СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ открытого урока по литературному чтению на тему: "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"." УМК "Школа России" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ к уроку,конспект которого я здесь разместила.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ открытого урока по литературному чтению на тему: "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"." УМК "Школа России" 4 класс»

Самоанализ урока

Литературное чтение

4 «Б» класса

учителя  начальных классов

МБОУ СОШ № 10 г. Сальска

Пересыпкиной Н.В.

I Дидактическое обоснование.

Предмет: Литературное чтение; учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 4 класс, 2 часть.

Образовательная система УМК «Школа России».

Дидактическая цель: познакомить детей с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и проанализировать его; провести исследовательскую работу над произведением.

Тема: «К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»

Место урока в изучаемой теме: 1 урок.

Тип урока: урок – исследование

На предыдущем уроке мы изучали тему «Раскрытие главной мысли рассказов М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа «Тридцать лет спустя» Проведенный урок связан с предыдущим тем, что после изучения очередного произведения из раздела «Произведения о детях» мы плавно перешли к изучению темы «Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»». Это 10 произведение в этом разделе.

Познакомившись на уроке 08.02.2024г.с 1 и 2 частями произведения К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», планируется на следующем уроке продолжение изучения этого произведения (части 3 и 4).

Цель урока: 

*провести исследовательскую работу над произведением;

* учить выделять главное в содержании и делать выводы;

*расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах;

*формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;

* воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки

Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить с рассказом К.Г.Паустовского;

2. Расширять кругозор учащихся, обогащать их словарный запас, приобщать к искусству.

Развивающие:

1. Развивать умение работать над аналитическим чтением произведения;

2. Формировать творческое воображение через слушание музыкальных фрагментов Э.Грига.

Воспитательные:

1.Воспитывать доброе отношение к людям. Воспитывать любовь к литературе, музыке.


Планируемые результаты. УУД

Регулятивные: Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные:Поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной книге.

Коммуникативные: Ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Личностные:Осмысление и формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.



 В целом урок был направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих детям умение учиться, высказывать своё мнение, выражать эмоции, способствовать   саморазвитию и самосовершенствованию. Урок способствовал привитию интереса к чтению художественного произведения,слушанию и пониманию музыки.

При планировании данного урока я учла возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников своего класса.

На уроке использовались следующие  технологии: частично-поисковая, игровая, здоровьесберегающая. Я работала над развитием познавательных интересов, общеучебных умений и навыков учащихся.

С целью реализации личностно ориентированного развивающего подхода я использовала методы мотивации и стимулирования деятельности учеников: эмоциональный метод (стимулирующее оценивание), познавательный метод (опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, развивающая кооперация). Так, за 2 дня до урока я предложила детям выучить информацию о писателе К.Паустовском - биографию, черты характера , круг его интересов, информацию о Э.Григе, узнать музыку композитора, через которую он выражал свои чувства. Затем, учитывая интересы учащихся, разделила их на группы для проведения урока.

На уроке дети учились слушать и слышать других, аргументировать своё мнение.

В процессе урока я стремилась активизировать мыслительную и творческую деятельность каждого ребёнка, используя следующие приёмы и методы: беседа, рассказ, наглядность, частично-поисковый метод, работа с учебником и метод самостоятельной работы.

На данном уроке мною использован репродуктивный (в его основе учитывается степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний), объяснительно- иллюстративный метод обучения.

  • Во время урока были использованы следующие приёмы:

  • выступления у доски;

  • беседа об авторах музыки и рассказа;

  • групповая работа;

  • слушание музыки.

Эти приёмы помогали учащимся   слушать, выражать эмоции, вступать в диалог. Здесь имело место применение  коммуникативных УУД.

Во время чтения художественного текста я формировала   предметные УУД. Во время выступлений докладчиков и просмотра презентации я формировала  познавательные УУД.

Детям были даны  задания, позволяющие учителю в дальнейшем определить степень понятия учебного материала.  На данном этапе формируются  коммуникативные УУД и регулятивные УУД. 

Урок проводился  с использованием аудиозаписей композиций Э. Грига, коллективной работы, выступлений докладчиков, что способствовало вовлечению всех обучающихся класса в процесс освоения темы и анализа. Дети работали по парам, по командам, а также индивидуально (карточка), что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.

