СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ деятельности старшей вожатой

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ профессиональной деятельности старшей вожатой для аттестации  

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ деятельности старшей вожатой»


Самоанализ

профессиональной деятельности

старшей вожатой Бабкиной Маргариты Юрьевны

Я, Бабкина Маргарита Юрьевна, старшая вожатая, образование высшее, педагогический стаж 31год, в должности вожатой – с сентября 2014 года. До 2014 года работала в системе дополнительного образования, поэтому приобретенный опыт в качестве методиста по дополнительному образованию помог организовать работу Детской Общественной Организации «Республика Хохляндия». Деятельность школы строится в соответствии с ФГОС, учебным, воспитательным планом, Уставом школы, а также социальным запросом учащихся и их родителей и или законных представителей Моей работой является обеспечение деятельности ДОО «Республика Хохляндия» в соответствии с Уставом школы, планом воспитательной работы школы, воспитательными задачами школы, планом работы детской организации, социальным заказом общества. В основу моей педагогической деятельности положена программа деятельности ДОО «Республика Хохляндия».

Главная задача моя как педагога и вожатой научить любить свою Родину, друзей, людей, окружающий мир, научить радоваться каждому прожитому дню, погрузить в мир прекрасного, воспитать чувство доброты и отзывчивости, нетерпимость к злу, сформировать навыки трудовой деятельности в коллективе и здорового образа жизни.

Обучая и воспитывая, я анализирую, как идёт развитие ребёнка, причины, вызывающие те или иные его поступки, задумываюсь об индивидуальных особенностях детей и роли коллективной творческой деятельности в формировании межличностных отношений школьников. Считаю, что с первых дней обучения и воспитания ребёнка в школе необходимо формировать его как творческую, свободную личность со здоровым чувством самоуважения и потребностью уважительного отношения к другим. Отсюда моя главная цель: понять ребёнка, создать комфортные условия для развития индивидуальных особенностей, сформироватьв потребность к самовыражению и самоутверждению.

Это можно сделать через коллективно-творческую деятельность. Исходя из актуальности изучаемой проблемы, мною сформирована следующая тема самообразования «Система коллективно - творческих дел (КТД) – как одно из средств формирования активной жизненной позиции и перспектива бесконфликтного общения».

Свою работу строю в соответствии с методикой традиционных коллективно-творческих дел, которые являются объединяющим началом между учащимися, педагогами, родителями. В этих комплексных делах участвуют ученики школы с первого по одиннадцатый класс. При этом мне важно не просто собрать всех вместе, а сделать интегрированные группы, где старшие обучают младших и помогают им адоптироваться в той или иной ситуации. Так укрепляются межличностное общение, осуществляется связь поколений, реализуются потребности в творческом самовыражении. Как правило, младшие школьники стараются подражать старшим, брать с них пример. Но пример должен быть положительным и тут важно, чтобы младшие не создавали себе кумира, а имели надежного партнера при выборе направления той или иной деятельности, а старшеклассники сумели направить способности подопечного в правильное русло.

Поэтому в системе работы детской общественной организации школы нет деления на объединения. Все наши учащиеся являются жителями «Республики Хохляндия».

Начальная школа – это сказочный край, работающий по программе «4+3», разработанной на основе концепции воспитательной деятельности Воронежской области (1996год).

Среднее звено – это города, работающие по методике КТД, разработанной и внедрённой академиком И.П. Ивановым, а также по программам ВРОДО «Искра»: «Игра – дело серьёзное», «Я - лидер», применяю также и методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив».

Старшеклассники – это министерства: СМИ, по работе с общественностью, по спорту, по культурно-массовым мероприятиям. Во главе республики – президент, которого выбирают путем тайного голосования после публичной защиты своей программы. Печатным органом нашей школы является газета «Скрепка», которая отражает и освещает все стороны школьной жизни, а также радиогазета «Школьная жизнь».

С целью создания системы в работе детской общественной организации, разработаны следующие программы: «Ступени лидерства», «Растим патриотов России», «Зелёная тропинка», «Школьный музей» «Радуга (организация досуга в период школьных каникул)».

Основой моей воспитательной системы служит предоставление всем участникам одинаковых стартовых возможностей, создание условий для самореализации личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, выявление способных и одаренных детей, укрепление физического здоровья учащихся. Провожу большую работу по сплочению ученического коллектива, используя педагогику сотрудничества «Я+МЫ».

Работаю в сотрудничестве с администрацией школы, педагогами, родителями, общественными объединениями и организациями района, использую их потенциал для организации воспитательного процесса в школе.

В системе воспитательной деятельности ставлю основную цель:

развитие творческого потенциала учащихся, обеспечивающего эстетическое, физическое, нравственное, патриотическое, интеллектуальное развитие, перспективу познания жизненных ценностей и приоритетов через активное вовлечение учащихся в разнообразную творческую деятельность.

