физминутка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там,

Плывут рыбки тут и там (слайд 10)

4. Проверка домашнего задания.

Анализ сказки.

-На дом вам было задано прочитать сказку. Давайте сейчас поработаем над ней.

- Где начинается действие произведения?

+(В Петербурге, на улице Подьяческая.). (ил.5) (слайд 11)

- Верно. Улица Подьяческая.

Подьячим – на Руси с 16 до началеа18 века называли помощника Дьяка, человека, работающего в канцелярии.

Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

- Почему так названа улица?

+ (расположено много канцелярских учреждений).

- Кто герои произведения? +(два генерала). (ил. 6, 7) (слайд 12,13)

- Кто такой генерал? +(Генерал – высокий военный чин).

- Что мы узнаем о них в начале произведения? Найдите в тексте. (работа с текстом).

- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).

- Где завязка в произведении? +(Генералы попадают на необитаемый остров). (слайд 14)

- Какой остров считается необитаемым? +(где нет людей) .

- Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? (найти в тексте). (ил. 8,9,10) (слайд 15,16)

- Найдите в тексте моменты, где речь идет о сне? (сновидение, сон, ночные рубашки)

- Что такое сон? +(Сон – пограничное состояние между жизнью и смертью).

Генералы пытаются уйти от реальной жизни – уснуть. Не получается.(ил 11) (слайд 17)

- Почему? - О чем они думают? (ил. 12) (слайд 18)

+Мысли о еде (поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?

- О чем пишут в газете? Найти в тексте. (Докажите текстом).

- Какой выход находят генералы из создавшегося положения? (Найти мужика, текст). (ил. 13) (слайд 19)

- Кто такой мужик? (зависимый крестьянин). (ил. 14) (слайд 20)

- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы? (ил. 15,16,17) (слайд 21, 22, 23)

(работает на генералов, с ним тепло и уютно, он их одеяло).

- Где кульминация произведения? + (нашли мужика).

- Где развязка? +(возвращение в Петербург). (ил. 18,19) (слайд 24, 25)

- Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

(генералы – люди, не умеющие жить своим трудом, привыкшие жить чужим трудом)

- Выжили бы они без мужика? (нет)

- В Петербурге они жили своим трудом?

+ Нет. И в Петербурге они ведут паразитический образ жизни, а, очутившись на необитаемом острове, без прислуги, обнаружили повадки голодных, диких зверей, готовых сожрать друг друга. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения.

Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика.

- Какими приемами сатиры пользуется автор в этой сказке?

- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

(Генерал не может сорвать яблока с дерева)

- Гипербола – преувеличение.

(Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)

- Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

- Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного. (сцена остервенения генералов). (слайд 26)

Физминутка

Все подняли руки - раз!

На носках стоит весь класс,

Два присели, руки вниз,

На соседа посмотри.

Раз! - И вверх,

Два! - И вниз,

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз - присели, два - поднялись.

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать (слайд 27)

5.Обсуждение проблемного вопроса.

- О чём, используя средства выразительности, хотел сказать Салтыков – Щедрин в своей сказке? (слайд 28)

6.Подведение итогов по содержанию урока:

-Что должны были узнать? Что узнали?  

- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

Составление: каков смех у Щедрина? (слайд 29)

Смех

Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками.
Задумайся!

7. Домашнее задание:

 Создать собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, используя рассмотренные на уроке средства (слайд 30)

8. Рефлексия. 

- Определите своё настроение (поднимают карточки соответствующего цвета)

- поставим  оценку: уроку, учителю, классу, себе.                                                                                    

 - Спасибо за урок. (слайд 31)










Конспект урока по литературе

Класс: 7

Тема: М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Учитель: Мещерякова А. В.

Цель:      Организовать деятельность учащихся по выявлению в тексте средств выразительности, помогающих показать характеры персонажей в сказке.

 Задачи:

общеучебные:

  1. Развитие умения определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;

  2. Формирование умения выявлять жанровые особенности сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

познавательные:

1.       Совершенствование умений учащихся понимать значение и роль художественных приемов создания персонажа;

2.      воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

коммуникативные:

  1. Развитие устной монологической речи, исследовательских, коммуникативных качеств и навыков самооценки;

  2.  продолжить формирование умений работать в коллективе и находить согласованные решения, умения высказывать собственное мнение и выслушать мнение других.

 Структура урока:

  1. Мотивация и целеполагание.

  2. Развитие темы

  3. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.

  4. Проверка домашнего задания. Анализ сказки.

  5. Обсуждение проблемного вопроса.

  6. Подведение итогов по содержанию урока.

  7. Домашнее задание.

  8. Рефлексия.

 Виды учебной деятельности:

  1. Работа с литературоведческими терминами.

  2. Анализ отрывков художественного произведения.