Репродуктивная и проблемная формы обучения эффективно сочетались, адекватно цели урока.

Распределение времени было рациональным.


     Весь урок был направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Для актуализации знаний организовала фронтальную работу с детьми, поставив перед ними проблемную ситуацию. Все этапы урока связаны между собой. Они логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Каждый из этапов урока был логически связан с предыдущим.   Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся и способствовали закреплению знаний. По объёму материал был подобран верно, т.к. были временные рамки урока, многие дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.

   Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь. На протяжении всего урока прослеживались межпредметные связи: литературное чтение, музыка, география.

На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению). Я считаю, что мною были применены на уроке ТСО целесообразно и эффективно. Мною использована мультимедийная презентация и аудиофайлы с музыкой Э. Грига. Для создания эмоционального настроя и здоровьесбережения детей использована физкультминутка в стихотворной форме. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Новые знания дети получили в результате работы с текстом учебника, с толковым словарем.

Материал урока был доступный, логичный. Плотность урока - выше среднего.

Контроль за усвоением знаний проходил в форме фронтальных вопросов.В ходе урока мною формировалась контрольно- оценочная деятельность обучающихся. В течение всего урока я систематически обучала детей осуществлять рефлексивное действие, принимала и поощряла выражаемую учениками собственную позицию, учила корректному общению, осуществляла личностное воздействие «учитель - ученик». Используя музыку, мною была создана атмосфера психологического комфорта на всех этапах урока.

Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно. Меня порадовали Диана Абдуллаева, Вика Кущева, Никита Дорошенко, Настя Дрындина, Фарит Шахмамадов,Салим Шахмамадов, Ася Строкань, удивили Джанилидзе Мадина, Григорьев Ярослав, огорчили Василиса Матвеенко, Настя Клочкова.

На уроке были сформированы универсальные учебные действия: личностные (смыслообразование), познавательные (выстраивают логические цепочки, действуют по алгоритму), коммуникативные (умеют работать в группах), регулятивные (учащиеся осуществляли прогнозирование, контроль и коррекцию выполняемых действий).

Учащиеся усвоили материал, не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении всего урока. Домашнее задание имеет оптимальный объем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

На уроке были созданы комфортные психологические условия для совместной деятельности ученика с учеником, для сотрудничества ученика с учителем. Была открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, т.е. рефлексия. Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. У некоторых детей тема вызвала затруднения. Работу с этими учениками в дальнейшем буду строить через индивидуальную работу.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог обучающимся продвинуться  в своём индивидуальном развитии.

Запланированный объём урока выполнен. Цель урока была достигнута. Задачи выполнены. Этому способствовало применение различных форм работы. Все учащиеся активно участвовали в процессе обобщения изученного материала. Интерес учащихся проявился в процессе работы в группе. На завершающем этапе мною был подведен итог урока, поставлены оценки.

Считаю, что детям на уроке было комфортно, тем самым было выполнено одно из требований к современному уроку – создание ситуации успеха, ребята ушли с урока удовлетворенные тем, как прошел урок.

Для меня важным было участие каждого ребенка в учебной деятельности, а знание реальных возможностей и способностей учеников, помогло им проявить себя, дало возможность самореализоваться.

Мне удалось уложиться по времени. Темп урока был оптимальным. Мне было легко вести урок. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Меня порадовали мои ученики. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

Все, что было запланировано – на уроке выполнили.

На следующем уроке я продолжу и закреплю изучение этой темы с применением других форм и методов работы.

Я сама в целом осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Цель урока можно считать достигнутой. Я полагаю, что мне удалось обеспечить мотивационную сторону урока, а именно, создать условия для учащихся посредством чтения вступить в общение с писателем. Эмоциональная оценка полученной информации явилась ответным коммуникационным актом, позволяющим судить о полученном удовольствии моими учениками от чтения данного художественного произведения. Я усвоила для себя, что нужно и дальше работать по новой программе ФГОС, активно вовлекать учащихся в самостоятельную добычу знаний.

 Вместе с тем, в будущем я уделю внимание развитию учащихся умений находить важное в тексте, работать в группе, делать самооценку, это моя цель для дальнейшего саморазвития.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!