Задачи программы:

Основная задача.

Реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего и общего развития.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях.

2. Воспитание основ доброжелательного отношения друг к другу.

Образовательные задачи

1. Побуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности .

2. Создание условий для охраны и укрепления здоровья учащихся через систему здоровьесберегающих технологий .

Развивающие задачи

1. Развивать у школьников интерес к окружающей действительности.

2. Развивать устойчивый интерес к получению знаний по патриотическому, нравственному, экологическому воспитанию.

3. Развивать активность, инициативность, самостоятельность.

Формы работы

- Практические занятия;

- Беседы;

- Игры;

- Тренинги;

- КТД;

-Соревнования;

-Праздники;

-Походы;

-Экскурсии,

-Участие и проведение акций;

-Флеш-мобы

Такие формы работы станут для школьника открытием в удивительный и прекрасный мир. На каждом мероприятии он будет узнавать что-то новое, учиться размышлять, выполнять самые необходимые действия. Моя воспитательная система строится на двух основных принципах: последовательности и постепенности.

1 принцип. Принцип последовательности заключается в том, что взрослые должны прививать детям с раннего школьного возраста навык выполнения тех или иных действий в определённом порядке.

2 принцип. Принцип постепенности заключается в постепенном привлечении детей к выполнению того или иного процесса.

При осуществлении принципов последовательности и постепенности необходимо соблюдать следующие правила.

1. Каждый процесс проходит в форме игры.

2. Использование индивидуально-личностной модели воспитания и развития.

3. Осуществление принципов последовательности и постепенности предусматривает единство требований со стороны взрослых, как в школе, так и дома.

Методика проведения процесса деятельности школьников на раннем этапе предполагает использование обязательных приёмов:

- создание предварительной установки на данный процесс;

- осуществление того или иного обучающего, воспитательного процесса должно протекать без суеты, не причиняя ребёнку неприятных ощущений;

- при проведении любого развивающего процесса у ребёнка следует формировать уверенность в том, что всё у него получится, он сумеет выполнить действие до конца, если будет стараться;

- педагог обязательно должен создать «ситуацию успеха» - открыто радоваться и чаще хвалить школьников за любые их достижения.

В целях планомерного воздействия на всестороннее развитие творческого потенциала данная система предусматривает проведение специальных занятий, тренингов на которых дети учатся слушать и слышать, обобщать и анализировать.

Успешно реализовывать свои педагогические идеи мне позволяют следующие условия:

- площадка для репетиций;

- аудиоаппаратура и видеоаппаратура;

- подборка сценариев;

- сборники песен и игр;

- реквизит к каждому мероприятию;

- мультимедийное оборудование;

- справочная литературу и ресурсы Интернет;

-поддержка и методическая помощь МКОУ ДОД «Дом детского творчества», ЦСКиД с. Хохол;

- взаимодействие с родителями.

В своей работе, как было сказано выше, я применяю методику КТД, разработанную и внедрённую академиком И.П. Ивановым. Вместе с ребятами анализируем каждое КТД, что помогает выявить его значимость, а также планируем дальнейшую реализацию начатого направления в других формах деятельности.

Чаще всего методику КТД я использую для работы с учащимися, которые входят в состав совета дела, который формируется при проведении любой формы работы: мероприятия, соревнования, акции и т.д.

Учащиеся любят данную форму организации мероприятий, так как она дает им возможность развивать и применять на практике свои возможности, приобретать навыки проектирования, проявлять лидерские качества и организаторские способности и умения, расширять кругозор. В качестве примера можно привести организацию таких традиционных КТД как «День самоуправления», «День дублёра», «Учёба актива», «Школа актива», «Мастер-класс!» «Весенняя Неделя Добра» и др. Одной из распространенных воспитательных форм в нашей детской организации является мероприятие. Цель воспитательных мероприятий – создание условий для формирования у обучающихся чувства патриотизма, духовных, культурных и нравственных ценностей, сознательного и ответственного отношения к окружающим. Активное участие ребята приняли в акциях «Мой подарок ветерану», «Белый цветок», «Звезда Отечества», «Бессмертный полк» вечерах отдыха «Осенние посиделки», «Вечер волшебных превращений», встречах за круглым столом с клубом «Золотой век», «Вожатыми - Артековцами», воинами - интернационалистами, «Связь поколений», посвященному 100-летию комсомола, «Хохольскому району -75». Фольклорных фестивалях «На Казанскую», «Пасхальная радость». Наиболее важную роль играет эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его заключается в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, получить удовлетворение от проведенного мероприятия.

