СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самарский край в эпоху камня и раннего металла.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект квест-урока по предмету "История Самарского края" ( 1 часть Самарский край в эпоху камня (Палеолит. Мезолит. Неолит). 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока самарский край в эпоху камня»

Урок: История Самарского края

6 класс

Тема: Самарский край в эпоху камня и раннего металла

(часть 1. Палеолит. Мезолит. Неолит)

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: квест-урок

Форма работы: групповая

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа презентация. Очень важно!!! наличие у детей устройств для чтения Qr-кода (мобильный телефон), карточки с заданиями, наградные фишки.

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Чтобы наш урок сегодня прошел очень интересно вам необходимо разделиться на 4 команды.

(Деление класса на группы. В группе 5 чел. В зависимости от количества детей в классе возможно большее количество групп. Команда, которая первая справляется с заданием, получает наградную фишку. Выигрывает команда, набравшая большее количество наградных фишек).

Учитель: Сегодня в СМИ появилась экстренная информация. В Самарской области пропала группа археологов.

Слайд 1 читает учитель: Раскопки проводились в атмосфере абсолютной секретности. 28 недель археологи работали безрезультатно.

На 29-й неделе что-то пошло не так. Команда бесследно исчезла. Единственное, что осталось от них, - этот дневник.

Слайд 2 Чтобы узнать правду об исчезновении экспедиции, всегда держите под рукой:- Этот дневник,- Карандаш (ручку) - Устройство, умеющее читать штрих-код. (Скачайте в Pley Маркете программу для чтения Qr-код)

Слайд 3. Наведите камеру телефона на Qr-код.

Дети (Информация по Qr-коду на телефоне детей): Самарские археологи отправились изучать стоянки верхнего палеолита. На столе руководителя экспедиции была найдена странная записка.

Учитель (раздает карточки с заданием).

Задание № 1: Расшифруйте записку и вы узнаете место, где проводились раскопки.

Ответ: Постников овраг

Слайд 4

Учитель: Вам стало известно, что группа археологов направилась в район Постникова оврага, где были обнаружены поселения верхнего палеолита. Ученые обнаружили каменные орудия труда.

Слайд 5 Пригладитесь к ним, на них проявились таинственные письмена.

Наведите камеру телефона на Qr-код и узнайте ваше задание.

Задание № 2 (Информация по Qr-коду на телефоне детей): Разгадайте древние письмена и узнайте, кто стал первыми обитателями нашего края.

Учитель: раздает карточки с заданием

Ответ: Неандертальцы

Учитель: Около 75 тыс. лет назад началось оледенение, и, хотя ледник располагался севернее территории Самарского Поволжья, он повлиял на его климат и ландшафт. Обширные степные пространства были местом обитания северных и благородных оленей, зубров, диких лошадей, шерстистых носорогов, мамонтов. Стада этих животных привлекали общины охотников.

Около 40 тыс. лет назад территорию Европы начинают заселять люди современного вида.

Слайд 6. Наведите камеру телефона на Qr-код и узнайте, как называют этих представителей современного человека.


Ответ: (Информация по Qr-коду на телефоне детей): Кроманьонцы

Слайд 7. Учитель: Перемещаясь за стадами животных, они появились в Поволжье. Кроманьонцы научились изготавливать более совершенные орудия труда из специальных заготовок, осколков камня – ножевидных пластин.

Наведите камеру телефона на Qr-код и узнайте следующее задание.

Задание№ 3: (Информация по Qr-коду на телефоне детей): Из набора карточек соберите название этого вида современного человека и узнайте, какие орудия труда эпохи палеолита нашли археологи в месте раскопок.

Учитель: (раздает карточки с заданиями)

Ответ: Гарпун, украшения, копьеметалка

Слайд 8.

Учитель: В этом компьютере секретная информация с базы пропавших археологов.

Задание № 4: Введите пароль - орудия эпохи палеолита.

Слайд 9.

Учитель: Итак, вы получили доступ к компьютеру. Здесь хранится информация о том, куда далее отправились археологи. Но, как видите она зашифрована.

Наведите камеру телефона на Qr-код

Информация по Qr-коду на телефоне детей: Ключ к разгадке кода лежит в отрывке из дневника археологов.

Внимательно приглядитесь к этим строчкам. С помощью них вы сможете расшифровывать цифры. Первая – номер строчки, вторая – номер буквы.

Задание № 5

Учитель раздает карточки с текстом: Слайд 10.

На смену палеолита пришел мезолит (средний каменный век).

Его хронологические рамки – 10- 6 тыс. лет до н.э.

Постепенно сформировался привычный для нас ландшафт,

распространялись таежные и широколистные леса, населенные

современными видами животных.


в

о

л

г

а

5.3

4.6

6.6

2.2

1.2

Ответ: Волга


Учитель: Итак, вам стало известно, что ученые, продолжая изучать культуру среднего каменного века, отправились на берег реки Волги. Но куда точно – это предстоит выяснить?

Слайд 10. Нам известно, что стоянки эпохи мезолита сохранились по берегам реки Сок, Волги и Самары. У сел Нур, Чекалино, Кочкари, Красный Яр.

Наведите камеру телефона на Qr-код.

(Информация по Qr-коду на телефоне детей: Последний раз группу археологов видели в селе Кочкари, где они продолжили исследования.

Стало известно, что в ходе работы ими были сделаны важные открытия, связанные с изобретениями людей в эру мезолита.

