Самоанализ
Открытого занятия по внеурочной деятельности «Умелые ручки».
Работа с бумагой. Техника «Оригами»
Занятие по конструированию из бумаги в технике оригами
для детей начальной школы
Автор: Уразбахтеева Зифанур Халиловна, учитель начальных классов
Цель: Выполнить коллективную работу в технике оригами
Задачи:
развивающие: развивать творческие способности, мелкую моторику рук, уверенность в своих силах и способностях.
образовательные: закреплять умение и навыки работы с бумагой, выполнять последовательные действия.
воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, трудолюбие, эстетические чувства, аккуратность при выполнении работы.
Планируемые результаты:
Формируемые УУД
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение оформлять свою мысль в устной речи, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение взаимодействовать в группе, умение договариваться.
Личностные: актуализация жизненного опыта, организация рабочего места, аккуратное выполнение модели рыбки, умение делать нравственно-этические суждения.
Регулятивные: определять цель деятельности (учебную задачу) на занятии с помощью учителя, работать с информацией, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности детей.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (презентация, модель, схема, информация из энциклопедии).
Оборудование:
мультимедийная техника, мультимедийная презентация, рисунок конуры, статьи из энциклопедии с картинками, бумага для офисной техники (формат А 5) белая, ножницы,
клей – карандаш, карандаши и фломастеры.
Значимым, для эффективного проведения занятия по данной теме, является проведение с детьми предварительной работы:
Место проведения – школа.
Занятие проводилось с детьми начальных классов в количестве 13 человек. Дети занимаются конструированием в технике оригами второй год. По результатам диагностики на начало учебного года дети овладели навыками складывания базовых форм: «треугольник», «двойной треугольник», «воздушный змей», «книжка». Поэтому, работа была направлена на закрепление умений, навыков создавать поделки в техники «оригами», используя операционные карты и приемы декоративного украшения.
Структура занятия методически выдержана.
Водная часть (организация детей) – 3 минуты.
Основная часть (практическая деятельность) – 23 минуты.
Заключительная часть (подведение итогов) – 4 минуты.
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предполагает выбор адекватных методов и приемов. Использовались следующие методы и приёмы:
словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, повторение и уточнение приемов складывания, напоминание, поощрение);
наглядные (показ демонстрационных материалов; слайды, операционные карты; рассматривание детских работ);
игровые (игровая ситуация);
практические (упражнение);
методы контроля (наблюдение, анализ детских работ).
Этапы занятия взаимосвязаны и плавно переходят один в другой.
Водная часть занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней.
Использование презентации позволило создать соответствующий эмоциональный настрой.
Проблемно-игровая ситуация – отсутствие щенков в конуре, способствовала погружению детей в игровой сюжет.
Основная часть занятия это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей. На данном этапе занятия приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Основная часть направлена на:
Дети самостоятельно выбирали материалы и оборудование для работы. Выработан алгоритм деятельности при изготовлении поделки. С интересом, увлеченно складывали щенков по операционной карте. Умело используя линейку, простой карандаш, намечая и проглаживая линии сгиба. Проявляли инициативу и самостоятельность при выборе способов украшения щенков (графический, аппликативный).
Дети владеют навыками работы с ножницами: вырезают по линиям и на глаз; делают надрезы; разрезают полоски разной ширины. Важный момент, на который было обращено внимание, – это напоминание о правилах безопасности при работе с ножницами.
При оформлении панно, обращалось внимание на заполнение всего пространства, умение создавать композицию.
В заключительной части занятия подводится итог и дается оценка результатам деятельности детей. Итог направлен на оценивание детьми своих возможностей. Для активизации анализа детских работ были использованы вопросы о внешнем виде поделки, о способах оформления. Что получилось? Что не получилось? Какие были трудности?
Для обеспечения активности детей, хорошей работоспособности, поддержания интереса на протяжении всего занятия использовалось: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, наглядность (операционные карты демонстрационные и индивидуальные).
По итогам проведенного занятия, можно сделать следующие выводы:
самостоятельно выбирать материал и оборудование для работы;
работать с операционной картой;
украшать поделки по собственному замыслу;
приводить в порядок рабочее место.
Наблюдая положительные результаты уровня развития детей с помощью техники оригами, считаю, что данную работу необходимо продолжать.
Используемая литература:
Логинова И.В. Бабаева Т. И. Программа «Детство» Детство – Пресс, 2014.
Мусиенко С.И. Оригами в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2005.
Соловьева Н.Г. Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Соколова С.П. Оригами для старших дошкольников. – «Детство – Пресс», 2004.
Соколова С.П. Азбука оригами. – М: Изд-во Эксмо; СПб. Изд-во Домино, - 2004.
Соколова С.П. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. – М.: Изд-во Эксмо; СПб. Изд-во Валери СПД, 2004.