  3. Работа с учебником.

  4. Контроль знаний по терминологии.

 Технологии, методы обучения, формы организации познавательной деятельности:

  1. Элементы технологии дифференцированного обучения.

  2. Репродуктивный метод.

  3. Частично – поисковый метод.

  4. Коллективное обучение (работа в группах)

 Планируемые образовательные результаты.

Научатся: определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;

Получат возможность: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, работая в группе; осуществлять поиск нужной информации.

Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, иллюстрации.

Перед уроком класс делится на две группы.


Этап урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Мотивация и целеполагание.


Стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)

1.Что знаем по теме урока? 

- прочитали сказку;
- знакомы с определением жанра “сказки”;
- знакомы с понятиями “сатира”,  “юмор”, «гипербола», «сарказм», «ирония», «олицетворение»,

2. Что должны узнать?
- каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);
- характеристику героев;

- какие приемы  использовал автор, для того чтобы раскрыть характеры героев и показать  жанровые особенности сказки.

Регулятивные УУД – целеполагание, планирование, прогнозирование

 II. Реализация домашнего задания. 


- Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, знакомились с биографией писателя)

- Физминутка для глаз.

На сегодняшнем нашем уроке мы познакомимся с замечательным писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковым и его произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (портрет)

Настоящая фамилия писателя — Салтыков, псевдоним Щедрин.

Детство писателя:

Родился в январе1826г. В селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Запомнилась будущему писателю безропотность слабохарактерного, набожного отца и крутая властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы, наказания не только крепостных, но и собственных детей. «Детство и молодые годы мои было отношения между поместным дворянством и подневольною массою… но и во все формы общежития, одинаково втягивая все сословия в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха быть ежечасно раздавленными».

Учёба. К шести годам был обучен французскому и немецкому языку. Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее (шесть лет). На одном из курсов был объявлен продолжателем Пушкина. С1844г. служит чиновником в канцелярии военного министерства Входит в кружок, созданный М.В.Петрашевским. (ил. 2)

Творчество. Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения.

За небольшим исключением сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.). Сказки – итог многолетних наблюдений писателя.

Основная задача сказок С.-Щедрина обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.

Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык.


Общеучебные УУД – извлечение необходимой информации из произведения

3. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.


- Ребята, скажите, что такое

ГРОТЕСК?

ЭЗОПОВСКИЙ ЯЗЫК?

- Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.

- Что такое сатира?

(Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.).

-Основными приемами сатиры является:

- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

- Гипербола – преувеличение.

- Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

- Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.

Физминутка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там,

Плывут рыбки тут и там


4. Проверка домашнего задания.

Анализ сказки.


-На дом вам было задано прочитать сказку. Давайте сейчас поработаем над ней.

- Где начинается действие произведения?

+(В Петербурге, на улице Подьяческая.). (ил. 3)

- Верно. Улица Подьяческая.

Подьячим – на Руси XVI-начала XVIII века называли помощника Дьяка, человека, работающего в канцелярии.

Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

- Почему так названа улица?

+ (расположено много канцелярских учреждений).

- Кто герои произведения? +(два генерала). (ил. 4)

- Кто такой генерал? +(Генерал – высокий военный чин).

- Что мы узнаем о них в начале произведения? Найдите в тексте. (работа с текстом).

- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).

- Где завязка в произведении? +(Генералы попадают на необитаемый остров).

- Какой остров считается необитаемым? +(где нет людей) .

- Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? (найти в тексте). (ил. 5)

- Найдите в тексте моменты, где речь идет о сне? (сновидение, сон, ночные рубашки)

- Что такое сон? +(Сон – пограничное состояние между жизнью и смертью).

Генералы пытаются уйти от реальной жизни – уснуть. Не получается.

- Почему? - О чем они думают? (ил. 6)

+Мысли о еде (поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?

- О чем пишут в газете? Найти в тексте. (Докажите текстом).

- Какой выход находят генералы из создавшегося положения? (Найти мужика, текст). (ил. 7)

- Кто такой мужик? (зависимый крестьянин).

- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы? (ил. 8)

(работает на генералов, с ним тепло и уютно, он их одеяло).

- Где кульминация произведения? + (нашли мужика).

- Где развязка? +(возвращение в Петербург). (ил. 9)

- Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

(генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом)

- Выжили бы они без мужика? (нет)

- В Петербурге они жили своим трудом?

+ Нет. И в Петербурге они ведут паразитический образ жизни, а, очутившись на необитаемом острове, без прислуги, обнаружили повадки голодных, диких зверей, готовых сожрать друг друга. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения.

Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика.

- Какими приемами сатиры пользуется автор в этой сказке?

- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

(Генерал не может сорвать яблока с дерева)

- Гипербола – преувеличение.

(Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)

- Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

- Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного. (сцена остервенения генералов).

Физминутка

Все подняли руки - раз!

На носках стоит весь класс,

Два присели, руки вниз,

На соседа посмотри.

Раз! - И вверх,

Два! - И вниз,

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз - присели, два - поднялись.

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации.

Личностные УУД – умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, ориентация в межличностных отношениях, действие смыслообразования.

5.Обсуждение проблемного вопроса.


- О чём, используя средства выразительности, хотел сказать Салтыков – Щедрин в своей сказке?

Логические УУД – установление причинно – следственных связей, Общеучебные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание

6.Подведение итогов по содержанию урока:


-Что должны были узнать? Что узнали?  

- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

Составление: каков смех у Щедрина?

Смех

Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками.
Задумайся!

Логические УУД – установление причинно – следственных связей, Общеучебные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание

7. Домашнее задание:



 Создать собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, используя рассмотренные на уроке средства


8. Рефлексия. 


- Определите своё настроение (поднимают карточки соответствующего цвета)

- поставим  оценку: уроку, учителю, классу, себе.                                                                                    

 - Спасибо за урок.






































Просмотр содержимого документа
«рефлексия»







Просмотр содержимого презентации
«открытый урок»

М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Конспект урока по литературе Класс: 7 Учитель: Мещерякова А. В.

М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Конспект урока по литературе

Класс: 7

Учитель: Мещерякова А. В.

I.Мотивация и целеполагание.

I.Мотивация и целеполагание.

  • 1. Что знаем по теме урока? 
  • прочитали сказку;
  • знаем автора сказки;
  • знакомы с определением жанра “сказки”;
  • знакомы с понятиями “сатира”,  “юмор”, «гипербола», «сарказм», «ирония», «олицетворение»
2 . Что должны узнать?  - каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);  - характер героев; - какие приемы  использовал автор, для того чтобы раскрыть характеры героев и показать  жанровые особенности сказки.
  • 2 . Что должны узнать?

- каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки); - характер героев;

  • - какие приемы  использовал автор, для того чтобы раскрыть характеры героев и показать  жанровые особенности сказки.
Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин
  • Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин
Родился в январе 1826г. В селе Спас-Угол Тверской губернии
  • Родился в январе 1826г. В селе Спас-Угол Тверской губернии
Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее
  • Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее
Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения.
  • Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения.
Основная задача сказок Салтыкова-Щедрина обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей. Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык.
  • Основная задача сказок Салтыкова-Щедрина обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.
  • Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык.
Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде. Эзопов язык - особый вид тайнописи в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысли автора.
  • Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.
  • Эзопов язык - особый вид тайнописи в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысли автора.
Физминутка Две ладошки прижму, И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса я подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там, Плывут рыбки тут и там

Физминутка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там,

Плывут рыбки тут и там

Улица Подьяческая
  • Улица Подьяческая
Генералы пытаются уснуть
  • Генералы пытаются уснуть
Думают о еде
  • Думают о еде
Какой выход находят генералы из создавшегося положения?
  • Какой выход находят генералы из создавшегося положения?
Кто такой мужик?
  • Кто такой мужик?
Мужик работает на генералов
  • Мужик работает на генералов
Возвращение в Петербург
  • Возвращение в Петербург
Какими приемами сатиры пользуется автор в этой сказке? - Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе. (Генерал не может сорвать яблока с дерева) - Гипербола – преувеличение. (Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)

Какими приемами сатиры пользуется автор в этой сказке?

  • - Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

(Генерал не может сорвать яблока с дерева)

  • - Гипербола – преувеличение.

(Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)

  • - Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.
  • - Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного. (сцена остервенения генералов).
Физминутка Все подняли руки - раз! На носках стоит весь класс, Два присели, руки вниз, На соседа посмотри. Раз! - И вверх, Два! - И вниз, На соседа посмотри. Будем дружно мы вставать, Чтобы ногам работу дать. Раз - присели, два - поднялись. Пусть мужает ваше тело. Кто старался приседать, Может уже и отдыхать

Физминутка

Все подняли руки - раз!

На носках стоит весь класс,

Два присели, руки вниз,

На соседа посмотри.

Раз! - И вверх,

Два! - И вниз,

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз - присели, два - поднялись.

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать

Обсуждение проблемного вопроса.

Обсуждение проблемного вопроса.

  • О чём, используя средства выразительности, хотел сказать Салтыков – Щедрин в своей сказке?
Подведение итогов по содержанию урока:

Подведение итогов по содержанию урока:

  • -Что должны были узнать? Что узнали?  
  • - Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?
  • Составление: каков смех у Щедрина?
Домашнее задание :

Домашнее задание :

  • Создать собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, используя рассмотренные на уроке средства
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!