Возможно - это важная информация прольет свет на таинственное исчезновение экспедиции. Но, чтобы ее получить вам необходимо решить кроссворд.

Буквы в названия села имеют свое цифровое обозначения. Слайд 11

Задание № 6

к

о

ч

к

а

р

и

1

2

3

4

5

6

7

Впишите в клеточки орудия труда из текста на карточки с заданием.


л

у

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

к

 

 

 


 

 

 

 


 

 

ж

г

5

р

п

у

н

 

 

 


с

е

т

7

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 


2

с

т

6

о

г

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Ы

 

 

 


В мезолите были изобретены лук и стрелы, ловушки для зверя и птицы. С изобретением лодка, весел и сетей значительную роль начала играть рыбная ловля. Практиковалась и охота на рыбу с помощью острог и гарпунов. Для передвижения по глубокому снегу были придуманы лыжи и снегоступы.

Создавали составные орудия. Так, стрелы делали из кости, а наконечники из кремниевых пластинок.


Ответ: Лук, стрелы, лодка, весла, сети, лыжи, острог, гарпун, наконечник, снегоступы. Слайд 12

Слайд 13

Учитель: Для того, чтобы узнать куда следовать дальше наведите камеру телефона на Qr-код.

Задание № 7 (Информация по Qr-коду на телефоне детей: Обратите внимание на буквы выделенные смайлом. Составьте из них слово и узнайте, какое животное было одомашнено в период неолита.

Ответ: Собаку


Учитель: В конце 7-го начале 6 тыс. до н.э. на Средней Волге мезолит сменяется неолитом. Слайд 14.

Наш новый помощник привел нас к зарытому ящику.

Чтобы узнать, что в нем наведите камеру телефона на Qr-код.


Задание № 8

(Информация по Qr-коду на телефоне детей: В ящике закрытые капсулы. Найдите в них слово «собака» и узнайте, что является ярким признаком эпохи неолита). Слайд 15

(каждой команде раздается коробка/пакет, в котором лежат 5-6 шт. коробочек из-под бахил/киндер-сюрпризов (чем больше, тем интереснее) с листочками).

Ответ: Керамические изделия

Учитель: Рассмотрите вазы, найденные на раскопках. Возможно, в них есть подсказка о дальнейших действиях. Наведите камеру телефона на Qr-код.

Задание № 9

(Информация по Qr-коду на телефоне детей: Перед вами три разбитые вазы. Под ними шесть осколков. Осколком можно заполнить пробоину только один раз. Определите, от какой вазы сохранились осколки, и заполните пробоину. Слайд 16

Учитель: Слайд 17: Поздравляем! Вы узнали кординаты GPS новигатора.

Учитель: Слайд 18. Поздравляем! Вам удалось обнаружить пропавшую экспедицию! А вот, причину ее исчезновения Вы узнаете на следующем уроке.

Учитель: Спасибо за урок! Продолжение следует…

Подсчет наградных фишек. Объявление победителей!

(По опыту проведения квест-урока.

Обычно прохождение квеста занимает 35 мин.

Остается 5 мин. на устный опрос по материалу урока)



Просмотр содержимого презентации
«самарский край в эпоху камня ч.1»

Раскопки проводились в атмосфере абсолютной секретности. 28 недель археологи работали безрезультатно. На 29-й неделе что-то пошло не так. Команда бесследно исчезла. Единственное, что осталось от них, - этот дневник.

Раскопки проводились в атмосфере абсолютной секретности.

28 недель археологи работали безрезультатно.

На 29-й неделе что-то пошло не так. Команда бесследно исчезла. Единственное, что осталось от них, - этот дневник.

Чтобы узнать правду об исчезновении экспедиции, всегда держите под рукой: - Этот дневник - Карандаш - Устройство, умеющее читать штрих-код (Скачайте в Pley Маркете программу для чтения штрих-кода)

Чтобы узнать правду об исчезновении экспедиции, всегда держите под рукой:

- Этот дневник

- Карандаш

- Устройство, умеющее читать штрих-код

(Скачайте в Pley Маркете программу для чтения штрих-кода)

п о с т н и к о в о в р а г

п

о

с

т

н

и

к

о

в

о

в

р

а

г

Неандертальцы

Неандертальцы

Кроманьонцы

Кроманьонцы

Кроманьонцы гарпун копьеметалка украшения ************ ****** ********* гарпун

Кроманьонцы

гарпун

копьеметалка

украшения

************

******

*********

гарпун

О В 4.6 5.3 Л Г 2.2 А 6.6 1.2

О

В

4.6

5.3

Л

Г

2.2

А

6.6

1.2

Реки Мезолит Стоянки: ВОЛГА Сок Самара Села: Нур,Чекалино Кочкари,Красный Яр

Реки

Мезолит

Стоянки:

ВОЛГА

Сок

Самара

Села: Нур,Чекалино

Кочкари,Красный Яр

Мезолит к 1 о ч 2 к 3 а 4 5 р и 6 7

Мезолит

к

1

о

ч

2

к

3

а

4

5

р

и

6

7

Мезолит Изобретения:

Мезолит

Изобретения:

Мезолит А С О У Б К

Мезолит

А

С

О

У

Б

К

Неолит

Неолит

Неолит

Неолит

в Неолит а б

в

Неолит

а

б

Поздравляем! Вы нашли экспедицию!

Поздравляем!

Вы нашли экспедицию!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!