Принято считать, что, играя, ребенок познает мир. В детской организации играм принадлежит особая роль. Игры – это такой универсальный вид деятельности, который можно использовать и как самостоятельное мероприятие, и как его составную часть. Игры оказывают огромное воздействие на эмоциональную составляющую ребенка, создают большие возможности для реализации организаторских умений и навыков, а также творческих способностей на всех этапах развития учащихся . А для педагога появляется уникальная возможность выявить лидеров, определить круг ведомых, изучить психотип игроков .

В школе я провожу самые разные игры: познавательные «Почемучки и всезнайки», игры-путешествия «В стране невыученных уроков», «Занимательная география»

Особое внимание уделяю проведению интеллектуальных игр. Здесь важно учитывать уровень развития ребенка, использовать индивидуальный подход на всех этапах организации игры, т.е. следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свои интеллектуальные способности. Таких игр проводилось немало: «Химия в экспериментах», «Студия Позитив», «Знаю, умею, научу», «Знайки и умейки».

Подвижные игры - это не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни. Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные игры, игры-соревнования, эстафеты, игры с мячом, кеглями, обручами, скакалками. Все эти игры увеличивают физическую активность, развивают быстроту реакции, смекалку, сообразительность, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность. Однако при проведении подвижных игр учитываю и контингент игроков, и их физическую форму, и принадлежность к группе здоровья. Поэтому игры делю на три группы: малой, средней и повышенной интенсивности.

Как показывает моя многолетняя практика, в организации жизнедеятельности ДОО важную роль играет объединение детей в группы по интересам. Так возникла идея открыть на базе школы объединения дополнительного образования «Ступени лидера» и «Школьный музей» где наиболее заинтересованные и активные ребята могли бы более полно реализовать свои возможности. В настоящее время я являюсь руководителем объединения «Ступени лидера». В рамках этого объединения организована работа школьной газеты «Скрепка», а также радиогазета «Школьная жизнь». Пресс-центр возник из реальных потребностей детской организации, а именно из необходимости:

  • во-первых, информировать о происходящем в ДОО «Республика Хохляндия», так как ритм современной жизни заставляет быть каждого члена школьного сообщества в курсе событий школьной и общественной жизни;

  • во-вторых, из потребности свободного обмена мнениями и впечатлениями;

  • в-третьих, из возможности реализовать свой творческий потенциал. Газеты можно найти и прочитать на школьном сайте

Для того чтобы воспитанники объединения могли реализовать себя, было принято решение о проведении мастер-классов «Что умею сам – научу другого». Воспитанники объединения освоили практику проведения «Школы актива» не только на базе своей школы, но и в рамках межсетевого взаимодействия. «Творческая карусель в твоей школе», «Моё жизненное кредо», «Моя будущая профессия». В конце учебного года проходит большая игра на местности, где тематику и форму проведения определяют воспитанники объединения. «Ступени лидера» даёт возможность проявлять лидерские качества, выражать себя, принимать решения, учит организовывать себя и других, нести ответственность за себя и других.

Я считаю, что в образовательном пространстве школы детской организации принадлежит очень значимая роль - сделать жизнь школьников яркой, насыщенной, интересной, незабываемой не только в учебном году, но и в каникулярное время. Для этого была разработана программа организации досуга в период школьных каникул «Радуга». Особое место в ней занимают летние каникулы и организация работы в пришкольном лагере с дневной формой пребывания. Подготовка к летним каникулам начинается в марте. Формируется отряд вожатых, который участвует в разработке проектов летнего отдыха детей в пришкольном лагере. Темы мероприятий придумывают сами дети, а направления деятельности определяются благодаря анкетированию учащихся, опросу их родителей и в соответствии с воспитательными задачами школы на период летних каникул. Так сформировались и стали традиционными направления: краеведение, патриотизм, экология, спорт. Поэтому работу планируем так, чтобы каждому нашлось дело по душе, и в разновозрастном коллективе было всем интересно и комфортно. В таком временном коллективе необходимо сформировать коммуникативные навыки, умение выстраивать межличностное общение, поэтому вожатые стараются привить навыки общения через игры на сплочение временного детского коллектива. Превращение образовательного процесса в интересный и увлекательный процесс познания ребёнком окружающего мира и формирования активной жизненной позиции





С 2014 года администрацией школы я назначалась начальником лагеря дневного пребывания «Дружба». Поэтому был разработан целый цикл методических рекомендаций в помощь воспитателю лагеря. В этих рекомендациях четко определены периоды работы смены лагеря:

  • Адаптационный;

  • Учебный;

  • Проектный;

  • Итоговый.

Это помогло воспитателям спланировать работу лагеря так, чтобы за 21 день пройти все этапы развития разновозрастного коллектива, где большинство детей из семей группы риска, многодетных, малоимущих, социально незащищённых. В организации разновозрастного детского коллектива помогает методика А.Н. Лутошкина «Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела - этот материал превращается в искусно изготовленный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном на этом этапе являются нормальная дисциплина и требования воспитателя. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, вот тут на помощь приходит не только воспитатель, но и вожатый, который работает в тесном сотрудничестве с воспитателем и является связующим звеном «воспитанник-воспитатель» Организации работы лагеря и особенно его досуговой деятельности уделяется большое внимание. Работа строится так, чтобы всем было интересно. Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что «нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Человеческая личность – это обязательно гармония мыслей и поступков».

Основой работы по воспитанию и развитию школьника, его межличностных отношений я считаю работу с конкретным учеником и его родителями. Но ребёнок живёт не только в школе, у него есть семья, родители, родственники. И для меня очень важно сделать их союзниками. Поддержка и понимание родителей – одно из необходимых условий успешности деятельности ДОО. Родителей мы приглашаем на самые значимые события школьной жизни, на совместные мероприятия:

концерт ко Дню матери «Мамины руки», день пожилых людей «Я с бабушкой своею…», спортивный праздник «Дружная семейка», фестиваль казачьей воинской славы и др. Проходит много заочных и очных конкурсов на знание семейных традиций и родословий семей, организовываются выставки семейных рукоделий и т.п.

Через организацию подобных мероприятий ребята учатся уважать своих родителей, хранить семейные ценности и традиции, гордиться своими предками. Общаясь со взрослыми, дети учатся житейской мудрости, трудолюбию, целеустремленности и несгибаемой силе воли, любви к Отечеству и уважению к старшим.

Обучая и воспитывая, я анализирую, как идёт развитие ребёнка, причины, вызывающие те или иные его поступки, задумываюсь об индивидуальных особенностях детей и роли коллективной творческой деятельности в формировании межличностных отношений школьников. Считаю, что с первых дней обучения и воспитания ребёнка в школе необходимо формировать его как творческую, свободную личность с развитым чувством самоуважения и потребностью уважительного отношения к другим людям.

Результатом работы является достижением ДОО «Республика Хохляндия» в районных конкурсах и мероприятиях: «Пионерии -95», «Их именами названы улицы нашего поселка»(2место), добровольческих проектов (2 место), «Они осваивали целину»(2 место), работа по организации школьного музея (1место)

Принимаю участие в работе МО классных руководителей и педагогического совета: Провела беседы: «Использование современных педагогических технологий в процессе воспитательной работы» 2015г., «Об утверждении плана основных мероприятий по введению ФГОС основного (общего) образования (ФГОС ООО)» - 2015 г. Принимаю активное участие в жизни поселения. В 2016 г. участвовала в творческом отчете поселения, где стала призёром в номинации «Декламация». На протяжении 10 лет принимала участие в организации олимпиады по основам избирательного законодательства и была ее ведущей. В мае 2015 года организовала и провела праздник, посвященный «Дню семьи», на котором присутствовали заместитель главы департамента социальной политики, заместитель главы Хохольского муниципального района В.М. Черных, руководитель районного пенсионного фонда Авдеева Л.А. Принимаю участие в районных и областных конкурсах, семинарах. Награждена грамотой областного совета детских организаций, а также грамотами районного отдела по образованию, молодёжной политике, культуре и спорту.

В октябре 2014 году принимала участие в «конференции классных руководителей» с презентацией «Первичная детская организация как средство социальной активности подростков».

Всегда работать вместе с детьми. В этом случае игровое мероприятие не по готовому сценарию, а рождается в результате коллективного размышления, поиска лучшего варианта. Важно не только помочь ребятам открыть себя, но и самой попробовать свои силы.

Модель выпускника последних лет отличается высокой мобильностью, наличием лидерских качеств, высоким уровнем культуры, положительной адаптивностью в социуме. В детской организации создана обстановка социальной защищенности, творческого содружества, особый климат и атмосфера. Выпускники являются безусловными лидерами в школьных делах, демонстрируют хорошую результативность в районных мероприятиях. Родители отмечают как преимущество такие качества детей:

  • к уверенность в себе;

  • умение преподнести себя;

  • коммуникабельность;

  • стремление к лидерству.

Одним словом, если смотреть на жизнь с оптимизмом и уметь находить тропинки к душам не только детей, но и их родителей, строить взаимоотношения всех участников образовательного процесса на основе сотрудничества, то можно сделать школьную жизнь интересной, увлекательной, полезной, а дни, проведённые в школе, незабываемыми и памятными на всю жизнь.

Никогда, ни на минуту нельзя останавливаться: меняется жизнь, вырастают одни, на смену им приходят другие дети. Надо опять искать подходы, находить волшебные ниточки к сердцам своих воспитанников, радоваться успехам и не опускать руки от неудач. Именно поэтому моим жизненным кредо являются слова «Живи для улыбки ребенка!»




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!